Обыкновенный фашизм

1965, СССР, военный, документальный, история

«Показывая вам нашу картину, мы, разумеется, не рассчитывали осветить все формы такого явления как фашизм. Это невозможно в пределах одной картины. Да это невозможно хотя бы потому, что многое, очень важное, не оставило никаких следов на пленке. Не было снято. Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что дает нам возможность вместе с вами поразмышлять...»

HD
18+   2ч 10м КиноПоиск  8.4 IMDb  8.1
Фильм Обыкновенный фашизм online на emblix

Галерея

Интересные факты 7

В фильме утверждается, что нацистские руководители, в частности Геббельс, не имели образования, однако были исключения: Геббельс учился в нескольких университетах, где изучал германистику, филологию и историю; Гиммлер учился на агронома в Мюнхенском техническом университете; Геринг с отличием окончил Прусскую военную академию.
Фильм демонстрировался в прокате в виде двух серий.
Закадровый комментарий выполнен самим режиссёром. Вначале Ромм искал для этой цели диктора, но его товарищи, услышав рабочие версии комментария, записанные им самим, посоветовали самостоятельно записать закадровый текст.
В книге М. С. Восленского «Номенклатура» упоминается о том, что в советское время фильм изымался из широкого проката и временно не демонстрировался вообще, а секретарь ЦК КПСС по идеологии М. А. Суслов сказал Ромму: «Михаил Ильич, почему мы вам так не нравимся?», усмотрев в фильме критику советского строя.
Актеры 4
Подборка фильмов с Михаил Ромм online на Emblix
Рассказчик (озвучка)
Подборка фильмов с Марлен Дитрих online на Emblix
Self (archive footage)
Подборка фильмов с Йозеф Геббельс online на Emblix
Self (archive footage)
Подборка фильмов с Адольф Гитлер online на Emblix
Self (archive footage)
Съемочная группа 7

Отзывы к фильму 20

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Нацистские черепушки
18+

Отрицать фашизм и его пагубную составляющую для мира - бессмысленно, преступно, античеловечно. И наш фильм это подтверждает. В нём показано многое, показано с не того ракурса, с которого все привыкли видеть войну и мир.

Очень интересно посмотреть на жизнь СССР 60-х, на жизнь остального мира в разные десятилетия первой половины 20-го столетия. Интересно узнать что-то новое о нацизме, Гитлере и прочих чёрных страницах истории. Правда я отвлекался попутно и на другое... в кинотеатре тоже иногда отвлекаюсь, особенно сходить куда по-маленькому... зато есть повод потом пересмотреть, чтобы увидеть упущенное.

Упустили ли мы что-то в прошлом. Забыли ли мы ужас фашизма или для нас это просто строки истории, упущенной истории.

Фильм полностью правильный, но не совсем. Он многое не упускает из истории Европы, кроме как историю Советов, где есть свои бледные, тёмные пятна... хотя понятно, что с критикой СССР даже в 60-е было туго... до времён гласности ещё 20 лет пройдёт. Поэтому сегодня уже фильм сняли бы немного иначе. Но это не значит, что он не правдив. просто он, хотя и прикрыто, но немного пропагандирует и жизнь в СССР. Хотя мои родные только с теплотой Союз вспоминают... и только после долгих расспросов (после десятилетий расспросов) могут вспомнить что-то отрицательное.

_

Я бы не назвал нацистов совсем уж дураками. Что-то они сумели сделать. Ведь мир их не критиковал в принципе пару десятков лет до войны. С ними дружили, с ними вели торговлю и дипломатию. Они качественно могли притворятся миролюбивыми... они успешно и относительно долго скрывали свои преступления и отлично умели пропагандировать свой строй как внутри страны, так отчасти и для внешнего мира.

Некоторые кадры фильма просто ужасны. Понятно, что мои глаза и мой разум, даже моё сердце уже очерствело и никакие кадры пыток и издевательств меня в принципе уже не цепляют, так как благодаря Голливуду и прочим я уже перевидал самую жуткую жесть... но для многих кадры будут шокирующими, особенно с подходом к показу их автором: они иногда перемежаются с детскими рисунками и мирной жизнью: война и мир, мир и война идут рука об руку. Смерть и жизнь, жизнь танцует танго со смертью.

Нацисты молодцы, что оставили память о себе в довольно качественной для своего времени документалке. Нам надо помнить их в лицо, нам надо знать, как подобная идеология и культура зарождается сатаной и на корню истреблять и выдёргивать её, не давая плодоносить.

Это не документальное кино
Как бы то ни было, но фильм не документальный. Арт-хаус или что-то ещё, не знаю. Это просто авторский текст, который проиллюстрирован кадрами кинохроник.

Минусы:

1) Слишком много внимания уделено Гитлеру.

2) Пренебрежительный тон, используемый автором по отношению к немцам тем сильнее удивляет, чем больше знаешь о наших потерях в этой войне и какой ценой далась победа. Судя по этому произведению, СССР победил каких-то недоразвитых клоунов-садистов, что ему делает мало чести.

3) Хронометраж удивляет не меньше. За два часа времени вы ничего не узнаете о нацистах, кроме того, что это были «тупые и самодовольные» убийцы.

4) Если вы интересуетесь историей — проходите мимо, потому что кроме эмоций и непонятного ехидства («вот Гитлер, вот сейчас он сядет, вот он сел») никаких фактов вы не узнаете.

Плюсы:

Создалось ощущение, что Ромм имел в виду все диктатуры вообще, а не только нацистскую. Потому что все выводы автора можно экстраполировать на любой тоталитарный режим.

Ничего необыкновенного
Изначально я не возлагал какие-то большие надежды на фильм «Обыкновенный фашизм». Документальный фильм из советского союза 60-х годов мог претендовать на определенного рода пропаганду. Казалось бы, какую именно пропаганду можно отсюда вынести, если Нацистская Германия без всяких НО выступает чистым и неприкрытым злом, каких за всю историю можно сосчитать по пальцам? Максимум я ждал хороший документальный фильм, который бы рассказал неизвестные ранее страницы истории Третьего Рейха.

Начнем с того, что меня смутило – так это сравнительное повествование. Тут есть и удачные примеры – все дети разные, но есть черты, которые делают их похожими. Это касалось и советских, и немецких, и польских малышей. В ходе дальнейшего повествования говорится, что гитлеровский режим как раз и пытался напрочь убрать любую индивидуальность в людях, превращая их в послушную толпу. Есть просто немного неудобные, как сравнение некоторых нацистских лидеров с тюленями. Не пойму, чем же авторам фильма не угодили эти милые создания, что они решили сделать сравнения с такими ужасными личностями. А последнее сравнение фильма вообще было просто неуместным – бургомистр Западного Берлина произносит речь о полном искоренении нацизма в Западной Германии, а после этого проходит парад. По мнению авторов фильм, наличие парада свидетельствует об обратном процессе в ФРГ. Потом показывают тренировку американской армии, где солдаты показывают звериный оскал и издают рычащие звуки. Посыл в том, что фашисты пытались из человека сделать зверя, и американцы делают тоже самое.

Собственно говоря, вот это последнее сравнение окончательно показало к чему была подводка фильма – показать, насколько якобы применимы детали и события 30-х и 40-х годов в странах Запада.

После этого бросается ощущение недосказанности в этом фильме. Есть у нас Гитлер и зарождающаяся Национал—социалистическая рабочая партия Германии. А дальше, по мнению авторов фильма, они очень быстро обрели сторонников среди необразованной массы фанатиков, которая пришла к власти только потому, что президент Германии Гинденбург вынужден был под давлением немецких монополий сделать Гитлера канцлером. Тут то и есть недосказанность: Почему это случилось? Какие предпосылки были? Они это сделали только из-за несправедливого Версальского договора или были еще ряд других причин? Даже банальная борьба за парламентские места не была упомянута, а что уж говорить о последствиях Великой депрессии для Германии. Многие заметят, что это займет большой хронометраж. Как бы не так. Обычно процесс прихода к власти нацистов оговаривают меньше чем за 10 минут. Тут уже вопрос для кого какие факты играющие. Если обычно все исследователи говорят, что многие в Германии решили поверить популистам, которыми нацисты и являлись на тот момент, то авторы фильма говорят о роли неких финансовых монополий. Хорошо, это может быть одним из множеств факторов. Но кто тогда все эти товарищи-монополисты? Авторы фильма обошлись одним лишь Альфредом Круппом. Ощущение, что среди немецких промышленников они знают только его. Т.е. даже этот фактор не раскрыт вообще.

Далее, что касается притеснения внутренних врагов нацистов. Все знают, что изначально агрессия нацистов была направлена на идеологических врагов – коммунистов, социал-демократов и других левых. В этом нет никакого секрета, авторы фильма отобразили это. Далее шла агрессия против евреев, которые по мнению нацистов украли все рабочие места, извратили немецкую культуру и пытаются навязать Германии коммунизм. Тут стоит заметить, что в «Обыкновенном фашизме» нет такой поляризации на еврейской теме, которая присуща западным документальным фильмам, за это можно и похвалить. Только вот получается, что уже прямым текстом делается акцент на агрессии против славян. Это имеет место быть, потому что русских, украинцев, беларусов, поляков и других представителей славянского этноса полегло намного больше, чем евреев. Проблема в том, что пострадали все в равной степени. Странная получатся диспропорция – мы сделаем акцент на пострадавших славянах и советском населении в частности, но при этом задвинем тему Холокоста вообще на последний план. Трагедия Второй мировой одинакова для всех и все должны быть упомянуты в равной степени, вне зависимости от этнической принадлежности. Понятное дело, что в СССР особо евреев не жаловали, но это не оправдывает авторов фильма, потому что как раз-таки все народы от Одера до Волги катастрофически пострадали и не нужно задвигать одних в угоду других.

Что хочется сказать в итоге: этот фильм сильно зажат в рамках тогдашней советской идеологии. Они преподносит историю Третьего рейха довольно скудно и поверхностно, не углубляясь в процесс прихода нацистов к власти, т. к. там много процессов, завязанных на парламенте, рыночной экономике и других чуждых для советской номенклатуры вещах. «Обыкновенный фашизм» уже далеко не актуален. Не достаточно просто рассказать исторические факты и показать кинохронику тех лет. Все элементы исторических событий в подобном фильме должны выстроиться в конкретную историю документального фильма. А тут получается, что не все события учтены, не все причинно-следственные связи выстроены, а приведенные исторические параллели вообще не соответствуют какой-то логике и здравому смыслу.

6 из 10

К сожалению, говоря об «Обыкновенном фашизме» (ОФ), приходится сравнивать его с «Вечным жидом» (ВЖ): оба фильма представляют собой классические пропагандистские видеоагитки, похожие друг на друга лицемерием, тенденциозной подачей и дешёвой психологической манипуляцией. И если ВЖ был снят в период больших надежд относительно блистательного нацистского будущего, то ОФ снимался уже по факту крушения оных. В результате, первый выглядит неудачным примером пропаганды, второй – удачным.

Оба фильма с удовольствием пользуются примитивными приёмами перехода на личности в стиле «чего хорошего можно ожидать от человека с таким прыщом на носу?!», или весьма неумными попытками осмеять объекты своих исследований. В особенности последним грешит ОФ. Взять хотя бы особо обращённое в фильме внимание на то, как и где Гитлер складывал свои руки по привычке. Будто это является чем-то знаковым в вопросе изучения фашизма.

Простой пример лицемерия в ОФ: «Мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным». Но что же поразительного в том, что пожилой человек на мгновение заблудился в окружающей его толпе?.. Или что поразительного в том, как он же привычно подал кому-то чаевые?.. Что поразительного в том, что некая влиятельная особа имеет «вот такое» лицо?.. Это последнее – просто возмутительное лицемерие! Вот, Гитлер тренируется перед зеркалом правильной жестикуляции для публичных выступлений, – так чего же в этом особенного, «поразительного»? Он просто обязан был этим заниматься, чтобы правильно подать себя и донести до людей нужные ему идеи. Давайте уж тогда начнём смеяться над театральным искусством и актёрским мастерством. И немало других подобных примеров «натягивания совы на глобус».

А уж пассажи в стиле «неудавшийся художник» и «ефрейтор» вполне подстать «недоучившемуся семинаристу» и «сухорукому», – не находите? Это же просто омерзительно своей мелочностью, когда, рассуждая о мировом масштабе личности, позволяют себе добавлять характеристики подобного рода! Чего уж замалчивать, надо было добавить и такое: в детстве писался по ночам, – и всё сразу ясно, с кем имел дело «весь мир голодных и рабов»! Да, в Первую мировую войну Гитлер не был лихим кавалерийским генералом, а был простым ефрейтором. Зато он с оружием в руках, как мужчина и патриот, защищал своё любимое отечество, и это всяко достойно похвалы. Но ведь фильм снят не для того, чтобы хвалить «такое чудовище»...

Прошу меня понять: я просто против мелочности и психологических манипуляций. Фашистские звери натворили достаточно плохого, чтобы говорить об этом безо всяких «полировок» и «вишенок на торте».

Легко посмеиваться над Гитлером и его приспешниками в условиях послезнания: ах, какие они придурошные, – жгут книги; ах, какой он забавный, – позирует перед зеркалом!.. А каково было его современникам-немцам, кое-как выживавших в жесточайших условиях существования в послевоенной стране?.. Победителей не судят и, наоборот, судят – победители, историю пишут – они же, как бы банально это ни звучало. Победи (не дай Бог!) нацизм, сейчас бы всемирная история играла совсем другими красками, и тот же фильм ВЖ считался бы образцом удачной пропаганды.

...Ещё вчера любители истории рукоплескали профессору Соколову и не замечали в нём «ничего такого особенного», но вот, сегодня случилось то, что случилось, и тут же – в условиях послезнания – появились на свет тонны «аутсайдерской» информации, которая, кирпичик к кирпичику, уже слагает в умах обывателей зловещий образец «типичного маньяка» из среды учёных. Повторяю, где же вы все были вчера?!. Это я к тому, что во времена Гитлера никто не мог доподлинно гарантировать, чем впоследствии обернутся его способности к потрясающим публичным выступлениям... НИКТО НЕ МОГ!

Ещё пример лицемерия ОФ. Автор посмеивается над словами Гитлера, когда он говорит, что он и партия – являются частью друг друга. «Я – и есть партия», – сказал Гитлер в одной из своих речей, и это автор выставляет на смех. Но разве это не очевидное заимствование из стихотворения Маяковского «Владимир Ильич Ленин»:

Партия и Ленин –
близнецы-братья –
кто более
матери-истории ценен?
мы говорим Ленин,
подразумеваем –
партия,
мы говорим
партия,
подразумеваем –
Ленин.

Суперпопулярный в то время Маяковский вполне мог являться вдохновителем этой мысли в речи Гитлера, я этого не исключаю. Но если это и не так, то мысль в сущности – одна и та же, но у Гитлера она – «смешная», у Маяковского – конечно же, нет.

Ещё пример мелочного лицемерия. В толпе на митинге в Италии поднимают портрет Дуче, и закадровый голос в насмешку объявляет это «очень забавным». Но тот факт, что на всех праздничных шествиях в СССР носили огромные портреты вождей, – это, конечно, не забавно...

Картина высмеивает обилие портретов и скульптур Гитлера в 3 Рейхе. Но при этом умалчивает о привычном всем гражданам СССР обилии портретов и памятников Ленину и другим вождям коммунизма: изображений Ленина не было только в сортирах, во всех остальных местах они были.

Картина излишне зациклена на персоне Гитлера, а сущность фашизма не раскрывает вовсе, больше сосредотачиваясь на его последствиях. Кроме того, о той колоссальной разнице в формах проявления фашизма на территории Европы и СССР картина также не упоминает, а ведь это очень важная деталь в истории фашизма. В результате повествование страдает однобокостью и недосказанностью.

Пусть никому не кажется, что я нарочито критикую фильм. Я лишь пытаюсь выразить своё мнение о художественной, нравственной и пропагандистской ценности, ради которых он и снимался. Несмотря на все художественные и пропагандистские изыски, этот фильм о сущности фашизма поразительно плохо справился с задачей подробного освещения причин и условий, которые его породили, его внутренней движущей силе, и почему после окончания 2МВ фашизм не исчез насовсем. Правда, о последнем кое-что сказано, но недостаточно, больше в виде констатации факта. Ничего не сказано и о том, как наши «союзники» собственными руками «создали» Гитлера и поддерживали его; лишь косвенно было упомянуто о капиталистических выгодах войны.

Вывод. Вне всякого сомнения, фильмы подобные «Обыкновенному фашизму» снимать было абсолютно необходимо. Смотрю уже не в первый раз, и каждый раз – хорошее напоминание. Такие фильмы – прекрасный пример кропотливой работы над формированием правильных представлений о мире, политике, войне и человеке. Да, сделанные не без недостатков, но спасибо и за это.

К сожалению, страдая множеством замеченных мной минусов, картина также отчасти может быть названа и антисоветской, ибо взрослый гражданин СССР не мог не замечать в ней выпуклых аналогий с окружающей его повседневной действительностью.

В содержательном плане фильм слабый, т. к. хронически страдает мелочным лицемерием и отсутствием логических взаимосвязей в причинах и следствиях. Однако, он был и остаётся хорошим познавательным видеоматериалом по теме исследования фашизма (нацизма) как исторического явления.

6 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Обыкновенный фашизм 1965 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

«Показывая вам нашу картину, мы, разумеется, не рассчитывали осветить все формы такого явления как фашизм. Это невозможно в пределах одной картины. Да это невозможно хотя бы потому, что многое, очень важное, не оставило никаких следов на пленке. Не было снято. Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что дает нам возможность вместе с вами поразмышлять...»

Обыкновенный фашизм / Обыкновенный фашизм 1965, СССР, военный, документальный, история