Интересные факты 3
Съемочная группа 6
Похожие 14
Отзывы к
фильму
11
Это самый страшный и угрюмый мультфильм советского производства. Возможно это не шедевр мультипликации, и есть большое расхождение с первоисточником.
В мультфильме нет войны как таковой, в нём показаны последствия антропогенной катастрофы, радиоактивный пепел человечества. А что осталось после людей? Мертвая планета, бесчувственный робот и ностальгия по тому миру, что они уничтожили. Но его больше нет, есть только проекция, в которую так хочется попасть…
Мультфильм заставляет плакать и желать только чтобы всё это не случилось с нами взаправду.
Если вы не прослезились, можно ли называть вас человеком?
10 из 10
Снят по мотивам безрадостного рассказа Рея Бредбери за шестнадцать лет до конца века про конец света.
До сих пор смотрится как достижение и не оставляет равнодушным. Шедевр студии «Узбекфильм» создан режиссёром Назимом Туляходжаевым так, будто его внезапно озарило и испугало видение.
Жутковато, если учтём, что до исполнения мультпророчества осталось только шесть лет. Сразу после выхода фильм получил советские и международные премии.
Прозу Бредбери сложно перехвалить, но мультфильм модифицировал некоторые идеи великого фантаста, а модификация получилась устрашающей. Хуже всего с роботом: он в мультфильме кажется наделённым искусственным интеллектом (ИИ) и чувствами, а по характеру больше похож на вариант домашнего пса-охранника, а не бездушной машины с функциями, которые были описаны Бредбери в рассказе.
Не очень важно, погибли ли люди (хозяева дома и робота) на улице, как в рассказе, или в койках, как в мультфильме, но автоматические постели, высыпающие пепел хозяев на пол при переводе в вертикальное положение — не для слабонервных.
В мультфильме птица пытается улететь в проецируемое изображение, что сомнительно, а смерть собаки в рассказе — другое дело: просто в робота не вложили программу для кормления пса человеческой едой, если людей не осталось. Это ещё страшнее, поскольку ясно, как слепо верили люди, что не погибнут.
В мультфильме сочетание тупого следования распорядку не сочетается с признаками ИИ, но не забудем, что мультфильм из доинтернетной эпохи, до программ тотальной цифровизации, а компьютеры в те годы ещё жевали перфоленты и перфокарты.
Одно ясно: пеплу в постелях и саже на стенах в форме человеческих силуэтов уже всё равно, сколько инфы у вас на жёстком диске и сколько перфолент сжевал умный шкаф с электронной начинкой.
Вы когда-нибудь задумывались о том, к чему может привести безумная гонка вооружений? Сколько раз человечество уже оказывалось на грани того, что кто-то может нажать роковую кнопку, стартуют ракеты, несущие в своих боеголовках смерть и разрушения — и что будет дальше? Книг и фильмов на постапокалиптичную тему ядерной катастрофы существует немало, группы выживших скрываются в убежищах и бункерах, те, кому не повезло оказаться под открытым небом в момент удара превращаются в пепел или мутируют. Но почти всегда хоть кто-то выживает. Почти — вот оно, то самое слово — разрушающая сила ядерного оружия, ещё до конца не изученная, может не оставить на планете ни одного разумного существа. Существование человечества держится на тонкой ниточке и что останется, когда она оборвётся? Ветшающие постройки, дороги, всё технологические достижения, которыми мы так гордимся — оно ещё продержится, пока хватит энергии будут работать автономные системы, но потом — без ухода всё разрушится и через пару-тройку сотен лет внешне уже ничего не будет напоминать о том, что некогда здесь жила цивилизация, считающая себя продвинутой, но на деле оказавшаяся безумной и глупой.
Американский фантаст Рэй Бредбери написал свой рассказ по мотивам стихотворения Сары Тисдейл. Советский режиссёр Назим Туляходжаев снял мультфильм по мотивам рассказа. Используя основную идею, он интерпретировал художественное произведение на иной, куда более страшный и безнадёжный лад. Из рассказа известно, что катастрофа случилась не вчера, а уже довольно давно, отравленный радиацией город освещён её излучением, а от обитателей остались лишь тени на стенах, в тех позах, в каких они были застигнуты в момент удара ясным летним днём. Всё вокруг мертво и только в одном доме машины день за днём, неделя за неделей продолжают исправно выполнять свои обязанности, до тех пор, пока природная стихия не нарушает этот порядок.
Мультфильм показывает эту историю иначе. Зритель чётко знает дату катастрофы — всё случилось в ночь перед событиями. Люди мирно спали в своих технологичных кроватях, когда город подвёргся бомбардировке. Они моментально погибли во сне — самая лёгкая из всех возможных смертей и прах сохранил их позы в последнюю секунду жизни. Ядерный удар уничтожил только живую ткань, продолжают работать часы и игрушки, а обслуживающий дом робот даже не осознаёт того, что не звучат под крышей голоса, никто не собирается за столом, что в окнах зияют дыры, а сам он остался один и никому больше не нужна его служба, незачем больше охранять место, в котором только холод и пустота.
И, в отличие от рассказа, который показывает события со стороны, как беспристрастный наблюдатель, мультфильм погружает зрителя в сами события. Уже с первых же кадров в душе зарождается тревога и чем дальше, тем более щемящей она становится. Робот, холодная машина, вызывает сочувствие, а его непонимание произошедшего, его продолжающаяся служба вызывает куда большую симпатию, нежели присутствующая в рассказе собака. Скупая, даже несколько примитивная рисовка, малое количества цветов только подчёркивают всю пустоту и безнадёжность будущего, в котором уже некому жить.
Будет ласковый дождь, будет запах земли.
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах.
И цветение слив в белопенных садах;
И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род
И весна… и Весна встретит новый рассвет
Не заметив, что нас уже нет.
10 из 10
Вашему покорному автору творение советских мультипликаторов напоминает фрагмент фильма Стена легендарных Pink Floyd. Но если Goodbay blue sky шокирует сочетанием музыки и изображения, ужас постапокалипсиса проявляется через саму войну, через выживание в ней людей с приросшими к лицам противогазами, то Будет ласковый дождь действует иначе, но впечатление оставляет куда большее. Сравните сами два этих анимационных шедевра
Мультфильм очень тяжелый и мрачный. И, честно говоря, не совсем понимаю для кого снят (как и для кого написан рассказ): сильным мира сего абсолютно, грубо говоря, по барабану что будет с человечеством (за них самих же я совершенно спокойна), а простым людям что делать? Хотя, может, и есть кое-что — оставаться людьми и не развешивать уши, когда кто-то выступает за войну, зная что сам никогда на нее не пойдет. Иначе…
Одна из самых страшных сцен показана уже вначале: пепел детей и осиротевшие игрушки, не говоря уже об осиротевшем роботе (о чем ниже). Часто можно встретить давящий на жалость художественный прием, когда при смерти детей в небо улетает шарик, являясь метафорой отлетающей души ребенка, или разбросанные игрушки, играть в которые некому, но все намного реальнее чем хотелось бы. К сожалению картина не такая уже оторванная от жизни, достаточно посмотреть на фотографии того, что осталось в Зоне Отчуждения, в заброшенных домах которой и разрушенные детские площадки, и брошенные игрушки и прочие прелести местного апокалипсиса.
Мультфильм и лучше и хуже самого рассказа одновременно. Мне, например, показалось неуместным «оживление» робота. Да и сам он выглядит как нечто монструозное (хотя, возможно, это намеренный колорит — «что может хотеться этакой глыбе?» при искренней преданности «глыбы» своим хозяевам). Но несомненно сильная сторона (которая, впрочем, не без оснований может кому-то показаться дешевой) — некоторое превращение рассказа в притчу. Даже не поймешь кого жаль больше: погибшую семью, которой уже все равно, робота, образ которого явно выходит за рамки бездушной машины (сцена взрыва вообще похожа на самоубийство отчаявшегося человека, страдающего от душевной и физической боли, одни «кровавые» ослепшие окуляры способы лишить сна надолго) или чайку, пытающуюся прорваться в иллюзорный мир (несомненно люди, пытавшиеся создать подобный мирок у себя в убежище, по задумке авторов уподобляются этой птице, только сочувствие к ней усугубляется тем, что бедная птица во всем этом ужасе не виновата, в отличие от людей). Собаки в мультфильме нет, но и без того показано все очень точно, жестко и страшно. По ходу дела несколькими секундами в процессе «помешательства» робота совершается отчаянное святотатство, демонстрирующее, что люди ничуть не изменились и точно так же предали Христа своими грехами, как более 2000 лет назад и теперь даже молиться и ходить в церковь (даже домашнюю часовню) некому. А то, что чувствует робот, видимо показываемый мультипликаторами как сознательно обманывающий сам себя, что продолжает служить погибшей семье (этот вывод заставляет сделать реакция робота на все происходящее вокруг, ту же птицу, от которой он продолжает «защищать» дом и хозяев), напоминает мне одно из самых, наверное, страшных стихотворений, которое отражает всю глубину боли матери, потерявшей ребенка (и вполне применимо к данной ситуации):
Больше некому стало
Делать дырки в бумаге окон.
Но как холодно в доме!
Впечатлительным людям, и без того страдающим мировой скорбью, не смотреть ни за что (тем более, как мне кажется, мультфильм все же несколько переоценен, сам рассказ их «Марсианских хроник» куда сильнее). А вот для желающих поныть и пожаловаться на свои страстишки отлично подходит для отрезвления.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Будет ласковый дождь 1984 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Робот делает завтрак, раскладывает столовые приборы, зовет людей. Но они не приходят. Людей просто больше нет. Мультик о том, что произойдет с человечеством, если люди не задумаются, что они творят.
Будет ласковый дождь / Budet laskovyy dozhd 1984, СССР, короткометражка, мультфильм, фантастика