Актеры 12
Съемочная группа 7
Отзывы к
фильму
5
« Мечты идиота» предполагают, по крайней мере, четыре варианта восприятия.
1. Полная халтура, оскорбляющая первоисточник буквально во всём, коммерческий проект в духе своего времени, которым запятнали свою репутацию режиссёр « Маленькой Веры» вкупе с некоторыми актёрами (Этуш, Дворжецкий, Любшин, Толоконников), а Леньков не запятнал только потому, что сыграл в эпизоде.
2. Представление о романе вполне можно получить, поскольку сохранены текст и основная интрига. Экранизация — конспект с неожиданными образами персонажей
3. Фильм, от которого аудитория может получить удовольствие, если не имеет никакого представления о романах Ильфа и Петрова и их экранизациях. Однако в современных условиях такое довольно сложно представить.
4. Но быстро обнаруживается, что вышеперечисленные варианты, хотя и бросаются в глаза, но являются всего лишь следствием поверхностного восприятия или отторжения от вида Сергея Крылова и компании на месте Сергея Юрского с соратниками.
Главный смысл картины заключается в её названии.
Василий Пичул увидел центрального персонажа в неожиданном ракурсе. Который, при всей неожиданности, заложен в образ Великого Комбинатора его создателями.
Остап Бендер Сергея Крылова — идиот. И не просто идиот, а часть окружающего его идиотизма.
Экранизация Пичула — об осуществлении именно идиотских мечтаний. Весьма показательно, что Бендер здесь не только получает миллион и хочет его потратить, но начинает тратить в соответствии со своими желаниями: Багдад на сей раз не обманывает ожиданий подпольных миллионеров.
Первый кит, на котором держится концепция фильма — идиотизм Бендера.
Вкусив, однако, запретного плода, Остап Ибрагимович начинает довольно быстро излечиваться от идиотизма.
Второй кит концепции — также предоставленный Ильфом и Петровым — альтернативная концовка, связанная с Зосей Синицкой.
История пичуловского Бендера — это история возрождения, избавления от морока ложных ценностей. Показанная благодаря финалу без назидательного пафоса.
Чудовищное кино, имеющее к артхаусу самое отдалённое отношение. Такое ощущение, что денег не хватало даже на покупку фуражки, поэтому попросту задействовали весь имеющийся в наличии реквизит. Крылов, видимо, пользовался собственным гардеробом. Никакого изящества интерпретации — просто бред, созданные на руинах империи людьми с руинами в головах. Хотя актёры именитые. Никакого «собственного видения» — просто кооперативный проект «руби бабло, пока легло». Никакого переиначивания персонажей — замудоханные эпохой актёры невнятно бормочут свои реплики, не задумываясь о каком-то там перетолковывании своих персонажей.
Тем не менее, этот фильм — одна из трёх имеющихся российских интерпретаций актуальнейшего для нашей эпохи произведения Ильфа и Петрова. И то, что то время породило такой фильм — симптоматично. Так что для осмысления культуры и ментальности эпохи — сгодится. Не более.
3 из 10
Знакомый почти наизусть текст культового романа-фельетона «Золотой теленок» Ильфа и Петрова в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» звучит по-особому. Изредка ухо улавливает матерное слово-довесок к какой-либо цитате из романа. А Корейко! Мало того, что в фильме подпольный миллионер работает не в конторе, а является музейным работником и хранит чемодан с деньгами в гигантском аквариуме с осетровыми. Утонченный музейный работник Корейко (Андрей Смирнов) противопоставлен наглому, толстому бодрячку Остапу Бендеру (шоумен Сергей Крылов), облаченному в яркие пиджаки и сорочки. Третья сторона любовного треугольника — Зося Синицкая (Алика Смехова) — сексапильная брюнетка с томным взглядом, поет в местном ресторане.
Песня «Летят перелетные птицы» Блантера, созданная уже в конце сороковых, декорации, имитирующие сталинский ампир, кришнаиты, явившиеся в лекторий после газовой атаки, и броские наряды главных героев кричат о том, что это китч. Текст романа сжали до необходимых размеров и вмонтировали в сказку-сон, мечту советского человека.
Абсурдность происходящего на фоне павильонов ВДНХ, здания ГУМа и прочих монументальных строений, уравновешивается знакомым с детства каноническим текстом. Сюжет вроде бы предсказуем, за исключением мелочей, например, «Антилопа» не разваливается на ухабах, а взрывается. Балаганов (Евгений Дворжецкий) тырит кошелек у гражданки в просторном вестибюле метро, перед этим получив у Остапа пятьдесят тысяч рублей, сидя в ресторане у фонтана «Дружба народов» с золотыми скульптурами, символизирующими советские республики. Фонтан был создан в 1954 году, но для эстетики фильма он был необходим как воздух, как рубиновые звезды Кремля, появляющиеся в сцене командировки Остапа в Москву.
В фильмографии Василия Пичула ко времени создания фильма «Мечты идиота» уже есть «Маленькая Вера» и «В городе Сочи темные ночи». Такое ощущение, что режиссеру надоели житейские проблемы главных героев, их недостатки, и он решил снять эстетически красивое, стильное кино о жизни мифических героев в стилистике мифической же «Великой Эпохи». Никаких кухонных разборок, безработицы, алкоголизма. Только вкусняшка. Остап Бендер в клетчатом пальто, голубой лыжной шапочке, канареечного цвета рубахе и джемпере в разноцветный ромб. Приятный во всех отношениях Паниковский (Станислав Любшин) выкрикивает фразу «жалкие, ничтожные люди», кутаясь в роскошное пальто. Интонация, с которой произнесена эта бессмертная цитата, дает понять, что Паниковский является интеллигентом прошедшего, царского периода. А привычка воровать гусей — это всего лишь побочное действие великой любви Паниковского к птице. Примечательно, что погиб он от руки могучей женщины с веслом, привет соцреализму.
Мы любим приукрашивать прошлое. Пичул не просто приукрасил детали ушедшей эпохи, он выдумал заново мир тридцатых годов прошлого века, якобы прокатившихся по мифическому пространству от Арбатова до Черноморска.
Фильм очень понравился, толика хармсовщины очень освежила старую историю, которая, если честно, в оригинале мне не нравится. А тут — другое дело!
Актёры подобраны правильно, Крылов на своём месте и с новой неожиданной стороны, хотя его та стёбная песенка «Дева-девочка моя», так популярная в своё время, уже тогда намекала, что автору не чужд острый ум и тонкая ирония.
Сцена с кришнаитами во время учений — блеск, любовная сцена меж Бендером и Синицкой самим фактом существования доставляет море удовольствия, не говоря о самом исполнении.
Фильм арт-хаусный, и конечно не тупое и не умное копирование классики, а самостоятельное творение. Фильм-стёб, фильм — ирония. Странно видеть отсутствие статей о нём. Рекомендую.
9 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Мечты идиота 1993 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Лед тронулся, господа присяжные заседатели! Новое время требует нового образа турецкого подданного Остапа Бендера. Он по-прежнему бескорыстно любит деньги. Как и во времена НЭПа, его большой голубой мечтой остаются белые штаны и далекий Рио-де-Жанейро. Его методы достижения цели все те же — честный отъем денег у граждан. Но на фоне реальных «подвигов» отечественных комбинаторов последнего десятилетия, сногсшибательные приключения хитроумного героя Ильфа и Петрова могут выглядеть несколько блекло. Может быть, поэтому авторы фильма решили дать Остапу Бендеру шанс переосмыслить свой жизненный путь и выбрать новый вариант конца своей карьеры?
Мечты идиота / Mechty idiota 1993, Франция, комедия