Галерея
Актеры 15
Съемочная группа 10
Рекомендуем 2
Похожие 4
Отзывы к
фильму
5
Режиссером и сценаристом картины выступил Корнелиу Порумбою, локомотив румынской новой волны и талантливый мыслитель, филолог по образованию. В главной роли полицейского Кристи (немного печального и вдумчивого молодого человека) снялся Драгуш Букур, а ключевого героя, шефа полиции, сыграл Влад Иванов, символ румынского кино с международным признанием. Фильм с треском провалился в прокате, найти в интернете можно, только занявшись честным и неприкрытым пиратством, да и сама картина местами напоминает перемещенную в Бухарест и удлиненную сцену из третьих «Пиратов Карибского моря», в которой Джек Воробей (простите, капитан Джек Воробей) общается сам с собой, наблюдает за каракатицами и никак не может понять, как же славная разбойничья доля занесла его на край мира. История «Полицейского, имени прилагательного» тоже концентрируется на странной, пограничной реальности: она пугает своей обыденностью, но в конце оказывается парадоксально метафизической.
Фильм начинается со сцены слежки Кристи за школьниками. Зачем? Они употребляют запрещенные вещества. Почему? Этого полицейский и сам не знает. Он хороший служитель закона и что более важно — хороший парень, поэтому зачем следить за странноватыми и безобидными подростками ему непонятно. Вся картина будет состоять из перемежающихся сцен жизни Кристи и его наблюдением за чужой жизнью. Он пытается объяснить коллегам, что эти, в общем-то, дети не так уж и виновны, а если даже и преступили закон, то не заслуживают 7 лет в тюрьме. Все же пытаются переубедить его, говоря, что посадят их не более чем на 3,5, только вот кому от этого легче? Кристи не хочет ломать жизнь этим подросткам, и его моральные муки, тихие и молчаливые (он почти не говорит об этом, лишь всеми силами пытается найти доказательства вины настоящих торговцев веществами, а не их клиентов) становятся основной темой картины. Все потому, что протагонист уверен: закон скоро изменится и часть веществ легализуют. Никто не может его переубедить, а зритель этого сделать и не захочет: Кристи — единственный прогрессивный человек в картине. Это выражается и в операторской работе: планы преимущественно статичны (это долгие кадры полупустых улиц, безразличное наблюдение за персонажами, которые попадают в кадр и также, не меняясь в лице, выходят из него), герой же, при появлении которого камера начинает двигаться — как раз Кристи, он живой, а это уже редкость. О таком страшном в своей остановке времени и снял картину Порумбою, реализм того, что он снимает, оборачивается самой подлинной магией, как в заколдованном царстве спящей красавицы. Фильм рассказывает о «Бесплодной земле», как в старом мифе об Артуре: когда король получает рану, жизнь в его владениях останавливается, и ничто не может предотвратить упадок, и эта легенда поразительно актуальна. Ее использовал в своей поэме «Бесплодная земля» Т. С. Элиот, рисуя так жизнь после первой мировой, к этому же материалу обращается Порумбою. Только если у Элиота надежда остается, румынский кинематографист иллюзий не питает, это показывает финальная сцена фильма.
Ключевые эпизоды фильма сконцентрированы в последних 30 минутах:
это диалог Кристи с женой и его спор с начальником. Обе этих сцены посвящены попыткам разобраться в словах. Супруга рассказывает мужу об изменившихся правилах румынского языка, по которым слово «никакие» пишется слитно. Простодушный полицейский интересуется орфографией и относительно других существительных, местоимений и частиц, искренне не понимая смысла изменений, которые ввела Румынская академия. Они обсуждают и какую-то забавную песню, пытаясь уяснить, как образы становятся символами. Жена описывает любопытное толкование, сводя слова песни к метафорам стихий, но как происходит превращение вещи в понятие, а понятия — в аллегорию? Об этом было написано немало книг, например Ролан Барт описывал такие метаморфозы, как паразитизм — добавочный смысл (миф в его терминологии) замещает изначальное значение понятия, и слова значат совсем не то, что изначально. В песне это прекрасно, но Порумбою спрашивает: а так ли это хорошо в случае с реальностью? Ведь словесное пространство вытесняет эмпиричность. Мы опосредуем окружающий мир, свои чувства и уже не можем отличить ощущение от его выражения. А Кристи может, и в этом его главная трагедия, поэтому при всей ироничности сцены его спора с начальником, она печальна. Кристи говорит, что не может обречь подростков на годы в тюрьме, ему не позволяет совесть. Шеф полиции же просит дать определение совести и сверяет его со словарем. Они смотрят значения разных понятий, и не находят термина «Моральный закон». Румынская академия не Иммануил Кант, да и это словосочетание всем ясно, но начальник делает поразительный вывод: такой закон — бессмыслица, его нет. Но ведь живое доказательство его существования сидит в том же кабинете. Весь фильм оказывается проявлением морального императива в Кристи. Этот закон существует лишь в подлинной, живой реальности, а не на страницах словарей. Потому что мораль — не имя существительное, а нечто гораздо большее. Кант писал, что его поражают моральный закон в нем и звездное небо над ним, неспроста проводя параллель между этими явлениями — они оба являются нам не опосредовано, оба выражают некую суть бытия, и шеф полиции в своей диалектике никогда не поймет этого, ведь реальность словарей заменила для него настоящую жизнь.
Эта мысль иллюстрируется просто. Например, что для вас гениальное? Неужели за ответом вы полезете в словарь, мне кажется, нет. Я назвал бы гениальной актерскую игру дамы Мэгги Смит (в фильмах от Гарри Поттера до Госфорд-парка) и пьесы Шекспира; кто-то назвал бы теории Хокинга или Эйнштейна, а другие сказали бы об изобретении колеса и песнях Nirvana, и все мы будем правы, конечно, по-своему. Будет ли сухое определение в словаре содержать всю эту смысловую палитру, доступную лишь эмпирически? Нет, то, что будет там содержаться, как смысл «Гениального, имени прилагательного» окажется теоретической абстракцией и будет касаться лишь слова, а не явления.
Конечно же слова важны, дискурс даже определяет нашу социальную жизнь, тем не менее отказ от замещения реальности ее знаками читается во многих философиях и религиях. Мы интуитивно чувствуем, что истина не в словах. Об этом и снял фильм Корнелиу Порумбою, выразив и свое разочарование в родном государстве, где служитель закона — лишь имя прилагательное. Через 10 лет в картине «Свистуны» он вообще заставит героев отказаться от слов, и как ни странно, в этом и будет счастье (кстати, имя существительное).
«Полицейский, имя прилагательное» — фильм антихудожественный до той степени, что его впору вытаскивать из привычных рамок кино и записывать в радикальные жесты. Ни одного крупного плана, образность заменена фактурой уставших улиц, заложенный конфликт смехотворен и мелок, и не смотрите на постер фильма с героем, направляющим дуло пистолета — полицейского Кристи не связать ни с одним каноном, установленным до него; масштаб его деятельности и мыслей не сравнится и с каким-нибудь Серпико.
Всё действие это один затяжной поход от одного диалога к другому: по делу, диалог семейный, просто так. Между ними набивка из не столько утомительных, сколько рутинных слежек за подозреваемым в распространении гашиша подростком, и физиологических подробностей, когда камера просто застывает и терпеливо наблюдает за употреблением пищи главным героем. Агрессивная документальность «Полицейского» тоже действует на уровне тела: его банально не комфортно смотреть. Обостряет ощущение ещё оператор, который порой не в состоянии установить точно кадр. Полной корреляции с состоянием главного героя и его окружения режиссер добился, хоть и добыта она не самым изобретательным подходом.
Музыка из тела ленты изъята, и единственная песня, звучащая за весь фильм, вызывает нескрываемое раздражение. Что, конечно, не случайно. Как и не случайна схематичность персонажей в небольших пределах. Актеры, отыгрывая живых людей, допускают их существование и в чисто символических обозначениях. Тот играет запятую, тот — точку, здесь мы уже можем рассматривать целый набор. Визуальная грамматика позволяет растянуть и целую запятую, немыслимую для неё. Походы Кристи в таком случае у нас безмерно затянутые в своей неопределенности запятые.
Главная тема — следовать букве закона или её духу — тут конгениальна самому языку фильма: исходя из вышеописанного, ясно, насколько фильм косный. Режиссер аппеллирует крайне малым набором художественных приемов, но и делает это потому, что ему важен Дух. Эта улица, этот полицейский участок, эта квартира — сними их, как обычно, и зафиксированное будет отлакировано. «Каннский кинофестиваль», всегда старавшийся ставить во главе угла злободневность и актуальность, конечно, не зря отсыпал фильму две солидные премии, поскольку тот точно вытаскивает состояние морока, в которое впала Румыния.
Многие современные веяния проходят мимо неё — только вглядитесь в ЭЛТ-монитор в рабочем кабинете размером с гроб, — а видимые (только не для главного героя) изменения касаются лишь правил языка. Когда дело доходит до вербального контакта, персонажи просто спотыкаются об обычный трёп. И к двум самым живым сценам фильма — про смысл песни и про семантическое значение слова «совесть» — стоит подходить, думается, с иронией. Всё равно весь главный конфликт решается после игры в «футтеннис» (как легко прорывается условность языка при столкновении двух разных понятий!) — и зримо завершается через зарисовку на доске. И выходит, что фильм «Полицейский, имя прилагательное» с его визуальной заторможенностью, скорее, про недоверие к букве — и торжества над ней более конкретных вещей. Например, вида унылых задворок страны, где он был снят.
Кристи — молодой полицейский, служащий в небольшом румынском городке Васлуй. Как-то раз он застукивает одного паренька, курящего марихуану. Судя по всему, тот поставляет «травку» и своим друзьям. Но он не «дилер» в полном понимании этого слова, а так, где-то ее находит и перепродает. Его арест с одной стороны абсолютно законен, и на нем настаивает начальник Кристи, но с другой — полностью разрушит его жизнь. К тому же, по слухам, в Румынии скоро легализуют марихуану.
Пожалуй, именно Корнелиу Порумбойю — режиссер, который в полной мере воплощает тот фурор, который произвела «новая румынская волна» в европейском кино. Причем, делает это архетипично как с точки зрения смыслов и историко-геополитического контекста, так и по художественному воплощению.
И если Вы ответите для себя, чем является сегодняшняя Румыния для себя самой и для Европы, то многие вопросы к тягучести, монотонности и занудности данного конкретного фильма и многих других отпадут сами собой.
Что же такое Румыния для Европы? Европейская окраина, темный (точнее, серый) угол, далекий от цивилизации, а исторически и вовсе ассоциирующийся не только с диктатором Чаушеску, но и с кровавой историей его свержения. Последнее рельефно продемонстрировал другой румын, уже киноклассик — Мунчжиу в «4 месяцах…». Да и Порумбойю в следующей за «Полицейским» работе «12,08 к востоку от Бухареста» внятно демонстрирует эту же тему… А если принять во внимание вступление в ЕС — медленное и печальное, со скрипом — то ритм повествования, заданный в «Полицейском…», становится программным, как медленно вползание в европейский цивилизационный цикл Румынии и румын.
Бросается в глаза и незаметная схематичность поведения персонажей (но не актерской игры), особенно в полицейской системе, и без того-то сильно структурированной. Молодежь, курящая травку- тоже в общем-то не демонстрирует этим какой-то свежий (западный, по определению) образ жизни — эти ребята отнюдь не хиппи. К тому же, если не прочитать синопсис, так и вовсе непонятно, чем именно заняты эти «герои» — их всецело поглощает однообразный урбанистический пейзаж. И Порумбойю придает этой схеме почти ретроградную динамику… Это и не ассоциация с тоталитаризмом Чаушеску, но и не «запах свободы».
Но режиссер не сосредотачивается только на этом фоне — каким бы странным это ни показалось, но он хоть и реалист, но еще и еврооптимист. Поэтому включает в довольно унылую картину (как порой и уныла сама жизнь) несколько очень живых и открывающих бездну смыслов и противоречий диалогов. На самом деле, их и всего-то два — филологический трип того самого полицейского с его пассией и финальный спор о законе, европейском пути и трактовке слова «полицейский». Но уж эти диалоги искрятся остроумием и интеллектом по полной программе. Именно они и выявляют главное содержание фильмов Порумбойю — о времени и месте перехода из одного состояния общества в другое, даже несмотря на невидимость и даже скуку изменений. Полицейский-оперативник решает для себя, прежде всего, ценностную дилемму: быть ли ему исполнителем или он имеет возможность мыслить? Важен ли дух закона и изменение социальной природы либо важна буква закона здесь и сейчас? Здесь вопрос поставлен вполне конкретно: если за употребление и распространение легких наркотиков буквально завтра не будет ответственности, то почему же нужно карать за это сегодня?
Споры говорят о том, что фильм еще и о границе, коей является родина автора, да и существе изменений. Сам же режиссер, делая возможным спор начальника и подчиненного, отвечает на вопрос о перспективе. Однако финал делает трактовку уже не столь однозначной.
В любом разе, именно Румыния выразила в своем кинематографе восточноевропейский путь в кинематографе и, хотя большая часть авторов этой «новой волны» очевидные западники, они делают срез современного им общества вполне честно, найдя уникальное визуальное и драматическое решение. В восточноевропейской бедности оказалась скрыта на первый взгляд блеклая, но при втором взгляде очень любопытная картина, которую можно сформулировать как восточноевропейский капреализм. Порумбою — типичный в лучшем смысле этого слова его представитель. Время еще отдаст ему должное, хотя сейчас они может казаться провинциальным.
p.s. Отдельное спасибо за рассуждения о смысле и ценности языка в нашей жизни.
Полтора часа монотонного наблюдения за слежкой сотрудника полиции, который следит за каким-то подростком и при этом пытается понять или оправдать его поведение, связанное с курением марихуаны.
Все ответы о смысле этого действа даются в кабинете начальника в конце фильма за чтением толкового словаря, за разъяснением понятий: совесть, мораль, закон, угрызение совести, и наконец понятия: полицейский.
Не слишком вдаваясь в разъяснение этих понятий, в ключевой сцене фильма дается посыл к зрителю, чтобы он сам для себя решил, как должен поступить человек по совести или по закону, что важнее — совесть или закон. Совесть у всех разная, закон для всех один. Короче глобальный и неразрешимый спор.
Смотря фильм, у меня создалось впечатление что в Румынии время замерло, люди живут еще в 70-х, и если бы не наличие мобильных телефонов, компьютера и современных машин, я бы подумал, что действительно показаны будни румынской милиции времен Варшавского договора. Ход авторов понятен, Румыния живет прошлым, я имею в виду не социализм, а ту инертность и замороженность людей, которые не могут начать жить по иному.
Все это отношу к впечатлению от просмотра монотонного наблюдения полицейского за подозреваемым до ключевой сцены в кабинете начальника.
Фильм конечно не шедевр в плане сюжета, игры актеров, мизансцен и тд, но он атмосферный и чем мне понравился режиссер, он не пытался сделать его в модной псевдодокументальной манере, популярной для режиссеров делающих фильмы для жюри фестиваля и большелобых критиков, а не для зрителя.
Фильм стоит посмотреть, он заставляет думать и не ругайте слишком долгие и занудные планы, наверное денег на фильм выдали действительно не много.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Полицейский, имя прилагательное 2009 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Полицейский Кристи отказывается арестовать парня, продающего гашиш двум своим одноклассникам. Эта сделка карается законом. Но Кристи не хочет, чтобы сломанная жизнь юноши, поступок которого он считает лишь проявлением безответственности, тяжким грузом легла на его совесть. Ибо высшая справедливость в его понимании — это нечто совершенно иное…
Полицейский, имя прилагательное / Politist, adjectiv 2009, Румыния, драма, криминал