Актеры 16
Съемочная группа 7
Отзывы к
фильму
2
Боец 'мировой революции'
АСПЕКТ 'ТЕХНИЧЕСКИЙ'. Из 6 режиссёрских работ Ирины Тарковской (Ирма Яковлевна Рауш) 2 - это яркие красивые сказки ('Сказка, рассказанная ночью' (1981) и 'Незнайка с нашего двора' (1083)), 2 - семейные мелодрамы, которые тоже можно рассматривать как 'бытовые сказки' ('Как стать мужчиной' (1970) и 'Пусть он останется с нами' (1974)), последний фильм 'Степная эскадрилья' (1986) - семейный фильм о старшеклассниках, помогавших колхозу во время уборки урожая. И только 'Крестьянский сын' в этом списке стоит как бы особняком.
Фильм снят по одноимённой повести Раисы Григорьевой о судьбе крестьянского мальчика героя-«орлёнка» Кире Баеве (Кирилл Осипович Баев). Первая литературная публикация о подвиге Кирюши Баева («Подвиг Кири Баева») была написана Д. А. Иохимовичем в соавторстве с А. А. Голенковой (1957). В 1975г. вышла повесть Раисы Григорьевой «Крестьянский сын», положенная в основу сценария фильма. Главный герой картины — подросток Костя Байков (актёр С. Куракин), сын простого крестьянина, ставший разведчиком в партизанском отряде.
Съёмки проходили в окрестностях города Кириллова, в Кирилло-Белозёрском монастыре. Конный полк из «Мосфильма», принимавший участие в съёмках, стоял в Ферапонтовом монастыре. Отдельные сцены снимались в Новоспасском монастыре, Царицыно, город Сочи. Фильм отмечен Специальным дипломом жюри на X фестивале в Риге в 1977 году, и награждён «Золотой медалью» на XIX-м кинофестивале неореалистических фильмов в Авеллино в 1977 году.
АСПЕКТ 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ'. При внушительном списке известных актёров - Леонид Марков, Георгий Бурков, Лев Дуров, Юрий Шерстнёв, Эдуард Володарский - только Леонид Марков, сыгравший отца Кости, вызывает и доверие, и симпатию, и уважение - как актёр, как персонаж, как прототип. Менее выразительным при явном излишке эмоциональности мне показался Акинфий Поклонов в исполнении Льва Дурова, а Андрей Петраков Горгия Буркова выглядел слишком бледно даже для него - обычно скупого на 'физиогномические' эмоции.
Сценарий, на мой взгляд, слабоват для таких ярких первоисточников, как книги Иохимовича и Григорьевой. История 'революционного самоосознания' Кости коротка и не прорисована, а держится только на штампах революционно-приключенческого фильма истоки которого в кино заложил Аркадий Гайдар, сочинявший после гражданской войны остросюжетные сцены с участием детей. Финал вызывает массу вопросов, как и не оправданное обилие 'длиннотных' сцен с использованием способа 'дрожащей камеры'.
Почему и режиссёр и сценарист остановились на таком невразумительном финале - главная загадка фильма, на которую зритель пытается ответить со дня выхода ленты в прокат:'В основе картины — известная повесть Р. Григорьевой. Она посвящена памяти юного партизанского разведчика Кирюши Баева, героически погибшего в годы Гражданской войны. Жаль, что авторы не нашли нужным вынести это посвящение в титры картины. Она приобрела бы от этого и достоверность и документальность...' Журнал «Спутник кинозрителя» № 12, декабрь 1976г.
P.S. В августе 1919г. Кирилл, будучи разведчиком в партизанском отряде И. В. Громова, отправился в село Поперечное за патронами и гранатами, хранившимися у сочувствовавшего красным крестьянина. На обратном пути юного партизана настигли белые. Раненный в ногу Киря скрылся в землянке и вел неравный бой. Не желая сдаваться в плен, застрелился. Именем Баева названа улица в Барнауле. На площади Текстильщиков установлен его бюст (скульптор П. Л. Миронов).
Халтурят все!
Именно так, и не иначе, поскольку худшего фильма в не столь давно определённом жанре 'истерн' я не видел! Сложилось впечатление, что нашей уважаемой Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького срочно надо было закрыть некую брешь по 'военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения', и она её, то есть брешь, не просто закрыла, а аврально заткнула, наподобие того, как шахтёры ликвидируют прорыв или моряки- пробоину в днище судна.
Моментально нашлись пара-тройка известных актёров-'тягачей' (Дуров и Бурков, похоже, едва успели прочитать свои роли, не то, что весь сценарий), соответствующие подростки в наспех напяленных косоворотках (половина из которых, подростков, то есть, потерялась ещё до середины этой кинолажи), и пошло, и поехало... Дуров, без заморочек, не утруждал себя поиском новизны и 'слабал' богатенького сельского поганца, какового накануне представлял в 'Бумбараше' (вот там лыко было в строку), а Бурков... вообще, похоже, не играл, а присутствовал в фильме.
Зато всё соблюдено, в соответствии с форматом киностудии (см. выше): Гражданская война, колеблющиеся крестьяне, жестокие белогвардейцы и красные партизаны-герои со своими помощниками-пацанами. Всю эту мешанину (какая там проработка сюжетных линий и характеров, о чём вы?) состряпали-собрали воедино, отчитались и выпустили на экраны Страны Советов, зрители которой, посмотрев данное 'кинопроизведение', тут же благополучно его забыли (потому, что вспоминать тут нечего!). Вот такая вот получилась всеобщая халтура. Но мне, к примеру, больше всего обидно, что схалтурил и прекраснейший композитор Эдуард Артемьев, откровенно (внаглую!) использовавший в своей музыке для этого фильма свои же 'козырные' темы из ныне классической ленты 'Свой среди чужих, чужой среди своих', вышедшей, кстати, всего годом раньше. Да всё понятно (я в своих рецензиях писал, как иногда беспардонно халтурил великий Эннио Морикконе). Но просто тут с халтурой вообще перебор.
Потому и не советую 'Крестьянского сына' ни самим смотреть, ни показывать своим детям и внукам, дабы не убедить их во мнении, что советское 'подростковое' кино было сплошь таким.
4 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Крестьянский сын 1975 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Картина воссоздает 1918-1919 годы, когда Республика Советов с оружием в руках отстаивала завоевание Великого Октября. В центре внимания - судьба крестьянского сына Кости, чье мировоззрение, характер, чья личность складывалась в суровое, но героическое время великих свершений.
Крестьянский сын / Krestyanskiy syn 1975, СССР, приключения