Галерея
Актеры 18
Съемочная группа 7
Отзывы к
фильму
8
Япония эпохи вторжения в Китай, оккупации Манчжурии и захлестнувшего страну внутреннего террора, находилась на пороге вступления во Вторую Мировую войну. Главенствующая знать наживала капитал за счёт разорения селян, правящая верхушка требовала экспансии ультраправых, малейшее недовольство императорской властью грозило пожизненным сроком. А большинство тюремных лагерей было переполнено пацифистами и левыми различного толка, заключёнными за решётку в угоду милитаристам. В одно из таких мест из-за своих антигосударственных убеждений попадает уважаемый учёный и писатель Шигеру. На плечи его супруги Кайо (Кабеи) ложатся все бытовые трудности, забота об их дочерях, Теруйо и Хацуко, и постоянное противостояние правительству, ближайшему окружению и даже родному отцу в борьбе за собственную семью. Её жизнь становится образцом женской стойкости, незаметного ежедневного героизма, сводящегося к добыче пропитания для детей, отправке передач для мужа и присутствию на общественных собраниях.
Фильм Ёдзи Ямады отличается камерностью, плавностью повествования и носит преимущественно созерцательный характер. Из лаконичности декораций и хорошо продуманного антуража рождается невероятная атмосфера того времени, создаётся эффект присутствия и сопричастности ситуации. При этом режиссёр избегает жестоких сцен насилия и оставляет войну за кадром, показывая только её последствия, и делая основной акцент на персонажах. Неловком и ранимом студенте Ямадзаки, стремящимся стать опорой семье, неожиданно потерявшей кормильца. Талантливой золовке Исаке, начинающей художнице, всегда готовой похлопотать по дому. Бестолковом и добродушном дяде из Нары, с недалёкими взглядами, но всегда позитивным настроением. Упрямой и игривой Теруйо, отзывчивой и чуткой Хацуко. И, конечно же, на самой Кабеи в образе матери, жены, сестры и Женщины, покорной, терпеливой, освещающей своей теплотой и любовью путь каждого оказавшегося рядом человека.
Цветовая гамма картины, стремящаяся к монохрому, периодически разбавляется то бело-алыми полотнами национального флага, то медленно падающим золотом осенней листвы, то нежно розовым цветением сакуры. Традиционно присутствующая в японском кино природа и здесь играет немаловажную роль, хотя и служит чаще всего лишь эпизодическим фоновым обрамлением, отдавая весь передний план различным бытовым зарисовкам. Будь то чтение писем, пение в кругу семьи, скромный рождественский ужин, развеска свежепостиранного белья или же утомительное удаление рукописных пометок со страниц книг, передаваемых Шигеру. Действие в основном развивается в пределах интерьеров хозяйского дома и тюремной камеры, лишь изредка перемещаясь на одну из соседних улочек, местный вокзал или полупустынный пляж. Чтобы показать акцию протеста против роскоши, проводить близких в дальнюю дорогу или неожиданно побывать спасателем.
Живой классик страны восходящего солнца, знакомый отечественному зрителю главным образом благодаря своему масштабному триптиху («Сумрачный самурай», «Скрытый клинок», «Любовь и честь»), вновь снял умное историческое кино, на этот раз сюжетно далёкое от феодальной тематики. Ассоциативно отсылая к камерным лаконичным постановкам Ясудзиро Одзу, лента Ямады в то же время исповедует принципы современного японского кинематографа, стремящегося критически обозреть былые военные кампании. Фокусируясь на личной трагедии конкретной семьи, он словно бросает вызов идеологии того времени, когда роль индивида была ничтожна, а державу и императора возносили до небес. Но благодаря стремлению к точности и правдивости в изображении деталей, у режиссёра вышел весьма достоверный слепок эпохи, одинаково убедительный и с художественной, и с документальной стороны.
Вопреки тому, что критика государственной системы в «Кабеи» ещё активнее, чем в самурайской трилогии, её автор и здесь не способен уйти от японского мировосприятия. И в очередной раз создаёт фильм о преданности, доблести и чести, хотя проявляют эти качества отнюдь не бесстрашные шизеку с катанами наперевес, а простые горожане — преподавательница музыки, её погибшая в Хиросиме тётя и скромный старшекурсник. Но самопожертвование матери, на краю социальной катастрофы сумевшей сохранить семью и обеспечить своим дочерям будущее, придаёт картине полинациональное, а то и вовсе общемировое звучание. Показывая, что лишь следование своему призванию и долгу (в данном случае, родительскому) дают возможность потратить жизнь с честью. И именно эта мысль является ключевой как для персонажей ленты, так и для понимания всего творчества режиссёра.
Когда Япония уже вторглась в Китай, но еще не напала на США, профессора Ногами осуждают за непатриотизм — такая статья уже была предусмотрена японскими законами. Вина Ногами состояла в том, что он позволил себе сомневаться в необходимости военной агрессии против других государств. За это его отправляют в тюрьму. У него остается жена и две маленьких дочери, а также в каком-то смысле его бывший студент Ямазаки, ставший близким другом семьи. Его супруга вынуждена мириться с новыми реалиями. Она ходит в тюрьму, унизительно пытаясь передать мужу кое-какие продукты и книги, и терпит катастрофическую нехватку денег, когда даже на еду не остается средств. Но она как будто не унывает — весь ее вид воплощает смирение.
Лента Ямады находится в общем русле современного японского кино, пытающегося критически осмыслить военное прошлое. Акцент режиссер сделал на личной драме отдельно взятой семьи, и сам этот акцент уже противоречит тому, что наблюдалось в Японии в военные годы, когда отдельный человек не значил ничего, а страна и император — все. Ямада стремился к точности и ввел некоторые любопытные детали, позволяющие лучше понять то время. Например, книги, передаваемые осужденным, не должны были содержать рукописных пометок. Поэтому жена Ногами вместе с Ямазаки часы тратят на то, чтобы вручную стереть пометки со страниц книг Ницше и Канта.
Жену Ногами режиссер, по-видимому, стремился изобразить как пример женской стойкости в тяжелые годы. Это так. Однако она не является борцом с японской системой, как это хочется представить некоторым. Она не стремится изменить меру пресечения для мужа, не пытается его оправдать, не пытается даже облегчить условия его содержания. Она только приносит ему передачи, да и содержание их унизительно обсуждает с тюремными охранниками. Она скорее воплощает образец пассивного, недеятельного смирения и человека, который согласен на все, потому что изначально готов к худшему и намерен терпеть до конца. Таков специфический японский героизм маленького человека в военные годы.
Этот фильм еще может запомниться несколько нетипичной ролью, который в качестве Ямазаки сыграл Таданобу Асано. Обычно этот актер играет одну роль — несколько потерянного человека с минимумом одинаковых из фильма в фильм эмоций. Здесь он проявил себя с другой стороны и подтвердил свой несомненный актерский талант.
Фильм «Кабеи», ввиду того, что центральной темой его является женское смирение, получился с несколько смазанной драматической линией, из-за которой он потерял часть напряжения. С другой стороны, у Ямады вышел практически полноценный документ времени — точный и правдивый. Его можно рекомендовать всем интересующимся историей Японии, особенно тем, что ценит не только документальную, но и художественную правду.
7 из 10
«Кабеи» — глубокая сильная японская драма, которая трогает до глубины души и потрясает своей историей. Фильм получился весьма чувственный и проникновенный. Его история показана весьма сентиментально и утонченно. При просмотре испытываешь разные чувства, и данное кино реально цепляет и оставляет сильные впечатления. Японцы умеют снимать глубокие драмы, которые наполнены болью и драматизмом. Я случайно посмотрел этот фильм и даже не думал, что он мне так сильно понравится.
Мы видим обычную семью: папу, маму и двух дочерей в предвоенное время. Отец семейства пишет запретную литературу, и поэтому его обвиняли предателем и изменником родины и на очень долгое время посадили в тюрьму. В это смутное и нелегкое время женщина осталась одна с детьми и пытается выжить. Все плохо и безысходно, но она не теряет надежду и верит, что все будет хорошо…
Актеры все играли хорошо, и сама драма получилась отличной. Были несколько моментов, когда при просмотре хотелось плакать. Считаю, что «Кабеи» настоящая сильнейшая качественная драма, не посмотреть которую, означает действительно потерять многое. Ёдзи Ямада отличный режиссер, и данное кино моя любимая его работа. Так же понравилась атмосфера придуманная в этом фильме: на улице то идет снег не спеша и волшебно, то падают осенние листья, то расцветает сакура. Японская актриса Саюри Ёсинага играла весьма правдоподобно: очень чувственно и эмоционально. Внутри у ее героини все кипело, но виду своего отчаяния она не показывала, а все время приободряла дочерей и хранила надежду на лучшее. Данная история мне хорошо запомнилась и запала в душу. Считаю, что этот фильм несомненно заслуживает внимания зрителей и положительных откликов. «Кабеи» — кино, которое раскрывает историю одного незаметного подвига, и мы видим настоящую драму, которую нам так отлично и со вкусом показали.
9 из 10
Какие чувства испытывает человек, слышащий слово «мама»? Несомненно, глубоко в подсознании и на клеточно-генетическом уровне все мы храним этот код, который, как правило, становится нашим первым словом и в дальнейшем лишь звуки его произнесения наполняют сердце теплотой, нежностью и любовью. С течением жизни мы находим близкие и родственные души, к некоторым испытываем любовь, но чувства к матери принципиально иные: переживая их, мы вне возрастных границ, мы чувствуем себя детьми, нуждающимися в заботе и ласковом тепле, а мать, обнимая свое дитя, раскрывает изначальную, заложенную Создателем, функцию хранения жизненной силы семьи и домашнего очага.
В истории кинематографа тема матери затрагивалась неоднократно и данный факт не вызывает удивление ввиду потрясающей морально-нравственной глубины одного из фундаментальных человеческих феноменов. Фильм «Кабеи» японского режиссера Едзио Ямада стал лично для меня открытием нового горизонта понимания ценностей семьи и материнского самопожертвования. Картина повествует историю японской семьи Ногами в тяжелый период Второй Мировой войны, когда судьбы людей ломались в жерновах чудовищного конфликта. Режиссер оставляет за кадром войну и зритель погружен лишь в ее следствие. Когда главу семьи Шигеру Ногами, уважаемого профессора и писателя, отправляют в тюрьму за антигосударственные высказывания, все тяжести ведения семейного быта ложатся на хрупкие плечи супруги и матери двоих девочек, Кайо, которую дети ласково называют Кабеи. Несмотря на суровые реалии времени действия фильма, мы не увидим ужасов войны и сцен мук населения. Перед нами очень светлое и теплое, как материнские руки, кино. Преимущественно камерная постановка позволяет сконцентрировать внимание на персонажах, ярких и незабываемых, способных вызвать удивительный диапазон эмоций от улыбки до сострадания. Будь то неуклюжий и трогательный студент Ямадзаки, отдающий все силы в помощь семье, оставшейся без мужчины, грубоватый и неотесанный дядя, которому чужды приличные манеры, но присуще особое оптимистичное мировосприятие, утонченная художница тетя Исака, пусть не очень умело, но все же от всей души помогающая по хозяйству. При всей совокупной печали, становящейся нестерпимо отчетливой к концу ленты, эти люди дарят минуты радости и присутствие такой важной поддержки, в которой нуждается каждый человек в тяжелое время. Даже суровый отец Кабеи, в порыве гнева отрекающийся от дочери, вызывает скорее жалость, как личность, безжалостно растоптанная кованым каблуком власти, проводящей политику подавления свободомыслия и вовлечения народа в бездну социальной катастрофы.
Одержимый идеей семейного позора, он не способен дать дочери хоть каплю веры и надежды, являя собой пример человека, заблудившегося и утратившего свет в душе. Природа, как и подобает японскому стилю, весьма важная составная часть, но она не навязывается зрителю, а изящно дополняет мизансцены цветением сакуры за окном тюрьмы или кружащимися хлопьями снега в приоткрытых седзи (раздвижные двери). И все же главными действующими лицами в фильме являются Кабеи и ее дочери Тэрубеи и Хацубеи. Образ матери отчетливо символизирует слабость, кротость и смирение. Кабеи передает эмоциональную атмосферу посредством выражения лица, используя при этом минимум слов. Из ее уст звучат только самые нужные и важные слова, способные поддержать детей и мужа. При этом мы с болью в сердце видим насколько морально тяжело этой женщине и насколько она сама нуждается в помощи. И лишь когда непокладистая и озорная Тэрубеи, внимательная и заботливая Хацубеи, как две противоположности соединяются под чуткой опекой матери, составляя идеальный образ семьи, теплая атмосфера любви и привязанности проникает зрителю прямо в сердце.
Не стоит искать в картине глубокий, скрытый за простотой форм, смысл, она доступна и понятна каждому ведь истины, затронутые Ямадой вечны и лежат вне специфической японской ментальности. Подвиг матери, пережившей страшные душевные страдания, но тем не менее подарившей дочерям жизнь и будущее, общечеловечен. Ведь мужчины развязывают войны, приносящие неисчислимые беды, а женщинам остается только, превозмогая горе от потерь, нести огонь жизни во имя счастья и благополучия своих детей. Посмотрите это кино и вспомните о той, чьи ласковые руки когда-то качали ваше беззащитное тельце, чей усталый голос пел вам колыбельные и чьи теплые губы дарили вам поцелуй, как высшее проявление любви к человеческой Жизни.
Матери посвящаю.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Кабеи 2008 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Во времена жесткого внутреннего террора, когда Япония готовится вступить во Вторую мировую войну, муж главной героини попадает в лагерь из-за своих политических взглядов. Кабеи, оставшаяся одна с двумя детьми, не дает себе сдаться: назло всем - правительству, родному отцу, всему миру,- она не отказывается от мужа. Ее жизнь превращается в пример незаметного, непафосного, лишенного идеологии героизма, когда нужно накормить детей, послать в тюрьму теплое кимоно, сходить на собрание жильцов… И все это так, чтобы окружающие не заметили, насколько тебе тяжело.
Кабеи / Kâbê 2008, Япония, драма