Гобсек

Gobseck

1987, Франция, драма

Гобсек самый богатый и самый скряжистый ростовщик Парижа. Графиня Анастази закладывает Гобсеку фамильные бриллианты своего мужа, ради спасения от долговой ямы её возлюбленного Максима. Этим необдуманным поступком она раскрывает перед супругом свою любовную связь.

Страна
Франция, СССР
720
12+   1ч 41м КиноПоиск  6.7 IMDb  6.7
Фильм Гобсек online на emblix
Актеры 7
Съемочная группа 5

Отзывы к фильму 2

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

***
Гобсек - ростовщик с каменным сердцем. Философ, который видит людей насквозь и считает, что каждый сам должен платить за свои слабости, а уж Живоглот ссудит нужную сумму.

'Вы глядите на горящие головни в камине и видите в огоньках женские лица, а я вижу только угли. Вы всему верите, а я ничему не верю', - говорит старик, но это не совсем правда.

Гобсек верит в силу золота. Он так же не свободен от страстей, как и его заёмщики. Он алчет денег и власти, которую они дают над людьми. Так что толку в его проницательности и умудрённости, если они не спасают старика от служения собственным порокам?..

Экранизировать Бальзака, этого энциклопедиста человеческой жизни, непросто. Тут ведь и истории героев, и лирические отступления о всех сторонах жизни, и прекрасные бытовые зарисовки. Словом, всего не охватить.

В ленте, снятой на студии 'Молдовафильм', главную роль исполняет Владимир Татосов. Гобсек из него получился отличный. Хорош и Сергей Бехтерев в роли Дервиля, который, собственно, и рассказывает нам историю старого ростовщика. Сначала, конечно, его изумление кажется слегка наигранным, но потом понимаешь, что только такими и могут быть переживания глубоко порядочного человека, впервые столкнувшегося с закулисьем человеческой жизни.

В роли красавицы Анастези де Ресто - Алла Будницкая (она мне почему-то Галину Польских всё время напоминала). Играет она вроде бы неплохо, но тонкости как будто недостаёт. Француженка всё ж таки.

Драматизм происходящего помогает передать музыка. Эдуард Артемьев умеет своими мелодиями пронизывать до экзистенциальных зрительских костей.

Последние сцены с Гобсеком очень напомнили историю с Александром Македонским, который, по легенде, приказал похоронить себя так, чтобы были видны его открытые руки, тем самым желая показать людям, что даже он, покоривший столько земель, уходит из жизни ни с чем.

Создатель фильма пошли дальше: они разглядели героев Бальзака в своих современниках. Этот ход далеко не всем зрителям пришёлся по вкусу, но зато он наглядно подтвердил мысль старого ростовщика - 'человек везде одинаков'.

Данную экранизацию уместно сравнить с более ранней, появившейся еще в 1936 году. Несмотря на весьма высокий уровень, экранизация первая почти полностью укладывается в прокрустово ложе сталинского соцреализма и выполнена в духе ретроспективного перспективизма. В ней значительно не то, что говорится о Франции 19 века, но то, что предвещает 'сам скорый крах всего капиталистического мира'. Прошло полвека, и в фильме Александра Орлова уже практически ничего не напоминает о сем нехитром методе. Вместо того, чтобы показывать Гобсека этаким пауком в банке с другими пауками, а редуцирование человеческого образа к различным тварям земным типично для пропагандистского дискурса, режиссер заостряет акценты на рефлексирующей составляющей бальзаковского героя. Он в фильме гораздо больше философ, нежели делец. Философ своеобразный, софистский и безжалостный к обломкам аристократического мира. Если в первом фильме акцентировались сцены непосредственного ведения дел, то в данной ленте действия меньше, потому что нет задачи вывести Гобсека именно безжалостным скупым рыцарем, буржуазным Кащеем. Квазифольклорность черт практически исчезла, и это даже радует, потому что на первый план выходит своеобразная, хоть и порядком искаженная 'мораль' героя, не признающего гуманизм, но имеющего своеобразную честь, впрочем, бесконечно далекую от представлений о чести в благородных кругах, которые известны Гобсеку не через узкую щелку парадного входа, а через открытые ворота входа черного, где и предстают явными все тайные, но узнаваемо пошлые пороки потомков средневековых рыцарей.

Смущает одно, зачем все же к финалу режиссер вдруг вспоминает о старом добром принципе ретроспективного перспективизма. Перемещение из Парижа исторического в Париж современный приводит к показу мира весомого, зримого и грубого. Мира, который не наш, но построен в том числе и вот такими гобсеками, несмотря на то, что отрицательное в них перевешивает положительное. Но это уже не априорный приговор, вынесенный уже до самого создания кинопроизведения. Из него исчезает резонерство, и зритель растерян, как растерян и один из героев фильма, видящий перед собой вместо антитопоса, ночного царства наследников мира паукообразных времен первоначального накопления капитала, всего лишь реальность, а не условную декорацию. Видимо, это признак определенного рода симптоматики. Во второй половине 1980-х поменялись авторские стратегии. Вместо ценности обращения к тому или иному претексту вводится мотив актуализации социально-политических смыслов в экранизации классического произведения. Поэтому растерян не герой произведения, и даже режиссер, растерян сам зритель, отказывающийся видеть в Гобсеке нелепого монстра госпропаганды, но и не знающий еще такого способа реинтерпретации, который позволил бы рассмотреть снятый материал в контексте европейской эстетики, устроенной намного тоньше, чем простое отделение 'чистых от нечистых', чем советское искусство пыталось заниматься едва ли не до самого своего печального конца.

6 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Гобсек 1987 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Гобсек самый богатый и самый скряжистый ростовщик Парижа. Графиня Анастази закладывает Гобсеку фамильные бриллианты своего мужа, ради спасения от долговой ямы её возлюбленного Максима. Этим необдуманным поступком она раскрывает перед супругом свою любовную связь.

Гобсек / Gobseck 1987, Франция, драма