Жестокая игра

Un jeu brutal

1983, Франция, драма

Что заставляет человека совершать убийство? Зверство, жестокость, садистские наклонности, а может... это последний научный эксперимент перед тем, как уйти на покой? Биологический этюд с живой плотью? Ведь с одной стороны все исследования живых организмов направлены на пользу человека и ученый, ставя над ними опыты, всегда стремится подойти как можно ближе к пониманию механизма действия испытуемого средства на человека. А с другой стороны? Риск всегда велик! Первые добровольцы могут и не выжить... Иногда учёный начинает заниматься этим в молодости, а иногда на закате своей карьеры у него возникает непреодолимое желание провести жестокий эксперимент с летальным исходом...

Режиссёр
Jean-Claude Brisseau
Продюсеры
Margaret Ménégoz
Актеры
Bruno Cremer, Emmanuelle Debever, María Luisa García, Albert Pigot, Lucien Plazanet, Humbert Balsan
HD   1ч 30м КиноПоиск  6.3 IMDb  6.8
Фильм Жестокая игра online на emblix

Отзывы к фильму 3

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Отец — в прошлом серьезный ученый, а ныне серийный убийца, правда, причина, по которой он это делает, до самого конца фильма не уточняется. Дочь — инвалид-колясочник с самого рождения, озлобленное на весь мир жестокое создание, мучающее птиц и насекомых.

«Я ограничусь детьми, чтобы все было яснее…», — таким эпиграфом из Достоевского Бриссо начинает фильм, давая зрителю понять, что через ребенка он изучает психологию взрослого. И ведь действительно — «яблочко от яблоньки…» — у Изабель её отца господина Тесье много общего, как бы они друг друга не недолюбливали. Причина жестокости, как мы видим, в холодности, бесчувствии, ведь тело только что умершей матери для Кристиана Тесье — «всего лишь предмет». Точно также Изабель убивает живых существ, чтобы хоть что-то почувствовать, но тщетно.

Отец хочет подавить садистские наклонности дочери в зачатке, заключая её в рамки установленных им правил и наказывая за малейшую провинность. Но он не может добиться этим желаемого. Мораль Бриссо проста: трансформации с Изабель происходят только на фоне любви, пусть даже и неразделенной. Только тогда она начинает созерцать мир, понимать красоту природы, осязать свое тело, сострадать животным.

И может быть есть хоть какой-нибудь шанс, что она не пойдет по отцовым стопам, в некогда светлой голове которого кристаллизовалась параноидальная идея, заставляющая губить невинных детей.

7,5 из 10

Бриссо, как было сказано, — автор фильмов о добре, по крайней мере, Бриссо 80-ых. Но говорить (или снимать) о добре сложно. В эстетике, как и везде, мы любим Бога и интересуемся дьяволом. Поэтому выдача карамельных пудингов из приторных добродетелей — самый верный способ внушить либо отвращение к добру, либо вселить мысль о том, что добро и зло бессмысленная выдумка, годная на то чтобы манипулировать дураками и кликушами, но недостойная ума уважающего себя человека.

Думаю, Бриссо это понимает и поэтому (1) показывает добро в его противостоянии и переплетении со злом; (2) берет его не как статичную слащавость какой-нибудь улыбчивой старушонки, а в постепенном обнаружении и раскрытии. Улыбчивой старушонке мы не поверим — и мы не верим умирающей матери Кристиана Тессье (Бруно Кремер) с ее почти загробными откровениями. Пользуясь некоторыми вспомогательными линиями сюжета и мотивами из «Братьев Карамазовых», Бриссо противопоставляет эти блаженные наставления убийствам детей, совершаемым самом Кристианом, и дикой ожесточенности его дочери-калеки Изабель (вспомнить Лизу из «Карамазовых», подругу Алеши, которая намеревалась ананасовый компот кушать, наблюдая за истекающим кровью распятым мальчиком). Кристиан — жестокий человек. Принадлежа к тем верующим, что больше верят в черта, чем в Бога и начинают в итоге путать одно с другим (типаж карамазовского «Великого Инквизитора»?), он с холодной жестокостью заставляет Изабель выйти из скорлупы своей обиды на весь мир и начать отзываться на чужие чувства и слова. Но подлинное преображение наступает только благодаря эротическому влечению Изабель к Паскалю, брату ее учительницы. Паскаль становится платоническим наставником Изабель, помогая ей обучиться созерцанию красоты мира, вплоть до пресловутой «гармонии сфер». Парадоксально, что слова Паскаля повторяет и мрачный параноик Кристиан, дополняя их, впрочем, реалистичными соображениями биолога: вот он демонстрирует Изабель как уж пожирает лягушку или, говоря словами Ивана Карамазова «гадина пожрала гадину». Но и реалистичная поправка не помешала Изабель открыть для себя сострадание, любовь (не только эротическую), молитву. А заодно и кошмар зла, творимого Кристианом.

В сущности, это мы видим и в «Звуке и ярости» (или, если воспользоваться более привычном переводом, «Шуме и ярости»), где обыгрываются некоторые мотивы одноименного романа Фолкнера. Злоба и беспричинная агрессия подростковой банды (отчасти это вошло и в «Жестокую игру»), предсмертное откровение умирающего старика, не воспринимаемое поначалу всерьез, первое открытие для себя подростком мира добра и зла. В роли инициирующей фигуры выступает не отец, а старший приятель, но все равно — добро, по Бриссо, не может быть познано в отрыве от зла, они слишком глубоко взаимосвязаны, при своей противоположности. И нельзя сделать реалистичный, а значит, реальный выбор, не познав и этого взаимопроникновения, и этой противоположности. Только в «Звуке и ярости» мы наблюдаем за взаимосвязью и противоборством нравственных категорий в смешении дворово-криминальной хроники, в путанице жизни, которая ведь «полна шума и ярости», по словам шекспировского Макбета, позаимствованным Фолкнером, а у Фолкнера — Бриссо. «Жестокая игра» имеет более интелегибельный характер притчи, отвлеченной от обычных житейских обстоятельств.

8 из 10

Жана-Клода Бриссо называют французским Ханеке. Он снимает всегда по собственным сценариям, без звезд и крупных бюджетов. «Жестокая игра» — его фактически первый полнометражный художественный фильм.

Бруно Кремер играет угрюмого детоубийцу. Некогда он был известным ученым, но паранойя не дремлет, и заподозрив коллег в шпионаже, он благополучно уволился. С женой развёлся. Но осталась дочь — Изабелль. И она, ко всему прочему — инвалид. А благодаря взрослению в интернате, вдали от нелюбящих родителей, и с характером у неё имеются необозримые проблемы. Посему, герой Кремера нанимает учительницу, которая должна наладить контакт с этой жестокой неуправляемой истеричкой и сделать из неё «человека».

Сцены с девочкой-инвалидом более всего напоминают классический «Сотворившая чудо» Артура Пенна, где воистину чудеса актёркого мастерства демонстрировала Энн Бэнкрофт (по совместительству, жена Мэла Брукса) в роли наставницы. Девчушку картинно отучают от насилия на свежем воздухе, а папа её, тем временем, мирно режет детишек.

И вот, прямо у нас на глазах, не сильно изящно и совсем не логично вырисовываются две обособленные сюжетные линии — папа-маньяк и девочка-инвалид. Но линия богобоязненного учёного, который утверждает, что «ничего случайного в мире не бывает» и «бог приказал мне» — слаба, а мотивы убийств в купе с «пришей кобыле хвост» парафразом «Убийств по алфавиту» Агаты Кристи — смехотворны. Линия о девочке-инвалиде — вторична, психологически убога и по всем статьям проигрывает «Сотворившей чудо». И мало того — эти два сюжета не стыкуются между собой, ну хоть ты тресни!

Примерно на сороковой минуте Бриссо вводит нового персонажа — красавчика-брата наставницы Изабелль. Подобный прием терпим в мыльных операх — но не в психологических драмах. Тем более, что чудесное превращение Изабелль из озлобленного садиста в блаженную идиотку благодаря неземной любви к новоприбывшему плейбою, выглядит фальшиво, дешево и до боли сериально-предсказуемо..

О чём думал Бриссо, когда писал сценарий?! Его по молодости так распирало от идей, что он решил реализовать сразу два сюжета, закрыв глаза на торчащие во все стороны «уши»? Что это — «первый блин комом»? Правда Бриссо и в дальнейшем ничего «эпохального» так и не снял…

В течении последних минут двадцати экранного времени «Жестокая игра» уже окончательно превращается в бульварное чтиво о безумном маньяке с комплексом бога, психология закономерно и неотвратимо катиться ко всем чертям, а кино в целом сокрушительно идёт ко дну.

Бруно Кремеру играть катастрофически нечего. Эмманюэль Дебевер внешне смахивает на Сару Полли, а её Изабелль — на аналогичный персонаж в исполнении всё той же Сары Полли из замечательного фильма «Славное будущее». И, конечно, сходство с героиней Полли Дьюк из «Сотворившая чудо» — так же на лицо. Вот только персонаж Дебевер — нелеп и алогичен. Она слишком груба в начале и слишком мила в конце — это шарж, а не человек.

Персонажи приходят и уходят как «приглашенные гости» в сериалах. Они не оставляют нам ничего — ни сожаления, ни отвращения. О чём вообще этот фильм? О ком он? О сумасшедшем ученом, который ни с того ни с сего вдруг осознал ценность жизни? О дочке сумасшедшего ученого, которая, впервые влюбившись, тоже осознала внезапно ценность жизни — своей и чужой? «Прозрение» девочки обосновано (правда, исключительно для «галочки»), но снято и сочинено так неправдоподобно, что аж челюсти сводит. «Прозрение» папы — финт ушами на пустом месте. Больно смотреть, как более-менее интересно начинавшееся кино, скатывается в жуткие штампы, горе-психологию и подтасованные выводы уровня «нулёвки».

Жана-Клода Бриссо называют французским Ханеке. Но Ханеке никогда не позволял себе отращивать такие «уши». Никогда.

5 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Жестокая игра 1983 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Что заставляет человека совершать убийство? Зверство, жестокость, садистские наклонности, а может... это последний научный эксперимент перед тем, как уйти на покой? Биологический этюд с живой плотью? Ведь с одной стороны все исследования живых организмов направлены на пользу человека и ученый, ставя над ними опыты, всегда стремится подойти как можно ближе к пониманию механизма действия испытуемого средства на человека. А с другой стороны? Риск всегда велик! Первые добровольцы могут и не выжить... Иногда учёный начинает заниматься этим в молодости, а иногда на закате своей карьеры у него возникает непреодолимое желание провести жестокий эксперимент с летальным исходом...

Жестокая игра / Un jeu brutal 1983, Франция, драма