Галерея
Интересные факты 2
Актеры 13
Съемочная группа 2
Отзывы к
фильму
20
Сергею исполняется 40 лет — вроде он и любим, есть семья, есть полёты, но… куда ж деться от кризиса среднего возраста.
По большому счету Роман Балаян повторяет диспозиции крупных фигур итальянского неореализма, ну или, если угодно, новой Одиссеи. Его герой Сергей мечется без видимой цели между кучей объектов, но его всё время уносит в сторону или никуда не прибивает.
Три женщины: с одной связано все, кроме долга, с другой не связано ничего, кроме долга, с третьей связан автомобиль по доверенности и… дружба? С её стороны любовь… Отобранная у друга (и начальника)… Работа, с которой вообще ничего не связывает. Мать, к которой едет-едет и никак не доедет… И ткнуться некуда и убежать неоткуда.
Наверное, это было бы не так страшно, потому как кризис среднего возраста — не специфически советское явление. Другое дело, что ситуация вокруг героя специфически советская и снят фильм в 1982 году. Самый что ни на есть застой, а сам инженер получается из поколения шестидесятников, которое так и не смогло, а, может, не захотело. В любом случае оно себя исчерпало, особенно на фоне молодых и не знающих авторитетов (Олег Меньшиков), в коих угадывается сила, цинизм, отсутствие морального беспокойства откуда-то из будущего. Но выросли они из изъевшего себя и лишившегося (отчужденного от) всего поколения… Увы, Мережко, Балаян и Янковский копнули уж больно убедительно… и сурово. Пусть и хочется герою посочувствовать.
Вот «Осенний марафон» можно смотреть тысячу раз и каждый раз открываешь для себя что-то новое. А здесь плоско. И героя главного не жалко. Хотя он тоже пытается с юмором относится к жизни, но его юмор — унижающий, он высмеивает других, хочет сделать их маленькими. Да и вообще как-то не смешно выходит, если честно.
Честно говоря, все герои какие-то жалкие. И в истории развязки не наступает. В «Осеннем марафоне» тоже начинается второй круг забега, но герой пытается быть хорошим со всеми, а в «Полетах» он даже не пытается. Ему нравится жалить и жалеть себя. И да, он не произносит этой запоминающейся фразы про водку и портвейн, после которой происходит своего рода развязка, спад напряжения что ли, когда вдруг становится понятно, что он нашел в себе внутренние силы не сидеть и не страдать, а просто принять все и поюморить по поводу случившегося и своей жизни вообще.
Честно говоря, «Полеты» — неплохое кино, но оставляет неприятный привкус и смотреть ещё раз не хочется, особенно все эти грязные улицы в фильме, которыми ты уже и в повседневности сыт …
Янковский играет очень хорошо, не уступает Басилашвили. Но сюжет подкачал.
Может ли человек повзрослеть по собственному желанию? Стать не мальчиком, но мужем со следующего понедельника? Какие события должны произойти? Где рубикон? Как вызревают в сознании ответственность, умение крепко стоять на ногах, целеустремленность и крепкая, слепая уверенность в себе?
Все мы родом из детства, и возможно обстоятельства нашей жизни в ранние годы сформировали те жизненные установки, программы, паттерны, которые мешают осознать кто же мы есть на самом деле? Быть может безграничная фантазия день за днем, ночь за ночью выстраивала образ несуществующего «Я», так сильно отличающегося от того, с кем нам приходится иметь дело? И этот конфликт, как ненасытный монстр пожирает все эмоции, чувства и жизненные силы, заставляет совершать безумные поступки в надежде избавиться от боли этого пожара, этой вечной неудовлетворенности.
Клоун, лжец, балбес и подонок- так общество относится к нашему герою. Сергей Макаров в исполнении блистательного Олега Янковского это сорокалетний ребенок во взрослом теле, мучительно ищущий точку опоры, истинный центр своего внутреннего мира там, где этих вещей отродясь не бывало- в других людях.
У него есть нелюбимая и давно опостылевшая жена. Молодая любовница, которую долго не удержать. Маленькая дочь, не вдохновляющая Сергея ни на что. Есть настоящая, но к сожалению односторонняя любовь, преданная и безотказная. И есть мать, у которой он единожды попытался найти убежище, но безжалостная жизнь подхватила героя бурным потоком и швырнула обратно в беличье колесо.
Пожалуй, «мучительно ищущий» это не про него. Ничего он не ищет, ни к чему не стремится и ничего, кроме неудовлетворения не испытывает. Он сухой лист на ветру, снежинка в метели, бесцельная и бесполезная единица мироздания.
Ему бы понять, что центр циклона в нем самом, не сухой он лист, а сам ветер! Не снежинка, а сама метель!
И поза эмбриона ему в этом поможет…
Один известный филолог сказал о книгах Вирджинии Вульф: «Ее книги не о чем. Они сами по себе нечто». Именно эта фраза, как мне кажется, наилучшим образом характеризует фильм Р. Балаяна. «Он не о чем. Он сам по себе нечто».
Дело в том, что в фильме нет определенного сюжета, и на банальнейший вопрос: «А о чем, собственно говоря, фильм?» — ответить точно нельзя. Ну, жизнь мужчины. Ну, он готовиться справить день рождение. И, по большому счету, больше сказать нечего. Не из-за страха проспойлерить, а просто потому, что в фильме нет каких-то крупных сюжетных поворотов. В самом начале мы уже знаем, что наш герой женат, имеет любовницу, и славу заядлого лгуна. К концу фильма знаний о данном персонаже не прибавится. Тем не менее, отсутствие четкой финальной цели героя (вроде получение денег, поиск любви всей жизни или нечто подобного; в поисках чего, так часто оказываются персонажи популярных фильмов) не делает картинку хуже. Наоборот, во время просмотра, хорошо понимаешь то, что хотел передать автор — атмосферу безысходности. Атмосферу какой-то неправильности, замкнутого круга или же потерянности. Герой кажется разочарованным своей жизнью. Несмотря на и так плохую картину жизни всё начинает рушится, но Сергей (главный герой) не пытается ничего спасти, а только плывет по течению. Сергей вечно с кем-то ссорится, откуда-то падает и теряет своих любимых. Сложно назвать главного героя положительным персонажем, зрителю скорее жалеет его. Важным моментом истории является псевдо-обморок героя. Он притворяется больным, в надежде, что его любовница вернется к нему. В финальной сцене, где он притворяется утонувшим, его друзья все также пытаются спасти его, вытащить из воды, но как только они осознают, что он обманывает их, они тут же отворачиваются, оставляя его одного. И так происходит каждый раз, Сергею протягивают руку помощи, а он оказывается лишь только притворщиком, которой и не тонул. Герой «и сам обманываться рад», запутываясь в обстоятельствах которые сам создал. Он хочет найти какой-то выход, расслабиться. Но погрязает в это болото только глубже и глубже. Мои ожидания были несколько обмануты. Режиссер не дает нам никакого ответа на вопрос: как выбраться из подобной ситуации? Он лишь его задает.
P.S. Отдельную похвалу стоит высказать оператору и постановщику, создавшим такие замечательные кинокадры.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Полеты во сне и наяву 1982 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Накануне своего сорокалетия герой фильма пытается подвести итоги прожитых лет. Увы: он подводит их, а они подводят его. Ничто не приносит ему удовлетворения и счастья: ни любящая жена, ни юная любовница, ни друзья, ни работа...
Полеты во сне и наяву / Polyoty vo sne i nayavu 1982, СССР, драма