Папиросница от Моссельпрома

1924, СССР, комедия, мелодрама

Москва 1920-х годов. Мелкий чиновник влюблен в очаровательную продавщицу папирос, а она мечтает о красивой и богатой жизни.

HD
  1ч 18м КиноПоиск  7.1 IMDb  6.6
Фильм Папиросница от Моссельпрома online на emblix

Интересные факты 1

Фильм был восстановлен и озвучен в 1967 году.
Актеры 8
Съемочная группа 5
Рекомендуем 13
Фильм Полицейский из Беверли-Хиллз 2 online на emblix
1987, США, комедия, боевик, триллер, криминал
Фильм Суперполицейские из Майами online на emblix
1985, Италия, боевик, комедия, криминал
Фильм Порки 2: Следующий день online на emblix
1983, США, комедия
Фильм Бетховен 5 online на emblix
2003, США, комедия, приключения, семейный
Фильм Скуби-Ду! И легенда о вампире online на emblix
2003, США, детектив, комедия, мультфильм, семейный
Сериал Шоу пошло не так онлайн на Эмбликс
2019, Великобритания, комедия
Фильм Маленькое красное платье online на emblix
2018, Великобритания, ужасы, комедия
Фильм Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы online на emblix
2023, США, мультфильм, фэнтези, боевик, мелодрама, комедия, приключения, детский
Фильм Лепрекон возвращается online на emblix
2018, США, комедия, ужасы, фэнтези
Фильм Монстры на каникулах: Трансформания online на emblix
2022, США, мультфильм, ужасы, фэнтези, комедия, приключения, семейный
Фильм Моя пиратская свадьба online на emblix
2022, США, боевик, мелодрама, комедия
Фильм Пещера online на emblix
2020, Бразилия, ужасы
Фильм Потрошитель: нерассказанная история online на emblix
2021, Великобритания, ужасы

Отзывы к фильму 3

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Купите папиросы
«Папиросница от Моссельпрома» - яркая комедия нравов. В сценарии Федор Оцеп и Алексей Файко высмеивали характеры (впрочем, скорее посмеивались над ними) как столичной кинематографической богемы, так и, например, более скромной братии – работников «Пыльтреста». По сюжету юная Зина Весенина мечтает о красивой жизни, но торгует папиросами с лотка. В девушку влюбляются Никодим Митюшин (помощник бухгалтера в упомянутом «Пыльтресте», владеющий английским языком и тонкими манерами), кинооператор Латугин и неуклюжий американский бизнесмен Мак-Брайдт (чрезмерно полный, навьюченный багажом – все-таки капиталист).

Торговавшие в 1920-е годы на улицах Москвы папиросами, конфетами и даже бутербродами девушки (моссельпромщицы) стали приметой своего времени. Это уже не просто уличные торговцы, но новая фигура советских двадцатых, легко узнаваемая по единой униформе (лоточницы носили фирменные кепки с длинными козырьками и повязки на руках, что делало их похожими, по воспоминаниям Михаила Булгакова, на мальчиков-портье из заграничных кинокартин). На киногеничность моссельпромщиц обратил внимание не только знаменитый советский писатель, но и герои комедии Юрия Желябужского – режиссер с благозвучной фамилией Барсов-Арагонский и оператор Латугин. Так красавица Зина Весенина попадает в киноателье.

В 1920-е годы молодое советское государство обращалось к гражданам посредством кинематографа, призывая голосовать, вступать в профсоюз («Дом на Трубной») или покупать облигации («Закройщик из Торжка», «Девушка с коробкой»). Романтическая комедия Желябужского далека от идеологии, но завуалированные послания содержатся и в ней (собственно, доходчивая, как и «Храните деньги в сберегательной кассе!», рекомендация приобретать товары Моссельпрома). Кроме того, режиссер иронизирует над охватившей Страну Советов киноманией (впоследствии с подобной интонацией посмеется над любовью советских граждан к западному кинематографу Сергей Комаров в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд»).

В одной из первых сцен фильма мы видим обзор Москвы с высоты птичьего полета. По ходу сюжета в кадр попадают ключевые места столицы: храм Христа Спасителя, храм Василия Блаженного и Кремль, Триумфальные (будут демонтированы в 1936 году) и Воскресенские ворота, Брянский (с 1934 года – Киевский) вокзал, здание Большого театра. Для режиссера и оператора представлялось важным зафиксировать на пленке облик города – Москва в кадре манит оживленными улицами, завлекает живописными окрестностями. Не забыл Желябужский и о Москве-реке: в нее летит манекен, ошибочно принятый героем Игоря Ильинского за свою возлюбленную (не знал помощник бухгалтера о существовании кинотрюков).

«Папиросница от Моссельпрома» - один из многих примеров того, как отечественный кинематограф транслировал идею равенства мужчин и женщин. В советских фильмах 1920-1930-х годов женщины играли ключевую роль, служили образцовым примером и идеологическим рупором. Так, в «Доме на Трубной» простая деревенская девушка Прасковья Питунова избирается депутатом Моссовета, лоточница Катя в фильме «Катька – бумажный ранет» содержит ребенка и бездомного «тилигента» Вадьку, драма «Сорок первый» посвящена девушке-снайперу Марютке. Идеи марксистского феминизма нашли отражение в «Третьей Мещанской» Абрама Роома (впрочем, впоследствии Роом уже несколько иронизировал над представлениями о новой женщине в своем «Строгом юноше»). Папироснице Зине все удается легко, а ее успех в значительной степени случаен, что не мешает героине играть активную роль в своей собственной судьбе.

В итоге, «Папиросница от Моссельпрома» - легкая и изящная комедия, позволяющая себе по-доброму упрекнуть своих героев, рисующая притягательный образ города, сохраняющая веру в счастливый случай и искреннюю любовь. В советской Москве 1920-х годов еще есть место средневековому рыцарству и тонким манерам, даже если режиссеру и приходится над ними подтрунивать.

Мещанство всегда мещанство
Интересный отблеск общества середины 20-х годов 20-го же столетия доносит нам эта картина. Чем отличается например от общества до ВОСР? Да почти ничем - форма на стражах порядка не та, да автомобилей на дорогах больше. Ещё больше стало собственно мещан - городских жителей живущих исключительно целью занять место 'потеплее', да поуютнее: как радуется герой Ильинского должности переводчика при 'богатом' иностранце! Почему мещане расплодились? Это результаты революции, когда в дома бежавших буржуа и дворян стали заселяться семьи рабочих из подвалов, бараков и 'общежитий', а также крестьянство, привлечённое в город возможностью жить, не работая - а устраиваясь - ведь даже кулаки занимаясь ростовщичеством и используя труд бедных соселян - всё равно с детства был приучен к 'земле' и крестьянскому труду, ну а в город 'на вольные хлеба' - подавались наиболее ленивые и 'продвинутые' (оговорюсь, что имею в виду именно тех крестьян, кто более-менее сознательно ехал в город, в надежде пристроиться получше, не выбирая труд на фабриках/заводах как альтернативу работе на земле). А так-как селились куда более стеснённо, чем жили 'господа' - то и количество мещан резко возросло: ведь имея 'точку отсчёта' - своё жильё в городе - можно 'благоустраивать' и остальные элементы собственной жизни; очень напомнило поздний СССР, где наличное жильё, вероятно тоже дало дикий скачок мещанству и послужило одной из причин пересмотра в явочном порядке ценностей общества и его целей, и развала страны.

Ни один из персонажей картины не несёт идеологической нагрузки, наоборот все заняты своими делишками: героиня желает стать актрисой - без образования, без труда научения - просто 'счастливый случай' подвернулся. Герой 'любовник' - с тонким лицом - естественно одержим 'творчеством' или просто 'заработком'. Комичный герой просто хочет 'хорошо' жить ни чего не делая - в итоге попадая под управление энергичной женщиной - соседки по дому. В отображении этого года мы не видим откуда далее взялся огромный запал энтузиазма и желания СДЕЛАТЬ свою жизнь лучше, не просто свою, а всей СТРАНОЙ сделать жизнь лучше - отсюда и совершенно другая направленность дальнейшего киноискусства - побуждать в человеке гордые, сильные черты - а не 'обсасывать' горести 'личностей' и разводить слезу на 'доли' творцов. И да вспомним что произошло из, в том числе, киноискусства 30-50 гг.: победа в ВОВ, огромная производственная база и как венец - 12 апреля 1961 года!

Ещё один момент: если на низовом уровне присутствует подобное мещанское стяжательство - то, что происходит на уровнях ответственности и управления, начиная с мельчайшего типа начальника отдела - как пример вспомним 'художества' Корейко (Золотой телёнок) использовавшего эти течения у ответственных лиц, для собственного и их обогащения. Куда ведут эти 'течения' - к собственному понятию о 'лучшей' жизни методом хищений и взяток, приписок и обменов - всё как и сейчас, в насквозь де-героизованном и не свободном времени, где гордость и свобода меняются на ден. знаки и 'тёплые места' (во всём широчайшем, нынешнем понимании), что как видим мало нас отличает от ситуаций почти 100 летней давности - не зря и 'пониматели' искусства нынешнего славно принимают это произведение противопоставляя его дальнейшему развитию Советского кинематографа. Как и сейчас все мало-мальски ответственно-руководящие лица достойны путёвок на север, для рытья берлог белым медведям - сохраняя силы последним для успешного занятия воспроизводством - что как пример, было осуществлено во второй половине 30х годов ХХ века.

Герои фильма 'стандартны' для отечественного немого кино: романтический герой и героиня с тонкими чертами лиц, огромными 'горящими' глазами и носами с горбинкой(!).

Комичный персонаж - шут антерпризник, 'буржуй' - толстый, мордатый актёр.

Весь фильм смотрелся гораздо бодрее и даже интереснее при увеличении скорости просмотра в два раза - темп жизни возрос! - тут уморительно-смешное 'хлопанье' лицом Ильинского, резко - порывистые 'головные' повороты гг не несут той 'драматической' нагрузки как задумывалось изначально, а выглядят как 'гэг'.

7 из 10

Сатирическая комедия
Советское немое кино 1920-х лет известно работами таких мастеров, как Дзига Вертов, Яков Протазанов, Сергей Ейзенштейн, Лев Кулешов. Автор же фильма «Папиросница от Моссельпрома» Юрий Желябужский является представителем, так называемой «классики второго ряда». А зря. Фильм, созданный Желябужским интересен своей социальной сатирой, изображением кинематографической 'кухни', легкой и забавной историей любви.

Фильм показывает НЭП таким, каким он был. Улицы, наполненные торговцами, спешка, суматоха, богатые и безработные. Папиросница Зина, которая стала звездой кино. Никодим Митюшин, помощник бухгалтера, который пишет сценарий о своей любимой. НЭП – это период контрастов, и этим он отличается от советского однообразия второй половины ХХ ст.

НЭП – период, когда было разрешено предпринимательство, и нас не должна удивлять табличка «Цените время делового человека» в конторе, где работает Митюшин. Не должна нас также удивлять и ситуация, когда американский коммерсант покупает в модном ателье своей советской любовнице платье в стиле 'Чарльстон' с заниженной талией, обработанную вышивкой и аппликацией. Разрешено, если и не все, то достаточно для того, чтобы «советский» человек был довольным.

Из актерского состава, стоит прежде всего отметить Николая Церетелли, Игоря Ильинского и Юлию Солнцеву. Все они стали известными после первого советского фантастического фильма «Аэлита», какой стал классикой жанра.

Героиня Юлии Солнцевой, в будущем жена Александра Довженко, поражает своей красотой. Не удивительно, что в нее влюбленны три мужчины. Сама же Зина Весенина увлекается то оператором Латугиним, или правильнее сказать, его доступом к миру кино, то американцем Макбрайдом, или правильнее сказать, его деньгами, или же самопожертвованием Мишутина. Зину нельзя однозначно назвать позитивным персонажем. Как в принципе каждого героя данного фильма. Не удивительно, что она, простая папиросница, искушается деньгами и славой. В то же время видим ее доброту, проявленную через заботу за больным Мишутиним. В конце концов Зина выходит замуж за Латугина и становится актрисой.

Интересная фигура – режиссер Барсов-Арагонский. Он ужасно увлечен свое работой, нервничает, когда что-то идет не так (реплики:«Идиот!; Пошли к черту!; Крутить нужно ручку камеры, а не роман!). Для интересного кадра он даже вынуждает Зину ринуться из моста в реку! К сожалению, это единственная роль в кино оперного режиссера Леонида Баратова, который известен своими постановками в «Большом Театре»

Оператор Латугин, блестяще сыгранный Николаем Церетелли, увидев Зину на съемках рекламного ролика, сразу увлекся ее красотой. Не удивительно, что в его короткометражке «Быт новой Москвы» именно Зина, а не Москва, а тем более её быт, играет центральную роль. На критику же Барсова-Арагонского он остроумно и искренне отвечает: «Это авторский прием оживления пейзажа!». Изысканный утонченный, импозантный, красавец Латугин противостоит неловкому, смешному, полному Мишутину.

Игорь Ильинский, известный ролями Серафима Ивановича Огурцова, и. о. директора Дома культуры в фильме «Карнавальная Ночь» и Кутузова в «Гусарской балладе», появляется в фильме в роли маленького человека, мелкого клерка, который каждый день идет покупать папиросы, хотя и не курит, чтобы полюбоваться волшебной Зинкой. Даже его имя – Никодим Мишутин вызывает у нас улыбку. Его поступки, его поведение – все это характеризует его как «простого винтика большой системы под названием Советский Союз». Такой кинообраз более характерный для сталинских времен и в этом можно увидеть пророчество Юрия Желябужского.

В общем, фильм, как комедия, вызывает только позитивные эмоции. Сатирическое изображение Нэпа и советских обывателей 1920-х делает этот фильм, если и не шедевром, то важной и значимой памяткой советского кинематографа.

«Колесо жизни продолжало вертеться» и на смену Нэпа приходит Коллективизация и Индустриализация. Изменяется и советский кинематограф...

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Папиросница от Моссельпрома 1924 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Москва 1920-х годов. Мелкий чиновник влюблен в очаровательную продавщицу папирос, а она мечтает о красивой и богатой жизни.

Папиросница от Моссельпрома / Папиросница от Моссельпрома 1924, СССР, комедия, мелодрама