Хайтарма

Khaytarma

2012, Украина, военный, драма, история

Фильм рассказывает о трагической дате в истории крымскотатарского народа – 18 мая 1944 года – сталинской депортации крымских татар. В центре сюжета фильма – летчик, дважды герой Советского Союза, Аметхан Султан. В мае 44-го года после осовобождения Севастополя Аметхан отправляется в отпуск в родную Алупку. На его глазах 18 мая и начинается депортация крымских татар.

HD
12+   1ч 27м КиноПоиск  7.7 IMDb  7.1
Фильм Хайтарма online на emblix

Галерея

Интересные факты 10

Люди стояли под искусственным дождем по семь часов со своими внуками… Режиссер в какой-то момент просто начал ругаться и выгонять, потому что понимал – это опасно для здоровья. Надо или менять одежду, но на это нет времени, или менять людей. 500 человек, достаточно много надо было снять. Но не уходили с площадки ни дети, ни взрослые. И это было самым высшим показателем акта самопожертвования людей. И очень часто режиссера старики останавливали и просили: «Не выгоняй».
Хайтарма — это название национального танца, который символизирует возвращение.
Поначалу создатели фильма рассчитывали получить финансирование в Турции, однако турецкие представители, ознакомившись со сценарием, отказали. Тогда в 2012 году на помощь творческой группе пришёл российский бизнесмен Ленур Ислямов. По словам Ахтема Сейтаблаева, у Ленура Ислямова была мечта снять фильм о депортации.
Ленур Ислямов обеспечил массовку, оружие, поезда, автомобили и самолёты тех времен, вложив около 1,5 миллионов долларов. Большие декорации времён войны были построены в Бахчисарае. Самыми дорогими оказались компьютерная графика и техническое оснащение съёмок. Команда «Дозоров» Тимура Бекмамбетова работала над батальными сценами.
Актеры 6
Съемочная группа 5

Отзывы к фильму 20

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Фильм убивает своей правдивостью и до сих пор возмущает, несмотря на то, что крымских татар я видел только на практике в крымской глубинке. Самые, кстати, теплые воспоминания остались, эти люди безвозмездно подвозили меня несколько раз, когда мне нужно был в Симферополь, чтобы не топать 12 километров пешком.

В фильме описываются события мая 1945 года, когда депортировали крымских татар. Собственно, ужасающие кадры фильма обращаются к сердцам еще и тех, чей мозг пытается оправдать сталинские репрессии, называя их необходимыми мерами. Понятно, что нас в ближайшее время ждет нечто похожее и сейчас готовится почва, что те самые несколько миллионов доносов, о которых писал Довлатов, были написаны реальными («людьми» хотел написать, не буду), что потомки карателей, сами нынешние каратели, вертухаи и всякая прочая нечисть — это у нас огромный массив на теле народа, хуже раковой опухоли. И у каждого еще и близкие («люди» тоже не буду писать).

Фильм до мелких подробностей, четко и неумолимо показывает как людей выгоняли из домов, сажали в поезда и отправляли на восток. Доехали далеко не все, нездоровые, старики и дети были уже обречены. Да и просто попробуйте посидите несколько дней без воды. Их трупы вытаскивали из вагонов на станциях и закапывали. В общем, лет прошло много, до крымских татар никому дела нет, а я по-прежнему возмущен.

Сюжет строится на биографии реального персонажа, дважды Героя СССР, летчика Амет-Хан Султана. Удачный угол зрения, потому что именно его глазами, не подлежащего депортации человека, и можно было увидеть максимально больше и получить наиболее объективное объяснение происходящего. Снят фильм очень прилично, знакомые пейзажи степного Крыма навевают воспоминания.

10 из 10

В истории крымскотатарского народа, на чью судьбу и без того выпало немало горестей, маленьких и больших трагедий, самые черные ее страницы связаны с майской триадой дней 1944 года, с восемнадцатое по двадцатое. В те теплые дни, все еще окрашенные кровью солдат бушующей Великой Отечественной и слезами матерей, ничто не предвещало беды, однако по велению свыше более чем стотысячный народ, населявший тогда земли полуострова Крыма, коренной народ был обвинен в коллаборационизме, предательстве и измене Родине, пособничестве нацистам и прочих грехах, в глазах большинства являющимися такими, что не нуждаются в процессе ирредентизма и искупления. Если лишь только кровью. В лучшем духе тоталитарной машинерии НКВД с 18 по 20 мая совершило полную зачистку полуострова от крымских татар. Они были брошены далеко от своей Родины: на Урал, в Казахстан, Таджикистан, Кострому. Но отнюдь не все выжили и совсем мало кто сумел приспособиться к новым условиям уже не жизни, но существования.

Первый в истории крымскотатарского народа полнометражный художественный фильм молодого режиссера и актера Ахтема Сейтаблаева, фильм «Хайтарма» 2012 года(с крымскотатарского языка слово сие означает «Возвращение») и не мог быть иным, кроме как посвященным главной трагедии в жизни этого не такого уж многочисленного народа, живущего на территории Крымского полуострова. Взяв в качестве центрального протагониста и выразителя всех авторских идей в картине дважды героя Советского Союза, летчика Амет Хана Султана, в роли которого выступил и сам достопочтенный режиссер, и расширив впоследствии историю одной личности до границ всецелой универсальности, сотворив по сути в картине миф о Герое, ставшем одним их тех сотен тысяч репрессированных и депортированных, Ахтем Сейтаблаев тем не менее в своей ленте предельно аккуратен, не склонен к излишне резким выпадам и чрезмерной политической заангажированности, представляя на суд публики незавуалированный, честный и беспристрастный взгляд на трагедию, за давностью лет своих не забытую и не исковерканную домыслами и измышлениями.

Перейдя от конкретной судьбы человека, брошенного в вихрь истории не своевольно, к лапидарным жирным мазкам обобщения, режиссеру удалось сохранить авторскую сбалансированность и цельность насыщенного повествования, ведя зрителей от сцен легких по тональности, но пронизанных ощущениями предчувствий грозы, к формату греческой трагедии, когда все одним махом, вся жизнь разрушаются окончательно и бесповоротно в угоду политической воле и злому умыслу, суть которого сведена к попытке победить и уничтожить всех, кто все еще продожал дышать свободно, вне пут тоталитарной системы, уравнивающей в себе что генералов, что простых людей, ибо если ты пошел против системы власти, если ты ей неугоден и неприятен, то тебя по-любому постараются стереть из памяти, сжечь до состояния пепла, превратить в прах и ничто, лишить человеческого образа, уравняв до сущности немого и глухого раба. И возвращение, неизбывная, ноющая в сердце хайтарма для Амет Хана и всех остальных стало сродни пути к Земле Обетованной через Голгофу страданий, которые длились не часами, а годами.

И крымские татары не были одиноки в своей трагедии, ведь в жернова депортации попали, помимо них, еще целых десять народов, по тем или иным, отчасти своей откровенно надуманным причинам, выселенные вне пределов своих привычных мест проживания. Великая этническая чистка началась при непосредственном руководстве Отца всех народов, мнения о сути личности которого и до сей поры воздвигают этакие ментальные берлинские стены непонимания между людьми не только разных возрастов и поколений, а даже ровесников и свидетелей и очевидцев событий, и для одних он — самый лучший правитель Руси во всея века, а для других — тиран и монстр, игравший миллионами людских жизней, на которые ему было глубоко наплевать. И эта этническая чистка стала одной из вершин режима, про которую и сейчас говорить не принято и не сказать, чтоб было приятно.

И «Хайтарма» через призму трагедии одного маленького, но гордого народа рассматривает депортацию как некий, не имеющий внятного прояснения кошмар, порожденный больным разумом. Это трезвая констатация факта без явного историко-политического анализа, а всего лишь мастерски исполненное художественное переосмысление, не достоверная историческая реконструкция или байопик, а фильм, близкий по тональности к притче. Предельно архаичный по режиссерской стилистике, «Хайтарма» едва ли претендует на канон в своей художественной нише, и даже не рывок вперед, но и не назад тоже. Предельно кинематографическое творение, лишенное острых углов и тенденциозности, не бьющее стрелой укора, а впивающееся в сердце своей безысходностью без надежды и просвета. Лаконичная история народа, обреченного на вечное возвращение домой.

Фильм действительно получился сильный и самобытный.

Перед просмотром я боялся, что лента «Хайтарма» напоминает по стилю «Поводыря», с кучей недоделанных сюжетных ходов, попсовой подачей украинской истории, а также самой психологии персонажей, бессовестными кражами американского стиля кино и ненужными в фильме такого формата цитатами тех же американских лент.

Нет! «Хайтарма» вышла довольно качественным продуктом. Конечно не без огрехов, но в конце у меня стоял ком в горле, я забыл обо всём, кроме ленты и трагедии, которая произошла 70 лет назад с крымскотатарским народом.

Во-первых, хотелось бы отметить изысканную операторскую работу. Режиссеру (Ахтем Сеитаблаев, он же исполнитель главной роли) и оператору (Владимир Иванов) удается постепенно нагнетать сюжет ленты. Чего только стоит сцена, когда перед зрителем чередуется показ того, как едет Кротов на военном джипе, и параллельно семья и соседи Амет-Хана Султана (Героя СССР) празднуют его прибытие на «побывку». Или когда свет ночных фар легковушек, наполненных военными, рассекает ночную темноту сквозь окна спящих домов.

Во-вторых, давно так не радовал красивый сюжет ленты (!), где правильно дозировано художественность и историчность событий.

В-третьих, композиторы ленты (Джемиль Кариков и Сергей Куценко) постарались на славу. Очень качественный саундтрек, в котором синтезированы народные мелодии крымских татар и сопровождение симфонического оркестра.

В-четвертых, игра актеров. Все постарались на славу, даже больше (отрывок из др. Статьи): «Люди стояли под искусственным дождем по семь часов со своими внуками… Режиссер в какой-то момент просто начал ругаться и Выгон, потому что понимал — это опасно для здоровья. Надо или менять одежду, но на это нет времени, или менять людей. 500 человек, достаточно много надо было снять. Но НЕ уходили с площадки ни дети, ни взрослые. И это было Самым высшим показателем акта самопожертвования людей. И очень часто режиссера старики останавливали и просили: «Не выгоняй»'

Давно не видел отечественной ленты такого высокого качества, без преувеличений.

А хуже всего то, что история повторилась через 70 лет. Страшно это все и гадко на душе от того, что мы допустили такое и допускаем вновь и вновь. Но это уже совсем другая история…

Так уж сложилось, что по иронии судьбы фильм производства своей страны довелось посмотреть за границей на мероприятии, посвященном годовщине депортации крымских татар. Да и, честно говоря, узнала о самом фильме только спустя почти два года после премьеры, хотя и стараюсь не пропускать возможности поддержать отечественный кинематограф своим билетом в кинотеатр. Как-то прошел этот фильм мимо моего внимания, а ведь, надо признать, оказался весьма достойным.

Фильм о трагедии крымско-татарского народа, о покалеченных человеческих судьбах, об обидной несправедливости, о которых не принято было говорить в недавнем прошлом. Да, собственно говоря, поэтому и так мало людей знают об этих событиях 1944 года (в числе последних была и я до недавнего времени).

Главным плюсом, как мне кажется, есть то, что в первую очередь фильм показывает эти трагические события с точки зрения крымских татар, ведь режиссер (он же исполнитель главной роли), как и большинство актеров — представители этого этнического меньшинства, многие из которых ещё помнят произошедшее. Красиво показаны самобытность народа, национальные особенности, в то же время подчеркивается его гармоничное существование в обществе представителей других национальностей. Но в общем счете фильм заслуживает хорошую оценку не только за сюжет, но и за хорошую работу оператора, постановку режиссера и, конечно же, красивые крымские пейзажи с высоты птичьего полета.

Минус, на мой взгляд, в том, что некоторые сюжетные линии не до конца раскрыты, хотя это ожидаемо при таком небольшом хронометраже.

В целом, фильм получился интересным, эмоциональным и атмосферным. Нужно помнить историю, какой бы печальной и трагической она не была. Стоит посмотреть, стоит задуматься, стоит помнить.

9 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Хайтарма 2013 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Фильм рассказывает о трагической дате в истории крымскотатарского народа – 18 мая 1944 года – сталинской депортации крымских татар. В центре сюжета фильма – летчик, дважды герой Советского Союза, Аметхан Султан. В мае 44-го года после осовобождения Севастополя Аметхан отправляется в отпуск в родную Алупку. На его глазах 18 мая и начинается депортация крымских татар.

Хайтарма / Khaytarma 2012, Украина, военный, драма, история