Галерея
Актеры 10
Съемочная группа 4
Отзывы к
фильму
9
Сюжет «Механической сюиты» представляет собой бомбу, способную возгореть из искры пламя, воспламенить им с дюжину криминальных картин и стереть с лица земли всю посттарантиновскую тусовку. И поэтому ужасно жаль, что воплощен он таким неподходящим способом. Ударные моменты сняты так же отстраненно, как и все прочие сцены, и в этом большая ошибка создателей: более эффектная манера сделала бы эту картину, как минимум, культовой. Качество постановки адекватно, но недостаточно «артовое» для снобов, и на весь актерский состав терпения Месхиева не хватило: библиотекарша Люба нелепо переигрывает (что не помешало актрисе Добровольской получить «Нику», по всей видимости, не за качество игры, а за актерскую храбрость), Маковецкий, как всегда, бессвязно-невыразителен с перманентно одинаковыми интонациями, а Пореченков, как ни старается, не способен достоверно изобразить алкаша. Хотя он и не старается: Пореченков никогда не выкладывается в кино на полную, его настоящая стихия — театр. Порадовали лишь Гармаш и Хабенский. Персонажу Гармаша веришь, как самому себе, а мимика и взгляд Хабенского настолько запоминающиеся, что он мог бы и вовсе не открывать рот. Действия его героя поначалу кажутся верхом неадекватности, но через некоторое время им, к счастью, дается объяснение. В фильме также занят Александр Фатюшин — потускневшая звезда доперестроечных милицейских фильмов.
Некоторые интересные сюжетные линии, в частности, разоблачение Маковецкого начальством, предсказуемо для «авторского» кино не доведены до конца. Забавно также, как злая мафия, едва получив чемодан, тут же отпускает героев восвояси, вместо того, чтобы утопить их в ближайшем пруду.
В титрах написано, что сюжет фильма вдохновлен некой газетной публикацией, но на самом деле он основан на анекдоте конца 1980-х, который я слышал еще ребенком и который совпадает со сценарием вплоть до отдельных деталей («а где персонаж с верхней полки? — Он вышел покурить». Немая сцена).
«Механическую сюиту» можно посмотреть ради забавных сюжетных перипетий (и перепитий). Однако она, как никакой другой фильм, нуждается в качественном римейке — эффектном, зрелищном, по-хорошему безумном. Юрий Мамин, где вы?
Администрация завода в принудительном порядке отправляет на станцию Лыково двоих мужиков — рабочего-механика Макеранца и мелкого карьериста Митягина. Они должны доставить в город тело скоропостижно скончавшегося заводского поэта Коли, работавшего в патентном отделе. По дороге мужички изрядно поддают и к моменту изъятия покойника из морга начинают соображать, что денег на «человеческую» транспортировку Коли в положенном при таких случаях гробу у них не хватит. Однако заначка предусмотрительного Митягина оставляет им шанс перевезти труп под видом живого.
Подхватив Колю под руки, они транспортируют тело в купе и загружают на верхнюю полку. Но случайный попутчик недопонимает ситуацию и выбрасывает тело в окно. После некоторых перипетий труп снова попадает в тот же самый морг… Абсурд крепчает… А история с покойником потихоньку перемещается на периферию сюжета, расчищая «авансцену» для развития отношений двух заводских работяг, которым приходится пройти через огонь, воду и предательство, чтобы осознать цену истинной мужской дружбы, не подлежащей девальвации…
Российское кино почти все 1990-е годы находилось в поиске самоидентификации: кальки зарубежных образцов на национальной почве приживались плохо, а опора на советские традиции требовала серьёзных корректировок. Тем не менее, второй вариант пути представлялся куда предпочтительней, нежели первый. Именно по нему и попытались пойти создатели «Механической сюиты». Но из сюжета о перевозке трупа под видом сильно перебравшего собутыльника получается чистой воды чёрная комедия.
Жанр этот был совершенно не характерен для советского кино, где с такими вещами шутить не позволялось. Однако такую жанровую «онкологию» оправдывает и «извиняет» куда более мощная национальная мифологема — пьянство. Когда-то замерзающий Женя Лукашин прыгал в новогоднюю ночь под окном Нади и повторял как проклятый: «Пить надо меньше». Здесь слоганом фильма становится схожая «покаянная» фраза «Попили пивка…», вложенная в уста сердобольного Макеранца.
Благодаря этой неистребимой алкогольной преемственности анекдот о национальных особенностях транспортировки трупов в ново-русских реалиях выглядел очень даже перспективным вариантом эволюции российского кино. Однако фильм фактически не вышел на экраны, и одной из причин его тотального игнорирования я бы назвал совершенно неудачное название. Надо было очень постараться, чтобы придумать два именно таких слова, которые образовали бы столь непривлекательное сочетание. Похоже, авторы именно их и нашли…
Это хороший фильм. Потому что он честный, потому что наш про нас же. Потому что да, вот так и живем. А сколько в Необъятной таких, нет, не Богом забытых, вовсе нет, но таких же как Лыково, «милых», по-доброму наивных местечек, где время, казалось бы, так и остановилось еще полвека назад… И каждый из посмотревших эту замечательную черноватенькую, завязанную на загадочной русской душе и уму непостижимом русском быте, трагикомедию, узнает в проплывающих в окнах пассажирского поезда пейзажах природы, в этих маленьких продуктовых магазинах, бедных вокзальчиках и местных незатейливых людях нестерпимо знакомое, близкое, горькое НАШЕ. Да: так русский человек жил и так будет жить, прямо классика, слетевшая то ли со страниц рассказов Чехова, а то ли Шукшина или какого другого замечательного автора, вскрывавшего в своих произведениях все стороны НАШЕЙ жизни и быта.
Интересный сюжет из серии «только у нас», колоритные персонажи, многих из которых вы наверняка узнаете в своих дальних или ближних, хорошие актеры, которые спустя десяток лет от выхода картины в 2001 стали элитой отечественного кино (гордиться этим или опускать глаза в пол при произношении фамилий исполнителей ролей каждый решит для себя сам). Но где еще вы увидите на экране ТАКОГО Хабенского? А Гармаша? Да все хороши. А главных героев тут и не выделишь, потому как важен каждый, вплоть до крикливой продавщицы на вокзале, глухого патологоанатома, мамы нерадивого следователя и даже… коня.
Посмотрела этот фильм относительно недавно, удивляюсь, как он не попадался мне под руку аж 10 лет. И, надо сказать, получила неожиданное удовольствие.
Я не очень люблю черный юмор, но в этом кино он настолько органичен, что нет слов. Бедный Коля, даже умереть и быть похороненным спокойно в этой стране трудно. Как и жить. Судьбы всех героев об этом свидетельствуют. Одинокий Маркеранц, влипнувший в серьезные проблемы Эдик, обделенный жизнью Митягин, Витя-импотент, Люба… Как страшно жить. Но в конце фильма на горизонте показалась надежда на лучшее.
Отдельно хочется отметить актерские работы, особенно Хабенского. Часто его игра не очень нравится, но в этом фильме он превзошел себя, смог поломать прилипший к нему имидж положительного правильного красавца-героя. Ну а Гармашу и Маковецкому аплодировала и буду аплодировать всегда. Единственный минус — Евгения Добровольская, которая фальшивила в каждом кадре.
Посмотрите фильм, не пожалеете!
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Механическая сюита 2002 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Коля из патентного отдела на выходных скончался в Лыково. Его тело решили вывозить за счет предприятия. В Лыково отправили непьющего Маркеранца и делового Митягина. Последний предложил выпить в вагоне-ресторане, что повлекло за собой цепь невероятных событий, расследовать которые поручают деревенскому следователю.
Механическая сюита / Mekhanicheskaya syuita 2002, Россия, драма, комедия, криминал