Актеры 8
Съемочная группа 2
Отзывы к
сериалу
12
Ты не встретишь участья у бедных зверей,
Называвшихся прежде людьми.
А. Блок.
Вообще не смотрю сериалов. Конституциональная особенность — не умею. И за этот не взялась бы, не случись «Ученика» Кирилла Серебренникова. О режиссере прежде наслышана была, про «Машину Мюллер» про восемнадцать обнаженных людей в качестве пластической декорации к яркому остроумному блистательному действу. Все только в превосходной степени. Не вижу оснований не верить; чтобы составить собственное мнение, нужно жить в столице и иметь десять тыщ свободных денег.
«Ученик» увиден, впечатление сильное и хочется больше знать о человеке, который сделал фильм. Кто он, что он, что говорит миру, когда говорит не об этом? А-га, «Изображая жертву» — сто лет, как люблю это кино. Эпизоды с трупом невесты в биотуалете и бассейн, и фраза, что Федя Бондарчук поднатореет и тоже Оскара возьмет, до сих пор смешат. Но я отклонилась. Что еще? «Измена» — это позже; «Юрьев день» — говорят, невыносимо тяжелый фильм. А что такое «Дневник убийцы»?
Заманчивое описание, не поглядеть ли серию? Просто чтобы иметь представление Пропадаю сразу на эпизодах красного террора времен гражданской. То, что окаймляет — детективная история из наших дней, вообще неинтересно. Да и обветшала современность за четырнадцать прошедших лет. Благо, техника позволяет отделить вставную новеллу от основного действа. Смотрю только историю Николая Воинова, общим хронометражом чуть больше двух часов.
История Агасфера, оскорбившего Бога и принужденного вечно скитаться, не находя покоя. Смерть всякий раз обходит стороной и нет прощения за проступок. Именно так — не пресупление, лютой злобы исполненное, но проступок. Ты что-то такое сделал и жизнь твоя с этой минуты кончилась, но ты все еще живешь. Это потрясающе хорошо (теперь не о библейской легенде — о фильме). И совершенно никакой возможности оторваться. не досмотрев.
Такая история России, которой вы еще не видели и вряд ли где уже увидите. Нет многофигурных массовых сцен, а впечатление всеохватности, вселенского масштаба катастрофы: «На всем белом свете — ветер». Невыносимой пронзительности и горечи сцены счета и расстрела, встречи с матерью убитого друга. Чудесный эпизод с Блоком. Мрачная фантасмагория в босховом стиле с кокаином и романтичная в гриновском — с имением и Настенькой. И снова в гриновском, но другого периода — с цирком. Это надо смотреть, видеть самому, рассказывать бесполезно.
Смотрится на одном дыхании и потраченного времени не то, чтобы не жаль — понимаешь, что лучше провести его ты просто не мог бы. Так а в чем все-таки было преступление? А знаете, большого вреда не будет, если скажу, что в «Острове» Лунгина то же, только чуть иначе воплощенное. И проступок, и искупление. «Ибо что есть на свете более важного для тебя, чем ты сам?»
Удивительным открытием стал Кирилл Пирогов, вроде знакомое лицо, где-то видела, да не вспомню. Один из… После этого фильма — один из лучших. И он композитор, знаете ли. Да, чудная тема к «Питер FM», вообще вся музыка к фильму написаны Кириллом Пироговым. Как так дает Бог многих талантов? Ну вот, как-то дает.
Случай, именно это слово чаще всех, на мой слух, фигурирует в фильме и это оправдано. Иного ответа я не нахожу, потому как, практически все актёры, задействованные в сериале, оказались в нём случайно, именно такое ощущение они оставляют своей игрой.
Ощущение складывается, что снималось параллельно два сериала, затем их просто склеили, опять-таки непонятно зачем, ибо историческая часть, с её тонами, актёрами и кадрами гораздо интереснее и более интригующа, нежели «современная» часть. В которой, на мой взгляд, просто царит нелогичность.
Актёрскую игру можно увидеть только у Пирогова, только за счёт него и досмотрел сериал, он хорош, правдоподобен и убедителен. Остальные же персонажи изображают жалкие потуги, а некоторые даже и не изображают.
Заставка и саундтрек — отдельный разговор, дань времени, ничего не поделать, только начали осваивать компьютерную графику и синтезатор.
В целом было единственное желание — досмотреть, как можно скорее, чтобы приступить к просмотру чего-то более приятного глазу.
Привычка краснеть за отечественное кино, а уж тем более сериалы, так сильно впиталась в сознание русского зрителя, что некоторые просто из принципа не смотрят ничего из родного. И уж тем более, почти ничего не пересматривают из старенького. Ну, разве только проверенные временем и зрительской любовью шедевры советского кино. Не хотят люди лишний раз разочаровываться. А тем временем, эта тотальная «кинорусофобия» почти не оставляет шансов на выживание достойным представителям экранного искусства. Одним из таких незаслуженно ушедших в забвение, считаю «Дневник убийцы», снятый в тесном сотрудничестве с оригинальностью, талантом и глубоким смыслом, который оставляет большое поле для размышлений о том, что же движет миром — случай или судьба?
1919 год. Небольшой южный городок. Вихри красного террора бушуют по всей России. Молодой студент Николай Воинов (Кирилл Пирогов), пытавшийся скрыться от революционных зверств, оказывается одним из приговоренных к расстрелу. Казнь приходится на день рождения предводительницы провинциальных большевистских бесов — Розы и она великодушно решает расстрелять не всех, а лишь каждого шестого. Воинов в этом расстрельном списке последний, но пятый, не шестой! Должен жить! Несправедливо! И мелкая красная сошка готова подарить ему жизнь, при условии, что он собственноручно расправится с остальными без вины виноватыми… Остаться в живых ценою жизни 5 человек? Нет, исключено… Но именинница не терпит отказов и сама вкладывает в его руки пистолет. От одной только мысли, что он может стать палачом пяти невинных душ, герой падает без чувств. Очнувшись, увидит оружие убийства и пять безжизненных тел…
Все дни страха перед революционной мясорубкой, все предыдущие годы его жизни в один короткий миг потеряют смысл. Не в силах смириться с ценой своего чудесного спасения он начнет записывать печальные откровения своей души в дневник: «Я убийца. Я убил пять человек. Жизнь моя немедля прекратилась…» Но дальше ему предстоит узнать, что все убитые незадолго до своей смерти уже были на волоске от гибели, и судьба даровала им спасение. Так за что же в этот раз она, в лице молодого студента, их наказала? Ошиблась? Довела начатое до конца? Или эта ужасная ситуация, в которой оказался молодой студент — просто воля страшного случая?
Спустя чуть меньше века, в архиве исторического музея дневник случайно найдет компания выпускников. Находка попадет в руки маньяка, который использует ее в качестве методички для совершения преступлений уже в наши дни. Как и много лет назад здесь начнут погибать люди, еще недавно чудом спасшиеся. Современную часть сериала Серебренников отправился в свою родную Ростовскую область, в зеленый городок на берегу Азовского моря, подаривший миру Чехова и Раневскую — Таганрог. Это и мой родной город, поэтому могу только стоя поаплодировать невероятной работе, которую проделала съемочная группа, сумев ювелирно вписать красивые пейзажи и старинную архитектуру Таганрога в детективные перипетии фильма.
Конечно сегодня, избалованная современными иностранными деликатесами, публика найдет сотню изъянов в сериальном детище Кирилла Серебренникова. Сможет поспорить о неравнозначной важности двух частей или пнет за тривиальность детективной линии. Но тогда 10 лет назад, когда на арене цирка выступали «ментовские войны» и ярко светили «улицы разбитых фонарей», этот сериал совершил уверенные попытки выйти за грань мелкокалиберных штампованных сериальчиков российского телевидения. Маленький шажок для режиссера, но огромный шаг для всего русского кинематографа, который так и остался почти незамеченным в этой бесконечном топоте русской армии мусорного сериального ширпотреба. Незаслуженное забвение сериала «Дневник убийцы» — что это? Судьба и участие злого рока, заманившего его на полки незаслуженно забытых редких экземпляров российского кино? Или закономерный итог для отчаянных попыток снять нечто особенное в российском кинематографе? «Дневник убийцы» — пусть и антикварный рецепт приготовления стандартного блюда, но создан он весьма старательно, приправлен историческими специями, насыщен философскими размышлениями и, именно поэтому оставляет после себя не чувство безмерного киноголода, а приятное послевкусие цельной картины, той, которую не стыдно пересмотреть и сегодня!
У меня очень сильные впечатления от этого сериала, несмотря на то, что недостатков в нем больше, на мой взгляд, чем достоинств. Но не хочу описывать слабые стороны — они меркнут перед основным смыслом, заложенным в фильме, который можно выразить вопросом: «Что определяет жизнь человека — Случай или закономерность?»
Фильм состоит из двух взаимосвязанных частей. На первый взгляд, точек соприкосновения между двумя историями почти нет, но чем дальше, тем все более явно прослеживается живая нить, связывающая эпоху «красного террора» и время лихих 90-х.
Первая часть с главным героем Николаем Воиновым, по моему мнению, великолепна — игра актеров, режиссерская и операторская работа на высоком уровне. Вторая часть явно слабее, скучнее и прозаичнее, но при этом на уровень выше тех детективных сериалов, которые снимаются последние два-три года.
Две части переплетаются и пересекаются между собой очень плотно — то, что происходило в начале века гулко отражается в его конце, отражается как на отдельных людях, так и в целом на течении и закономерностях жизни.
Главный вопрос картины — что правит жизнью: случай или закономерность? кто правит жизнью каждого человека: Бог или сам человек? Для меня все эти вопросы чрезвычайно сложны, но в фильме ясно даны на них ответы, во всяком случае через призму взглядов создателей на решение этих «вечных» вопросов.
Для меня одним из главных выводов стало банальное осознание того, что все в жизни связано. Как живешь ты сейчас, обязательно найдет отражение в жизни твоих детей-внуков-правнуков. В зависимости от того, как живет человечество в определенную эпоху, по каким правилам действуют люди, какие преступления совершают — все это гулким эхом отзовется на поступках и законах следующей эпохи. И, на мой взгляд, это главная закономерность, продемонстрированная в сериале. А все остальное — это случай, судьба, стечение обстоятельств, воля Бога… Так вот после просмотра фильма я еще более крепко уверилась в том, что вся наша сегодняшняя жизнь — это одна большая закономерность после той крови, которая была пролита в начале века, особенно крови семьи Романовых.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Дневник убийцы 2002 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Студенты-выпускники устраивают вечеринку в архиве Исторического музея, где случайно находят дневник, датированный 1919 годом. Дневник моментально вызывает интерес, ведь автор с первых строк признается в убийстве пяти человек. Герои не догадываются, какую роль в их жизни сыграет эта находка… Страшные деяния прошлого служат ключом к разгадке целого ряда преступлений, совершенных в наши дни.
Дневник убийцы / Dnevnik ubiytsy 2002, Россия