Доживем до понедельника

1968, СССР, мелодрама, драма

Учителю истории Мельникову знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения.

HD
12+   1ч 46м КиноПоиск  8.1 IMDb  7.9
Фильм Доживем до понедельника online на emblix

Галерея

Интересные факты 3

Съёмки фильма проходили в московской средней школе № 234.
Единственный фильм, в котором Ростоцкий снял свою жену актрису Нину Меньшикову.
Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1969 году.
Актеры 9
Подборка фильмов с Вячеслав Тихонов online на Emblix
Ilya Semyonovich Melnikov - History Teacher
Подборка фильмов с Нина Евгеньевна Меньшикова online на Emblix
Svetlana Mikhailovna - Russian Language and Literature Teacher
Подборка фильмов с Ирина Печерникова online на Emblix
Natalya Sergeevna Gorelova - English Language Teacher
Подборка фильмов с Нина Емельянова online на Emblix
Taisiya Nikolayevna (as N. Yemelyanova)
Съемочная группа 3

Отзывы к фильму 20

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Может показаться немного забавным, что, когда пишешь отрицательные рецензии к фильмам, то они занимают чуть ли не несколько печатных страниц, а положительные порой пытаешься продумать несколько лет. Этот парадокс относится и к картине «Доживем до понедельника». О ней можно просто сказать словами, которые я написала в заглавии — и этого уже будет достаточно.

Но все же кое-что выделить в фильме можно, помимо его несомненных достоинств он стал фактически первым в СССР кино, что школьная жизнь была показана без «идеализированной ретуши», здесь зритель видит не белые бантики и кружевные фартучки первоклашек и красные галстуки доблестных пионеров, а живых людей. Уже почти взрослых старшеклассников, которые помимо зубрежки учебников хотят жить, мечтать, любить, открыто высказывать свое мнение. За что порой могут сильно поплатиться…

Несмотря на то, что фильму уже больше пятидесяти лет, в нем, не считая советской идеологии актуально Вся повседневная жизнь обычной школы. Здесь вам и молоденькая учительница-предмет восхищения старшеклассников, и ее антипод — сварливая старая дева, которая срывает на учениках свои неудачи в личной жизни и пытается хоть как-то привлечь к себе внимание мужской части педагогов; и простодушная провинциалка, занимающаяся с младшими классами; и первый красавчик 9`В» — циничный и самоуверенный, которому симпатизирует первая же красавица класса, но в нее влюблен неуклюжий и странный «белый ворон»…

Что же до личности главного героя, историка Ильи Семеновича Мельникова… Честно, для меня это — лучшая роль Тихонова, лучше чем Болконский в «Войне и мир» и даже Штирлиц в «17 мгновениях». Он не такой Одиозный как те персонажи, не такой типично-героический, скорее напротив, замкнутый, погруженный в себя, и при этом романтичный. Достаточно лишь послушать, как он играет на пианино «Одинокого странника», чтобы проникнуться. А уж песня на стихи «В этой роще березовой»… Лишь она одна уже может поведать многое.

Возможно, для кого-то «Доживем до понедельника» будет несколько скучной и затянутой картиной, для всяких любителей бессмысленных экранизаций комиксов и схожих с ними поделок. А для меня это гениальный фильм, шедевр кинематографа прошлых лет. потому что «Счастье — это когда тебя понимают».

10 из 10

Не всё то золото, что блестело и блестит. В советском кино в том числе. Есть картины, снискавшие огромную славу, но, разбираясь в некоторых из них, замечаешь нестыковки, улавливаешь все хитрости и уловки бесславного иносказания, печальные мотивы и интонации победы пропаганды над здравым смыслом. Крик, а подчас шипение, протеста иной раз перевешивает всякую логику, рушит целостность художественного замысла. Что примечательно — далеко не всегда речь о пропаганде советской. Творческая интеллигенция, как могла, увиливала от цензуры и не редко вставляла системе в спину весьма чувствительные шпильки.

В 1968-м году на экраны нашей страны выходит картина Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника». Многие о ней слышали, хорошо её помнят. Картина живая и пронзительная. Надрыва, душевных мук и треволнений в ней столько, что хватило бы на десять фильмов о любви и двадцать о юношеском максимализме. Возвышенные диалоги тяжелы и местами избыточны скрытым смыслом, тяжелой печатью обреченности.

Сложность разбора заключается в том, что отдельные эпизоды гениальны в своей полноценности, могут быть взяты за художественный образец, есть и общая теплота, ясность сюжета. Атмосфера счастливой ностальгии также берет своё, но если всмотреться в суть, разобрать фильм по винтикам — выйдет далеко не самая внятная история.

Если вы ознакомитесь с повсеместными аннотациями к картине, то ужаснетесь — какая ахинея там написана. Вот, к примеру, Кинопоиск. ру:

«Учителю истории Мельникову знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения». Что?

Основная сюжетная линия — невысказанное, щемящее душу чувство, когда-то вспыхнувшее между главными героями. Наташа Горелова со школьной скамьи влюблена в своего преподавателя, учителя истории Илью Семеновича Мельникова, изысканно и тонко сыгранного Вячеславом Тихоновым. Штука в том, что и Мельников любит Наташу. Ну, казалось бы, что за «штука» тогда? Чувство же обоюдное. Наташе больше двадцати лет, она не замужем. Мельников — одинок, живёт с матерью. Что же мешает? К сожалению, никакого ответа из повествования не следует. Версия, витающая в воздухе картины, по сути одна — общественное порицание, в том числе трудового коллектива (они работают в одной школе) и в связи с этим неуверенность главного героя. Мельников понимает, что из-за большой разницы в возрасте и очевидного для всех прошлого (Наташа — его ученица) их любовь подвергнется непониманию, осуждению. Здесь автор косвенно дает понять — посмотрите, мол, какая фантастически красивая, благоразумная пара гибнет из-за наших суровых порядков. Ретранслятором этой идеи становится Светлана Михайловна, педагог по словесности и литературе. Именно в ее лице создатели картины имеют ввиду общество, порицание коллег, комсомола и прочее. Под прочим следует понимать то, что сама Светлана Михайловна, женщина весьма приземленных взглядов, что не раз подчеркивается в фильме, также тайно влюблена в Мельникова и восхищается им, и, конечно, ревнует к Наташе. То есть в основной сюжетной линии накручено донельзя, главным героям уже душно до невозможности. Смущает то, что из этой духоты они почему-то не спешат выбраться.

Но, всё таки, не общественный строй мешает любви, и не только здесь кроются основные несуразности картины. Складывается стойкое ощущение, что самому Мельникову любовь и семья вообще не нужны. Он вроде бы и тянется к Наташе, но тут же её отталкивает. Вся его сущность будто бы направлена на поиск какой-то иной истины. Его гнетёт общественная формация, ярко и четко он позиционируется авторами этаким божеством среди простых, и весьма недалеких, смертных. Интеллигент, меланхолик, пианист, фронтовик, весь он словно состоит из противоречий. Бывший ученик замечает в разговоре с Мельниковым, что КПД школьного учителя для общества низок. Мельников соглашается. Ему тесно в школьных стенах, он рвется не то в отпуск, не то на вольные хлеба. Несколько раз в фильме озвучивается мысль о несовершенстве учебной программы, и, что особенно бросается в глаза, кадров — то есть самих педагогов. Чего хочет, к чему стремится Мельников — совершенно не понятно. Одно ясно — то, как всё устроено, его тяготит. Кристально честный, идеально воспитанный, глубоко порядочный герой, одинокий странник, истинный ценитель прекрасного, белый принц на фоне красно-серой массы. По сравнению с ним все персонажи ущербны: директор — жалкий завхоз, ученики — поверхностны, мать в маразме, Светлана Михайловна — глупа. В постоянно всплывающих разговорах по душам каждый персонаж пытается Илью Семеновича вразумить, одернуть, а оборачивается тем, что сам он каждого ставит на место, учит уму разуму, да еще и достойнейшим образом хлопает дверью. «Вы просто ушли в себя и развели там пессимизм», — сетует Светлана Михайловна. Но чем вызван пессимизм Мельникова? Почему взрослый, зрелый мужчина, человек дела, не находит себе места? Все эти метания диссонируют с образом фронтовика, который на своих плечах вынес из окружения боевого товарища, сражался за Родину.

Очевидно — не только темы простых человеческих отношений и человеческого счастья интересуют создателей ленты. Показателен эпизод с проступком Шестопалова, который выкрал и сжег в учительской пачку сочинений. Шестопалов — глубокий, талантливый бунтарь, располагающийся на галерке; поэт; жертва неразделенной любви. Именно за этого героя, прочтя его стихотворение, неистово вступается Мельников, и вступается успешно. Авторы недвусмысленно сообщают о том, что система косна и бездушна, в указанном эпизоде ей победоносно противопоставляются талант и свободомыслие. А далее Мельников сообщает Светлане Михайловне о том, что он ненавидит…Разговор обрывается, но мы понимаем, что Мельников имеет в виду несовершенство системы, частью которой является.

Если и настаивать на внятности творческого замысла, отчетливости сообщения под названием «Доживем до понедельника», то выводы напрашиваются сами собой, их формулировка однозначна.

Итого: перед нами картина о сложности и несовершенстве учебного процесса, необъективности общественного мнения, обреченности тоталитарной системы ценностей. Илья Семенович Мельников — лицо интеллигенции, новый лейтенант Шмидт, борец за свободу, участник априори проигрышной кампании против действующей диктатуры пролетариата. Речь его настолько чиста и точна, что «конвоиры отбрасывают винтовки в стороны». Вот о чем, в том числе, рассказывает Ростоцкий в своем фильме, и вот что такое «Доживем до понедельника».

6 из 10

Мелодрама. Одна из тех картин, которая меня очень долго манила к себе участием замечательного актера Вечеслава Тихонова, и которую я все же посмотрел. Эту картину мои домашние очень любят и, как только она идет по телевизору — бегут смотреть, и забывают обо всем. И мне стало любопытно, что же их так заставляет это делать вновь и вновь. Теперь я посмотрел, и если в двух словах — гениально и душевно. Минусов тут не будет отдельно, поскольку их все я объединил в один запоминающийся момент, который будет в самом конце.

Итак, вот и они:

1. Душевность — картина сделана с душой, и это видно в каждом кадре. Режиссер Станислав Ростоцкий оказался поистине гениальным режиссером (это его вторая работа, которую я смотрел после «Эскадрона гусар летучих»). Режиссер мастерски подошел к выбору актеров на соответствующие роли, с заботой подошел к музыке, сценарию, общему окружению, в общем ко всему, что бы его картину смотрели и пересматривали и многие годы после. Картина наполняет душевной теплотой.

2. Гениальные актеры — я смотрел картину только из за Вечеслава Тихонова, но открыл для себя так же и молодых Ольгу Остроумову и Игоря Старыгина, и конечно же милую и добрую Ирину Печерникову. Вот они то — настоящий пример для подражания современным молодым студентам театральных училищ и академий. Именно на таких картинах и надо их учить, ибо планка, поднятая Тихоновым и другими заставляет гордится и не падать в грязь лицом.

3. Школьные взаимоотношения — картина повествует именно о них. Мы сейчас не берем в расчет основную историю, а сосредоточимся на школьниках. Типажи конечно известные, но интересные. Я сам, поневоле, вспомнил свои школьные годы. Тут вам и соперничество, и первая любовь, и даже мудрость не по годам. Да, школьники того времени отличаются от современных, они, так скажем «более живые», чем наши современники, те школьники смогли поднять нашу страну на такие вершины, до которых многие по сей день не могут подняться, при этом они были и хулиганами, и бунтарями, в общем — были «живыми». Да и учителя так же другие. Мне очень повезло, что меня учили именно педагоги советского воспитания.

4. Музыкальное сопровождение — оно так мастерски встроено в повествование, что стало просто неотделимо от каждой сцены, или эпизода. Скажу больше, в одном эпизоде звучит очень известная мелодия, которую я не сразу узнал. Ну и конечно же, не могу не упомянуть незабвенный романс, от которого едва у меня не пошли слезы. Да и вообще музыка буквально идет в тоне картины, то есть спокойно, мелодраматично и душевно.

Немного о главных героях:

1. Илья Семенович в исполнении Вечеслава Тихонова — учитель истории, любящий свою профессию, и отдающийся ей просто без остатка. Очень скромный и интилегентный педагог, которого очень уважают и любят ученики, да и не только. Вечеславу просто мастерски удалась данная роль, и особенно его трансформация из князя Болконского в простого учителя. Очень мне напомнил моего учителя истории, который сейчас стал директором моей родной школы.

2. Наталья Сергеевна в исполнении Ирины Печерниковой — учительница английского языка, самая молодая в школе. Тайно влюблена в Илью Семеновича, из за чего в школе происходят разные ситуации, которые знакомы абсолютно каждому человеку. Милая и очень добрая, которая смогла завоевать авторитет среди учеников. Ирина была просто на высоте. И такой типаж так же преподавал к нас в школе.

В итоге имеем очень душевную мелодраму про школьные взаимоотношения, которые знакомы каждому из нас, и которые будут происходить всегда, пока есть школа, и пока есть люди.

10 из 10

Нравится нам это или нет, но школа — обязательный этап в жизни каждого человека. И очень многое в нашей дальнейшей жизни зависит от того как для нас пройдут школьные годы, с какими людьми нам предстоит находиться бок о бок на протяжении одиннадцати лет и чему именно мы научимся за это время. Каждый выносит из школьных стен свои личные жизненные уроки и сильно везёт тем, кому встретятся достойные учителя. О них (и не только) этот фильм.

Илья Семёнович Мельников — не только учитель по призванию, умеющий заинтересовать класс, имеющий авторитет у своих учеников, но и порядочный человек, вызывающий уважение своим стремлением к справедливости. Детей не обманешь, они не будут слушаться и слушать всех подряд, но если уж учитель завладел их вниманием, то они обязательно будут ценить и любить его уроки.

Противоположность Ильи Семёновича — Светлана Михайловна, педагог, считающий, что отношения между преподавателями и учениками должны основываться на строгости и подчинении. Как и всякий плохой преподаватель она не приемлет мнения отличающегося от её собственного, и даже высмеивает сочинение своей ученицы о счастье, пытаясь унизить девочку перед другими одноклассниками. Такие люди, по-видимому, совершенно случайно попадают в педагогику, при том впоследствии крайне негативно влияя на формирование личности своих учеников. Ведь что может быть хуже навязывания лицемерных и ханжеских взглядов, а также стремления уровнять всех под одну гребёнку, лишив собственного мнения? При том оправдывать подобное поведение отсутствием личной жизни я бы не стала. Человек, а в особенности тот, кто работает в школе, не должен проецировать свои проблемы на профессиональную деятельность. Впрочем, профессионалом Светлану Михайловну назвать нельзя, ведь даже в разговоре с Мельниковым она путает имена поэтов, что премного печально, учитывая её специальность — русский язык и литературу. Увы, такие педагоги не редкость. У нас на уроках литературы преподавательница путала Друнину и Заходера, а Александра Яшина называла Алексеем.

Не менее интересно наблюдать в фильме и за учениками, такими же яркими и непохожими, как и их преподаватели. Смелая и искренняя Надя Огарышева, надменная Рита Черкасова, циничный Костя Батищев, раздолбай Сыромятников и, конечно, находка фильма — честный и самоотверженный Генка Шестопал. Его стихи берут за душу, уже только ради них стоит пересматривать это кино. Генка не собираются следовать всеобщему школьному «принципу У-2», он говорит, что думает и делает то, что сам считает правильным. Пока в школах есть такие ученики, готовые не просто получать знания, но и не прогибаться под общую систему лжи и фальши, то есть надежда на светлое будущее для следующих поколений.

«Счастье — это когда тебя понимают» — цитата из Гениного сочинения, правдивость которой можно отнести к любому герою данного кино. Нет взаимопонимания между Ильёй Семёновичем и его мамой (типичный конфликт отцов и детей), между Ильёй Семёновичем и Наташей Гореловой (которая несмотря на это всё же продолжает его любить), между Ильёй Семёновичем и Светланой Михайловной (сложно ужиться вместе двум совершенно разным людям), между Ритой и Генкой (ведь у каждого бывает первая неразделённая любовь)… Да и долго здесь можно перечислять, ведь фильм затрагивает самые разные проблемы, каждая из которых является актуальной как в те дни, так и в наше время.

Мало закончить соответствующий ВУЗ и получить педагогическое образование. Мало устроиться в школу и стать преподавателем своего предмета. Мало пытаться давать детям знания и уверять себя в том, что у тебя это получается. Быть Учителем — не просто профессия, это призвание. И чтобы быть им, нужно в первую очередь всегда оставаться Человеком.

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Доживем до понедельника 1968 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Учителю истории Мельникову знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения.

Доживем до понедельника / Доживем до понедельника 1968, СССР, мелодрама, драма