Галерея
Актеры 4
Съемочная группа 9
Рекомендуем 1
Отзывы к
аниме
6
Собственно, определять добротно, искренно, оригинально и вместе с тем достаточно посредственно японский мультфильм «Кот в сапогах» словом «шедевр» — чрезвычайно смело.
Особенно, если начать вспоминать параллельно выходившие в мире бесспорные шедевры анимации. Например, если уж речь пошла о котах, то «Кот Фриц» Бакши (1972).
Тем не менее, именно для японской школы анимации — это шедевр: «Кот в сапогах» стал, на мой взгляд, для нее тем же, чем гоголевская «Шинель» — для русской литературы. А именно — тем паттерном, художественным образцом, опираясь на который, анимэ и развивалось как художественное явление.
В первую очередь стоит обратить внимание на графику. Если сравнивать с графикой американской школы анимации, в первую очередь — диснеевской, она выглядит откровенно примитивной. А если вспомнить шедевры советской анимационной графики, такие, как «Винни-Пух», «Малыш и Карлсон», «Ежик в тумане»…
Но эта примитивность на самом деле — нарочитая. Эстетический образец здесь — не классицистская живопись (как для Диснея), а стилизованные под детский рисунок японские комиксы. Да, в «Коте в сапогах» это смотрится примитивно, но, например, в «Ведьминой службе доставки» Миядзаки… а ведь это точно такой же стиль!
Второе — это типовые режиссерские приемы. Та же американская школа — это обязательный вставной гэг в повествовании, и не один! Правдоподобие создается за счет непрерывного экшна, ретуширующего все дыры драматургии и не дающего зрителю задуматься.
Японская школа тоже использует вставные эпизоды, но совершенно иного характера: это реалистичная деталь или мини-эпизод, делающие правдоподобным сам мир мультфильма. Например — здесь в одном эпизоде кот жалуется на отсутствие рыбы, держа в лапе рыбные кости, а в другой раз с довольным видом ест рыбу. В американской анимации это режиссируется как гэг и специально педалируется. В анимэ — это именно деталь!). Или представление женихов — каждый из них представляется по-разному.
В данном случае, собственно, и графику можно также отнести к режиссерским приемам — ее «детский» стиль позволяет упростить повествование.
Кроме того — это использование в анимации типичных приемов игрового кино. Для «Кота в сапогах» это не всегда достоинство, но лишь потому, что стилистика кино 60-х выглядит во многом наивно.
Еще одно достоинство анимэ, относящееся уже к драматургии — это оригинальность героев. Не в том смысле, что их ранее никогда не было, а в том, что даже самые сказочные из них реалистичны. Достигаться это может разными способами: за счет режиссуры, за счет драматургии и за счет озвучки (сэйю), а иногда — за счет всего вместе.
В «Коте в сапогах» были использованы все три варианта. Причем третий — так, как создатели «Кота в сапогах» и представить не могли!
Это — дубляж «Союзмультфильма». О том, как можно не просто озвучивать, но связать голос актера и анимационный образ в единое целое — это открытие было сделано советскими аниматорами именно тогда, в «Винни-Пухе» и «Ну, погоди!» Озвучка Кота в сапогах Георгием Вициным отсылала зрителя к его героям в знаменитых лентах Леонида Гайдая, что придавала мультфильму и его драматургии дополнительный смысл. Нужно отметить, что ведь именно в те же годы (до японского мультфильма) вышел и советский (короткометражный) мультфильм «Кот в сапогах» сестер Брумберг. И, учитывая одинаковую по стилю и «звездности» озвучку (Ливанов, Весник, Румянова), он смотрелся как некая предыстория японского «Кота…»
Любопытно, но японский «Кот в сапогах» повлиял не только на анимацию, но и на игровое кино! Сомневающихся отсылаю к знаменитой «Секс-миссии» Юлиуша Махульского — эпизод суда в той ленте буквально цитирует аналогичный в начале «Кота в сапогах».
Учитывая все это, лично я ставлю «Коту в сапогах» субъективно высокую оценку. Хотя, может быть, сам по себе, как единичный мультфильм, он такой оценки и не заслуживает.
10 из 10
Данный мультфильм, пожалуй, является прекрасным примером послевоенного японского подхода к искусству. В частности — к анимационным фильмам и сериалам. Достаточно популярные и сейчас, они за пять десятилетий практически не изменились, но на фоне повалившего нынче отвратнейшего западного продукта смотрятся ещё ого-го как здоровски. Тем не менее упрёк в сторону японцев за полувековое топтание на месте остаётся в силе. Если бы не студия Миядзаки, а также некоторые талантливые личности уже 21 века — японская анимация выглядела бы крайне инертной отраслью в плане работы со смысловым наполнением и подачей идей.
«Кот в сапогах» (даже вся трилогия о нём от Toei Animation) нынче смотрится одновременно примером стиля и качества исполнения, гарантировавших фильмам популярность, а также сумбура и безалаберности наполнения, приумноживших всевозможные толкования наличествующего символизма. Конечно, строго судить детский мультик не стоит, и именно такими видятся первая (1972) и вторая (1976) части — простенькими приключенческими погремушками, эксплуатирующими успех первой части. Однако «Кот в сапогах» (1969) был не так прост и глуп, каким кажется, либо же наоборот — хочет казаться не таким простым и глупым, каковым является. Оттого он вызывает определённый интерес и достоин вдумчивого разбора и просмотра.
Из-за подогнанной под местного зрителя концовки, переварить, обдумать и увязать в единую канву происходящее становится проблематично. Если европейская сказка была пропитана вековой несправедливостью и реакцией на неё и заявляла «Всё зло на свете победим неправдой, ложью и обманом», то данный мультфильм начинает спорить с такими методами установления справедливости и благоденствия и предлагает японский вариант решения всех проблем: нужно упорно трудиться, верить в себя, идти к цели, превозмогать, достигать вершин etc.
На фоне всего этого очень сложно ухватиться за символизм антагониста и основного противостояния. То ли это выбор между старой и новой Япониями, то ли сопротивление низменным искушениям, то ли призыв к самостоятельности. Основная сюжетная борьба вызывает широчайший спектр аллюзий, в котором (от детского-то мультика!) ждёшь акцента на какой-то одной легко уловимой идее. Герои мечутся во тьме, но восход близко. Приложив все усилия, победив себя, поднявшись на новые вершины, они всё-таки смогут победить. Но нет и намёка на дальнейшие изменения в жизни героев, чтобы понять, с чем же они всё-таки боролись и что получили.
Отдельного внимания заслуживает старательная проработка персонажей, во многом именно благодаря ей фильму была обеспечена популярность за пределами Японии. В центре, естественно, обаятельнейший кот; выдаваемые им умилительные рожи скопированы потом не в одном мультфильме (даже в трёхмерных безыдейных американских ужасах анимации). Данный кот, если можно так сказать, по праву стал эмблемой Toei Animation, каким-то образом определив её рок — прекрасно выверенные проекты без намёков на смелость и революционность подхода; колорит, оригинальность и талант, теснимые меркантильной ориентацией на массовую аудиторию и оглядками на американскую стилистику.
Но не менее милым кажется и главный злодей — улыбающийся Люцифер (очень похож на появившихся позже джинна из диснеевского «Аладдина», а также на того же Шрека) без труда располагает к себе зрителя, и многим не раз захочется спросить «да что ж этой принцессе в нём не понравилось?» Притягательность антагониста, отсутствие обращений к теме извечного экзистенциального зла, отсутствие даже жалоб на несправедливость или на ненужность его существования — всё это здорово работает на мораль произведения: борьба идёт совсем рядом, борьба идёт внутри человека, нет исключительно плохих людей, не стоит их ненавидеть, но не стоит и слушать их искушения. Такая мягкость подачи способствует возникновению доверительных отношений между зрителями и произведением.
Очень интересно смотрится играющая активную роль принцесса (из-за чего действо становится больше похоже на мультики про Алладина): в начале пассивная красотка поёт песню «сижу ровно, принца жду», а в конце предстаёт уже сражающейся личностью. Однако такой «карьерный рост» необычайно примитивно подан, оттого решения девушки кажутся прихотями, а не воспитанными в результате переживаний взрослыми взглядами. А меж тем именно взросление подчёркивается как основной сюжетный мотив и даже основная движущая сила.
Но равномерно перейти к его раскрытию у создателей не получилось. Мотивация героев невнятна, всё одеяло обаяния и внимания поначалу перетягивает на себя кот. А когда происходит постепенное вытеснение кота с главных позиций, создаётся неприятное впечатление, что он здесь был только для названия. В центр же довольно неуклюже, но с задором выходит классическая влюблённая парочка — новый японец и новая Япония.
Рассмотрим одну из красноречивых кульминационных сцен (вспомним, что по Фрейду подъём по лестнице означает соитие; башня, полагаю, и так понятно, что означает). Хрупкая принцесса и крупный злодей поднимаются по винтовой лестнице башни. Принцесса чешет впереди, хоть ей и сложно. Люцифер сзади, тяжело дыша. И вот они уже почти на вершине, но злодей падает. Возраст, да и что он ей обязан? Девушка не унывает и с новым юным партнёром устремляется дальше. Ещё какая-то секунда — и они будут на пике, но вредный злодей не даёт им закончить и пара в отчаянии летит вниз. Всё действо подкрепляется выразительными ракурсами, подчёркивающими эпичность и символичность происходящего. При чём тут, спрашивается, кот?
Toei, первопроходцу японской анимации, кажется, извечно суждено разрываться между ориентацией на западные стандарты и привнесением национальной идентичности, желаниями угодить «потребителям» и вложить в произведение какую-то мораль, талантом художников и неуклюжестью постановщиков. Фильм стремится быть сразу смешным и серьёзным, популярным и глубоким, сказкой и притчей, ярким метеором и вечной звездой. Но чтобы произведение, будучи многослойным, начало комплексно влиять на зрителя, оно должно поражать, захватывать, быть атмосферным. Если «Кот» и может увлечь определённую часть аудитории, то никакого дальнейшего мягкого перехода от поверхностных впечатлений в глубину художественного слоя не предусмотрено. Ничем не связаны смысловые слои, ничем не скреплено даже само повествование. Банальное подражание «Диснею» порой сменяется высококлассными эпизодами в которые сложно поверить, но оттого ещё сложнее понять, как это всё вместе лицезреть.
Фильм призывает детей расстаться с надеждой на эфемерную помощь и начинать бороться самим; обещает, что именно в их силах привести страну к рассвету нового прекрасного дня. Он до сих пор смотрится очень приятно и не вызывает явного отторжения у зрителя любого возраста. Тем не менее, чтобы называть его шедевром в своей нише, надо предположить, что первая часть японского «Кота» это всего лишь зрелищный мультфильм. «Кот в сапогах» Кимио Ябуки это, однако, больше чем красивый мультик. И тут, начиная соревноваться с серьёзными художественными произведениями, он (и вся студия Toei) получает оценку «добротно», но никак не «шедевр». Взглянувшему сквозь призму лет однозначно покажется, что появившимся позже смелым и серьёзным фильмам студии Ghibli эпопея о коте проигрывает.
Знакомство с японской анимацией в конце 80-ых стало для меня ярким зрительским впечатлением детства. Одним из первых просмотренных мной тогда японских мультфильмов стал «Кот в сапогах» Кимио Ябуки.
Мультик оставил потрясающие ощущения и эмоции буквально каждым своим кадром. Все в нем было притягательным: принципиально отличное прочтение хорошо знакомой сказки, непривычная, но интересная трактовка уже знакомых по Шарлю Перро персонажей и появление новых, необычная картинка, к которой, впрочем, привыкаешь довольно быстро.
И конечно, чарующе красивая музыка композитора Сейтиро Уно, удачно передавшая настроение каждого эпизода, многие мотивы памятны до сих пор.
Кот Пьеро стал очень достойным пополнением полка мультипликационных котов. Авторы вложили в него столько оптимизма, обаяния, находчивости, жизнелюбия, отваги, честности и бескорыстия, что превратили его в на редкость самобытного и, пожалуй, даже легендарного персонажа не только японской, но и мировой анимации. Попробуйте, отыщите в ней другого такого же! А его энергии и всех вышеперечисленных качеств с лихвой хватит как на то, чтобы разбираться с собственными неприятностями в лице удивительно настойчивых, но таких же незадачливых котов-преследователей, ставших второй после него фишкой мультфильма, так и на, чтобы помогать влюбленным бессребреникам, вроде сына бедного фермера, в попытках найти свое счастье, носящее титул принцессы.
Отдельного упоминания заслуживает и не совсем типичный людоед Люцифер, внесший в действие своим присутствием значительную долю оригинальности и неожиданности.
Нельзя не упомянуть и блестящий юмор в «Коте…», недаром за проработку шуток в команде Ябуки отвечал отдельный и упомянутый в титрах специалист. Все остроты прописаны безупречно, благодаря им мультфильм смотреть легко и весело, даже в весьма серьезные моменты юмор вовремя вносит разрядку.
Хорошо управились создатели и собственно со сценарием: сюжет держит в напряжении и неизвестности до самого конца, а финал абсолютно непредсказуем.
Ну, и было бы черной неблагодарностью не сказать самых лестных слов о блестящем дубляже «Союзмультфильма». Это действительно была школа, школа профессионалов, допустившая очень мало промахов, и «Кот в сапогах» — точно не из их числа. Голоса подобраны идеально. Кот, которого дублирует Георгий Вицин, — это же шедевр, как каждый озвученный этим актером персонаж! Замени Пьеро русский голос, и впечатления от персонажа будут уже совсем другими. А Клара Румянова, озвучившая одного из котов-преследователей! Вторая и далеко не последняя гениальная озвучка в этом мультфильме! А ведь есть еще Мария Виноградова, Роза Макогонова, Юрий Саранцев… Что и говорить, смотреть японского «Кота в сапогах» надо только в советском дубляже, лучше, убежден, просто не сделать.
Любимый мультфильм, наилучшие впечатления и высокая оценка. Спасибо еще раз, уважаемые японские аниматоры!
8 из 10
Кот Перро не такой как остальные коты. У него доброе сердце, и он дружит с мышами. За это другие коты решили казнить Перро. Ему едва удалось сбежать от преследователей, как он тут же попал в сказку, да не простую, а в сказку про кота в сапогах. Делать нечего, придётся Перро помочь своему новому другу Пьеру завоевать принцессу и победить злого колдуна Люцифера. Приключений будет столько, что хватит не только самому Перро, но и его друзьям мышам, юному Пьеру, принцессе и трём котам, которые за ним гоняются.
Старый японский мультфильм удивительным образом перекликается с тем советским мультиком про кота в сапогах, который всем нам так хорошо знаком. Разница лишь в том, что японский мультфильм лишь использует сказку как основу, выстраивая на ней замысловатый приключенческий сюжет с дополнительной линией про отношения Перро с собратьями. Похищение принцессы и охота за волшебной черепушкой, превращение безвольного юноши в отважного героя и находчивость неунывающего Перро создают неповторимый мир замечательной сказки. Такую сказку стоит смотреть детям любого возраста. В отличие от советского мультика фильм невероятно хорошо прорисован, насыщен лёгким юмором и массой событий. А взрослые зрители не останутся равнодушными, глядя, как Перро с голосом Вицина с завидным оптимизмом пускается в самые отчаянные авантюры.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Кот в сапогах 1969 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Бедный юноша Пьер и принцесса Роза полюбили друг друга, но на их пути множество преград, и самая опасная из них - злой, ужасный Люцифер, всемогущий волшебник, властитель Ада, решивший жениться на красавице! Хорошо, что у Пьера и Розы нашелся настоящий друг, веселый и находчивый, хитрый и храбрый кот Перро. Никто и ничто не может помешать ему, разве что преследующие его коты-наемные убийцы.
Кот в сапогах / Nagagutsu o haita neko 1969, Япония, аниме, мультфильм, семейный, фэнтези, мелодрама, комедия, приключения