Отзывы к
фильму
1
Когда на съёмочной площадке встречаются два увлечённых своим делом человека, рождается НАСТОЯЩЕЕ кино. Режиссёр Игорь Иосифович Николаев представитель старшего поколения, «переломившего» хребет «гадине», мечтавшей о «Тысячелетнем Рейхе». Сценарист — советский военный журналист, поэт и прозаик — Владимир Степанович Возовиков не воевал, но, намереваясь связать свою жизнь с армией, закончил танковое училище. В 1978 году В. С. Возовиков в звании подполковника уволился в запас и с этого времени полностью посвятил себя литературе. Именно в это время он написал повесть «Сын своего отца», которая легла в основу сценария фильма «Атака». Фильма, примечательного во многих отношениях. В 1985 году начались масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни СССР — перестройка. Кинематограф тут же откликнулся на призыв, и на экраны выходят качественные фильмы, глубинный смысл которых — в искреннем желании исправить накопившиеся экономические и политические ошибки. К сожалению, подобных фильмов немного, потому что лить грязь на историю страны, и скулить, что «всё так плохо» всегда легче, чем предложить хоть каккую-то возможность улучшить ситуацию.
Главный, и действительно краеугольный персонаж в фильме, вне всяких сомнений, — это лейтенант Тимофей Ермаков (Тимоня), которого просто блистательно сыграл Сергей Чекан. Вокруг фигуры недавнего выпускника танкового училища лейтенанта Ермакова вращается в картине всё и вся, начиная от танков и заканчивая высшим генералитетом. Юношеский максимализм потомственного военного сталкивается с реальной жизнью линейного танкового полка, заставляя Тимоню совершать поступки, за которые приходится расплачиваться другим. В фильме всего один эпизод посвящён войне в Афганистане, которую СССР ведёт вот уже 7 лет («Герат-дыра, Кабул — всё же город. Сенька Монахов на мине подорвался…»), но именно этот эпизод оправдывает поведение молодого лейтенанта, ведь ТАМ — совсем не учения, ТАМ — и танки и танкисты горят по-настоящему. Желание Ермакова использовать в обучении личного состава взвода реалии боевых действий, а не шаблоны нормативов на полигонах и стрельбищах, наталкивается на непонимание командиров и начальников. Тимоня говорит о себе: «Застенчивый, мягкий, справедливый человек. Я нужен армии!» Но другие считают иначе: «Заносчивый и самоуверенный лейтенантишка с задатками наглеца» (Аннагуль).
Ермаков «порядочный и правдивый» поэтому без самокопания признаётся в своих недостатках: «Всё время бегу впереди себя!» Однако именно эта способность молодого лейтенанта «бежать впереди лошади» в самый ответственный момент широкомасаштабных учений спасает его дивизию. В хорошем фильме о войне или военных, обязательно должна присутствовать линия взаимоотношения он-она. Здесь она тоже имеется, к тому же поданная очень корректно по отношению к героине Дилором Игамбердыевой — Аннагуль, потерявшей недавно мужа. Взаимоотношения Ермакова со старшим лейтенантом Игорем Линёвым (Александр Новиков) крайне интересны от самой первой их встречи («Знаешь девиз химиков? Куда дым — туда и ветер!») и до финала, когда Линёв предстаёт настоящим приспособленцем, ведь для таких людей главное не высовываться — тогда и отвечать не придётся. А Ермаков ответственности не боится. Именно по этой причине он отказался от протекции влиятельного отца и отправился служить в Каракумы.
В фильме присутствуют ещё несколько моментов, которые хотелось бы отметить. Произнесённые матерью главного героя слова: «Не унижай солдат, ведь они — кругом зависимые люди…» дорогого стоят. Чуть позже кино буквально захлестнёт волна чернухи о дедовщине в рядах Советской армии. Но это будет потом, а пока создатели фильма хотят этими словами достучаться до ушей тех, от кого может зависеть исправление ситуации. В картине есть хороший эпизод, когда офицеры со своими жёнами сидят в комнате и… нет, они не пьют водку и не развратничают (что скоро тоже станет модным в фильмах о «тихих гарнизонах»), они поют песню со словами «Напишу через час после боя, а сейчас не могу не проси. Нас осталось в живых только двое — скоро пуля догонит в степи…» По тем временам — откровенное «вольнодумство», ведь это переделанная строчка из «белогвардейской» песни «Последняя осень» (автор Юрий Борисов) впервые прозвучавшей в кинофильме «Таинственный монах» (1968). Но там её пели «враги революции», а здесь — «броня» нашей армии: «Мы у господа Бога поблажки не просим: только пыль да копыта, да пуля вдогон. И кресты вышивает последняя осень по истёртому золоту наших погон…»
Всё возвращается на круги своя. Лет 20 назад было невозможно помыслить, чтобы в расположении частей находились православные храмы. Сейчас этим никого не удивишь, и это правильно — мы должны беречь военные традиции российской армии, к какому бы периоду они не относились. По этой же причине нужно не забывать картины, подобные «Атаке» с её верой в молодое пополнение, от которого зависит, какой будет наша армия завтра.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Атака 1986 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Выпускник танкового училища Тимофей выбирает Каракумы. «Тяжело в ученье - легко в бою» - таков его принцип.
Атака / Атака 1986, СССР, драма