Галерея
Актеры 12
Съемочная группа 13
Отзывы к
фильму
9
Доменикос Теотокопулос — настоящее имя одного из величайших испанских художников, более известного по прозвищу Эль Греко. Уроженец Крита стал легендой живописи post mortem. Поскольку у него не было последователей, его гениальность признали спустя 300 лет после гибели. Биографический фильм рассказывает об основных этапах в жизни известного художника.
1) Его молодость, проходившая на греческой (точнее киприотской) земле, первая муза, которая стала прототипом Марии Магдалины. Кстати, образ кающейся блудницы Магдалины оказал большое влияние на западное искусство и на сознание верующих. На многих произведениях искусства ее образ изображен рядом с черепом, который свидетельствует о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной. Примечательно, что в фильме показали одну из первых работ художника «Оплакивание Христа с ангелами».
2) Второй значимый этап в жизни Эль Греко переносит нас в Венецию, где он удостоился чести работать в мастерской Тициана, что также оказало влияние на его живопись. Он быстро перенял венецианскую манеру цветопередачи, познал особенности масляных красок и приемы передачи перспективы и пространства. Не знаю, что там было на самом деле, но по сюжету фильма у него был интересный разговор с Тицианом о том, что люди ходят увидеть себя со стороны, но не всегда готовы к этому.
3) Заключительный этап — это переезд в Испанию. Именно там Эль Греко прожил до конца своих дней с любимой женщиной и сыном, написал лучшие свои картины и получил популярность и признательность. В фильме можно увидеть «Погребение графа Оргаса». Это полотно в церкви Сан Томе получило огромнейший успех. Один толедский священник, живший в то время, писал, что даже иностранцы приезжали полюбоваться картиной и приходили от нее в восхищение.
В общем, если интересуетесь живописью, то советую посмотреть. Наверное, художник действительно мог разглядеть в людях что-то святое, поскольку большая часть его работ была на религиозную тематику. Фильм красивый. Хорошие актеры, антураж, символика… Маловато действия, но для общего развития посмотреть можно. Отдельный плюс для меня — Хуан Диего Ботто, который сыграл роль кардинала.
6 из 10
Co времен Before night falls Джулиана Шнабеля для меня это лучший байопик о художнике. Я не буду оценивать историческую достоверность, ибо не специалист, это экранизация книги. Речь о другом. Как в случае со Шнабелем и его картиной — это был чистой воды fine art, снятый на пленку (ну тут сам бог велел, Шнабель -художник), то здесь — это абсолютное художественное полотно на целлулоиде. В El Greco совершенна каждая деталь: операторская работа Ариса Ставру, краски, цвет,- ох, эти синие и желтые тона Эль Греко, божественно!), свет (о, эти 3 ангела у него за спиной, облаченные в свет — это восторг!). Режиссер Янис Смарагдис, тоже, как и Эль Греко — уроженец Крита, снял совершенно грандиозную, и при этом очень интимную картину, свое собстенное видение того, каким был художник.
Фильм, снятый «с участием» трех стран — Греции, Испании, Венгрии, получился таким живым, таким солнечным (особенно критский период жизни Эль Греко (Доменикоса Теотокопулоса), что невозможно о нем рассказывать, его надо видеть, ощущать, насыщаться им, точно также как «насыщаешься» полотнами великих мастеров, питаясь их энергией и светом и транслируя их обратно, в мир.
Это совершенная работа, такая паневропейская, такая древняя и столь же современная, с выдающимися актерскими работами: Ник Ашдон (Эль Греко) — и это, похоже, его дебют в кино — восхитительного англичанина с мягкой улыбкой, кудрями и дивной осанкой, так основательно «вписавшегося» в солнце Крита и сумрак Толедо; как вседа прекрасный, очень мощно играющий аргентинец Хуан Диего Ботто в роли Великого Инквизитора, так и не сумевшего понять почему на полотнах художника лица простых людей становятся ликами святых, и все прочие актеры, большей частью греки — изумительны, прекрасны (работа кастинг-директора здесь филигранна и безупречна) и замечательно играют. редкий случай, когда в картине нет главных и второстепенных персонажей, тут все — единый монолит, все важны и все на своих местах, и это потрясает.
Дивная музыка Вангелиса, как, впрочем, и всегда.
Еще раз повторюсь, что это тот уникальный случай, когда трудно что-либо передать словами, ибо эта картина — как грандиозное полотно великих художников Ренессанса, его можно рассматривать часами, вглядываясь в детали, изучая всю композицию и восхищаться, как смертный мог создать такое, и не обошлось ли тут без Божественного вмешательства. И в случае с Эль Греко (да, в сущности, и с любым великим мастером эпохи Возрождения) это точно не будет преувеличением.
P.S. Эта картина примирила меня с Ираклионом, который мне особо не понравился (про то, что это родина Эль Греко я ранее не знала — shame on me!), впрочем, точно так же Энтони Мингелла примирил меня с красивым, но тоскливым во всех смыслах the Isle of Wight.
10 из 10
Из всего многообразия фильмов самая малая доля приходится на «красивые». Один из таких — «Эль Греко» Янниса Смарагдиса. Фильм очень легкий для восприятия. В экранизации истории своего героя режиссер пошел на вольности, чтобы сделать фильм не биографическим, а соблазнительно красивым. Он не грузит зрителя биографическими подробностями жизни художника, потому привлекателен для любого зрителя. Мечтатели найдут в данной ленте красивую историю любви. Поклонников исторического жанра не оставит равнодушной воссозданная в фильме эпоха в оппозиции религиозного догматизма с культурным прорывом. Для эстетов и художников интригующий будет теория живописи выдающегося мастера, дающая богатую пищу для ума.
Красота и гармония фильма отражается не столько в картинах Эль Греко, сколько в актерах, декорациях, сюжетных ходах, светотенях, красках, контрастах, ну и, конечно же, в глазах художника.
- Закрой глаза и скажи, что ты видишь?
- Я вижу счастье.
Он получал больше, чем мог вынести
Весь фильм строится на образе Эль Греко. Он и герой, и рассказчик. Сюжетные картины сменяют внутренние монологи, которые он записывает в свой дневник. Смарагдис сумел раскрыть не только героя, но и показать мир его эстетическими глазами. Любовь Эль Греко к Франческе больше, чем любовь мужчины к женщине. Для него Франческа стала Венецией, в своем дневнике он неоднократно пишет о ней «моя Венеция». Испанская жена Веронима в его восприятии — Испания в самых лучших ее проявлениях.
Священник рисует душу, а художник картины
В фильме раскрыта целая художественная эстетика от ремесленного производства живописных полотен художественного салона Тициана до самых смелых идей в развитии живописи. Большое внимание уделено эстетике Эль Греко. Он неоднократно задается вопросом, что делает человека святым? — Боль? Страдания? Смерть?.. Из подобных рассуждений художник приходит к выводу, что святые похожи на сумасшедших, которых встречаешь на улице. Из увлечения идеей святости рождается светоносное начало живописи Эль Греко, как борьба тьмы и света. По мнению художника, искусство лечит, так как свет побеждает смерть. Из-за его веры в эту идею, люди начинают ему доверять и мечтать оказаться на одной из картин мастера.
Наряду с художественной эстетикой в фильме много символических образов. Одним из которых является яблоко, символизирующее и яблоко раздора греческой мифологии, и яблоко первородного греха и сладости жизни. И каждое из этих яблок художник вкусил.
Если картины слишком красивы, то грехи слишком велики
А грехи, как дождь, проникающий в трещины храма
Мощным противоборствующим потоком красоте художника выступает образ кардинала, который чувствует себя орудием божественной кары, а сам погружается в мрак и пустоту. Только рядом с Эль Греко перед ним открываются врата света, и он видит ангелов. Интересна полемика художника и инквизитора о искусстве и его месте в мире религиозного фанатизма. В истории Эль Греко кардинал сыграл большую роль. Тонкая красная линия между ними ярко рисует образ искусства того времени. Для Эль Греко искусство — свет, а для кардинала светом является сам художник. Когда художник отказывается рисовать портрет, кардинал начинает порочить искусство и приходит к выводу, что искусство опасно, так как не каждый может его вынести.
Мое оружие — это мои картины
В очередной раз в фильме о жизни человека искусства подтверждается идея, что искусство — это волшебство, оно как цветок, который цветет раз в столетье, оно как вечная юная женственность, оно как неуловимая улыбка Моны Лизы. И каждый хочет этот цветок сорвать и спрятать. Картины Эль Греко рождают в душе кардинала самые светлые чувства. Они делают его человеком. Но в тоже время желание быть единственной моделью художника превращает кардинала в палача. Судебный процесс над Эль Греко это не что иное, как желание сломить его волю и подчинить себе. Все обвинения в искажении религии, богохульстве, выдаче грешников за святых, использовании ярких цветов выглядят миниатюрно смешными. Да и заявления, что картины должны быть скромны и порядочны и не отвлекать от молитвы демонстрируют кризис религии, когда костры инквизиции убивали в человеке веру.
Фильм прекрасен тем, что помогает в обыденном увидеть красоту.
В то время, когда Эль Греко уже ступил на свой духовный путь, таким горящим, источающим свет, увидел его впервые в мастерской Тициана испанский священник Ниньо де Гевара. Притягательность всемирно известного художника для будущего великого инквизитора в жизни самопознания оборачивается несмолкающим вопросом: как удается ему такая святость?
Распростершийся в молитве Гевара вопрошает у бога: «Почему ты не говоришь со мной», понимая, что неспособен увидеть бога в себе, как это делает его «бывший друг». Отчаявшийся инквизитор используя власть, призывает художника по обвинению в ереси. Что может вызволить из почти безысходного положения? Истина, разрушающая сам смысл суда. Гевара получает мучительный ответ, который так и не спасет его.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Эль Греко 2007 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Он не оставил после себя учеников, не создал собственной школы и не примкнул ни к одному из художественных направлений того времени. Его искусство было не только шире пределов любой национальной традиции, но и далеко опередило свое время. Уроженец острова Крит, Доминикос Теотокопулос получил прозвище Грек. Именно под этим именем он и вошел в историю искусства. Бежав от судебных тяжб с Крита, художник много лет проработал в Италии, а позже осел в Испании, в Толедо. О его жизни известно крайне мало, не сохранилось ни одного достоверного автопортрета, исчезла могила с его прахом, давно разрушен дворец маркиза де Вильены, где он жил. Да и само искусство толедского мастера пребывало в забвении вплоть до начала XX века. Но время сохранило самое главное — его картины.
Эль Греко / El Greco 2007, Венгрия, биография, драма