Галерея
Актеры 5
Съемочная группа 1
Отзывы к
фильму
11
Шал — это первый целиком казахский фильм казахского режиссера, сценариста и актерами казахами, фильм снятый на казахском языке, который я посмотрел.
И сразу скажу, что фильм меня приятно удивил и оказался намного лучше, чем я предполагал до просмотра.
Почему то, я считал, что казахское кино будет своего рода младшим братом российского кино и будет копировать российское кино по манере и методам лишь с казахскими актерами. Однако Шал (старик по-казахски) оказался очень самобытным, глубоким, символичным фильмом, где есть место как неторопливой степной философии, так и поразительно реалистичному экшну, который просто стирает третью стену и заставляет буквально верить всему, что видишь на экране.
Завязка фильма такова: есть дедушка и есть его внук. Внук, хоть и живет в казахской глубинке, активно пользуется интернетом и на ты с гаджетами. Дед же наоборот, традиционен и консервативен (за исключением может быть того, что является футбольным фанатом). И вот на этом фоне традиции против или даже не против, а скорее вместе с новым и происходят действия фильма. Деду необходимо перегнать своих овец на зимовку и он отправляется в дорогу через степь на своем старом коне. Однако после того, как он уезжает поднимается очень плотный туман, в котором дед теряет дорогу. А параллельно с этим приезжают люди из «большого», нового Казахстана поохотиться на волков, и туман застает их за охотой. Таким образом на небольшой территории одновременно оказываются старик с отарой овец, охотники с оружием и стая волков.
Большинство персонажей и событий в фильме кроме основного смысла имеют глубокий символический смысл, который сплетается в цельную и обширную идейную и философскую составляющую.
И конечно, я не мог этого не сказать: Шал — это в некотором роде аналог фильма «Выживший», за роль в котором Лео наконец получил Оскара. И это тот редкий случай, когда казахский фильм может спокойно дать фору Голливуду по всем статьям. Там, где в Выжившем анимация и хромакей, там в Шале все настоящее, все живое до мурашек на коже: и люди, и животные и Степь живая.
При этом фильму удается не скатываться в морализаторство и насаждать определенную идеологию. Шал рассказывает нам свою историю, показывает нам мир и философию степи, зовет лишь в гости, но не навсегда, и это для меня очередной признак хорошего кино.
Ну и не могу не отметить блестящую игру главного героя, которая несколько выбивается из общего достаточно посредственного уровня остальных актеров, что однако не кажется промахом фильма, а оказывается постановкой акцента на главном герое и его мировоззрении.
Определенно настойчиво советую всем любителям кино. Шал, это отличный пример кино, которое можно воспринимать на разных уровнях, и каждый из этих уровней хорош сам по себе: кто-то увидит только крепкий реалистичный экшн, кто-то рассмотрит какие-то символы, а кто-то (но точно не житель большого города) увидит дух Степи, душу Казахстана.
Учитывая то, что фильм снят на довольно скромный бюджет, и, при этом, в Казахстане, повышу ему оценку на один балл с 9 до 10.
Старик Касым живет в казахской степи. Семья его — это дочь и внук. Из всех развлечений — телевизор, по которому он смотрит футбол. В футболе он при этом неплохо разбирается, знает игроков и может сравнить их с теми, что играли десятки лет назад. Его занятие — это лошади и бараны. Однажды он отправляется пасти баранов в степь, но попадает в туман и теряет дорогу. Недавно в этих краях побывали охотники. Они убили молодых волков, и тогда другие волки стаи напали на них, чтобы отомстить. Теперь жадные до крови животные нападают и на заблудившегося старика Касыма. Старик вступает в противостояние с дикой природой, и ставка в этой борьбе — его собственная жизнь.
Схватка старика со стихией здесь возведена в абсолют. Касым проходит по самой грани жизни и смерти. Он воплощение духа земли, родины и, кстати, несет в своем образе некие дионисийские черты, если послушать, что говорят о нем соседи, когда вспоминают его молодость. Тем не менее предельное знание местности и настроения природы не могут уберечь Касыма от опасности, которая превращает его путешествие в последнее инициатическое странствие, целью которого является подготовка к смерти. Касым несмотря на возраст демонстрирует перед лицом смерти чрезвычайную ясность ума и логичность поведения. И сверх того силу — с волками он дерется фактически голыми руками.
Вообще упоминание футбола и модных современных игроков вроде Месси придает этой работе какой-то неприятный постмодернистский фон, ведь даже своих баранов старик Касым иногда называет по именам футболистов. Все-таки в казахской степи меньше всего хотелось бы видеть и без того предельно навязчивую коммерческую футбольную культуру. Но со временем этот фон как-то блекнет и больше обращаешь внимание на качество съемок степи и натуралистичность сцен с нападением волков. Все это позволяет этническому компоненту перевесить в «Шале» постмодернистский.
«Шал» — удивительно качественная и яркая работа для страны с малоизвестным в «большом мире» кинематографом. Здесь замечательно передан национальный колорит, причем он не сводится, как это часто бывает в подобных работах, к открыточной пестроте. Баланс между бытовыми подробностями, картинами казахской степи и психологической линией оказавшегося вдали от дома старика выдержан замечательно, что делает эту картину знаковой для кинематографа Казахстана.
8 из 10
Фильм, в первую очередь, учит сохранять мужество и достоинство, даже в таких безысходных ситуациях. Казахские степи, это то же самое море, такие же бескрайние и просторные, в таких условиях не каждому дано выжить.
Между стариком и волками есть что-то общее. Волки мстят за своих убитых детенышей, а старик пытается сохранить свою жизнь, ради внука, которого очень любит. Стариком движит невидимая сила, благодаря которой он выживает в таких условиях, плюс ко всему он защищает свою отару овец, всеми возможными силами. Он просто не мог позволить себе, просто так сдаться. Удивительно как режиссеру удалось провести, тонкую грань, между природой и человеком.
Старик не боялся умереть, это и давало ему уверенность и храбрость. Его единственной целью было-будущее внука. Безусловно, это один из сильнейших фильмов в современном казахском кинематографе. Ермеку Турсунову за 800 тысяч долларов, удалось снять очень качественный и сильный фильм, а главное что картина очень глубокая. Она заставляет задуматься, заставляет сопереживать.
В современном казахском кино, такие фильмы на вес золота. Ведь еще никому не удавалось так показать казахские степи. Все выглядело настолько реалистично, что ты буквально окунаешься в фильм. Картина даже была в списке претендентов в шорт листе оскара. Воистину потрясающий фильм, который заставляет вникать тебя в атмосферу происходящего.
Главная надежда современного казахского кинематографа, это конечно же Ермек Турсунов. Атмосферу и быт казахского н арода, никому еще не удавалось передать настолько атмосферно и реалистично. Надеюсь, он не перестанет радовать нас, подобными картинами. Нам же в свою очередь, остается лишь поддерживать данного режиссера, отдавая свои кровные, за поход в кинотеатр, на новые картины Ермека Турсунова.
«Шал»- это лучший казахстанский фильм из всех, мною увиденных. Талантливая «Келин» — слишком далека от нас по времени и культуре, криминальные «Рэкетир» или «999» — просто слишком далеки, «Кочевник» или «Мын бала» — это продукты для кассы. Все остальное — шлак. А «Шал» — это потрясающая история, близкого и понятного каждому старика. Это бриллиант казахстанского кино последних десятилетий.
Старик Касым немногословен, но каждая его реплика — это либо ирония, либо житейская мудрость, либо очень проникновенные, мудрые слова. Он не супергерой нашей страны, у него нет защитного костюма и доспехов, лазерных бластеров и пушек. У него есть нечто, более сокровенное и важное, что дано не каждому, и не каждому суждено понять на протяжении жизни — великая мудрость и жажда жизни.
Эта история возвращает нас к коренным, степным мудростям, и напоминает, что о них нельзя забывать и поныне. Месть матери-волчицы — это не экшен, как в «Схватке», это философия, это сигнал человеку, что ему не стоит лезть туда, где он не хозяин. Природа — хозяйка. И человек должен принять ее законы.
Сила старика Касыма — это образ давно забытой тяги к жизни всего казахского народа. Когда-то мы могли выживать в любых условиях, будь то тайга, горы, степи. Мы приспосабливались и копили знания, могли изобрести все, что необходимо было для выживания в данных условиях, на земле, которая до нас не приглянулась никому.
Образы бизнесменов — это собирательный показательный образ всех верхушечных бастыков, которым деньги и власть застили глаза. Образ внука — это молодое поколение, которое напрочь не хочет прислушаться к старикам.
Самое главное, что у этой притчи есть Мораль.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Старик 2012 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Небольшая семья — старик, невестка и внук — ведет обычную и ничем непримечательную жизнь в далекой степи. Им нельзя ссориться, хотя их общение весьма ограничено. Им нужно уметь прощать и быть прозорливыми, чтобы не расплескать по дороге важные истины. Им важно жить по-людски и важно, чтобы старик успел передать своему внуку главные ценности этой жизни. Великая степная мораль о необходимости делать добро и не ждать в ответ благодарности, о неспешном и несуетном течении времени без жажды наживы и богатств, о неприхотливости и самодостаточности, о неразрывной связи с легендарным кочевым прошлым нынешних её наследников.
Старик / Shal 2012, Казахстан, триллер, приключения, драма