Раскол

Raskol

2011, Россия, история, драма

В фильме «Раскол» запечатлен тяжелейший и малоизвестный период российской истории. История раскола русской Православной церкви в XVII веке. Эта картина о судьбах исторических лиц - царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича, братьев Морозовых, боярыни Феодосии Морозовой, о церковных реформах патриарха Никона и ярых противниках этих преобразований во главе с протопопом Аввакумом.

Продюсеры
Владимир Досталь
Актеры
Елена Доронина, Валюс Тертелис, Татьяна Мухина, Александр Боровиков, Артем Быстров, Наталья Павлова, Елена Волхонская, Людмила Шевченко, Виталий Кищенко, Варвара Шмыкова
HD
16+   48м КиноПоиск  8.1 IMDb  7.8
Сериал Раскол онлайн на Эмбликс

Интересные факты 9

В качестве консультанта по церковным вопросам выступил специалист по истории старообрядчества Глеб Чистяков.
Съёмки фильма начались в октябре 2009 года на «Мосфильме». Там были созданы декорации Грановитой и Крестовой палат, царские покои, патриаршие палаты. За ними последовали съёмки в усадьбе Коломенское.
В феврале 2010 года съёмки проходили в Ярославской области. Так, Ростовский кремль послужил декорацией кремля Московского, а церковь Иоанна Богослова на Ишне в селе Богослов подошла для создания образа XVII века.
В марте и апреле 2010 года съёмки проходили в Кандалакше. На берегу Кандалакшского залива на Монастырском наволоке были созданы декорации исчезнувшего города Пустозерска, где в земляной тюрьме протопоп Аввакум провёл 14 лет. В районе населённого пункта Белое Море снимались Мезень и Тобольск. От съёмок в настоящем Пустозерске пришлось отказаться — следов города почти не осталось, а добираться туда сложно.

Отзывы к сериалу 15

Ваша оценка
Ваша рецензия о сериале
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Захотелось ознакомиться с данным сериалом после документальной исторической книги про старообрядческую церковь (Ф. Мельников «Краткая история древлеправославной церкви»).

По поводу историчности сериала — показывают незначительное, вместо значимых исторических событий. Протопопа Аввакума выставляют алкоголиком, фанатиком, зверем, вандалом, бьёт людей (сцена со скоморохами и пр.), а когда его в этом уличает городовой — Аввакум убегает от закона и ответственности.

В сериале не понятны мотивы и логика — у греков нет своих полиграфий (печатных дворов) и они печатают священные книги в Венеции и Риме. И при этом греки нищие, но деньги на печать в Риме есть. В Венеции и Риме греков обманывают: завышают цены, много опечаток.

Надо, говорят в сериале, книги русские церковные менять, и учиться русским православным красиво и стройно петь. То есть именно это послужило причиной церковного раскола в России. Людей били кнутами и сжигали ради того, чтобы они стройно начали петь. Это абсурд! Убивали из-за веры. В сжигании и избиении тех, кто не хочет принять новое церковное учение, и есть трагедия раскола. Хотя, может, в церковных школах новообрядческой церкви (то есть в той, где патриарх Кирилл Гундяев) именно пение называют причиной раскола.

Сценарий ужасно затянут, учитывая, что в книге события сыпятся бесконечным потоком. Всего на одной странице умещается информация про сестёр Морозовых, которых замучили до смерти, а они не отказались от своей исконной веры! Сестер пытали огнем, железом, бросили в яму на несколько месяцев, били, подвешивали за вывернутые руки и так далее. Книга увесиста, и там очень много информации, она очень динамичная, впечатляющая, трогающая душу и сердце.

Вообще вся эта книга — это бесконечное насилие: отрезание языков, пальцев, избиение самим Никоном до полусмерти священников, отказавшихся принимать новые законы и пр.

Помимо насилия и боевика, книга содержит интересные исторические факты. Например, что Никон, уехал из Москвы и был в «ссылке», с штатом 15 слуг и регулярными подарками от Царя. В сериале этого нет.

Прочитав книгу Мельникова, я пришел в ужас, что ИСТОРИЧЕСКИ ДОСТОВЕРНО убили сотни тысяч людей старообрядцев, даже наверное млн. Свои же правители, из-за религии. Это делал Петр 1 и другие цари. Масштаб трагедии огромен, но об этом наши СМИ молчат.

Общественные деятели СМИ муссируют тему насилия во времена Сталина и СССР. А про сопоставимые потери во времена Раскола — ничего.

Неудивительно, что мои знакомые имеют неверное представление о расколе.

Я поговорил со знакомой, которая ходила в православные новообрядческие лагеря. Она заявила, что раскол произошел из-за того, что старообрядцам не понравился запрет в церквях молиться 2-мя пальцами и они только из-за этого ушли в леса, в Сибирь, в Америку, в Турцию, в др. страны. Так как, по её мнению, никаких убийств, и даже сжиганий икон и разрушения церквей просто не было. В 1600-е года произошел раскол, который разделил православную церковь на 2 лагеря — старообрядцы, и нынешнюю новообрядческую.

В книге История древлеправославной церкви чётко и ясно написано: старообрядцев сжигали в срубах, именно сжигали по приказу. Например, Аваакума сожгли. Об этом написано в истории старообрядческой церкви на официальном сайте РСПЦ и в государственных указах, доступных в Ленинке. И приказано было бить железными прутьями тех, кто просто напоил водой старообрядцев!

Про Сценарий. Как можно вставить в фильм бессмысленный эпизод про катание на санях царя! Возможно, он показывает, что царь был хороший, добрый, милый такой — но(!) сжигал людей, за отказ принимать новую веру. Это очень скучные, нединамичные, некрасивые с точки зрения постановки, эпизоды. Царь на простых деревянных санях с пареньком катается 10 минут. Ничего не происходит. Никаких важных диалогов. Паренек — эпизодический третьестепенный персонаж. Создается впечатление, что намеренно затянули эпизоды, сделав их скучными, чтобы отбить желание смотреть сериал и интересоваться темой раскола вообще. Замечу, что фильмы про горе евреев, или просто про исторические войны — очень динамичные и патриотические, и в них тема насилия над героями явная и правдоподобная («Жизнь прекрасна», «Спасти рядового Рейна», «Список Шиндлера» и т. д.)

В книге события стремительно меняются, много исторической важной информации. К примеру, про Хованских, Сурикова и его картину «Боярыня Морозова». Хованщина — Мусоргский посвятил этому целую оперу. Кстати, есть фильм-опера «Хованщина», которая номинировался в 1962-м на Оскара! В 62-м Мусоргский и история раскола церкви в России интересовали людей. Причем в США.

Если смонтировать пропагандийский фильм Кураева, вырезав скучные ненужные эпизоды про санки и пр., то получится хороший динамичный исторический фильм.

А лучше снять кино — даже с самой слабой операторской работой — это будет лучше, чем у Кураева. На вики написано, что для сериала использовали супер дорогущее оборудование, а эффекта от этого нет.

Я был в старообрядческой церкви в Рогожской слободе — и специально спросил про сериал. Старообрядец в главном старообрядческом храме во время службы согласился ответить на вопросы и сказал, что приезжали авторы сериала и изучали старообрядческие книги, и что на 50% показана правда. Думаю, только из-за того, что старообрядцы привыкли к гонениям и унижениям, что даже такая поделка, как «Раскол» — была принята с благодарностью. Вики (кто бы подумал) ссылается на ЖЖ старообрядца, который посмотрел весь сериал и нашёл только парочку неточностей… А сам ЖЖ начинает вестись за полгода до выхода Раскола — как раз во время съёмок.

Даже я, читавший и изучавший раскол и старообрядцев вскользь, вижу всю эту ложь и несоответствие истории. В первую очередь тем, что показывали не то — разборки Аввакума со скоморохами, как он пил (хотя старообрядец мне сказал, что они не пьют вообще и даже не используют вино в своих ритуалах, а кто-то даже не ест картошку — так как её Петр 1 завёз, который сделал очень много плохого для старообрядцев).

Ещё «забавный» для Кураева и всех медийных людей момент — гонения на старообрядцев продолжались всегда, с момента раскола, вплоть, до КОММУНИСТОВ. Доходило до того, что протестантам, католикам можно было дослужиться до генералов, а вот старообрядцам — нельзя. Причём это продолжалось и при Николае 2-м, которого никониане признали святым, а старообрядцы — нет. При нем у старообрядцев в России было много ограничений. В сериале это не показали, и не показывают и не рассказывают нигде в нашем сми, а только твердят о «кровавых коммунистах».

Вообще, а куда деваться Кураеву и медийным личностям? Как объяснить такую нереальную жестокость правителей к своим же людям? А если брать непопулярную в наших СМИ точку зрения — то произошёл захват власти другим государством, которое хотело поменять устои и традиции России. Тогда не знали методов пропаганды и действовали прямо и открыто — пытками и убийствами.

Вообще я редко пишу положительные рецензии, так уж получается. Но этот сериал сам по себе — прекрасный пример того, что на нашем телевидении еще не разучились снимать нормальные фильмы и показывать качественные сериалы. Есть сюжет, устойчивая его канва и множество интересных персонажей — как выдуманных. так и реально существовавших исторических лиц России-матушки. Продуманы диалоги, костюмы. реквизит и натурные съемки — видно, что к делу подходили обстоятельно и консультировались с историками. Пусть кому-то этот сериал покажется занудным, может немножко затянутым — это не так, это даже отличает его в положительную сторону от того потока «шлака», который льется на наши экраны сейчас. Пример тому — сериальные саги типа «Пока станица спит», «Институт благородных девиц», — псевдоисторические показные мыльные оперы, вроде про историю России, но снятые убого и безвкусно.

Это прекрасно, что есть такие творения, как «Раскол». Интересно отметить, что данный период истории Российского государства мало где освещается — в книгах, фильмах, сериалах. А тут — низкий поклон режиссеру и постановщикам, гримерам и костюмерам, звуковое оформление в заставке — просто классное! По такому сериалу надо проходить историю, потому что это наша история, это история нашей Родины.

10 из 10

Режиссер Николай Досталь снял исторический фильм, притягивающий внимание на протяжении всех многочисленных серий. Главная причина этого притяжения — в симпатии к его персонажам.

Царь Алексей Михайлович вызывает симпатию своей заботой о государстве.

Царица Мария Ильинична симпатична своим добрым отношением к царю-мужу, своей добротой к Аввакуму.

Протопоп Аввакум вызывает симпатию своей верой, он внушает уважение, хотя из фильма не очень понятно, из-за чего такие страсти.

Патриарх Никон вызывает симпатию своим трудом, он не только умеет говорить и убеждать, но и строит монастыри, а при необходимости может и стул своими руками сделать.

Отлично подобраны все актеры, все хорошо играют, а женщины радуют своей красотой.

Стильная приглушенная в цветовой гамме картинка не мешает восхищаться одеждой героев, архитектурой и искусством Руси.

Музыка органична во всех сериях.

В фильме поставлены важные вопросы: противоречие между царем-правителем и царем-человеком; влияние жены на решения мужа — государственного деятеля; фанатизм и как с ним бороться; конфликт новизны и консерватизма; трудность самоограничения у людей, достигших высокого положения. На протяжении всех серий раскрываются темы служения народу, великодушия, прощения, смирения, любви.

***

Фильмы подобны воздушным шарам. Их жизнь порой так же скоротечна и зависима от предпочтений зрителей, как полет воздушных шаров — от ветра. Обычный режиссер надувает один шарик, а талантливый отправляет в небо целую гроздь, и в каждом из шаров он помещает особый ингредиент подъемной силы: в одном — доброту, в другом — страсть, в третьем — стиль, в двенадцатом — волю к жизни и в каждом — красоту и частицу души.

От внутреннего наполнения шаров зависит их окраска. Одни четко видны и радуют своими яркими цветами, другие почти неразличимы на фоне серо-голубого неба. Один фильм взлетает шустрым легкомысленным шариком и, покрасовавшись перед задравшими головы зрителями, стремительно скрывается из вида. Другой значительно и солидно поднимается ввысь огромным дирижаблем и долго пребывает над нами, пока неумолимое время не оттеснит его в полярные широты библиотек институтов кино. Взлеты идут один за другим — белые, черные, прозрачные, цветные шары стартуют в небо, тесня друг друга. Они летят в любую погоду и время суток — в тишине утра, в сиянии солнца днем, в моросящем дожде вечера, во тьме ночи.

Хороший фильм, даже повествующий о трагических событиях, должен не нагнетать тьму, а пытаться хоть немного рассеять ее.

Этому удалось.

10 из 10

Пора подкинуть ложечку деготьку модничающим филостарообрядцам.

Фильм яркий и стильный, спору нет. Внимание к деталям (типа подручников) просто поразительное. Глеб Станиславович Чистяков постарался — отлично наконсультировал зороастрийца Досталя!

Разговор — именно о деталях. О пострелигии (кому интересно, пусть читает мои статьи на эту тему). Пострелигия — это имитационная духовность, заключающаяся в уходе от антирелигиозности Модерна, но без возврата во всесвященность Традиции. Пострелигия — это высшая форма десакрализации, отучивания от Священного посредством стилизационной вакцинации. Пострелигия жонглирует знаками, символами, архаическими культовыми практиками. Поэтому пика своего пострелигия достигает в тех культурных средах, где религиозность наиболее насыщена традиционными символами (в т. ч. в православной среде). Баптизму не жить, потому что в семиотическом плане он нищ. А вот католики-традиционалисты, шииты и православные старообрядцы — жизненная среда для пострелигиозной ментальной секуляризации.

Так и с этим фильмом. В нём староверы такие стильные, обаятельные, красивые и напористые, что обращаешь внимание не на скверную актёрскую игру или никчемную режиссуру, а на саму топику «старообрядчество». Оно предстаёт неким интерамбаром, откуда современная квартирная ляля посредством оптоволокна может начерпать множество пособий для самолюбования через отгородительную идентичность.

Старообрядчество как среда (живописанное Мельниковым-Печерским) исчезло под натиском советской модернизации-урбанизации. Одна Лыкова осталась да кучка таёжных отморозков. Теперь старообрядчество — субкультура. Нынешние староверы носят бороды, но ездят в джипах. По воскресеньям, скрестив на груди холёные руки, отстаивают длиннющие службы на Рогожском или Преображенском, а по понедельникам бегут на работу, отпускают на работу жён, забрасывают детишек в детские сады. Современные старообрядцы — не юродивые с картины Сурикова, это образованные граждане, открывшие для себя старый чин. Они не отвечают за бесчинства «табачных митрополитов» РПЦ МП, поскольку молятся в других храмах/молельнях. Они живут в железобетоне, учатся в школах и институтах, занимаются бизнесом или наукой. Они носят дома синтетические футболки, а на службу — косоворотки или кафтаны.

Постмодерн каждого наделяет семиотическим гетто. И чем экзотичнее гетто — тем лучше (заметнее). Сиди в нём, радуйся и не высовывайся. Для подбора кандидатур для таких гетто снимаются такие стильные фильмы. (Это всё применимо и к толкинистам, и к скинхедам.) Только не вылазь за рамки Системы, не учись жить вне и без Государства, не иди на землю, не создавай самодостаточную общину! Отдавай детей в школу, плати налоги, делай прививки, получай права на вождение авто, езди в отпуск в Абхазию. И обязательно имей аккаунт в Контаке/Фейсбуке/Однокласниках. Без аккаунта ты не сможешь вести проповедь грехопадшему миру (т. е. вербовать потенциальных тусвщиков в свою субкультуру). Только не выходи из виртуала, города и государства!

А для того, чтобы свести мою иронию на нет, уже есть специальное пугало — Стерлигов. Не хочешь быть таким же фриком? Значит, не надо отрицать «лучшее, что есть в мире сем» (который на самом деле грехопадший, да и вообще — в нём ведь Антихрист воцарился!).

Помню, как был шокирован, встретив в метро на эскалаторе 25-летнего парня с бородой до пояса. Через три часа на другом краю Москвы меня познакомили с ним как с руководителем «Союза старообрядческих начётчиков». Борода в метро, зипун на Арбате, лестовка в самолёте, лапти в бутике «Натуральная обувь», двуперстие на соцфаке МГУ. Главное — стобы всё осталось на местах: и метро, и бутики, и МГУ. Чтобы налоги собирались, нефть продавалась, фильмы снимались, оптоволокно совершенствовалось!

Все — по своим местам!

8 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Раскол 2011 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

В фильме «Раскол» запечатлен тяжелейший и малоизвестный период российской истории. История раскола русской Православной церкви в XVII веке. Эта картина о судьбах исторических лиц - царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича, братьев Морозовых, боярыни Феодосии Морозовой, о церковных реформах патриарха Никона и ярых противниках этих преобразований во главе с протопопом Аввакумом.

Раскол / Raskol 2011, Россия, история, драма