Галерея
Актеры 4
Съемочная группа 2
Отзывы к
фильму
3
Конец московской зимы. Мелкого наперсточника по кличе Апрель — юношу безобидной наружности, к тому же бывшего детдомовца, родившегося в лишний день — 29 февраля, элементарно подставляют. И тут жизнь Апреля определенно начинает пахнуть керосином. Скоро некий авторитетный дядечка по имени Леонид Петрович (играющий его Михаил Круг через некоторое время уже в реальной жизни сам станет жертвой смертельного нападения) ставит Апрелю условие: надо убрать двоих, в том числе вконец зарвавшегося Артура. После чего он дает субтильному парнишке для его первого мокрого дела очень даже настоящий пистолет. Сразу видно — для Апреля такие дела в диковинку.
Ситуация усугубляется тем, что накануне «сырого дела» юноша знакомится с симпатичной медсестрой, которую тоже экзистенциально колбасит на тему «как жить дальше?». Проще говоря, девушка не знает, как себя правильно позиционировать по жизни: то ли и дальше продолжать кочумать в белом халате, то ли конкретно поменять образ поведения и внедриться в хорошо оплачиваемый бизнес «ночных бабочек». И чем сильнее девушка рефлексирует, тем больше это импонирует её ухажеру. В урочный час Апрель тоже всерьёз начинает обдумывать житие. Бродит туда-сюда вокруг да около потенциальных жертв, а потом просто напивается с горя (или с радости). А в конце доходит до того, что ещё и подвиг совершает…
В своем режиссерском дебюте самый востребованный на тот момент питерский сценарист Константин Мурзенко особое внимание уделяет сленговой игре, но уже не блатной фене и не уличным жаргонизмам, что было характерно для его предыдущих сценариев. На этот раз он предлагает почти эстетское лингвистическое упражнение, максимально приближенное к реалиям текущей жизни, и которое, в отличие от опуса «Мама, не горюй!» Максима Пежемского, характеризует качественно иное чувство правды. Той самой правды, которая превыше всего ценилась в ленинградском/питерском кино, и была доведена Германом и КО до такой степени концентрации, что в результате даже появилось понятие «ленфильмовский гиперреализм».
И хотя почему-то принято считать, что на Мурзенко главное влияние оказал Тарантино, видно, что и у своих киноклассиков он числится далеко не последним учеником. Помнится в конце 1980-х Мурзенко часто наведывался на улицу Салтыкова-Щедрина, в кинотеатр «Спартак» — Мекку питерских синефилов той поры, и непременно почитал своим присутствием так называемый Киноуниверситет, курируемый Олегом Коваловым, ещё одной легендарной личностью тогдашней киноманской тусовки. Сутулая фигура и лошадиное лицо с взглядом потенциального Раскольникова выделяли Мурзенко (которого тогда мало кто знал по фамилии) в многоликой толпе, ежевечерне осаждавшей «Спартак».
Можно говорить почти наверняка, что к моменту знакомства с фильмами Тарантино Мурзенко уже был настолько «пропитан» классикой мирового кино, что сбить его с толку не могло никакое «Криминальное чтиво». Собственно «Апрель» — это концептуальная виньетка, в которой модные протарантиновские мотивы настолько изящно адаптированы к российским реалиям, что про все возможные переклички забываешь напрочь. При очевидной избитости темы (благодаря «бригадным сериалам»), режиссерский дебют Мурзенко способен привязать к себе даже тех, кто на дух не переносит улицы разбитых фонарей, и заставляет озабоченно ждать, чем же всё-таки закончится эта история про несостоявшегося юного киллера.
Я очень люблю этот фильм. Думаю, это не просто лихая и весёлая история из жизни разбойников, воротил и маргиналов в духе «Мама, не горюй!». Такого не было в творчестве Константина Владиславовича Мурзенко, ни в «Жести» (тоже драйв и стиль, конечно, но мрачно, тяжело, безысходно), ни в «Маме, не горюй!» (слишком уж всё весело и сказочно). Здесь же, на мой взгляд, идеальное сочетание стиля, драйва, вкуса, замысла… Замечательная игра актёров. Я полагаю даже(последние лет 7), что это один из лучших отечественных фильмов на темы Жизни, Смерти и Реализации человека… Книга самурая и Дао дэ цзин- по — русски. Русская вещь о Пути, о долге, о Любви, о вечности и бесконечности… Ангелы, бесы, люди, боги, закон кармы и способы его обойти. Всё это здесь есть. И приговорённый к смерти (как все мы, кстати), вконец замороченный в суете Человек, что, пройдя ряд «жёстких пробивок», в конце прозревает и становится самим собой. В самый последний момент, всё потеряв, находит себя, понимает, что в жизни главное, и как всё устроено. Действие происходит под потусторонние звуки музыки Дэна Калашника… «Апрель», — единственный фильм среди работ К. Мурзенко, где он не только сценарист, но и режиссёр. Если задумываешься иногда о жизни и смерти, о Любви, то «Апрель» смотреть надо! Помимо всего этого, кино заводное и угарное, местами в духе «Мама, не горюй -1», например, сцена «маски — шоу» в больнице.
На 100 вариантов голивудского и новорусского палп фикшн про одно и то же на разные лады иногда находится одно настоящее, что идёт от души в душу… После чего становишься мудрее и взрослее.
Мне кажется, неверным утверждение, что Мурзенко пытается подражать в «Апреле» Тарантино. Просто и тот и другой явно вдохновляются произведениями Мельвилля. От французского классика у Мурзенко неспешность, и даже некоторая приторможенность повествования, его нежелание давать герою моментальную характеристику.
Режиссёр как бы говорит зрителю: не спеши с выводами, смотри внимательно, даже в жанровом кино мотивы героя могут не лежать на поверхности. Зато речь у Мурзенко точно своя и видно как актёрам нравится этот текст, эти нестандартные повороты.
Когда смотрел фильм в первый раз, первая половина показалась мне скучноватой. Мало динамики. Казалось, что сначала всё слишком медленно, а под конец слишком быстро. Сейчас пересматривая, получаю удовольствие от каждого эпизода.
Этот фильм несовершенен, в нём есть недостатки, но я думаю, в отличие от того, где Мурзенко снимается (за исключением второго брата), сам он снял настоящее кино, а не двухчасовой видеоклип.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Апрель 2001 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Для того чтобы оправдать себя перед воротилами преступного мира, молодой «джентльмен уличной удачи», бывший детдомовец Апрель вынужден принять от «крестного отца» мафии заказ на устранение двух личностей, якобы, его подставивших. В то же самое время одна из «мишеней» Апреля — запутавшийся в своих отношениях с криминалом бизнесмен Вова — должен и сам спасать свою жизнь, согласившись на весьма опасное и сомнительное дело. Естественно в один прекрасный момент их пути — дороги пересекаются, но в самое не подходящее время и в самом неожиданном месте. Всего за одну ночь герои фильма пытаются решить свои проблемы, найти истину и, возможно, заплатить за нее дорогую цену…
Апрель / Aprel 2001, Россия, драма, криминал