Актеры 11
Съемочная группа 3
Отзывы к
фильму
3
В хрущевские времена было снято большое количество фильмов антирелигиозной, антисектантской направленности. И я, человек глубоко верующий, полностью поддерживаю кампанию Никиты Сергеевича, направленную на искоренение всякого рода сект и общин, ведь на русскую православную церковь рука так и не поднялась. И это правильно. По сути, после фильма «Грешница» моя вера в истинность православия только укрепилась, а вот отношение к прочим «христианским» общинам ухудшилось. В фильме показана, как я поняла, секта Свидетелей Иеговы. Несмотря на то что рядом с деревней находится храм, главная героиня в него не ходит, а посещает собрания общины, в которую ее привели религиозные родители. Налицо все признаки тоталитарной организации: из общины за неподчинение уставу могут исключить, запрещено служить в армии (члены общины даже голодают, чтобы избежать призыва), запрещено общаться с «безбожниками». Я также заметила, что ни у кого на шее не было креста, а на стенах не висели иконы.
В этом фильме я открыла для себя Ию Саввину, прекрасную актрису. Раньше беспричинно ее не любила после просмотра фильма «Служили два товарища». Не понравилась одна фраза ее героини, этого было достаточно для формирования узкого взгляда на все творчество Саввиной. Как все-таки глупо! Она идеально подошла на роль: длинная коса, ангельское личико. Я в нее просто влюбилась, чего уж там! Нет ни грамма фальши, она даже смогла смягчить всю глупость последнего эпизода. И, конечно, главный вопрос после просмотра: «Где Высоцкий»? А Высоцкого нет, и правильно, ведь он сам решил, что его роль в этом фильме была лишней.
Да, фильм заказной, пропагандистский. Но это не умаляет его художественных достоинств. «Грешница» — сильнейшая драма с прекрасной актерской игрой, интересным сюжетом. Я считаю, что его надо в школах показывать, ибо в старших классах как раз и происходит становление личности, складываются мировоззрение и убеждения. У нас в школе многие девочки посещают различные секты и общины, отрицательно на них влияющие. Вот только вырезать бы последние две минуты фильма, портящие всю картины. Смотрится неубедительно и даже глупо. «Я в тебя верила, а ты мне не помог!» Но ведь Бог помог главной героине, об этом нужно написать подробнее. Бог откликнулся на просьбы Ксении и послал ей хорошего жениха, Алексея, который готов на все ради нее: начинает изучать Священное писание, мечтает взять Ксению в жены, поднимает всю деревню, чтобы защитить любимую девушку от насильной выдачи замуж за слабохарактерного, жадного и глупого члена общины из Сибири. Алексей красив, умен, невероятно добр, отслужил в армии, альтруист, соблюдающий, вероятно, все христианские заповеди (чего не скажешь о семье Ксении). Получается, Бог помог девушке, а она отказалась от этой помощи. Она отрекается даже от библейского учения в угоду старейшинам своей общины, выходя замуж за безнравственного человека.
«Грешница» Ф. Филиппова — одна из целого ряда картин антирелигиозной и антисектантской тематики, снятых в середине прошлого столетия. Несмотря на однозначную позицию государства относительно религии, в стране были религиозные люди, в том числе и адепты различных сект. С этим явлением боролись путем просвещения и убеждения, в том числе и художественными средствами.
Юная красавица Ксения (Ия Саввина) ухаживает в колхозе за телятами. Как и все ее сверстницы, она мечтает встретить свою любовь и выйти замуж. Но по вечерам ее подруги-комсомолки ходят на танцы и свидания, Ксения же посещает молитвенные собрания: ее родители — религиозные фанатики, члены некоей местной религиозной секты, приобщили девушку к своей вере, которая запрещает развлечения, дружбу с атеистами и комсомольцами, а тем более — создание с ними семьи. Для этой цели родители выписывают из Сибири для Ксении жениха-тоже адепта этой религии. Он оказывается хилым, жадным, слабохарактерным, в общем он ни физически ни духовно абсолютно не интересен девушке.
А влюбляется Ксения в Алексея — жизнерадостного и обаятельного шофера, который играет на баяне, ездит на мотоцикле и своими руками собирает телевизор. Любовь Ксении и комсомольца Алексея встречает яростное сопротивление со стороны ее родителей и остальных членов и руководителей секты. Они давят на девушку, заставляя ее выйти замуж за нелюбимого.
Концепция фильма «Грешница» с самого начала, в отличие от других картин этой тематики, предполагала достаточно корректное обращение с так называемыми чувствами верующих. В этом фильме никто не режет правду-матку, никого не разбирают на комсомольских собраниях за несознательное поведение, здесь отсутствует грубая разоблачающая прямолинейность в отношении секты. С внешней стороны верующие показаны мягкими и благочестивыми людьми, никого не неволящими, лишь некоторые детали вскрывают их лицемерную и подлую суть.
Многие пытаются найти в фильме эпизод с Высоцким, но его здесь нет: несмотря на то, что это была практически дебютная и очень удачная маленькая роль, ее вырезали из фильма именно из-за того, что этот герой (инструктор райкома) слишком активно и напористо пытался бороться с религиозными предрассудками героини. А задачей фильма было не нападение, не агрессивное давление на верующих, а мягкий призыв к переосмыслению их убеждений.
Весь конфликт из внешней плоскости межличностных отношений «Ксения-сектанты-Алексей» переносится в плоскость внутреннюю: душевную драму верующей Ксении, которой именно ее религиозность не дает поступить по велению сердца и построить собственное счастье. Она находится настолько глубоко в собственных духовных шорах, что сама себя лишает свободы выбора. Даже не религиозность сама по себе ей мешает (ни общество, ни ее любимый человек не препятствует ее вере), а именно приверженность идеологии тоталитарной секты и невозможность посмотреть на мир глазами свободного человека ломает жизни девушки. И в этом ее собственная вина: весь фильм зритель ждет, когда же в душе Ксении совершится судьбоносный переворот, если уж не наподобие концовки «Догвилля», то хотя бы того, что героиня порвет если не с верой, то со своим окружением. Но даже в финальном катарсисе выводы Ксении разочаровывают, ибо счастья героине не несут.
Картина «Грешница» очень сильная, эмоционально насыщенная и очень трагичная. И хотя фильм явно антисектантский и антирелигиозный, главный смысл его в том, что человек обладает свободой выбора в любых обстоятельствах и сам ответственен за свою судьбу.
Живет в деревне девушка — Ия Саввина. Работает на ферме — хорошо работает, верит в бога — ездит в город молиться, хочет влюбиться — ждет достойного жениха. Достойный жених не может быть безбожником — пару ищут по всей России. И вот мужчина, одобренный пастором, едет из Сибири.
Незатейливый сюжет. Простые деревенские пейзажи. Черно-белый фильм, да еще на антирелигиозную тематику, снятый в годы борьбы с церковью. Ну что казалось бы можно ожидать? Голую пропаганду? Есть немножко — не без этого.
Но чего не ожидал, так это такой Ии Саввиной. Гений чистой красоты — очень слабые слова для ее оценки в этом фильме. Внешние данные — бесподобные. В сочетании со строгим церковным воспитанием и соответствующим ангельским взглядом — Саввина убивает наповал любого мужчину. И когда она обращается к безбожнику с просьбой пойти с ней на молитвенное собрание (по-другому она не может выйти за него замуж) — думаешь, да гори оно огнем, это атеистическое воспитание.
Когда посмотрел кино, увидел, что в нем снимался Владимир Высоцкий. Думаю, что за дела? Нигде не было его в кадре. Перемотал фильм — нету. Потом прочел историю об этом. Оказывается, кусочек роли с ним сняли — а при монтаже выкинули, не вписывался он в канву (Высоцкий был с этим согласен). Но в титрах — значится, и в фильмографии Высоцкого — фильм есть.
Почему не 10 баллов? Саввиной поставил бы и 20. Но не очень убедила концовка.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Грешница 1962 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
О судьбе молодой девушки, которая под влиянием большой любви покинула религиозную секту, куда ее привели родители.
Грешница / Greshnitsa 1962, СССР, драма