Галерея
Интересные факты 6
Актеры 17
Съемочная группа 2
Рекомендуем 7
Отзывы к
фильму
13
Фильм, рождённый, чтобы напомнить обывателю, кем был Артур Эддингтон, а в качестве идеи выбравший пацифизм и международное сотрудничество — заведомо вызывает уважение. Его призыв не распространять политические конфликты на другие сферы жизни поистине благороден, но британский запрет на связи с немецкими исследователями не кажется капризом, когда научная машина врага рука об руку трудится с машиной военной. Это сотрудничество послужило основой для самой жестокой на тот момент войны со сражениями-мясорубками и химическим оружием. В фильме точно показан исторический момент, когда наука становится основой военного потенциала любой страны, выведя простую и действенную формулу: кто владеет технологией, тот побеждает в войнах. Тем приятнее, что письма Эддингтона и Эйнштейна пробивали железные занавесы, пересекали минные поля и привели в итоге к знаковому открытию.
Главная проблема картины — на стержень посыла о войне, предрассудках и зарождавшемся глобализме, создатели не нарастили качественную драму с увлекательным сюжетом и многогранными персонажами. Реализация подкачала — фильм выглядит как рафинированная документалка от BBC, без всех тех деталей, делающих её научно-популярной. Может, цель картины — подтолкнуть зрителя к самостоятельным изысканиям на поприще истории и физики, но поверхностное освещение тематики — не лучшая мотивация. Нужно уметь отвечать хотя бы на простые вопросы, которые могут возникать у зрителя при просмотре, в то время как фильм об учёных непозволительно редко обращается к науке, а когда обращается, делает это походя, намеренно упрощая термины и их суть. Ориентир на широкую тв-аудиторию напоминает, что можно закрыть глаза на такую халатность, но лента, в которой Общая теория относительности предстаёт как преемница законов Ньютона и вызов гегемонии британской науки, следовало бы уточнить, какая такая осадная башня взяла неприступную доселе крепость классической механики.
Тем удивительнее, что тот же режиссёр с той же командой снял четырьмя годами ранее разносторонний тв-байопик о Стивене Хокинге, в котором наука не сиротливо стояла в стороне, а была грамотно и художественно вписана в сценарий. И хотя упор в нём тоже делался на биографические подробности, однако в главном герое был отчётливо виден учёный, а уже потом сын, любовник и вообще человек с тяжёлой судьбой. А здесь Эйнштейн в первую очередь муж, любовник, пацифист и лишь потом только физик. Получается, что создатели живописали о любовных симпатиях Артура и Альберта, а представить их как настоящих учёных почему-то не удосужились. То ли два героя вместо одного помешали вылепить столь же многогранных персонажей, каким у них получился Хокинг, то ли желание сделать новый фильм лучше и эмоциональнее прежнего, однако результат налицо: за первым слоем сюжета — пустота.
Собрав под свои знамёна именитых британских актёров, фильм не поставил перед ними достойную задачу. Дэвид Теннант старательно играет интеллигента, но поскольку большего сценарий не требует, охарактеризовать его актёрскую игру как-то ещё не получится. Энди Сёркис естественен в роли молодого Эйнштейна, далёкого от стереотипного образа мудрого, эксцентричного дедушки с растрёпанной седой шевелюрой. Всё, что есть в распоряжении обоих актёров — пацифистские принципы персонажей и недокрученные любовные истории, что занимают немало времени, но сути или выводов не несут. Их образы лишены глубины и всякой изменчивости. Герои с самого начала представлены как состоявшиеся личности, а событие, которое могло подтолкнуть их к росту, резюмирует ленту. Выходит, это пересказ истории, щипцами выдранной из биографии великих физиков, имеющей вне общей исторической и научной канвы низкую ценность.
Самым запоминающимся художественным приёмом, в силу своего одиночества, стали часы Эддингтона, что с каждой последующей сценой приближались к полудню, подобно тому, как физика приближалась к становлению Теории относительности. И в момент солнечного затмения они-таки переступили полдень, а человечество — границу новой эпохи. Было бы в картине больше такой красоты, иносказательности и глубины, она стала бы умнее и элегантнее, однако многочисленные упрощения и сюжетная бедность портят впечатление от тех удачных сторон, которыми картина и так не слишком богата.
Находясь на пороге важного открытия, которое перевернет представление человечества об устройстве Вселенной, двое ученых сталкиваются не только со сложностью выведения новой теории и ее доказательства. Один из них живет в Англии, второй — в Берлине, и когда начинается Первая мировая война, в науку вмешивается политика и межнациональная вражда, делающие все возможное, чтобы это сотрудничество, которому впоследствии предстояло изменить мир, не состоялось.
Спустя несколько лет после совместного создания кинофильма о выдающемся современном ученом Стивене Хокинге, режиссер Филип Мартин вновь объединяется со сценаристом Питером Моффатом, чтобы снять еще один научно-биографический фильм. Только на этот раз они решают рассказать сразу о двух светилах науки прошлого века: об Артуре Эддингтоне и Альберте Эйнштейне, а также о потрясающих результатах их совместной работы.
«- Кто убил Реймонда Лоджа? Мы все. Эта глупая, бессмысленная война убила его. Исключив немцев из Общества мы не вернем наших людей обратно. Научный поиск истины стоит выше национальной розни. Он ставит нас выше ненависти, злобы и страха. Он должен высвобождать лучшее в нас.»
Астрофизику из высшего сословия Артуру Эддингтону не легко приходится в годы Первой мировой войны. Нет он не отправляется на фронт, но начинает борьбу в своей родной стране, борьбу за научную истину и за то, чтобы никакие политические распри не затмевали разум ученым; хотя от горя утраты он тоже мог бы возненавидеть всех и вся. Любопытно, как в его сознании наука переплетается с верой в Бога, с одной стороны создавая конфликт, а с другой — вдохновляя и побуждая найти истину мироустройства. Спасибо огромное Дэвиду Теннанту за то, что он так драматично напомнил миру об Эддингтоне, о котором сейчас мало кто знает, но без чьей веры, понимания, поддержки и храбрости бороться за научную истину в столь враждебное время мы бы могли и не услышать об Эйнштейне.
«- Мы должны делать как можно лучше то, что умеем. Это священный долг любого человека.»
Совершенно непохожим на Эддингтона оказывается тогда еще малоизвестный Альберт Эйнштейн. Это такой себе свободолюбивый чудак с восторгом изучающий окружающий мир, и чья личная жизнь показана здесь с довольно драматической стороны. Хотя с первого взгляда Энди Серкис вроде бы и не похож на Эйнштейна, но потом все больше и больше проглядывается в нем похожая смесь любознательности, гениальности и безумности, которую можно заметить на фотографиях во взгляде, лице и в выходках Эйнштейна. А с каким огнем в глазах он сыграл тот момент, когда его гения осенило!
Интересно наблюдать и за женскими персонажами в этой истории. Сестра, жена, любовница… Разумеется, эти второплановые героини меркнут пред двумя великими учеными, но, несмотря на презрительное отношение многих мужчин-ученых к женщинам в те времена, эти героини вдохновляют своей силой и тем, как показывают, что они действительно равны с мужчинами, отстаивая свои права, независимость мысли и являясь бесценной поддержкой и вдохновением, без которых главным героям пришлось бы туго. Этих женщин отлично сыграли английские актрисы Ребекка Холл, Люси Коху и Джоди Мэй. Зато не самые теплые эмоции вызывает сэр Оливер Лодж в таком консервативном исполнении Джима Бродбента, грубо смешиваюший личное горе и военную политику с наукой.
Военные времена накладывают свой темный отпечаток на все отрасли жизни, но так важно, чтобы даже в такое время человеческие разумы не забывали свое предназначение, тянулись друг к другу, и в их сотрудничестве рождались блестящие идеи, приносящие пользу, а не создающие ядовитый газ, чтобы убить больше солдат противника. Поэтому глядя на многих ученых, окружающих Эддингтона в Англии и Эйнштейна в Берлине, просто ужасаешься их работе.
Жаль, что эту кинокартину мало кто видел. Пусть не отпугнет зрителя ее серьезный сюжет, ведь у режиссера Филипа Мартина получилась отличная драма, охватывающая нечто большее, чем сотрудничество двух ученых. Есть тут и забавные, и романтичные, и душераздирающие, и вдохновляющие моменты. Та сцена, когда Эддингтон объясняет, как работает гравитация на примере скатерти, хлеба и яблока, так проста и понятна, что аж удивляешься, как же это раньше люди не додумались до этого. Да и самой своей атмосферой и витающим в фильме желанием узнать окружающий мир лучше, понять его, история пробуждает живой интерес к поднимающимся здесь темам и исследованиям. Ведь на самом деле это действительно все так увлекательно! И, несмотря на скромный бюджет телефильма, создатели сделали все, чтобы продемонстрировать величие и значимость работы двух ученых, например, показав невероятно красивым то самое затмение, которое и определило, кто же прав: Ньютон или Эйнштейн. Хотя тут кинокартина и подчеркивает, что в науке не важно, чья взяла, важна истина открытия и возможность ею поделиться.
«- Я очень люблю свою страну. Но моя страна — это только моя страна. А все это — это нечто гораздо большее.»
Войны проходят, оставляя по себе руины и горы трупов. А наука должна продолжать идти вперед, лучше узнавая наш мир, глядя в светлое будущее и не позволяя при этом затуманить себе ясный разум ненавистью.
Я случайно выбрала к просмотру этот фильм, не зная, кто такой Теннант (я не смотрела пока «Доктор Кто»), зная, конечно, кто такой Энди Серкис (кто его не знает после Голлума?), интересуясь судьбами двух великих ученых. Фильм мне в целом понравился. Он добрый, светлый, оптимистичный. Комментарии же следующие.
Режиссер постарался разыграть байопик по правилам массового потребления: словно научно-популярная статья, показывает широкой публике, что и она, горемычная, вполне способна употребить, пережевать, усвоить теорию относительности (смотри: вот скатерть, вот яблоко). Я не физик, мало что в этом смыслю, мне даже понравились такие лапидарные, топорные визуализации. Сцена с падающими куриными яйцами (урок гравитации), плаванье в лодке без руля (урок относительности движения), трагический момент с удушенными газом голубями (урок смерти). Немного истории, пафоса пацифизма, любовных перипетий и совсем чуть-чуть книжек и формул (для декора). Получился такой вот квадратный (стандартный) байопик. И в этом свои плюсы и минусы.
Плюсы — как раз в том, что после просмотра потянутся зрители к Википедии почитать и про Эйнштейна (так в чем же она, эта его теория?), и про Эддингтона (мол, он что, действительно гей?). И в том, что показаны оба героя выпукло и живо. Интересные, колоритные оба.
Из минусов — поверхностность сюжета, желание собрать как можно больше красивых «картинок» (высунутый язык Эйнштейна хотя бы), некоторое преувеличение в трактовке образов. Эйнштейн уж больно дурашливый, Эддингтон — фанатичный (и я не больно верю в его ориентацию…)
Впрочем, настоящая находка для каждого персонажа — его «невидимые спутники». Шуберт, Бетховен, Гендель, Моцарт… Это все планеты Солнечной системы в мире Эйнштейна. Почему музыка? Да еще в средневековых университетах изучали музыку наряду с астрономией и математикой. Музыка чисел, магия формул. Эйнштейн поражен красотой вселенной, которая ему открылась. «It’s shaped!» Т. е. она имеет форму! И это так удивительно. И рядом ему не нужна женщина-физик, ему нужна женщина-музыкант, муза… сам он словно легкий, влюбленный в жизнь Моцарт… А когда врывается война, выясняется, что и Бетховен, и Шуберт политически ангажированы. И неблагонадежны. Как и вся милитаристская Германия. Оказывается, и у науки тоже есть политический паспорт…
А спутники Эддингтона — Бог и Время. В своей торжественной речи Артур говорит о теории Эйнштейна: « The time is not the same for all of us. But different for each one of us» (с) Время течет неодинаково, оно различное для каждого из нас… Часы, подаренные другом Уильямом, отсчитывают время занятий астрономией, время прощания навсегда (на вокзале), время затмения, время жизни и смерти.
Поучительный урок дан уже за кадром: время действительно неодинаково для каждого из нас. Эддингтон сделал Эйнштейна знаменитостью, но сам был при жизни забыт. Из логики развития сюжета это никак не следовало, так что оставим на совести сценаристов.
Я не фанат ни того, ни другого актера. Скажу лишь, что образы получились запоминающиеся. А еще на очереди у меня к просмотру — другой фильм о другом ученом, но того же режиссера, — «Хокинг».
8 из 10
Про великого физика Альберта Эйнштейна знает даже тот, кто далек от мира физики, например я. Но вот кто такой Артур Эддингтон — этот вопрос поставил меня в тупик, когда я читала фильмографию Дэвида Теннанта, и сразу же загорелась желанием посмотреть, прекрасно осознавая, что я не пойму и половины из того о чем они там говорят… Теперь я могу утверждать, что смогла понять больше, чем я ожидала.
1914 год. Первая Мировая Война изменила представления людей о мире, об окружающем их обществе, о науке. В это неспокойное время двое ученых-физиков состоят в переписке: в Германии — еще неизвестный, но весьма перспективный ученый Альберт Эйнштейн готовится доказать революционную теорию гравитации, но, проживая на территории военизированной страны, он не имел сторонников, т. к. не желал создавать оружия массового поражения. В Англии — астрофизик Артур Эддингтон верит в правоту теории Эйнштейна и вынужден сражаться за это перед членами Королевского Астрономического общества, которые не желали, чтобы их представления о Вселенной зависели от немца. Эддингтон решается на поездку на далекий остров Принсипи, где в 1919 году он сможет наблюдать солнечное затмение, которое покажет — прав ли был Эйнштейн или нет?
Так уж получилось, что физику я никогда не понимала, а астрономию у нас не преподавали. Сейчас я знаю, какое это упущение и решила немного поднаверстать и узнать хотя бы самые главные понятия этой науки. Понять Общую Теорию Относительности довольно сложно, но в общих чертах возможно. И мы, обычные люди, не сможем понять какой эффект произвела эта теория почти 100 лет назад — и все же такие вещи надо знать.
И несмотря на то, что многие научные термины иногда вводили в заблуждение, фильм произвел на меня сильное впечатление. Фильмы с подобным сюжетом, где его герои идут через казалось бы непреодолимые преграды, не обращая внимания на недоброжелателей и различные обстоятельства, при помощи верных сторонников идут к своей цели — каждый раз вызывают у меня восхищение и у меня всегда появлялось желание сделать что-нибудь полезное, для себя, для семьи, для друзей, по дому или кому-нибудь. Такое историческое кино меня всегда-всегда вдохновляло, вдохновляет и будет вдохновлять на различного рода свершения.
Иногда нет слов, чтобы выразить, насколько я восхищена актерской работой. Разумеется, я села смотреть фильм как поклонница Дэвида Теннанта — и он по-прежнему производит самое лучшее впечатление, каким бы не был его персонаж. Здесь он — лучший астрофизик Англии Артур Эддингтон, который жаждет новых знаний и признает, что Вселенная может быть вовсе не такой как полагали многие столетия. Он ищет новые объяснения, он отстаивает свою точку зрения перед обществом-староверов и которые не приемлют нововведения, он отправляется в далекую Африку и надеется на чудо. Таким человеком можно бесконечно восхищаться!
Настоящим открытием для меня стал Энди Серкис — разумеется, я неоднократно видела его на экране, неоднократно слышала его озвучку, и, конечно же, его Голлум — это вершина мастерства. Однако здесь я наверное впервые услышала его настоящий голос — глубокий, уверенный и такой правдивый и красивый: очередное подтверждение, что у британцев самая лучшая дикция и произношение и слушать каждого из них одно удовольствие! Энди показал нам совершенно другого Эйнштейна — молодого, иногда самоуверенного и очень романтичного, а также — разбитого, больного и отчаявшегося, что его работы будут иметь успех. Можно уверять, что первое письмо Эддингтона зажгло в нем уверенность в правильности его доводов. Герои Серкиса и Теннанта — очень мощные, одного из них невозможно выделить как главного героя — почему фильм и носит двойное название. Каждый из них сражается на своем поле боя, бросая вызов каждый день и доказывая всем, что они правы — что так и было…
Много очень важных второстепенных персонажей — сестра Эддингтона Уинни(Ребекка Холл), первая жена Эйнштейна Милева(Люси Коху), его кузина, которая станет его второй женой Эльза(Джоди Мэй), физик Оливер Лодж(Джим Бродбент), не пожелавший признать эту теорию, Фрэнк Дайсон(Ричард МакКейб), астрофизик, который поддерживал Эддингтона в его идеях и в поездке в Африку.
Кино вышло очень вдохновляющим и жизненным. Оно показывает, что прогрессу не страшны ни войны, ни противоречия, ни отрицания. Прогресс произойдет рано или поздно, и пока на свете будут люди подобные Эйнштейну и Эддингтону — наш мир всегда будет идти вперед и смотреть на звезды. Еще весь фильм я очень ждала встречи двух гениев и она была именно такой как я и ожидала — и она является замечательным завершением этой удивительного исторического события, которое не забудется никогда!
10 из 10
- Если завтра к 13:15 облака разойдутся и мы сделаем снимки солнечного затмения, то наша исследовательская работа будет завершена. Мы станем свидетелями поэзии бытия. Если Эйнштейн прав — космос уже никогда не будет выглядеть как прежде…
- Тогда лучше бы дождь прекратился, не правда ли?
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Эйнштейн и Эддингтон 2008 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
События фильма переносят зрителей в далекий 1914 год. За окном весна. А Европа готовится к войне. О существовании такого немецкого ученого-физика, как Альберт Эйнштейн, никто даже понятия не имеет. Однако Артур Эддингтон – малоизвестный астроном из Великобритании – посвящает много времени работам физика. Он начинает подозревать, что именно теории Эйнштейна позволят найти какие-то новые дороги на пути к тому, чтобы понять пространство и время. Но ведь Европа готовится к войне, и эти два ученых не имеют права налаживать мосты и общаться. Им угрожают, называя изменниками. Грозятся объявить это официально. Однако, не смотря на это, двое великих мужчин начинают общаться по переписки. Для обоих из них это становится важнейшим этапам в жизни. В Африке происходит затмении, и именно оно способно подтвердить, что все теории Эйнштейн верны. Поэтому Эддингтон собирает вещи и отправляет в Африку, чтобы здесь что-то значимое для всех. Например, навсегда изменить понимание человеком Вселенной.
Эйнштейн и Эддингтон / Einstein and Eddington 2008, США, драма, исторический