Галерея
Интересные факты 3
Актеры 5
Съемочная группа 9
Рекомендуем 8
Отзывы к
фильму
3
Ну наконец-то. Ну наконец -то Вим Вендерс после серии длительного застоя и неудач снял если не шедевр, то что-то очень близкое к этому. А надо было всего лишь перестать снимать в США американское кино и вернуться к колыбели кинематографа — Франции, чтоб снять аутентичный французский фильм.
Прямая отсылка к фильму Рене «Прошлым летом в Мариенбаде» сквозит даже в названии фильма Вендерса, изначально настраивая зрителя на то, в какой именно мир отправит нас режиссер.
Словно как при синдроме Стендаля Вендерс погружает зрителя в волшебной красоты живописное полотно тайного образа потустороннего сада, куда стремятся каждую секунду души мечтателей — сада, где за бокалом прохладительного напитка наслаждаются покоем Мастер и Маргарита, ведя неспешные беседы, жонглируя вербальными образами, вспоминая или выдумывая былое (а какая разница — была ли жизнь или не было ее — там, по ту сторону реальности).
Анимус и Анима спорят в Тиферете, незримый квантовый наблюдатель — писатель, альтер эго режиссера, да и каждого зрителя пытается когнитивно постичь увиденное, а когда покидает сад, возвращаясь в нижние сфироты, на небо набегают грозовые тучи, сад пустеет, а, может, и исчезает за спиной, когда теряется связь с наблюдателем. В сознании остается лишь печаль мелодии, наигрываемой таинственным пианистом с хмурым взором, неизвестно за какие грехи обреченным там, в потусторонности лелеять свою неизбывную тоску по потерянному или не достигнутому… (Ну, конечно, Ник Кейв в образе пианиста — кто же еще у Вендерса…)
Посмотрел фильм пару дней назад и уже хочется еще раз. А потом еще раз. Фильм — греза, фильм — волшебство, фильм — поэзия. Чувствую, что станет одним из моих самых любимых фильмов.
10 из 10
Результат творческого содружества двух живых классиков кино и литературы — Вима Вендерса и Петера Хандке — был представлен на Венецианском фестивале в прошлом году и не получил большой поддержки у критиков и членов жюри. Благодаря авторитету создателей «Прекрасные дни в Аранхуэсе» без большого труда стали фильмом-претендентом на «Золотого Льва». Эта лента тандема, создавшего когда-то сейчас уже эталонные «Небо над Берлином» и «Ложное движение», представляет претенциозное проникновение на территорию терапии творческого бесплодия. Любое авторство — штука очень непростая и сопряженная не только с вдохновением, но и с магией деталей обстоятельств: кому-то для создания шедевра нужен вид из окна, кому-то — запах свежего кофе, кому-то — и вовсе что-то совсем непечатное и непотребное. «Прекрасные дни в Аранхуэсе» — это камерная драма душевного эксгибиционизма главных героев, полная смыслов, диалогов и символов, где интеллектуальный вуайерист-автор стремится увидеть в потоке сознания и зафиксировать на допотопной пишущей машинке ускользающее главное.
Одноименная пьеса Хандке 2012 года представлена в основе сценария «Прекрасных дней в Аранхуэсе» практически дословно с добавлением постмодернистской структуры в повествование. Некий Писатель (Йенс Харцер, «Реквием», «Страхование жизни») в красивейшем загородном особняке (для съемок использовался дом великой Сары Бернар) творит в красивейших видах в окружении глициний и роз. Главная интрига ленты — это диалоги материализованных для вдохновения писателя Мужчины (Реда Катеб, «Пророк», «Цель номер один») и Женщины (Софи Семен, уже снимавшаяся у Вендерса в «За облаками»), о которых ничего не известно в самом начале и примерно так же мало известно в конце фильма. То ли бывшие любовники, то ли супруги, то ли родные брат и сестра усажены за буржуазно-старомодный стол в красивейшем саду для драматичных диалогов, призванных дать еще одну порцию очень личных ответов на самые странные и интимные вопросы Писателя. Вендерсу удается представить не просто далекие от кинематографии диалоги Хандке, он разыгрывает трехактную драму вдохновения для Писателя со сменой шарфов, платьев и шляп, с материализацией старого друга Ника Кейва за роялем, который становится тем окончательным камертоном и позволяет настроиться на восприятие этой экспериментальной работы целиком и окончательно.
«Прекрасные дни в Аранхуэсе» сняты в одной локации и скупы на действие как таковое, тем не менее, выстраивание диалогов, наложение определенных правил на эти диалоги позволяют получить очевидный выход в виде поэзии самой ленты и неприкрытой эмоциональной правды. Камера Бенуа Деби («Танцовщица», «Любовь «) становится инструментом, который добавляет динамики ракурсов в эти статические посиделки двух разнополых человеческих особей в персонифицированном раю. В действие вовлекаются не только люди: яблоко, кувшин с лимонадом и пара стаканов, собака и музыкальный автомат становятся бессловесными героями второго плана, которые позволяют ликвидировать дефицит действия в фильме и дают неожиданный эффект наряду с диалогами. Лента каждый раз размещает зрителя на расстоянии вытянутой руки и позволяет спроецировать разговоры, повторы слов и воспоминания об опытах на себя, настраивая не на мечтательность и созерцательность, а на сопричастность к темам и остроте вопросов для подготовленного зрителя. Мужское и женское, эмоциональность и рациональность, глубина и поверхность в виде интеллектуализированных эротических признаний и наблюдений за мелочами мира природы, за канюками, листьями шелковицы и Плеядами создают умиротворение и очередную уверенность в самом несовершенстве человеческой природы.
Все полтора часа «Прекрасных дней в Аранхуэсе» — это больше не желание авторов высказаться, а, скорее, попытка говорить со своим, далеко не случайным, зрителем, умеющим слышать и видеть все-таки немного больше, чем текст современной пьесы и действие экспериментальной киноленты. Отмечу больше, эта лента сознательно создана создана в формате бегства от суеты двух людей, где нельзя расставить четкие акценты и дать именно черно-белую оценку. В яркой картинке фильма есть чувства и рассказ о них, но нет препарации, есть истории, но нет морали, и есть большая авторская идея — показать дрожание момента, отделяющего обыденность от художественного шедевра. Мужчина и Женщина никогда не станут другими, они счастливы в этой гармонии противоречий, а Писатель… иногда это просто удачливый и талантливый соглядатай за реальностью, пусть и полностью придуманной. Все в наших руках.
7 из 10
С раннего периода и до зрелых, умудренных сединами лет, австрийский писатель и драматург Петер Хандке исповедует разговорный стиль подачи мыслей, практически полностью исключающий действие. Исследуя тонкости взаимоотношения мужчины и женщины, отцов и детей, молодежи и стариков, писатель насыщает свои произведения концентрированным смыслом, многогранными идеями, которые раскрываются постепенно, без лишней спешки, тем самым затрагивая мельчайшие детали драматургии с необходимой въедчивостью в нюансы. Творчество Петера Хандке сложно назвать массовым, так как большая часть аудитории, склонная к динамичной подаче материала и простым, лежащим на поверхности выводам, отказывается воспринимать неспешные интеллектуальные беседы драматурга в качестве завлекающего чтива в редкую свободную минуту, однако свое признание он все же нашел, так как истинный талант нельзя погубить невежеством слепого окружения. Судьбоносная встреча Хандке с немецким гением кино Вимом Вендерсом, состоявшаяся в 1966 году, насытила творчество писателя множеством свежих идей и смелостью, которой писателю порой не хватало. В свою очередь сам Вендерс подчеркнул из романов и пьес товарища немало интересных находок, многие их которых впоследствии легли в основу культовых картин мэтра. И спустя десятилетия, смену эпох, политические и культурные катаклизмы, Хандке и Вендерс сохранили крепкую дружбу, принесшую еще один плодовитый результат, известный как «Прекрасные дни в Аранхуэсе».
Представьте себе окутывающий теплом, прекрасный летний день. Солнце мягко ласкает землю, легкое дуновение ветра раскачивает ветви, поросшие листвой. Блаженное спокойствие окутывает собой все пространство в округе и при этом никто никуда не спешит. Кажется, будто минуты блаженства растянулись до самой бесконечности, и остается лишь откинуться на спинку кресла, стоящего на террасе, дабы предаться давним воспоминаниям, приходящим словно во сне… Мужчина (Реда Катеб) и женщина (Софи Семен) в абсолютно расслабленной, непритязательной обстановке наслаждаются обществом друг друга, вспоминая давно минувшие события, оставившие отпечатки в их сердцах. Этим летним днем, когда мир прямо-таки замер в дивном блаженстве, запретных тем более не существует. Добрые знакомые, а может даже и больше, общаются без табу, без оговорок и недоверия. Рассуждая о себе, друзьях, родных они раскрывает все, что так долго накапливалось внутри, словно пребывая на самой честной исповеди, которая когда-либо была в их жизни. А тем временем, совсем неподалеку увлеченный писатель (Йенс Гарцель) старается не упустить ни единого слова, изложенного на террасе, ведь они носят бесценный характер для его книги, способной произвести фурор на почве человеческих отношений между представителями противоположных полов.
Непросто снять картину со статичным действием, однако это не означает, что это невозможно. За годы дружбы с Петером Хандке, Вендерс в идеале выучил наследие драматурга, неоднократно прибегая к нему в поисках вдохновения. Не стали исключением и «Прекрасные дни в Аранхуэсе», завораживающей красоты драматическая история, рассуждающая о всем сразу, словно никаких ограничений нет вообще. Главные герои романа и фильма располагаются друг возле друга и пребывают в этом положении прямо до самого конца. И если бы к рассказу их истории приложили руку иные люди, недели Хандке и Вендерс, то не было бы никаких гарантий относительно истинной художественной ценности произведения. Однако писатель, положивший себя на одре разговорного стиля, никогда не бросает слова на воздух, а его добрый друг Вендерс знает, что нужно делать для того, чтобы неспешная статика превратилась в зрелище, от которого не так просто отвести взгляд. Семья, дети, любовь, смерть, зависть, прощение и многие другие темы вырываются наружу посредством разговора мужчины и женщины. Совершенно не совместимые выводы порой переплетаются между собой, окутывают обстоятельный темп повествования сложными откровениями, и вместе с тем выглядят вполне понятно и доступно. Разочаровывает лишь то, что далеко не всем читателям, да и зрителям до конца понятна стилистика творений писателя и режиссера, от чего они остаются кумирами лишь небольшой части аудитории, способной вслед за откровенной прямолинейностью познавать истинные жемчужины искусства.
К актерским работам весьма недурственных исполнителей также нет никаких претензий. Особое внимание хочется же уделить образу писателя, роль которого сыграл Йенц Харцер, известный по «Реквиему». Эмоциональный, несколько приземленный и немного эксцентричный герой выступает в роли основного слушателя того, что вещают на летней террасе мужчина и женщина, но истинная пикантность состоит в том, что сам писатель на самом деле и является создателем героев, которых от так тщательно записывает. Ведерс не говорит нам в открытую, что это пример буйного воображения автора, и все же зритель сам с легкостью придет к подобному выводу и тогда острота восприятия истории лишь удваивается. Писатель выстраивает в голове сложную структуру из многочисленных воспоминаний, задумок и фантазий, по-настоящему веря в происходящее, хотя оно вроде бы никогда не существовало. И чем дальше проходит река рассуждений, чем острее становится действие, которое ближе к кульминации взрывается буйством эмоциональных красок.
Некоторое недоумение вызывает решение Вендерса снять медленное разговорное кино в объемом формате, так как для этого нет совершенно никаких предпосылок. Возможно режиссер захотел поместить зрительский зал на ту самую террасу, где происходит общение мужчины и женщины, тем самым сделав аудиторию едва ли не прямыми действующими лицами постановки. Честно сказать, подобные ухищрения выглядят совершенно необязательными, так как некоторые истории необходимо поглощать мысленно и вовсе не нужно отвлекать внимание от главного игрой с современными технологиями. Что же касается обработки кадра, построения сцен и операторской работы, «Прекрасные дни в Аранхуэсе» выглядит более, чем достойно. Вендерс сумел показать нам великолепной красоты театр, место, пришедшее из иного измерения и при этом находящееся близ неповторимого Парижа в лучшую пору года. И вместе с отменной драматургией Петера Хандке это дает поразительно проникновенный результат.
В итоге хочу сказать, что «Прекрасные дни в Аранхуэсе» стоит оценивать с понимаем того, что разворачивается на экране. Приготовьтесь к неспешно выстраиваемой истории, описывающей нашу с вами жизнь словами других людей. Вим Вендерс еще раз подтвердил мастерство рассказчика, прекрасно чувствующего себя в любом драматическом приключении, а Петер Хандке получил достойный комплимент от друга, знающего как порадовать старинного коллегу. Так что приготовьтесь к оголению души на низких, обстоятельных скоростях. приятного вам и вдумчивого просмотра!
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Прекрасные дни в Аранхуэсе 2016 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Дивный летний день. Садовая терраса с видом на Париж. Под сенью деревьев двое ведут откровенную беседу, делясь воспоминаниями. Но у этого доверительного разговора есть свидетель. Это писатель, который со стороны наблюдает за парой. Он пишет книгу, то ли подслушивая героев, то ли их воображая...
Прекрасные дни в Аранхуэсе / Les beaux jours d'Aranjuez 2016, Германия, драма