Актеры 11
Съемочная группа 4
Отзывы к
фильму
3
Очень очень давно, случилось мне посмотреть отличный советский мини-сериал «И это всё о нём» с Игорем Костолевским и Леонидом Марковым в главных ролях. Сериал захватил настолько, что даже после его просмотра, была прочитана книга Виля Липатова с одноимённым названием. Режиссёром киноленты стал Игорь Шатров. Тогда это имя мне ничего не говорило. Спустя годы был увиден фильм «Пощёчина, которой не было». И опять же постановка была Игоря Шатрова. Тут уж я взял на заметку этого человека и когда в титрах фильма «Мужской разговор» увидел его фамилию, понял, что кино должно быть хорошим по определению. Как словом, так и делом.
И ведь картина действительно прекрасная. Во-первых, она о становлении молодого поколения, о юношеском мужании и взрослении, а во-вторых, это возможность побывать в нашем прошлом 1968 года, когда человеческие ценности были не пустым словом и звуком. Кино о школьниках, но не тех, когда класс уже 9-й или 10-й, когда буйство глаз и половодье чувств. Кино о школьниках средних классов и тем не менее, фильм актуален и по сию пору, а может быть даже более актуален, чем в то время, когда снимался.
В центре фильм Саша Ларионов (Николай Яхонтов), подросток, живущий с отцом (Василий Шукшин). Паренёк с задатками лидера и сорвиголовы. Но как бы и чего он не делал, как бы ни учился, а мысли возвращаются к матери, которая якобы в длительной командировке, по мнению отца. И ведь отец у Сашки классный, Николай Николаевич Ларионов (Василий Шукшин). И велик ему первостатейный подарит и словом-делом поддержит и не пьёт. А всё ждёт Сашка мать, ждёт и дождаться не может. А батя, гляди в глаза сына и сказать, что его мама полюбила другого мужчину и ушла с ним, не может. И собирается, и настраивается, а только глянет на Сашка, так ком к горлу. Вот и вынужден оттягивать и придумывать историю про длительную командировку. Но ведь тайное станет явным, правда откроется и тогда действия Саши Ларионова трудно предугадать. Как сильна мальчишеская насмешка, думаю никому рассказывать не надо. В общем, драма детской души и наука взрослым.
Но фильм не только об этом. У другого подростка Юрки, не менее сложная судьба. Отца нет, а мать втюрилась в Анатолия (Леонид Куравлёв). И как объяснить детскому сердцу, что человек-то он неплохой и что эгоизм не лучший советчик в жизни. И помимо двух этих ребят, есть ещё и девчонки. Одна, самая красивая, задирает нос, а другая, та, что с милыми косичками, влюблена в Сашку. Эх, Сашка-Сашка, где твои глаза ? И как не вспомнить замечательные душевные песни на стихи Игоря Шаферана и на музыку Яна Френкеля «Мальчишка» и «Нейлоновое сердце». Песня «Нейлоновое сердце» в исполнении Александра Кавалерова, того самого мальчишки Юрки Пантюхина просто рвёт душу на части. Исполни её другой человек и уже будет не тот эффект. А когда голос подростка, который вот-вот может сбиться с правильного жизненного пути, это совсем другое. И конечно эти мысли Игоря Шаферана, облечённые в стихи, заставляют о многом задуматься.
Говорят, что будет сердце из нейлона,
Говорят, что двести лет стучать ему,
Может это по науке и резонно,
А по нашему, ребята, ни к чему..
Может это по науке и резонно,
А по нашему, ребята, ни к чему.
Кто-то слабого обидел и хохочет,
Кто-то трусом оказался и скулит,
А нейлоновое сердце не клокочет,
А нейлоновое сердце не болит.
А нейлоновое сердце не клокочет,
А нейлоновое сердце не болит.
Нет, ребята, не для нас, определенно,
Жить не видя и не слыша ничего,
Даже если будет сердце из нейлона,
Мы научим беспокоиться его
Даже если будет сердце из нейлона,
Мы научим беспокоиться его.
10 из 10
И как так вышло, что этот фильм остался практически неизвестным широкой публике? Сейчас, когда я пишу эту рецензию, оценку здесь ему поставили всего двадцать пять человек. Я и сама о нем не слышала раньше, посмотрела по наводке. Да, это, возможно, не «Доживем до понедельника», но это хороший советский фильм про подростков.
Главный герой, сыгранный Яхонтовым — редкое сочетание внешней приятности и внутренней мягкой силы. Совершенно не «идеальный советский пионер», которого можно было бы ожидать в фильме того времени. Он тут даже напивается в своем юном возрасте. Но, думаю, вырастет парень достойным человеком… вообще, не так часто я встречаю персонажей с таким характером — тонко чувствующий, и при этом крутой парень. Ну вот Алистер из Dragon Age разве что на него многим похож.
Его дружок из неблагополучной семьи вышел очень жизненным. Взять хоть эпизод с пением под гитару… и приятно, что их отношения показаны без лишнего пафоса, вроде «друзья-братья-навек».
Во взрослых ролях же такие звезды как Шукшин, Куравлев, Этуш. Все же, как этот фильм прошел мимо массового зрителя? Очень обидно. С другой стороны… понять можно. Фильм — просто история из жизни. Никаких приключений. Никакого особенного трагизма — никто не умер, мир не рухнул, дело вполне житейское, хотя неприятное. Людям редко интересны произведения искусства «совсем как в жизни». Жизни нам и так хватает, вон она, вокруг нас.
Но если есть время, то фильм стоит посмотреть. Правда тоже иногда нужна.
Кто как, а я обычно ежедневно смотрю один фильм. Больше не получается, ибо просто нет времени. В итоге за неделю накапливается шесть — семь картин. При этом выбирая чего бы глянуть, стараюсь выбирать так, чтобы хотя бы одна — две ленты были нераспространёнными, редкими, не обжалованными критиками. И знаете, частенько нахожу среди таких вот тихих фильмов если и не шедевры, то, во всяком случае, очень интересные работы. Одной из таких серых мышек оказался этот фильм. Нам предлагается один из первых образцов проблемного кино на тему школы. Это не «Чучело», не нынешний сериал «Школа», да и время не наше. Но на мой субъективный взгляд, при всех шероховатостях, фильм получился очень достойный. Для любителей статистики отмечу, что это был один из первых фильмов, где звучали «Битлз». Тут вообще много того, что впервые. Просто к некоторым вещам мы были ещё не готовы. Да и широкого распространения фильм не получил. В результате оказался погребён где-то в пучинах первой лиги, проявляя себя в первую очередь актёрским составом, хотя Премия на МКФ фильмов для детей в Венеции в 1969 году о чём-то да говорит.
Жаль дамы и господа, жаль. Фильм-то получился. Естественно, если разыскивать ляпы и нестыковки — то найдётся чего-то и что-то, а вот я не буду их выискивать и попробую описать фильм в целом.
Начну с того, что это редкий фильм, где в некотором роде нет отрицательных героев. Есть те, кого к ним можно причислить исходя из принципа, что должны же быть враги. Да, есть пара проблемных пацанов, но как-то на злодеев они не тянут, да ещё и издержки возраста дают о себе знать. Есть фарцовщик, есть, в конце концов, мифическая мама (самое, пожалуй, слабое звено), но не тянет это на антиподов и альтерэгов… хотя папенька друга, пожалуй, при всей своей мимолётности окажется хотя и очень картонным но всё же злодеем.
С другой стороны нет здесь и положительных героев. Есть персонажи, которые к ним приближаются, но многочисленные тараканы делают их обычными школьниками, отцами семейств, участковыми и так далее. И знаете. Это очень правильно. Ведь нам предлагают не какую-то единичную, ни на что не похожую историю. Она (история) как раз очень даже обыкновенная. И случиться могла и тогда и сейчас. Мама увлеклась другим мужчиной, а отец, как может, воспитывает ребёнка при этом врёт ему о командировках, и ещё каких-то сказках.
Третье. Проблема Отцов и Детей в чистом виде. И не на каком-то там философско-метафизическом уровне, а на самом что ни наесть земном. Как оно поставлено. Как сформулировано. Господа критики, почему вы ломаете копья над «Чучелом» или «Ключом без права передачи» — не ломаете их здесь?
Четвёртое. Актёры всех планов. Были пара тройка фигур, которые мне показались конъюнктурными опять же мамаша (особенно когда читала письмо), участковый, ну плюс ещё какие-то эпизодические типЫ, но вот то, как отыграли школьники. Тот самый вау-эффект. Особенно какие-то мелкие, но такие чёткие находки. Скажем поправление причёски у девушки. Ребята выдали потрясающую игру. Взрослые им не мешали, и где нужно добавляли оттенков, особенно понравился Шукшин. Редкая роль для него. Редкий типаж, но как прожито.
Пятое. Концовка. Не устаю повторять, что подавляющее большинство кинолент гибнет под прессом банальных концовок, либо концовок бегущих за оригинальностью. Здесь всё просто и по делу, как переход на следующую красную строку в пишущей машинки. Строка закончилась. Вввжик.
Шестое. И не темп, и не ритм, и не динамика, вот сложно подобрать слово. Движение. Качество движения. Фильм немного походит на пьесу, так как действие сосредоточено в трёх-четырёх местах, но, сколько разнообразия в этих рамках нам предлагается.
Семь. Школа. На мой взгляд, редко нам дают просто школу. Не сборище отморозков, и не пансион благородных девиц, а просто школу. Самую что ни на есть обычную. Обычные двоечники, обычные хорошисты. Обычные пацаны, которые прячутся среди дерев для курения, обычные шалости… Можно, конечно, свести к тому, что я и сам работник школы. Но ведь редко показывают школу адекватно. Без пафоса и чернухи.
Восемь. Картинка. Безусловно, нет здесь спецэффектов. Я не знаю, есть ли цветная версия фильма, но фильм получился неожиданно красивым и не побоюсь написать — ярким. Любители монохрома останутся довольны.
Девять. Саундтрек. Мелодии и песни здешние слышу впервые, но подумываю погуглить в поисках утраченного. Чего и другим рекомендую.
Не понравилась по большому счёту только мамаша. Какая-то она получилась ходульная и неестественная. В любом случае на сегодняшний день лично для меня лучший фильм на школьную тему.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Мужской разговор 1969 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Герой фильма, подросток Саша, помимо обычных проблем, с которыми сталкиваются все его сверстники, переживает сложный период жизни - из семьи ушла его мама, а отец скрыл правду от сына.
Мужской разговор / Muzhskoy razgovor 1969, СССР