Отзывы к
фильму
5
Стамбул, начало XX века, упадок Османской империи. В прекрасном дворце Йылдыз, изолированном от остального мира, жизнь течёт так, точно время остановилось здесь много веков назад. Султан Абдулхамит живёт здесь со своей свитой и многочисленными наложницами, среди которых и Сафийе. Девушка, по происхождению итальянка, в возрасте восьми лет была продана родителями и попала в гарем. Как и остальные женщины, она развлекает своего господина, среди прочего переводит для него оперы Верди, дописывая им счастливый конец, так как султан не любит грустных историй. Но девушке этого недостаточно. Она вступает в сговор с темнокожим евнухом Надиром, стремясь стать женой султана и родить ему наследника. Но неожиданно Сафийе и Надир полюбили друг друга, несмотря на стоящие на их пути преграды…
Так и начинается эта история о любви, о которой лучше молчать.
Безумно красивый фильм от мэтра ретро стиля и сталкивателя времён Ферзана Озпетека. Как он сталкивает общность и нравы, воспоминания и проблески счастья — и как он филигранно играет со временем, так снимает только он один. Все его фильмы, без ложной скромности, западают в душу и остаются в памяти надолго.
Очень понравилось авторское решение в области композиции и повествовании фильма. Сюжет мозаичный, складывается из повествования разных персонажей в разное время, но общая картинка получается очень интересной и таинственно увлекательной. Шикарные костюмы героев и декорации, атмосферные, с восточным колоритом и роскошью. Музыкальное сопровождение всегда в тон повествованию и это ещё больше усиливает и раскрывает драматизм.
Актёры все превосходны и ярки в своих ролях наложниц и прислуги, каждый знает своё место, но иногда успевает «показать свои зубки».
Хотелось конечно, более эпичного и яркого финала, но и этот красивый финал, тоже оставил свой след. И он по своему прекрасен.
«Юность и старость, как огонь и вода, как свет и тень, как день и ночь. На первый взгляд они разные, но на самом деле, они похожи. Юность — это старость в прошлом, а старость — это юность в будущем».
9 из 10
Кнышов Андрей, 6 июня 2019.
Фильм Ферзана Озпитека «Последний Гарем».
Фильм о любви наложницы и чернокожего евнуха, а заодно и о последнем турецком гареме в последние дни Оттоманской империи.
Ферзан Озпитек, итальянский режиссёр турецкого происхождения. Начинал, как корреспондент газеты, потом был ассистентом режиссёра. Изучал режиссуру и историю искусств. Работал в театре. На сегодняшний день снял 19 фильмов.
Итак, Турция, Стамбул, /Константинополь/, дворец Йылдыз, гарем султана Абдул-Хамида II, год 1904.
И дабы лучше разобраться, что к чему для начала позволю себе немного персоналий и истории.
Абдул-Хамид II, 99 халиф и последний султан Оттоманской империи. В народе был популярен, имел хорошее образование, /что не помешало ему отметиться в истории массовыми убийствами армянского населения в 1894 — 1896 годах/. Потом, в 1905 году на Абдул-Хамида II было совершено неудачное покушение, /в результате которого погибло много людей/.
Добавим сюда внутренние политические течения, давнюю вражду между мусульманами и христианами, Крымскую войну, и получим приблизительную картину того времени.
Теперь перейдём к сюжету. Султан, /вот уж утончённая натура/, мечтает поставить в своём придворном театре «Травиату», Верди, но с хорошим концом. Одна из наложниц, Сафийе, /Мари Жиллен/ переписывает сюжет оперы. По ходу дела мы знакомимся с жизнью гарема, с существующими порядками, с интригами, /восток дело тонкое/, не всегда всё понятно с точки зрения чувств и морали, как и все наложницы Сафийе мечтает родить султану наследника. Помочь ей в этом берётся чернокожий евнух, Надир, /Алекс Дека/, но любовь видимо ещё тоньше, чем традиции востока. Между молодыми людьми возникает сперва робкое, но со временем всепоглощающее чувство.
Что бросается в глаза при первом просмотре фильма. Несоответствие. У Абдул-Хамида II на самом деле было около 15 жён, /в фильме я насчитал, что-то около 30/, из них первых, /любимых/ жён, «кадын» — 8. Жены с именем Сафийе я не нашёл ни в одном источнике, также я нигде не нашёл упоминаний о сыне султана с именем Осман. У Абдул-Хамида II было 8 сыновей.
Что касается придворной иерархии, по фильму Сафийе стаёт любимой женой султана, «кадын», но её называют, то «икбал», что значит вторая жена, то, /после того, как султан бежал и оставил свой гарем/, «кадын», что значит, первая жена. Допускаю, что это небрежность переводчика, но вполне возможно, что это было сделано умышленно авторами фильма.
«Всегда помните, важно не то какой жизнью вы живёте, а то, как вы рассказываете о ней, себе и другим. Только в пересказе нам открываются наши грехи, наши скорби и смерть»
/цитата из фильма/
И то правда, так ли оно важно, как звали любимую жену султана. Важней может то, что ты подумал, /пусть и невольно/, о своём, сокровенном, /о жизни/.
Пожилая женщина, /та самая Софийе/, рассказывает молодой девушке, /Валерия Голино/ историю своей жизни. Историю в истории, она рассказывает о том, как пожилая наложница в гареме рассказывает историю, /сказку/, другим наложницам. Ты слушаешь эту историю, /эту сказочную историю/, и уже не важно, кто рассказчик, важна сама только история. История жизни человеческой. Потому, как жизнь человеческая у многих особей, /а может и у всех/, в чём-то похожа, в грехах, скорбях и смерти уж точно. Она непроста жизнь человеческая и не важно, в какое время ты жил, где ты жил, важно, что ты жил.
Кажется ну что там интересного в твоей жизни, /что там хорошего/, ан не говори. Вот пройдут годы, постареешь и с нежностью вспомнишь это время, /уже то время/.
То время, когда ты был счастлив.
- А что Вы делали потом?
- Я старела.
(С)
То, что итальянцы умеют снимать романтические костюмированные фильмы, я поняла после просмотра сериала «Фантагиро, или Пещера золотой розы» (1991). Тут же они превзошли себя и сняли совершенно роскошное кино о последних днях гарема султана Абдул-Хамида II, который бросил всех своих наложниц в 1908 году на произвол судьбы, спасая свою жизнь от турецких бунтовщиков.
1930-е годы. Маленькая железнодорожная станция, кафе. Пожилая женщина за чашечкой лимонного чая рассказывает другой, молодой и прекрасной, историю своей жизни. Красивый хриплый голос, трогающая за душу музыка, трагические события борьбы за власть в гареме. Интриги, отравления, утопления соперниц в водах Босфора. У этого кино есть неповторимое настроение. Как будто я смотрела на старые фотокарточки некогда прекрасных женщин, которые давно умерли, и понимала, что и моя красота так пройдёт и я сгину, как и миллионы любимых до меня.
Так получилось, что при выборе фильмов для своей программы я отложил сразу две работы Ферзана Озпетека, не обратив внимание на имя режиссера. Это один из немногих турецких режиссеров, который наиболее известен за пределами Турции. В основном благодаря фестивалям. В эту категорию можно еще отнести Нури Бильге Джейлана (почти каждая его работа получает веточку в Каннах) и Фатиха Акына (хоть и родился он в Германии, но по происхождению все равно турок).
Мое первое знакомство с Ферзаном началось с его дебютной драмы «Турецкая баня» 1997 года. Фильм оставил в памяти приятное впечатление, что еще больше усилило любопытство. И там, и здесь он показывает Турцию и упоминает Италию, что неудивительно, поскольку он переехал туда из Стамбула в 1976 году. В принципе, его можно причислить к итальянским режиссерам, потому что именно там он начал изучать историю искусства и кинорежиссуру. Но все-таки в его фильмах преобладает турецкая атмосфера, на мой взгляд. А как иначе? Только настоящий турок может показать, какие тайны хранятся за стенами гарема.
Я уже недавно смотрел фильм «Махпейкер», где действие тоже происходит в гареме. Но он больше относится к историческим драмам, где акцент стоит на реальных событиях прошлых лет. А это просто очень красивая костюмированная драма с мелодраматическим сюжетом, в которой рассказывается история любви молодой наложницы Сафийе и евнуха Надира. Только я не понял, кто же все-таки рассказал эту историю: Сафийе в старости или служанка в гареме? Хотя это не так уж важно. Все равно получилось весьма интересно. Особенно первая часть, где в гареме плелись интриги, а между фавориткой султана и евнухом только начинали зарождаться чувства.
К сожалению, ближе к финалу сюжет немного выдыхается. Но сам фильм получился таким красивым, что просто не может не нравиться. Я получал настоящее эстетическое удовольствие от внешности Мари Жиллен, роскошных костюмов и украшений, от танцев и интерьеров, от атрибутики в целом. Антураж просто на высшем уровне. Именно в этом основная прелесть фильма. Ведь не зря же само слово «гарем» происходит от арабского «харам», что в переводе на русский означает «запрещенный». Но благодаря Ферзану Озпетеку для зрителей не будет никаких запретов и они вполне смогут удовлетворить свое любопытство.
Вместо постскриптума одна маленькая деталь, которая бросилась мне в глаза. Насколько мне известно, Ферзан Озпетек является бисексуалом. Уже во втором его фильме я замечаю сцены эротического содержания. В «Турецкой бане» были парни, а тут одалиска натиралась маслом со своей рабыней. Интересно будет посмотреть другие его работы.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Последний гарем 1999 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Начало XX века. Османская империя доживает последние дни. Юная невольница Сафийе попадает в роскошный дворец султана Абдул-Хамида II. Она мечтает стать фавориткой султана и родить ему наследника. В гареме Сафийе знакомится с чернокожим евнухом Надиром. Взаимная симпатия кастрата и наложницы перерастает в страстную любовь, которая преодолевает сословные запреты и физические преграды.
Последний гарем / Harem Suare 1999, Франция, драма, история