Интересные факты 2
Отзывы к
сериалу
8
Всякий раз, когда речь заходит о чём-то былом, многие становятся пленниками госпожи Ностальгии, совершенно забывая о том, что прошлое когда-то было настоящим, и состояло оно не из одного лишь позитива. На примере телевизионных передач лихих 90-х, выходивших на территории СНГ, это видно особенно хорошо. И если проекты наподобие «Поля чудес» базировались на участии в игре массовых участников, то шоу «Каламбур» было не таким размашистым, но нацеленным, тем не менее, на более лакомый приз — признание за юмор.
Взяв за основу формат видеокомиксов, команда создателей придерживалась его до самого конца. Героически, можно сказать. И вопрос не в том, к чему это привело, а в том, как это было вообще. Подобно обычному «ручному» комиксу шоу состояло из нескольких рубрик, некоторые из которых сменяли друг друга на протяжении пяти лет. Такая, казалось бы, незначительная деталь свидетельствует о кое-чём не слишком радостном: удушающем желании добиться славы. Любой ценой. Так ли было на самом деле, мы вряд ли узнаем, но режиссёр и ведущий Юрий Стыцковский порой и правда из кожи вон лез в отчаянной попытке оставить о себе незабываемое впечатление. Удавалось ли ему это? Прямо сказать: не всегда. В промежутках между сюжетами и в таких рубриках как «Крутое пике» (о котором речь далее), «Наш аперитивчик» и «Под звуком ПИ» именно сам Стыцковский и его персонажи шутят надоедливо, неудачно, а порой и неприятно. К счастью, о других актёрах шоу такого сказать нельзя. Татьяна Иванова, Вадим Набоков и Сергей Гладков радовали зрителей как до, так и во время «Каламбура», однако наиболее удачным я вижу выступления Алексея Агопьяна — вот, кому почти всегда удавалось если не рассмешить зрителя, то хотя бы вызвать добрую улыбку.
Под влиянием тех или иных событий, которые на заре нового тысячелетия уже мало кто вспомнит, различные короткие рубрики «Каламбура» вспыхивали и угасали по причине того, что они порой оказывались не самыми удачными. Наиболее ярким примером, пожалуй, является рубрика «Железный капут», персонажами которого были немцы времён всем известной жуткой войны. Позволительно ли было брать за основу столь нерадостные события? Вряд ли. Вот и сдулся наш «Капут», уступив место «Крутому пике», которое сам же и занял до этого.
Итак, три основные рубрики журнала «Каламбур», которые просуществовали дольше всех — «Бар Каламбур», «Крутое пике» и «Деревня дураков». В каждой из них присутствовали свои закоренелые стереотипные персонажи, на взаимодействиях которых и строился сюжет. В «Баре» это были бармен и болтливая официантка, обслуживавшие посетителей, страдающих от алкоголизма, жадности, сексуальной распущенности, или всего сразу. Эта рубрика отвечала понятию «комикс» больше остальных, ибо все разговоры дублировались в ней субтитрами в белых «пузырьках», в то время как настоящие голоса актёров обрабатывались так, что превращались в писк. В «Крутом пике» события разворачивались вокруг бесконечно падающего самолёта «Бройлер-747», экипаж которого «отчаянно борется за спасение жизней пассажиров». Несмотря на то, что эта рубрика позиционируется как пародия на американские фильмы-катастрофы, а диалоги звучат на английском, суть разговоров персонажей едва ли будет сразу понятна западному зрителю. Забавно, но «Крутое пике» — единственная рубрика, которая полностью отвечает названию шоу — в большинстве шуток здесь действительно используется игра слов. Чёрный юмор здесь исходит, в основном, от «неунывающего» Командора (исполняет Стыцковский), который сильнее всего обожает издевательства над своим помощником Дринкинсом (исполняет Агопьян).
Ну, а «Деревня дураков» заслуживает особого внимания, ибо в отрыве от остального шоу обрела такую популярность, что её даже сейчас знают все, кто имеет хоть какой-то доступ к массовой культуре стран СНГ. Секрет успеха прост — в сюжете данной рубрики фигурируют проживающие в деревне Мужик с Бабой и заглядывающие к ним в гости Морячок-Дурачок и медведь Миша. Эта рубрика богата такими клише как «все мужья и моряки пьют», «сковорода и скалка — любимое оружие домохозяйки» и «в России медведи живут бок о бок с людьми». Этим «Деревня» и пришлась по вкусу основной аудитории. Как и другие рубрики, «Деревня дураков» могла похвастаться запоминающимся музыкальным сопровождением, хотя в сравнении с величественным и даже драматичным саундтреком для «Крутого пике» звучит оно более приземлённо. В прямом и переносном смыслах.
«Каламбур» захватил экраны украинского и российского ТВ, однако продержался на них весьма недолго. Причиной его закрытия одни называют возросшую конкуренцию со стороны новых телепроектов, другие — решение самих создателей, но если посмотреть несколько выпусков «Каламбура» подряд, то станет понятно, что всё здесь гораздо проще. Шоу выродилось само собой, и всё из-за очевидного отсутствия свежих идей. Это является и всегда являлось дурным фактором. Поначалу различные гэги и скетчи искренне веселят, но… когда интеллигентный посетитель бара роняет вешалку со шляпами в n-й раз подряд, это уже вызывает зевок, а не смех. «Деревня дураков» все сто с лишним выпусков старается не ронять планку, но с каждым следующим эпизодом в подсознании зрителя всё отчетливее и отчётливее вырисовывается вопрос: а думают ли хоть иногда Мужик с Морячком о чём-то кроме выпивки? Безусловно, их попытки выкрасть бутыль с Водкой или самогоном из-под носа Бабы выглядят забавно, но постепенно именно к Бабе склоняется вся симпатия, потому что постоянно проживать рядом с такими алкоголиками действительно тяжело. А что касается «Крутого пике», то тут отсутствие новых идей ощущается особенно остро. Когда Командор повторяет свой вопрос уже в третий раз, смех зрителя сменяется на лёгкое раздражение: каким надо быть идиотом, чтобы постоянно забывать, как выглядит стюардесса?
Таким образом, «Каламбур» — это шоу, которое хоть и приправлено приятными воспоминаниями о 90-х, но не лишено своих серьёзных недостатков. И проблема здесь в том, что недостатки эти вечные, поэтому утверждать, что «тогда были другие зрители и времена» ни в коем случае нельзя. Оглянитесь по сторонам и обернитесь в прошлое: и сейчас, и тогда закрываются и проваливаются те проекты, которые в какой-то момент не справились со своими задачами. В случае с «Каламбуром» причиной было увядание в собственной теплице, хозяин которой перестал её содержать должным образом. Возможно, если бы Стыцковский уступил кому-нибудь своё режиссёрское кресло, то это шоу, подобно «Полю чудес», выходило бы до сих пор.
7 из 10
Быть может, рецензия на старое юмористическое шоу — наивное предприятие, однако для многих это тёплые воспоминания о молодости или детстве. Как правило, «Каламбур» вспоминают с улыбкой. Давайте снова улыбнёмся, воскрешая в памяти заводной квинтет…
В начале 90-х страны СНГ погрязли во мраке тотального хаоса: экономика и политика напоминали манипуляции рук грудного младенца, на улицах свирепствовал бандитизм, слово «грибы» стало ассоциироваться с отравлениями, а банк уступил в надёжности кубышке — не лопнет, так ограбят!.. И счастье, если хватит средств сесть на самолёт, долететь до другой страны и больше не возвращаться на неприветливые родные просторы. Однако остальным приходилось искать стимулы, чтобы выкарабкаться из этой сумрачной ямы. Подобная обстановка и стала уютной почвой для множества простеньких юмористических шоу, вуалирующих враждебную обстановку.
«Каламбур» при рождении ухитрился объединить два противонаправленных действия — сперва пять комиков второго плана оторвались от «Маски-Шоу», а затем, поплавав в мире комического шоу в виде двух маленьких коллективов «Сладкая жизнь» и «Магазин Фу», сложился воедино. Сейчас уже мало кто помнит, что в 1995 году планировалось название «Фулл Хаус». Впоследствии от изначальных набросков остались заставка (на ней только название заменили) и слегка переписанный текст главной темы, где изначально звучало «именно теперь вам очень нужно журнал „Фулл Хаус“ посмотреть». Если заставка пережила ребрендинг безболезненно, в песне слово „Каламбур“ с неправильным ударением звучит притянутым за уши, а припев потерял часть изначально заложенного смысла. Возможно, причиной всему этому послужило некое предписание сверху…
Журнал выходил в течение нескольких лет, постепенно развиваясь. Некоторые идеи (например, дуэт ведущего и помощника) держались подолгу, а что-то быстро уходило. Первые выпуски, снимавшиеся прямо в кабинете Стыцковского, страдали однообразием и жёсткой структурированностью сценариев, а некоторые декорации как будто не успели доделать. Однако с начала 1997 года эти недостатки постепенно сводились на нет.
Изначально ведущий и помощник задумывались в следующем ключе: харизматичный, привлекательный и умный ведущий стоически терпит проделки туповатого помощника, образ которого позаимствовали у Чаплина (черты лица Агопьяна идеально подходили, оставалось только подклеить усики), выражая накипевший негатив сдержанным бормотанием: «идиот». Начиная с третьего сезона, некоторое время помощник отсутствовал, вернувшись на круги своя только спустя год. Однако концепция тоже изменилась — ранее невозмутимый ведущий стал проявлять откровенную агрессию по отношению к распустившемуся подчинённому. В последних же сериях для пущего комизма ведущий страдает манией величия.
Журнальность программы сохранялась при помощи постоянных рубрик. «Наш апперетивчик» из ранних выпусков радовал большим разнообразием сюжетов, но имел зачастую безбожно короткий метраж. Поэтому к концу 1997 года ему на смену пришла куда более интересная рубрика «Вы написали — мы сыграли». Эпизоды в ней стали заметно длиннее, а сюжеты присылали сами телезрители — это был очень сильный ход.
Однако именно эта рубрика постепенно направила всю идейно-сюжетную составляющую программы под откос: телезрители зачастую хотели увидеть экранизацию какого-либо старого анекдота, а не собственного сочинения либо жизненной истории, в результате чего все остальные рубрики, за исключением, разве что, «Деревни дураков» стали перековываться под подобные запросы. Так, появившиеся в дальнейшем рубрики «Чёрное в белом» и «Кто там?» являлись всего-навсего оболочкой для медицинского чёрного юмора и анекдотов об одесских евреях соответственно. «Железный капут» и «Байки из лазарета» (такие же одинаковые, как Дранкель и Жранкель) складывались из армейских хохм. Остальные рубрики также являлись полем для тематических анекдотов. Изредка мелькали, например, темы анекдотов о мужьях и любовниках и про чукчу. Более того, тексты всех анекдотов читались весьма легко.
«Деревня дураков» стала лебединой песнью программы — её ждали весь выпуск, она неизменно завершала программу и была настолько жизненной, что зрители охотно отдавали этой рубрике пальму первенства. С этой рубрикой связано забавное заблуждение: именно её называют чистой пантомимой, однако в 1998—1999 году в ней появился текст, весьма явственно звучащий в фирменном комическом искажении звука. Более того, смысл сценок постепенно перекочевал именно в эти писклявые реплики.
В заслугу программе стоит поставить подоплёку шуток: уже в первом выпуске появилось подобие социальной рекламы против СПИДа. В более поздних тонкой красной нитью скользила сатира на алкоголизм, неверный образ жизни и прочие пороки советского и постсоветского общества. Всё это подавалось просто и весело, из-за чего программу и любили. Поэтому, например, Джентельмен-шоу сейчас вспоминают с меньшим наслаждением: позерство одесских псевдоаристократов хотя и подразумевало сатиру на «новых русских», но с этой задачей шоу справлялось намного хуже. Причём аудитория не задумывалась об этом — всё само складывалось на подсознательном уровне…
К 2002 году формат программы изрядно устарел, а каналы стали менять сетку вещания. «Каламбур» начал исчезать с экранов. В 2004 году программу попытались возродить в обновлённом формате и с полностью изменённым актёрским составом, но подобный опыт интереса у публики уже не вызывал — никому не был нужен «Каламбур» без привычных пяти лиц, а юмор успел обзавестись массой новых форм. Новый формат «Каламбура» подхватил и исправил проект «6 кадров», за ним появились и другие юмористические шоу подобного рода. А «Каламбур» тихо удалился в фонд классики, появляясь на экранах ещё в течение нескольких лет в виде старых выпусков…
«Каламбур» — маленький телецирк, успевший полюбиться большой аудитории. Сейчас, увидев на экране уже совсем седого Стыцковского или стареющего Агопьяна, мы роняем скупые слёзы ностальгии. И невольно думаем, что 90-е были весёлым временем…
10 из 10
Постсоветский юмор это вещь, прямо скажем, не самая качественная. От убогой казенной сатиры (олицетворяемой как бы юмористом из «Покровских ворот») перешли к откровенной пошлятине. Так же как бывшая элита «народной» власти почти в полном составе резко превратилась в мошенников и олигархов (о чем ностальгирующие по этой власти низы общества стараются не вспоминать). Среди всего этого, украинский журнал видеокомиксов «Каламбур» был одним из немногих, являющих собой что-то относительно нормальное.
Каждый выпуск состоит из нескольких рублик, начинающихся со сцен из жизни самых разных слоев. Тут и студенты, изобретатели, офисные работники, ну и конечно же врачи. Как без них в юморе, хоть и юмор получается преимущественно черным.
В «Баре Каламбур» наиболее запомнилась проститутка, являющая собой удивительно точную пародию на современных девиц. Которые почему-то думают, что если будут ходить в полуголом виде, намазав на себе неимоверное количество косметики и вылив такое же количество тошнотворных духов, то станут неотразимыми. «Крутое пике» пародирует многочисленные американские фильмы-катастрофы, где самолеты спасали столько раз и такими нелепыми способами, что они уже сами по себе являются пародией на кинематограф. Хотя последний «Экипаж» их все перекрыл, по сравнению с тем, что там показано, даже мисс Бурпл покажется вполне нормальной. «Железный капут» как-то уже не очень нравился, чувствуется вторичность, да и не понятно, что там высмеивают. Слепое преклонение немцев перед инструкциями и правилами? На фоне нашего бардака не очень смешно.
«Деревня дураков» с одной стороны самая запоминающаяся часть, которая мне запомнилась больше чем все предыдущие вместе взятые. Фантазия авторов и уровень исполнения действительно удивляют. Но, в тоже время и неоднозначная. В нашей семье, к счастью, не было алкоголиков, поэтому мне казались смешными все эти эпизоды, где действие разворачивается преимущественно вокруг бутылки самогона. Но я вполне допускаю, что кому-то может быть и не смешно. Так что вряд ли это стоит смотреть детям, особенно если родители уделяют им куда меньше внимания, чем у нас. Тем более, лучшие на мой взгляд серии этой рублики, такие как «Суд» или «День дурака» (посвящена демократическим выборам») и вовсе обходятся без самогона.
Одним словом, нельзя сказать, что это шоу какое-то особо блистательное, но на фоне всяких камеди клабов и прочего мусора с «юмором» ниже пояса, выглядит неплохо.
7 из 10
Одесса всегда славилась своими юмористами. Жемчужина у моря подарила нам Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Юрия Стоянова. Кроме солнечная столица может похвалится такими незабвенными коллективами, как «Джентльмен-шоу» и «Маски-шоу». И если первые, к сожалению, прекратили свою существование на рубеже веков, то «Маски» процветают и по сей день, сосредоточившись исключительно на театральных выступления, оставив телевизионную деятельность на дальнем плане. Но помимо своих основных творческих заслуг, команда Георгия Делиева может записать к себе в актив значительную помощь в создании еще одного комик-коллектива под названием «Каламбур». Юрий Стыцковский, Алексей Агопьян, Татьяна Иванова, Вадим Набоков и Сергей Гладков — это сценарный и актерский состав нового шоу. И пусть они в свое время по одиночке выступали на самых разнообразных концертах, но объединили их как раз «Маски», дав роли второго плана в своих незабвенных выпусках на подобие «Масок в суде». Однако Стыцковский и компания осознали, что способны на большее и в 1996 году основали свой теле-журнал. Стоит отметить, что комики решили идти собственным путем и отошли от пантомимы Делиева, насыщая свой проект массой разговорных шуток, но и не забывая о старых добрых временах, выпуская некоторые постоянные рубрики программы словно в честь «Масок», то есть без лишних слов.
«Каламбур» изначально позиционировал себя, как комедийный теле-журнал, а потому в нем просто обязаны были быть свои постоянные рубрики и своеобразное вступление от редактора. Так как главой коллектива стал Юрий Стыцковский, то ему и выпала честь стать лицом шоу, самолично представляя каждый новый сюжет. На втором месте по значимости оказался Алексей Агопьян, играющий своеобразную роль вечно недовольного подчиненного Стыцковского, а также немалую часть остальных персонажей. Кроме того я думаю, что стоит описать более подробно рубрики теле-журнала, дабы иметь представление, о чем же шутят заслуженные юмористы…
«Наш апперитивчик» или «Вы написали — мы сыграли». Данная рубрика в некотором роде уникальна. Здесь нет постоянных героев, сюжеты разнообразны, непродолжительны и попросту предназначены для разогрева зрительского внимания. Ну а как следует из обновленного названия рубрики, множество историй, разыгранных комиками, были отобраны из числа писем постоянных зрителей программы.
«Под звуком Пи». Данная рубрика продержалась в шоу не очень долго и являет собой пародию на скандальные телепрограммы, в которых всю нецензурную брань закрывают тем самым звуком «Пи». Юмор базируется на том, что тот или иной актер рассказывают свою историю, которая якобы содержит острые слова. И только в финале сюжета нам раскрывают истину, которая, естественно, ничего общего с пошлостью и грязью не имеет.
«Бар Каламбур». Одна из лучших рубрик программы. Все действие разворачивается в одном не шибко престижном баре, где находит себе место самая разнообразная публика. Приготовьтесь к встрече с завсегдатаем-алкоголиком, женщиной легкого поведения, парочкой интеллигентов, клиническим неудачником, грозным рокером, а также персоналом заведения — флегматичным барменом, ленивой официанткой и неуравновешенным поваром, работающим также в качестве охранника.
«Крутое пике». Рубрика является в своем роде фильмом катастроф о крушении пассажирского авиалайнера. Главными действующими лицами являются: неунывающий, мужественный и попросту сумасшедший Командор, его второй пилот, трусливый и пугливый Дринкинс, вечно моргающий радист Морзе, бойкая Стюардесса а также грозная мисс Бурпл. Практически весь юмор держится на Командоре, для которого шуточки в стиле психиатрической клиники куда ближе к сердцу, чем спасение лайнера. Конечно, его юмор довольно глуп, но действенен. Так что от меня данной рубрике — высший балл.
«Железный капут». Данная рубрика повествует о бравом немецком экипаже тайно разработанного супер-танка, который верховное руководство отправляет в Африку воевать с глупым племенем зусулов (обыгрывается реально существующее племя «зулусов») в начале 20 века. Командиром экипажа является самодовольный болван майор фон Швальцкопф 13-й. Его заместителем выступает недалекий наводчик Ганс Шмульке. Ну и в роли солдат двое отъявленных глупцов по имени Дранкель и Жранкель. Не трудно догадаться, что с такими действующими лицами Германия никогда не сможет победить диких аборигенов. И на этом и строится весь юмор рубрики, ведь каждую серию военные причиняют себе же куда больше вреда, чем те же боевые слоны зулусов.
«Деревня дураков». Если «Джентльмен-шоу» будут помнить вечно из-за гомерически смешной «Коммунальной квартиры», то «Каламбур» всегда будет ассоциироваться с «Деревней дураков». Данная рубрика снята в стиле пантомимы и повествует о буднях жителей одной небольшой деревушки. Действие разворачивается в доме и дворе Бабы и Мужика, к которым в гости захаживает Морячок-дурачок. Юмор строится на постоянных попытках Мужика и Моряка напиться самогона и не получить по голове сковородой от Бабы. Изредка создатели привносят в сюжет пикантность и намекают на интрижки между Бабой и Моряком. Периодически в сюжете появляется Медведь, крадущий у героев мед и малину, а также огромная Пчела, воюющая с косолапым. Изредка в кадре появляется и Медведица, но лишь для того, чтобы обуздать своего глупого мужа, вечно конфликтующего с людьми. Несмотря на то, что десятки выпусков строятся на ограниченной территории и с повторяющейся завязкой, сценаристы умудрились сочинить множество настоящих комедийных шедевров, которые поражают своим итоговым разнообразием. Так что, «Браво», «Деревня дураков»!
В последних сезонах «Каламбура» появились новые рубрики: «Черное в белом», «Мужские истории», «Кто там?» и «Шахтеры». Только вот они не приглянулись публике настолько сильно, как классические истории, а потому создателям пришлось чередовать новые сюжеты с возрожденными старыми. Но, к сожалению, время Юрий Стыцковского и компании когда-нибудь должно было закончится. «Каламбур» прекратил свою существование в 2002 году, оставив после себя массу отличного комедийного материала, а слухи о возможном возрождении шоу ходят до сих пор.
В итоге хочу сказать, что «Каламбур» является отличным классическим развлекательным шоу, для которого сквернословие и пошлость не являются залогом удачной деятельности. Данный тележурнал можно смотреть и не раз пересматривать всей семьей, благо что отечественные каналы вплоть до 2014 года не перестают радовать свою аудиторию повторными показами «Каламбура». Кроме того стоит отметить, что одесское шоу оказалось тем редким случаем, когда поздние сезоны по качеству юмора мало чем отличаются от первых. Потому смело могу назвать «Каламбур» классикой комедии пост-советского пространства. Так что — приятного вам просмотра!
9 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Каламбур 1996 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
«Каламбур» - это журнал видео-комиксов, состоящий из нескольких рубрик, в каждой из которых свои герои, и для каждой рубрики найдены уникальные режиссерские решения. Тут есть и комедия в стиле английского черного юмора («Крутое пике»), и первая, и единственная в мире многосерийная комедия ситуаций, в которой герои - Мужик, Баба, Морячок и их соседи - Медведь и Пчела, не произносят ни одного слова («Деревня дураков»).
Каламбур / Kalambur 1996, Украина, комедия