Актеры 8
Съемочная группа 6
Отзывы к
фильму
20
Меня относительно недавно начало интересовать советское кино, в частности фильмы, подобные этому, и я решил, почему бы не посмотреть что-то подобное. Ведь в Советском Союзе, насколько мне известно, и в России в частности, очень неплохо снимают фильмы про бандитов, тюрьму, либо же какие-либо военные действия.
И если смотреть Советский или Российский фильмы (Лучше Советский) про тюрьму, вы точно не прогадаете, он как минимум будет в худшем случае выше среднего.
Теперь про фильм.
Просто великолепное кино, рассказывающее о нашем современном обществе в вакууме, проекция современного общества, на тюремное общество, его отношения и порядки. Фильм замечательный в каждой детали, начиная правдоподобностью, заканчивая моралью и актёрским составом.
Такое кино необходимо смотреть, чтобы понят, что такое система, как она работает что такое борьба с системой, к чему она приводит.
Фактически- система, выстроенный вокруг майоров, воров, заключённых и начальства замкнутый круг, все составляющие которого взаимодействуют друг с другом. Но однажды в этот самый замкнутый круг попадает «Филателист»- пример поведения для многих, расчётливый молодой человек, который этот самый порядок и систему пытается изменить, и которого она впоследствии переваривает.
Очень долго можно размышлять над моралью и всеми действиями фильма, и, возможно, каждый воспримет фильм по своему, но главное, что этот фильм- не романтизация преступной жизни, как принято делать в большинстве случаев с подобным кино. Этот фильм напротив, показывает жестокие порядки закрытого тюремного общества.
10 из 10
… пожирает всех повально!
Мир втянут в этот круг
И как в тисках зажаты люди —
Пленники режима…
(гр. «Otto Dix»)
«Беспредел» Игоря Гостева (режиссёр и автор сценария) и Леонида Никитинского (автор сценария) по праву считается великой классикой отечественного кинематографа. Я бы назвал этот фильм советско-российским. По дате выхода, само собой, это ещё вписывается в рамки Союза, но вот по духу это уже ближе к нашей современной действительности.
Сказать, что этот фильм про зону — значит, ничего не сказать. Это только верхушка айсберга. Конечно, правы те, кто утверждает, что этот фильм показывает суровую жизнь колонии. Но также эта картина показывает и нечто иное. Она как «Чёрный квадрат». В неё всматриваться нужно. И я всмотрелся. Но… обо всём по порядку…
Первое. Мы видим заключённых. Зэков разных мастей. Преимущественно мужиков, работающих на швейке. Мужики работают, блатные отдыхают, администрация довольна. Но Гостев с Никитинским приправили некую окраску всему этому действу. Конечно, авторам необходимо было нарушать привычное положение вещей. Это ж не документалка. И коль уж этот фильм не то, что мы привыкли видеть, то сначала фильм смотрится и воспринимается под углом внимания к Калгану которому вдруг обрыдла работа за машинкой. Далее — аудиенция у блатных, ШИЗО и вот наш герой уже одной ногой на ступеньку повыше. (Другая нога осталась, правда, там же)… На самом деле, то, что Калган стал бригадиром — это полбеды. Хотя, те, кто реально был в этих местах и не понаслышке знает уклад по ту сторону, скажет, что эта должность так себе (мягко говоря)… Но я не хочу сейчас рассуждать о том, чего не знаю. Главное здесь другое!.. Один из «соратников» Калгана Толич заповедовал тому человеком остаться!.. И, на мой взгляд, здесь первый из стержней этой неоднозначной картины!.. Сидишь такой и с интересом следишь за Калганом… До чего ещё он дойдёт на этой скользкой дороге… Тут уместно сравнить этот фильм с «Братом», которому только предстояло выйти. Итак, заключим по первому: «Беспредел» — это фильм о человеческой душе в преступной паутине!!!
Второе. Срез общества. На примере закрытого социума можно увидеть всю нашу жизнь в разрезе. Чисто метафорически. Здесь даже разжёвывать не нужно. Иносказательно показано отношение власти к народу.
Третье. Наркотики. Тут сложнее. Тут покопаться нужно. Потому что и основной сюжет сквозит этим. (С позволения я откажусь от подробного изложения из-за спойлеров; зритель должен сам это понять: что по чём в подковёрных играх). Но так же и на общество распространяется как бы в переносном смысле то, что происходит в застенцах. А по сему!.. Нужно повнимательнее слушать: о чём говорит бедолага Филателист. Следующий аспект рассмотрим как вытекший из этого…
Четвёртое. Революция. Почти невиновный по нашим меркам Филателист заражён идеей сотворить революцию. Это двинет сюжет. Но также это и будет являться пищей для пытливого зрительского ума. Не секрет, что в то время близился 1991 год. Конечно тот переворот — никакая не революция (скорее: контрреволюция… но… это тема для другого разговора). Однако тогда не знали, чем всё обернётся. Но были уверены, что что-то грядёт.
Итак, получился многогранный всевеликий фильм с уймой смысловых нагрузок, с множеством потрясающих актёров. Молодой Сергей Гармаш, несколько переигрывающий, но так гармонично вписавшийся Наиль Идрисов… Слава этому фильму!..
10 из 10
Фильмы околоперестроечной эпохи традиционно принято считать не очень хорошими. Отсутствие бюджета, неумелое копирование зарубежных штампов, погоня за быстрой коммерческой выгодой и скорее всего различные теневые махинации породили множество низкосортных боевиков и комедий. Это кино в несерьёзности упрекнуть сложно.
Тематика конечно выбрана эксплуатационная, но основная идея относит скорее к старой школе советских киноделов. С технической стороны картинка выглядит сыроватой, а многие эпизоды наивными, но общее впечатление вызывает уважение к явной проработанности материала до мелочей и неплохой игре актёров (из известных — Антон Андросов, Лев Дуров, Сергей Гармаш). Сама общая концепция борьбы личности и системы всегда будет актуальной.
В фильме несколько переплетающихся сюжетных линий, центральная из которых судьба правильного и волевого мужика Калгана, авторитет которого блатные и администрация пытаются использовать в своих целях. Каких-то слощаво-идеалистических действий герои не совершают, хотя в некоторые моменты ситуации наверное слегка утрированные и некий идеализм всё же присутствует. Авторы довольно чётко поделили всё на чёрное и белое. При этом подкупает некая атмосфера жизненной правдивости, которая иногда пробирает до дрожжи.
Читал разные комментарии бывалых, которые критиковали какое-то поведение главных героев и высказывали сомнения по поводу определённых действия, но по укладу и антуражу никто претензий не выказывал.
Так что если хотите посмотреть на суровую правду матку жизни советских арестантов, да и вообще посмотреть неплохой фильм уходящей советской эпохи, то это кино от Игоря Гостева вполне подойдёт.
Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди, дон Румата, и таков наш мир.
А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
В конце 80-х, на сломе эпох, когда бушующая перестройка уродливо трансформировала раздираемое внутренними противоречиями советское общество, режиссер Игорь Гостев, снимавший до этого фильмы про разведчиков и войну, вдруг снял жестокий и бескомпромиссный фильм о бунте в колонии строгого режима, который стал одним из символов своего времени и оказал значительное влияние на авторский постсоветский кинематограф.
На экране разворачивается абсурдная и уродливая пьеса, смешная в своей клаустрофобной трагичности и страшная в своей мучительной правде, смесь Шекспира с Сорокиным, Годара с Балабановым, оковы которой хочется стряхнуть, закрыв глаза и уверяя себя, что все это там, за решеткой, далеко от жизни, от всего настоящего и нормального, и никогда не затронет тебя, но…
В 80-х в советском кино отчетливо слышатся нотки разочарования, усталости, желания сбежать куда-то, чтобы не быть погребенными под обломками гибнущей империи. Мир советского кино 80-х резко контрастирует и по сюжетам, и по манере съемки с прежним советским кино, как будто это совсем другая страна. Кто-то из киномастеров пытается уловить новую страну в быстро меняющемся настоящем. Хозяйски подстраивает жизнь под себя «Блондинка за углом», превращая мир в большой рынок, на котором она продает колбасу, а юная «Интердевочка» телом выторговывает свое счастье. Будущие строители «коммунизма», в который уже никто не верит, устраивают геноцид своей однокласснице в «Чучеле», цинично и бессмысленно, кривляясь и паясничая, идет по жизни молодой «Курьер», пытаясь сбежать стандартной совковой схемы-жизни… Многие режиссеры сознательно уходят от реальности в квазисказки, фантастику и фантасмагории, переосмысливая историю и литературу, пытаясь найти там ответы на извечное «что делать?». Но во всех практически фильмах чувствуется неизбежность катастрофы.
Гостев и вовсе ушел от мира и поднял вокруг стены. Как Быков в «Чучеле», Гостев создает модель мира в отдельно взятом закрытом пространстве, убедительно доказывая, что где бы ни оказался человек, кем бы он ни был, что бы ни делал, он неизбежно формирует привычный себе уклад вещей, старательно выстраивает унизительную систему, которой должен подчиняться. О чем этот фильм? О многом и разном. О том, что рабство не могут ликвидировать никакие законы и добрые освободители, потому что освободители порождают такое же рабство, оно неистребимо, ибо прочно засело в человеческом (само)сознании, менталитете. Овце нужен волк, которого она будет слушаться и бояться, потому что волк несет за собой какой-никакой порядок, жизненный уклад. А волкам нужны овцы, ибо сие есть пища их, без них они бессильны, да что там, их просто нет. И, конечно, система не потерпит «благородных освободителей», потому что понять их устремления раб не способен и первым же бросится наказывать своего благодетеля, швыряя в него камнями, как когда-то в Христа.
Этот фильм не о бунте в тюрьме. Он о русском бунте вообще. Это и революция 1905, это и революция 1917. Это предугаданный Гостевым путч и это — не о вчера, это о завтра. О русской ментальности, национальном темпераменте — терпеливом и флегматичном, медленно собирающем ненависть, а затем — по одному нелепому выкрику «Бей!» сметающем все на своем пути волной безвекторного, одурманивающего, ни в чем не разбирающегося гнева. Фильм о невозможности диалога с властью, что с той, советской, что с нынешней, ибо как тогда, так и сейчас сидели, сидят и будут сидеть сытые, довольные, идеальные «кадавры-потребители», носители «великого знания и основного закона», умело стравливающие между собой и без того плохо организованных людей, заставляющие каждый день, каждую секунду думать о выживании. Ведь человек, озабоченный выживанием, неспособен думать ни о чем другом. Так и формируется баранье стадо, очень выгодное кормящемся на них хищникам.
Фильм о том, как трудно, лавируя между баранами и волками, оставаться человеком, не ссучиться, не спидораситься, вынести урок и попробовать жить дальше. О жертве, которая всегда кладется на алтарь любого бунта, любого народного волнения, и что всегда она — жестока и бессмысленна, ибо в жертву приносятся честные и искренние идеологи, потом гибнут усвоившие основы вожди, а новые вожди формируются из быдла, не усвоившего вообще ничего, кроме лозунгов.
Гостев не конкретизирует, но новый начальник колонии в исполнении Виктора Павлова — неглупый и справедливый человек, пытающийся проводить какие-то реформы, похож на Горбачева, слабого и бесконечно далекого от народа демократа, которого никто не воспринимает всерьез. Народу во власти испокон веков нужен подлец и мразь — изворотливое чудовище, способное в крови потопить любое волеизъявление, и ложью, интригами, подкупом сохранять шаткое равновесие, опираясь на такую же мразь, но помельче, избавляясь от всех, кто может зародить в толпе искру сомнения — типичный «отец народов» с мудрыми глазами с хитринкой и отеческой полуулыбкой в усы. Народ всегда готов заступаться за мразь. Ведь мразь всегда может уверить, что блюдет их интересы, к тому же на месте мрази представить себя гораздо легче.
Если бы фильм ставил не режиссер старой закалки, получилась бы или неимоверная чернуха без доли разума (есть примеры) или сентиментально-лицемерное вранье (примеров уйма). И в том, и ином случае это был бы «мертвый продукт». В его фильме все живо: самые настоящие уголовники, даром что актеры, живут самой настоящей жизнью. Гостеву удалось нащупать грань между ницшеанской философией и современной ему гибнущей Россией, найти тонкие и достоверные символы, создать своевременный и вневременный фильм-притчу, который не абстрагирует, не схематизирует сложное конкретное явление или факт, а, напротив, расширяет его до исторических, духовных и национальных обобщений.
Это сложное и многогранное кино с потрясающе честной и вдумчивой игрой всех актеров, заставляющее о многом думать, многое понимать и многого бояться. Ведь из века в век мы все живем в огромной колонии строгого режима, время от времени взрывающейся очередным «бессмысленным и беспощадным», и снова затихающей и терпеливо вскармливающей очередного Князя и Могола, Кума и Пистона — себе на унижение, врагам на страх. И как же сложно, черт возьми, вытравить из себя нищебродского раба.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Беспредел 1989 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Фильм основан на подлинных фактах жизни в колонии строгого режима и повествует о «жестоких играх» заключённых и роли администрации в этой жизни. Суровые и беспощадные законы «зоны» определяют жизнь каждого из героев. Впервые зритель воочию может приоткрыть для себя, возможно, одну из самых тяжёлых завес в истории России – завесу негласного молчания о том, что на самом деле происходило за решётками тюрем. Используя изощрённую систему доносов, замыкая иерархию власти, начальник зоны ловко управляет заключёнными. Бывалому уголовнику здесь не в тягость. Страх и раболепие - закон местной жизни. Против этого закона и пытается восстать зэк Филателист.
Беспредел / Беспредел 1989, СССР, драма, криминал