Интересные факты 4
Актеры 17
Съемочная группа 6
Отзывы к
фильму
15
Читаю другие комментарии и вижу, что этим фильмом принято наслаждаться. Да и в СССР им восхищались. Даже на Каннский фестиваль отправили. И тут, можно было бы отписаться — дескать добрый старый душевный фильм, поставить дежурную восьмерку и позабыть. Но, искренность важнее — а потому, оценку буду ставить ровно исходя из собственных впечатлений о ленте. Итак, начнем:
Этот фильм рассказывает нам о тех временах, когда люди, добившиеся удивительной, гениальной победы в Великой Отечественной войне уверенно обустраивали свое будущее. В то время, когда в Европе торжествовала «Сладкая жизнь», а в США все восхищались Элвисом и Мерилин. Конечно, нужно было что-то противопоставить. И формула Льва Кулиджанова оказалось очень точной. Простая история вскрывает нам быт двух советский реальностей — Москвы и села. Главный герой умудряется пожить в каждой из них. И везде ему не просто. Из обрывков фраз мы узнаем, что перед нами бывший труженик, военный герой. Но ныне с человеком случилось нечто плохое. Уныние и потеря веры в себя. Отсюда пьянство и пассивность.
Самое забавное, что сейчас, в наши дни, такого человека скорее всего и не считали бы аутсайдером. Благо, никто уже не докапывается до людей без работы. Никто не обещает «лишить московской прописки» тех, кто без работы. Да и среди общественных деятелей стало привычным делом гордиться своими интригами и пьянством. Очевидно, что лет 60 назад все было иначе. И это здорово, что фильм доносит до нас отголоски той, иной парадигмы.
Нам показывают общество, где к явному изгою все относятся вполне терпимо. Его недостатки решительно принимают, стремясь как можно быстрее помочь человеку преодолеть их. Тут и напряженные разговоры идут в ход, и тактичное молчание. Важно другое — в обществе, где у каждого есть свой участок занятости попросту невозможно потеряться и сгинуть, каждому найдется применение. Неспроста в ленте так акцентируется внимание на массовые нарушения прав человека за рубежом. Это противопоставление и утверждение правильности выбранного пути.
Ну а избранная модель воплощения замысла тут вполне понятная — этот фильм насыщен крупными планами, портретами. Наличие в ленте антигероя лишь усиливает контраст — все остальные персонажи своими примерами показывают необходимость исправления. В этом есть, конечно, недостаток, ибо объемный персонаж получается всего один — Юрий Никулин. Он переживает, совершает противоречивые поступки, мечется между добром и злом. Зато другие персонажи вполне линейны и односложны — наивная девушка, романтичный юноша-работник, сельский активист, добродушная старушка. Все они на своих местах, занимаются своим делом.
Для года 1962-го этот фильм показывал, что в СССР абсолютно другой путь. Тут нет «золотой молодежи», «сладкой жизни», «приключений» (вспомним про Антониони), да и «яркое солнце» лишь на колхозных полях. В этой стране будто нет «рассерженных молодых людей», нет «потерянного поколения», а «лишние люди» — к таковым относятся лишь временно, по случайному недоразумению. Социальная модель настолько эффективна, что даже в тайниках души этих бедолаг не нужно копаться. Какие там психоаналитики. Представляю, как противоречило этой реальности поэтичное и пронизанное любовью к духовным переживаниям ребенка «Иваново детство».
Впрочем, слов уже достаточно. Резюмирую. Мне очень понравилось как снимали в этом фильме Юрия Никулина. Он такой разный, такой противоречивый, такой неуклюжий, нескладный, и такой душевный, честный. Мне нравится как работала с ним камера, какие планы выбирали с ним (преимущественно, положение камеры было чуть снизу). А вот, линейность многих персонажей и вся эта идеологическая канва (а ею фильм фактически пронизан) — совсем мне не по вкусу.
6 из 10
У Кузьмы Иорданова тот неловкий момент, когда ты фрилансер, но в Советском Союзе нет понятия «фрилансер», поэтому тебя «за тунеядство» лишают московской прописки. Иорданов случайно узнает, что в подмосковной деревне живет девушка-сирота Наташа, чьи родители «пропали» во время войны. Кузьма приезжает к девушке, представляется её отцом и начинает жить в доме Наташи, на всём готовом.
Весьма любопытна история создания фильма. Его чуть не «зарубили» еще на стадии сценария. Штатный цензор киностудии заявил, что это фильм «ни про что». (Мде, показать бы людям того времени некоторые нынешние фильмы, дабы они увидели, что значит «ни про что»). Но жена режиссера заявила «Это сценарий о колхозной деревне».
Изначально на главную роль был утвержден другой актер, но режиссер увидел в цирке Юрия Никулина и решил провести рекаст. Более того, роль Кузьмы стала первой серьезной киноработой Никулина (до этого артист снимался исключительно в комедийных ролях).
Как это выглядело со стороны Никулина:
Заходит человек домой. И тут телефонный звонок. Приятный женский голос говорит:
- Юрий Владимирович, сколько вам лет? (Ни тебе «Здрасьте», ни тебе объяснить кто звонит, а вот сразу так, сходу «Сколько вам лет?»). Скажите, пожалуйста, как вы выглядите, старым или молодым?
- Да как сказать. Мне сорок.
Женщина расстроилась.
- А может быть, вы выглядите под пятьдесят? Нам это очень нужно.
- Слушайте, вы вообще кто?
Только после вопроса Никулина собеседница соизволила объяснить, кто звонит.
Режиссер посоветовал Никулину побольше ходить по улицам и присматриваться к маргинальным личностям, чтобы вжиться в образ Иорданова. В итоге, когда соответствующе одетый Юрий Владимирович пришел на съемки (в реальный магазин), директор его не пустил.
- Я артист.
- Знаем мы таких артистов! Ты всю неделю здесь ошивался!
Режиссер и оператор подшутили над актером, сказав директору, что впервые видят этого «артиста». Директор магазина уже собирался вызывать милицию, и только тогда киношники объяснили что к чему.
Если говорить о самой картине, то «Когда деревья были большими» — очередная история о том, как мерзавец меняется под воздействием окружающих. Я уверен, что уже в 1961 году такой сюжет был заезжен.
Но!
Это как раз тот случай, когда дело спасли актеры. В фильме снялись такие звезды советского кино, как Василий Шукшин и (тогда еще совсем молодые) Леонид Куравлёв и Людмила Чурсина. И, разумеется, исполнители главных ролей — Юрий Никулин и Инна Гулая. Это один из самых удачных кинодуэтов на моей памяти.
- Сердце болит?
- Да раньше его будто и не было.
Особенно мне нравится сцена, в которой Иорданов полдня бегал по всему колхозу от старушки (которая ему и рассказала про девушку-сироту), а вернувшись домой, обнаруживает, что старушка сидит пьет чай с его «дочкой».
Напоследок отдельно упомяну персонажа Наташу. Насколько же чистая, добрая и светлая девушка. Просто идеал.
10 из 10
Обожаю этот фильм. Он особенный. Стоит отдельно от всех остальных фильмов советской эпохи. Фильм с глубоким жизненным смыслом. Очень душевный. Лев Кулиджанов режиссёр особенный, его фильмы всегда отличаются глубоким смыслом и человечностью. Замечательное кино о том, как вера в человека, чистота и искренность могут вылечить больную душу и вернуть утраченное достоинство. Немного смешно, драматично, романтично, человечно.
В фильме рассказывается о судьбе человека пережившего войну. Главный герой фильма Кузьма Кузьмич Иорданов после войны вернулся домой, от беспросветности в жизни ушёл в запой. Режиссёр не даёт точных объяснений на то какой была жизнь главного героя ДО и ПОСЛЕ, но зрителям очевидно, что беспросветное будущее тянет героя на дно. Полнейшая апатия, отсутствие стремлений и желаний в жизни — вот то, что у него осталось. Теперь он не хочет ни жить, ни чего либо добиваться в жизни, хотя ему постоянно подыскивают работу, пытаются устроить. Всё меняется когда главный герой узнаёт о девушке-сироте Наташе живущей в одной из деревень, мечтающей когда-нибудь найти родителей потерянных в войну. Для Иорданова это шанс к воскрешению и он им пользуется. Ведь порой оказывается, что помочь даже незнакомому человеку, значит помочь самому себе и вылечить раны своего измученного сердца. Особенно это проявляется, когда рядом оказываются две одинокие души. Теперь они вместе и могут наконец отдохнуть от постоянных бед и ненужности окружающим.
Как бы ни были хороши современные фильмы, а все же очень приятно и очень хочется смотреть старые, добрые фильмы. Такие как фильм «Когда деревья были большими». Старый, добрый фильм, о добрых людях. Главный герой фильма можно сказать несознательный гражданин и тунеядец. Он нигде не работает. Всегда смотрю этот фильм с большим удовольствием, потому, что вообще люблю старые советские фильмы (а этот к тому же снят ещё на чёрно-белую плёнку). По сравнению с современными, они хоть и кажутся наивными, в каком-то смысле. Но зато после таких фильмов лично я становлюсь добрее. Да и вообще понимаешь, что счастье то оно вовсе не замысловато, и многого для него не нужно. Суть фильма сводится к тому, что каждый из нас имеет шанс на то, чтоб попытаться сделать кого-то счастливым и всё изменить в своей жизни, шанс на то, чтобы стать лучше.
Сценарист Николай Фигуровский создал шедевр, который при помощи удачной режиссуры, стал настоящим столкновением реализма и сентиментальности, записанным на киноплёнку. Игру актёров очень трудно характеризовать, это же советские актёры, они не играют, они проживают жизни своих персонажей. Молодой и очаровательный Леонид Куравлёв, прелестная Инна Гулая, мастер сцены Василий Макарович Шукшин, таким сильным актёрским составом может похвастать не каждая картина того времени. Операторская работа впечатляет не меньше, чего стоят одни колоритные панорамы, и крупные планы очень живы и динамичны. И запоминающаяся музыка композитора Леонида Афанасьева как нельзя удачно дополняет общую задумку режиссёра, нагнетая эмоциональный эффект, заставляя зрителя сопереживать героям, чувствовать их эмоции.
Режиссёр не ошибся с выбором Юрия Никулина на главную роль. Другого актёра в этой роли не возможно и представить. Его безграничный талант виден во всём, в движениях, во взгляде, в походке, в мимике. Этот человек способен сыграть любую роль, от самой комичной, до самой трагичной. Герой Никулина в фильме изображён очень жалким. Вроде бы нестарый ещё мужчина, здоровый, а какой-то абсолютно потерянный. И все догадываются, что не родной он отец девушке, и что в принципе она, имея и дом, и работу, уже не нуждается в бездельнике «отце», а что-то заставляет людей проявлять сочувствие, не гонят его, не разоблачают. Это лучшая роль великого артиста, на мой взгляд. Особенно трогательна сцена встречи отца с дочерью на станции, до слёз просто. Большие доверчивые глаза Наташи, проникают глубоко в сердце. Потрясающе.
Очень красиво без пошлости показана история любви двух молодых людей Наташи и Лёни. Они так молоды, так романтичны, так искренни, так верят во всё происходящее. Инна Гулая и Леонид Куравлёв лучше других актёров подошли на эти роли. Персонажи вроде бы и не главные, но очень значимые. Особенно героиня Инны, Наташа, она ведь дочь Кузьмы Кузьмича.
Смысл фильма «Когда деревья были большими» — в надеждах на лучшее, доброе в жизни и в людях. Этот фильм является поистине золотым достоянием советского кино, над которым не властно время. Шедевр по праву заслуживший безграничную зрительскую любовь.
10 из 10
Продолжая наверстывать упущенные из внимания советские шедевры, посмотрел вчера художественный фильм «Когда деревья были большими» (реж. — Лев Кулиджанов).
В данной ленте в непривычном для себя амплуа выступил Юрий Никулин, который вопреки устоявшемуся образу «Балбеса», играет обреченного, опустившегося человека, не имеющего внутри себя желания и мотивации жить. Полфильма он слоняется по улицам и бухает бухашку, пока наконец (в результате случайной встречи с одной энергичной бабулькой) не решает что-то изменить в своей судьбе.
Несмотря на то, что Никулин играл как мог, и данную работу трудно назвать слабой, но на мой взгляд, конкретно в данном фильме его переигрывает второй главный персонаж — девушка Наташа в исполнении Инны Гулая. Она сыграла эту наивную деревенскую девушку просто великолепно, в ней есть какая-то открытость, искренность, простота и при этом — достоинство. Я раньше ни одной роли Инны Гулая не видел и просто был поражен насколько натурально и естественно актрисе удался образ своей героини. Также порадовали роли второго плана — В. Шукшин и Л. Куравлев, которые обеспечили фильму достойную «поддержку с тыла».
Что касается сюжета, то мне кажется, в данном фильме он несовершенен и к нему есть ряд претензий. Детально распинаться на эту тему я не буду, но некоторые эпизоды фильма можно было бы легко сократить, особенно всякие общие планы счастливого колхоза как будто с агитационного плаката.
Так или иначе, фильму трудно поставить низкую оценку, поскольку несмотря на отдельные придирки режиссеру удалось показать чувства людей того времени, и достаточно выразительно передать саму интонацию, настроение тех лет. Это вот сочетание какой-то наивности с одновременным чувством внутреннего достоинства, порядочностью, особенно ценно в подобных картинах. Фильм, на секундочку, ровесник моему папе (1961 г.).
P.S. Сцена, где Никулин объявляет, что он все наврал, а Наташа говорит — ну у тебя и шуточки (со слезами на глазах) — вообще прекрасна.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Когда деревья были большими 1961 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Потерявший во время войны жену, Кузьма Кузьмич Иорданов начал пить и совершенно опустился. Но однажды, случайно узнав о девочке, потерявшей на войне родителей, Иорданов решил стать ей отцом. Оставив Москву, он отправляется на встречу с будущей дочерью...
Когда деревья были большими / Когда деревья были большими 1961, СССР, драма, мелодрама