Галерея
Актеры 7
Съемочная группа 2
Отзывы к
фильму
20
Один из небезнадежных фильмов из репертуара «Закрытого показа», смысл которого был по обыкновению более или менее безнадежным образом заболтан бормочущем нелепости ведущим в ходе традиционно бездарного обсуждения. Хотя он достаточно очевиден. И передан вполне корректно.
Главный герой картины — тотальный конформист. Всю свою жизнь он просто приспосабливался к окружающей его среде и пассивно наблюдал за нарастанием безумия в системе — обществе, которое давно перестало состоять из граждан или, например, просто людей, и теперь практически исключительно состоящем из каклюдей — то есть из потребителей. Хотя и понимал, что это вероятно не лучший возможный выбор. Но все эти время от времени предпринимаемые физкультурно-лингвистические вылазки героя, по сути, так же являются имитацией протеста и поисков смысла, как и вся его жизнь является имитацией существования. На момент начала фильма похоже, что на настоящую революцию ничто не вдохновляет. Но через какое-то время на горизонте появляется стимул — в виде работающей в книжном магазине и пока ни разу в жизни не пробовавшей «какраков» девушки. Есть ли в ней все то, что наш герой в ней видит или ему это только кажется, но под влиянием чувства — или минуты, как угодно — он решает попытаться на самом деле что-то изменить.
Проблема в том, что сделать это в результате подобного спонтанного бунта против самого себя, не подкрепленного осознанной готовностью начать прилагать к процессу существования усилия сколько-нибудь большие, чем стало привычным за все то время, пока выбор постоянно делался в пользу пути наименьшего сопротивления невозможно. Поддержки извне ждать также не приходится, так как окружающая героя глянцевая «звероферма» естественно вовсе не в восторге от его попытки перевоплотиться в человеческое существо. В результате, как только он совершает то, что система позволяла ему совершать пока он был ее частью и действовал, исходя из мотивации, заставлявшей его поступки укреплять эту систему, но теперь исходя из совершенно иных побудительных мотивов — тех, что ставят под сомнение сами ее основы, он превращается в ее врага, и она мгновенно перемалывает его. У героя не было жизни до этого — он прекрасно понимал, что не более чем имитирует свое существование — но была мечта о ней. Когда же, не будучи подкрепленной ничем изнутри, эта мечта сталкивается с абсурдной реальностью (вот при чем здесь Гоголь) и превращается в химеру (вероятно в этом метафорический смысл «предательства» девушки); когда становится ясно, что и ее прожить не удастся тоже — тогда не остается ничего. И тогда герой может лишь исчезнуть.
Некоторое время назад Пол Верхувен снял вроде бы ни на что не претендующий научно-фантастический боевик «Вспомнить все». Но если верить самому режиссеру, то на самом деле он пытался там поставить немалой важности вопросы, например — реально ли еще в современном мире противостоять распространяющейся как чума эпидемии слепой алчности или это уже не более чем параноидальная иллюзия? Автор этой картины ставит вопрос шире: возможно ли в принципе оставаться человеком в обществе каклюдей, сделавших погоню за деньгами и комфортом единственной целью своего существования и превративших все, включая само это существование, в предмет потребления? И способно ли подобное общество выжить? Тогда, в 1990, Верхувен предложил хитро завуалированный под хэппи-энд открытый конец — точнее два его возможных варианта. Что оставляло определенную надежду. Ни один элемент конструкции данного фильма, включая его развязку, к сожалению, уже не дают никаких оснований предположить, что его автор не рассматривает свои вопросы как чисто риторические.
В целом — с точки зрения того как это сделано, киношедевром это, вероятно, вряд ли можно назвать. Но с точки зрения посыла это, без сомнения, вполне адекватная работа.
Создателя Гордона — назад к кульману.
Год 2009 выдался богатым на дебюты российских режиссеров. Среди них «Какраки» Ильи Демичева стоит не то, чтобы особняком, а как-то несколько более уверенно глядит в сторону зрелого продукта мастера. Интерес к фильму проявили американские продюсеры и дистрибьюторы на круглом столе в Российском павильоне Каннского кинофестиваля. На выборгском фестивале «Окно в Европу» «Какраки» получил приз за дебют и «Серебряную ладью» в конкурсе «Выборгский счет». Фильм отобран в конкурс дебютов 66-го Венецианского кинофестиваля; все это доказывает, что работа Ильи Демичева вызывает интерес публики.
То ли целеустремленная личность режиссера, привыкшего во всем добиваться успеха, то ли неожиданно отлаженный, не дебютантский актерский состав, то ли и впрямь крепкая сценарная база, на которую «клюнули» большинство актеров, (а может и все это вместе) вывезли «Какраков» далеко за пределы режиссерского дебюта. По крайней мере, фильм счастливо прошел все трудные места начинающих кинематографистов: хорошо сбалансирован, не затянут и не урезан, сюжетные линии подобраны в аккуратный, замкнутый пучок. Блестящие, полные современных реалий, и в то же время отсылающие к лучшим примерам советского «конторного» кино диалоги героев держат улыбку и внимание зрителя. Рамки творческого амплуа главной звезды фильма — Михаила Ефремова — нещадно расширены с комического недотепы до фигуры траги-лирической, эдакого просвещенного страдальца.
Наши дни, в большой строительной фирме варятся в собственном соку упитанные, пучеглазые «раки» — чиновники, нещадно щиплющие и грызущие друг друга и всяких подрядчиков, прикрываясь подписями, обязательствами, сроками смет, чтобы откусить побольше и получить откат пожирнее. В этой атмосфере прорастают болезненные ростки настоящей дружбы и любви, здесь смешные вирши начальника звучат как поэзия, здесь находится место и трогательной, несколько сомнительной религиозности, по-своему проникающей в потемки здешних прожженных цинизмом душ. Главный герой Михал Михалыч давно свыкся с этой атмосферой, живет по здешним правилам, хотя и сохраняет в душе некоторую верность идеалам молодости: он берет, но как бы без фанатизма, изменяет жене — но тоже, скорее по необходимости… Душа его мечется между заброшенной семьей и опостылевшей работой в комичных корчах: то учится плавать, то вдруг китайский по самоучителю учить начнет. Однако случайная встреча в книжном магазине меняет всю его жизнь, пробивает брешь в чиновничьем панцире неуязвимости, сбрасывает его с пьедестальчика в самую гущу напряженных чувств, доводит до безрассудства и до тюрьмы. Зато Михаил Михаилович обретает мечту и счастье, делает пусть сомнительный, но все же подвиг, и, признаться, к печальному концу фильма Михал Михалыч не выглядит побежденным.
Герой Ефремова проживает полный, слегка карикатурный цикл современного российского чиновника. По суждению режиссера, фильм вообще вышел о чиновниках, о тех людях, которые, по сути, и формируют социо-культурный бэкграунд всякой, а нашей страны — в особенности. И вот почему-то последнее время в кино чиновник будто просто исчез, превратился в самопародию, во что-то мелкое, гадкое, неинтересное… Конечно, свести личные счеты с бездушным бюрократическим аппаратом через кино соблазнительно для художника; кольнуть, пнуть, выставить в дурном свете, или просто проигнорировать… Но не так учили нас подходить к проблеме чиновничества наши классики — Гоголь, Чехов, Достоевский… Не просто пародировать, но выправлять нравы были призваны все эти печальные Акакии Акакиевичи, футлярные Беликовы и параноидальные Голядкины… И получалось же, узнавали себя читающие люди, каялись и менялись, несмотря на известный цинизм, вседозволенность и безнаказанность.
Вот и «Какраки» Демичева вносят новые портреты чиновничества в несколько подзабытую, уже запыленную от небрежения галерею. И сразу оживают лица, персонажи начинают рифмоваться и перемигиваться, попадая в привычный литературный контекст. И вот уже герой Ефремова читает, как про него самого написанную, Гоголевскую «Шинель», и по другому уже звучат к концу фильма и бездарные вирши начальника в исполнении Сергея Колтакова, и весь его абсурдно-сентиментальный пафос. И наивная, безпомощная попытка Михаила Михайловича вырваться из родного аквариума, напоследок крепко отщипнув из него, вырваться в сказочный мир недоступной, манящей молодости, олицетворяемый героиней Ольги Сун Настенькой, простой наивной девочкой, которая то ли плетет ловкие интриги, то ли вправду такая чистая…
Самое главное достоинство «Какраков» — что фильм может вызвать дискуссию, заставить задуматься. В легкой, обильно подслащенной блестящей актерской игрой и отточенными репликами и гэгами — одна «спящая стрекоза» в исполнении пришедших давать взятку подрядчиков его стоит! — обертке Демичев беспощадно подсунул нам горькую назидательную пилюлю, которую хошь-не-хошь, а придется проглотить и усвоить.
Всех нас, ногами вперёд. Как раков.
Неужели русское кино понемногу воскресает? Кинематограф большой страны с каждым новым, известным менее положенного, фильмом доставляет мне всё больше. Ленту «Какраки» можно смело относить к фильмам мало известным широкому кругу зрителей, и фильмам хорошим.
Что же скрывается за интересным названием, неудачной обложкой и экспортом фильма в Европу?
В «Какраках» скрыта история об обычном русском чиновнике. В юности он мечтал стать поэтом, но, побоявшись пойти самоотверженным путём искусства, он, в итоге, становится шестерёнкой органов государственной власти. Всё как положено: свой водитель, дорогой дом, жена, сын учится в дорогом ВУЗе, взятки и т. д. Завершает цепочку логическое желание героя приступить к душевным метаниям, мыслям о последствиях своего другого жизненно важного выбора и желаниям отказаться жить задом на перёд, как все, как раки. Судьба подсовывает ему знакомство с привлекательной студенткой. Или это он сам себе её подсунул?
Повествование условно разделено на две части. В одной мы наблюдаем за чиновником Михаилом и его личной жизнью, а в другой — за внешним видом его работы и его самого в работе. Эти две части и определяют степень интересности, актуальности и сатиры в происходящем.
Лично я был вне себя от восторга, при просмотре именно второй части. Всё это высмеивание, обнажение нравов и сатирический взгляд на работу государственного аппарата просто не может оставить безразличным людей понимающих. Хотя и мелодраматическая часть сценария, пускай и не первой свежести, но держит марку.
Говоря об актёрах, невозможно не сказать о трёх из них. Михаил Ефремов, Сергей Колтаков и Ольга Сун. Если о первом можно говорить, как об очень хорошо себя проявившем в роли чиновника Михаила, о втором, как о практически гениальном образе министра, то о третьей невозможно сказать ничего лестного. И беда не только в том, что её роль плохо прописана, беда ещё в самих актёрских способностях Ольги Сун. Предоставленной роли она подошла разве что внешностью, а всем остальным вызывает только непонимание, как такая дородная цепь всего удачного в фильме, могла обзавестись таким откровенно слабым звеном, которое не выдерживает никакой критики?
Даже со звуковым монтажом диалогов героев не особо схалтурили. Хотя, не без ляпов, конечно.
Подводя итоги, о важном стоит упомянуть отдельно:
- великолепный сатирический рисунок государственного аппарата;
- одни из лучших ролей Ефремова и Сергея Колтакова;
- ужасный промах со способностями Ольги Сун;
- сравнительно неплохой звук.
Фильм очень испортила реализация одного из важнейших персонажей. А так — неплохая лента о важном.
7 из 10
Сморится легко. Идет более полутора часов, но, в принципе, не напрягает.
Собственно, так же — фоном — могли идти и, скажем, Вести-24 — аналогичная, по сути, солянка: немножко о политике, малость об экономике (строительство, торговля и пр.), пару слов о семье. Всё лучше какого-нибудь совсем уж бредового вечернего сериала — там даже «случайно забредшие» актеры выглядят нелепо.
А тут ничего, нормально. Отличный такой сосед в исполнении С. Газарова. А. Самойленко понравился — особенно когда помадку смаковал: «Свежайшая!» Н. Вдовина неплохо смотрелась — в меру всего: и любви, и тоски, и жалости, что называется. С М. Ефремовым сложнее. Честно говоря, уже не отличаешь одного его персонажа от другого. Все на одно лицо. Как еще не напился только за весь фильм ни разу, не пойму.
То есть, по большому-то счету, не считая молодняка (сын да зазноба — не вдохновили что-то совсем), актеры свою задачу выполнили. Другое дело, что результата это не принесло. Потому что фильм…
Фильм просто глупый. Серьезный (видимо, по задумке) разговор о влюбленности немыслим, если он базируется на очевидной умственной отсталости героини. Назвать фильм «Какраки» — означало только усугубить этот недостаток. То есть если предполагалась некая наивная непосредственность, неопытность и всё такое прочее, то, по-моему, тут и двух мнений быть не может: не сыграло, не сработало. Я даже, признаться, подумал, что такой идиотизм — он просто не может быть случайным — за ним обязательно должно что-то стоять: умысел, расчет (денежка на операцию и т. п.). Притворство, одним словом. Черта с два. Всё по-взрослому. Зря.
С чиновниками вообще тоска. Участие Е. Сафоновой — загадка. Клоун в исполнении С. Колтакова — маразм, не иначе. Про любовь там чего-то еще заговорили… Что это вообще? Юмор? Сарказм? Стёб? По мне так ахинею какую-то показали: зачем, для чего? По уровню — всё равно что американские фильмы про русских. Когда шапки-ушанки, балалайки, кокарды и пр. Плюс обязательный «черпак». Или убожество времен позднего «Джентльмен-шоу» на ему новых русских. Какие-то такие ассоциации. Когда и не смешно, и не противно — никак. О чем-то о своем говорят люди, сами же смеются чего-то и т. д. Глупость, одним словом, говорю же.
В чем вообще идея картины, интересно. Что герой М. Ефремова — тоже человек? Странно. По мне так очевидно, что это априори недоказуемо — и браться нечего. Нешто пара слезинок может тут что-то изменить?! По-моему, даже кожаных ботинок не требовалось, чтобы понять, кто есть кто, и чего заслуживает. Бассейн, стихи, Гоголь… Мертвому припарки, такое ощущение. И смысл тогда?
Не знаю, совсем никудышное кино, на мой взгляд. А уж когда я автора увидел на экране! «Голосуешь за худого, через год смотришь, сидит…» Ну, Вы, я думаю, в курсе.
4 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Какраки 2009 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Когда-то Михал Михалыч хотел стать поэтом, а стал чиновником. Теперь у него есть жизненный опыт, семья, деньги, статус, власть. Но нет ощущения детской радости, когда человек бывает счастлив только от того, что наступило утро или идет дождь. И вдруг он встречает Настю, которая никогда не ела «какраков»…
Какраки / Kakraki 2009, Россия, драма, комедия