Насреддин в Бухаре

Nasreddin v Bukhare

1943, СССР

Комедия по роману Л. Соловьева «Возмутитель спокойствия». Благодаря находчивости и выдумке неугомонного весельчака Ходжи Насреддина многим угнетенным и обездоленным удается противостоять жестокому эмиру Бухары.

HD
  1ч 20м КиноПоиск  7.8 IMDb  7.1
Фильм Насреддин в Бухаре online на emblix
Актеры 4
Съемочная группа 3

Отзывы к фильму 3

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Две книги Леонида Соловьева про то бедного и странствующего, то принимаемого при самых влиятельных дворах легендарного пройдоху и хитреца, «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный Принц», сейчас, видимо, незаслуженно забыты. А ведь по своим художественным достоинствам и искрометной ироничности они вполне могут стоять вровень с «Тилем Уленшпигелем» Шарля де Костера. Потому что у обоих героев миссии практически идентичные — являться своеобразными Робин Гудами, притом разя не материальным оружием, а метким словцом и остроумными иносказаниями. И вряд ли такое менее действенно, ведь стоит вспомнить известное изречение о том, что приравнивается к хранению опасного холодного оружия…

Разумеется, фильм, да еще при таком коротком хронометраже, не способен передать всю перчинку и накал «Возмутителя спокойствия», экранизацией которого он является, всю прихотливую вязь изысканных сюжетных построений, соперничающих в своей непостижимости и одновременно гармоничности с восточными арабесками. Урезана роль рябого шпиона, точно так же как и линия ростовщика, не совсем подробно раскрыты отношения героя с его четвероногим и мохнатым, симпатичным и няшным другом, и много что еще. Но несмотря на черно-белое исполнение, яркая, живописная, пульсирующая, неуемная стихия народной жизни иллюстрируется на диво. Со всеми ее узористыми коврами и затейливыми тюбетейками, нарядной архитектурой и уютными садами, простыми людьми, изнуренными и изможденными, но зато и праздновать умеющими вовсю, тупым эмиром, черствым ростовщиком, чопорным мудрецом, корыстными и хищными представителями знати.

Сочными тонами немечен характер каждого из участников действа. Хрестоматийная сцена про то, что «а там либо я умру, либо эмир, либо ишак» представляет такой насыщенный спектр переживаний на смуглых, зачастую потных лицах слушателей! Восторг, заинтригованность, растерянность, непринужденность. И изумительная догадка про незнакомца… На своем надежном ишаке едет тот странник и по городским улицам, и мнится, по изгибам человеческих душ. Сыпя язвительными подковырками и жгучими эпиграммами, роняя актуальные намеки и отточенные экивоки, пряча под халатами чрезмерной хвалы в адрес власть предержащих умную метафоричность, а искренность препоясывая кушаком саркастичной пародийности… но и романтичность тоже у него в репертуаре фигурирует.

Как-то в фильм сумела прокрасться даже пикантность. Ночные ухаживания за Гюльджан, гротескность сластолюбия и похоти эмира, особенно в той сцене, где девушка и её любимый двусмысленными фразами высмеивают властелина у того в собственном гареме. И если главный герой тут самая острая специя, то сама Гюльджан — пряность самая душистая.

Аромат экзотики, разумеется, только оттеняет тут нечто вневременное и ко всем странам применимое. Здешний плут и избавитель, как и Тиль, архетипический персонаж-трикстер, и в то же время крайне индивидуален, а истории и анекдоты о нем, разрозненные и нередко противоречащие друг другу, сплавились тут в крайне непосредственное и выдержанное повествование. Все вокруг одного имени, от него трепещут все, только одни от страха и гнева, исходя желчью, а другие — от желания скорее встретиться с ним и приветствовать. И имя его — Ходжа Насреддин.

Ходжа Насреддин — образ народного мудреца и острослова в фольклоре многих народов Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии. Анекдоты о Ходжа Насреддине носят преимущественно социально-бытовой характер. Народная традиция создала и хранит своего героя — защитника справедливости, борющегося против социального зла оружием смеха. Л. В. Соловьев написал «Повесть о Ходже Насреддине» (ч. 1 — «Возмутитель спокойствия», 1940; ч. 2 — «Очарованный принц», 1954). По мотивам этого произведения поставлены фильмы «Насреддин в Бухаре» (1943), «Похождения Насреддина» (1947) и «Насреддин в Ходженте, или Очарованный принц» (1960).
из БСЭ

Свой первый фильм Яков Александрович Протазанов (1881—1945) поставил еще до революции — в 1911 году. Картина называлась «Песня каторжанина». Протазанов стал одним из зачинателей советской кинематографии. Его фильмы «Пиковая дама» (1916), «Отец Сергий» (1918), «Аэлита» (1924), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Сорок первый» (1927), «Марионетки» (1934), «Бесприданница» (1937) и др. оказали большое влияние на развитие советского кино.

«Насреддин в Бухаре» — последний фильм мастера. Фильм был снят в Узбекистане, в Ташкентской киностудии.

В 1940 году Протазанов снял исторический фильм «Салават Юлаев». В феврале 1941 года он вышел на экран, а в июне началась Вторая мировая война, перевернувшая все в жизни советских людей. Протазанов, как и многие другие деятели культуры из Москвы, Ленинграда и Киева переехал в Ташкент. Здесь ему поручили фильм «Насреддин в Бухаре». Старому мастеру предстояло создать образ узбекского народного героя.

Отлично понимая, как трудно с достаточной глубиной передать национальный колорит, Протазанов формирует группу и приглашает в нее режиссера Ташкентской студии Наби Ганиева (один из основателей узбекской кинематографии, первый узбекский кинорежиссёр, впоследствии снявший фильмы «Тахир и Зухра» и «Похождения Насреддина», занесённые в список ЮНЕСКО), композитора Мухтара Ашрафи (автор нынешнего гимна Республики Узбекистан), художника Варшама Еремяна.

Самое трудное в фильме — образ Насреддина. Он должен был быть близок и русскому и узбекскому зрителю. Протазанов долго не знал кому дать главную роль — Михаилу Жарову или Льву Свердлину. В конечном итоге его выбор остался на Свердлине, поскольку внешность Жарова была слишком русской. К тому же, Свердлин некоторое время жил в Ташкенте и преподавал в узбекской киностудии, так что он хорошо знал быт и нравы узбекского народа.

Свердлин сыграл гениально. Многие до сих пор считают его узбеком. А то, как он на ломаном узбекском языке кричал «Вай, жигарэм, жигарэм!» — это вообще что-то.

1943 году фильм вышел на экраны. По началу некоторые критики ругали Протазанова за то, что в годы кровавой войны он снял комедию. На что режиссер ответил: «Если мы все время будем думать только о войне, ничего от этого полезного нам ни будет. Человек не должен забывать смеяться».

За фильм «Насреддин в Бухаре» Протазанову присвоили звание заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР. А сам фильм приобрел у нас статус культового, и до сих пор остается одним из любимейших.

Хвала Богу, что Яков Протазанов экранизировал потрясающую книгу Леонида Соловьева «Возмутитель спокойствия». И как экранизировал!-скажу я вам.

Экранизация ничуть не уступает первоисточнику…

Герой Лева Свердлина это ТОТ Ходжа, которого я представлял, читая книгу…

Если ваши дети, а тем более вы до сих пор не видели этой картины-то вы обязаны её посмотреть! Смех до упаду, колики от счастья в области живота гарантированы…

Рекомендую всем людям всех возрастов вне зависимости от наличия или отсутствия чувства юмора: если оно у вас есть, то вы его изрядно потешите, а если у вас нет чувства юмора, то после этой картины оно у вас обязательно появится!

10 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Насреддин в Бухаре 1943 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Комедия по роману Л. Соловьева «Возмутитель спокойствия». Благодаря находчивости и выдумке неугомонного весельчака Ходжи Насреддина многим угнетенным и обездоленным удается противостоять жестокому эмиру Бухары.

Насреддин в Бухаре / Nasreddin v Bukhare 1943, СССР