Галерея
Интересные факты 1
Актеры 10
Съемочная группа 4
Отзывы к
фильму
4
Фильм Бориса Ивченко по повести Николая Гоголя «Пропавшая грамота», также в написании сценария была использована повесть Олексы Стороженко «Влюблённый чёрт».
Настоящее украинское поэтическое кино, /вершина поэтического кино/ — народные песни, национальный колорит, традиции, быт, немного истории, немного чертовщины и изрядная доля юмора, всё то, без чего просто невозможно представить Украину. Фильм пролежал на полке 16! лет, /слишком уж он украинский, слишком патриотичный, слишком уж он близко подводит к пониманию нации/, фильм сдавался 4 раза, чиновники от кино считали, что фильм вносит раздор в отношениях русского и украинского народов.
Борис Ивченко советский, /украинский/ режиссёр и актёр, /сын известного режиссёра Виктора Ивченко/. В кино с 13 лет. Окончил Киевский государственный институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого, работал на киностудии им. Довженко. Как режиссёр снял 11 фильмов.
Николай Гоголь украинско-русский писатель, драматург, поэт, критик. Классик русской литературы. Родом со старинного казацкого, /дворянского/ рода Гоголь-Яновских. Жил и работал попеременно то в России, то в Европе, умер по причине душевной болезни. /?/. Перед смертью сжёг свой литературный архив.
Козак Василь, /Иван Миколайчук/, с побратимом Андреем, /Василий Хорошко/, везут письмо, /гетманскую грамоту/ в Петербург к самой императрице. По дороге ведомые странным человеком, /Владимир Глухий/, заходят в шинок, выпивают по ведру, другому самогона, не казаки что ли и, грамоту, которая была зашита в шапке, ворует Чёрт, /Владимир Глухий/. На утро протрезвевшим казакам остаётся одна дорога, в ад, за грамотой гетманской. Это комедийно-героико-приключенческая линия.
А есть ещё и мистико-мелодраматическая линия. У казака Василя есть жена, Одарка, /Лидия Вакула/, ведьма, которая проведёт Василия из дому и встретит сперва в аду, потом в Петербурге. Основную интригу раскрывать не буду, а то
«Чёртова баба и меня пилить будет».
/почти цитата с фильма/
Ну а если серьёзно.
Времена были не самые спокойные, и не самые романтические, век XVIII. На то время Украина была самым большим государством в Европе, большое государство большие проблемы. С одной стороны Московия, с другой Османское царство, не спят и поляки, /формально ставшие чуть ли не хозяевами/, между Днестром и Волгой Дикое Поле, /анархия мать порядка/, добавь к этому религиозную составную, /война католиков с православными/, постоянные разделы земель меж Турцией, Московией. Той же Польшей, народные крестьянские восстания, тридцатилетняя гражданская война и кровь, кровь, много, много, крови. Такое вот реальное положение вещей, такая вот весёлая комедия.
« — Послушай, а не было ль у тебя брата?
— Да был такой же дурень, как я.
— А не Иваном ль звали?
— Иваном».
/дословная цитата с фильма/
На Украине умеют шутить, тут любят постебаться и над собой и над своими врагами, это весёлая страна. Но вместе с тем это и свободолюбивая страна.
Что до истории и далее век XIX а там и XX хоть романы пиши.
Большая часть Украины была присоединена к Российской империи, остальное отхватила Австрия, а потом понеслось, Первая мировая, Гражданская, то Петлюра, то Махно, вот уж где ад, и снова кровь, кровь. Впрочем, всё это была закалка, национального духа.
А потом революция, часть Украины отхватила Польша, /Львов/, часть Чехословакия, /Ужгород/, Часть Румыния, /Черновцы/. Отхватили, да не удержали. Не пошло ворованное в пользу, кроме позора ничего не принесло.
Мне могут возразить, все это знают, ну почти все, /а если более детально, то те, кто историю не только в школе учил/.
А за XXI век я уже и не говорю, все вроде бы как свидетели, кто непосредственный участник событий, кто наблюдал по масс-медиа. Что ж до выводов, у каждого же своя голова имеется, не правда ли?
К чему всё это, какое отношение к фильму имеет? Да самое непосредственное. По части чертовщины, по части невероятного, по части преемственности поколений.
Козак Василь садится играть в карты, /краплёные/ с ведьмой и выигрывает, вопреки всему, законам, логике и здравому смыслу.
«Та чи пан, чи пропав двiчi не вмирати».
/цитата с фильма/
С тех пор мало что изменилось. Дважды не умирать, а у судьбы, /тоже карты краплёные/, та же чертовщина, за правое дело можно и жизнь отдать, главное честь не посрамить. А чертовщина, потому, как, всё не так, как преподносится, всё подменено. Не только понятия, идеи, вера, смысл и совесть. Но если ты настоящий казак, ты разберёшься, ты отделишь зёрна от плевел, правду от лжи.
И тогда никто и никогда не сможет эту страну, /твою страну/, вот так захотеть и покорить.
Такие вот дела, был Советский Союз, была цензура, а кино снимали. Правильное кино, честное кино, кое-что в этом фильме подчеркнуло классику, /кое-что и дополнило/, а кое-что подчеркнуло время, а кое-что подчеркнуло наши мысли в дне сегодняшнем.
Я познакомился с этим фильмом чисто случайно, в купленном мной диске экранизаций по произведениям Гоголя оказалась «Пропавшая грамота». Экранизация в общем мне не понравилась. Пять баллов я поставил только благодаря начальному сюжету картины, где наряду с литературным сюжетом раскрывается история месть сельского старосты за брата перешедшего на сторону турков или татар. За это я ставлю 2 балла, так как это обогащает сюжет и придает ему исторический фон. Еще по одному балу получают главный актер, его отец и черт. они сыграли свои роли весьма хорошо, от души, с отдачей. Каждый в полной мере раскрыл своего персонажа. Но на этом преимущества фильма завершается.
В большей мере в картине проявляется влияние театральной постановки, такой стиль можно заметить в творчестве еще одного режиссера Марка Захарова. Однако здесь сделано все, чтобы придать этому первое значение. Игнорируются пейзажи и достоверные декорации, все то чем славились экранизации Гоголя, взять хоть «Вия» 1969 или работа Александра Роу, или на худой конец «Жил был пес». Здесь все уходит в театральные декорации, во многом они несут фон бутафории.
Сюжет рассказа первоисточника передан достаточно достоверно, правда значительно расширена роль ведьмы и черта. Ведьму сыграла та же актриса, что и супругу главного персонажа, что уже напоминает пародию или аллегорию на неправдоподобность случившегося. Создается впечатление, что визит в ад за грамотой состоялся лишь в пьяном сознании героя. Это перечеркивает сюжет первоисточника, искажает его. Но особенно меня поразил визит в столицу, где во дворце все знатные особы стоят за стеной, а их божественные профили красуются в рамках картин. Более абсурдного и представить нельзя.
Из актером хочу отметить только указанных мной троих ранее главного героя, сыгравшего великолепно, его отца, черта и одного из главных злодеев городского старосты, который играл еще и своего брата. Игра остальных выглядит скорее пародией.
Хочу добавить, что 70-е годы не принесли хороший экранизаций Гоголя, взять хоть работу Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга», который достаточно давно тяготел этой постановкой, но создал одно из самых худших своих творений. Мой совет лучше посмотреть мультипликационную экранизацию рассказа вышедшему в 1945, она выглядит куда более убедительной.
5 из 10
Посмотрел этот фильм впечатавшись его высокой оценкой и рейтингом, но был очень разочарован. Конечно в фильме можно изредка увидеть красивые пейзажи степей и какие-то прикольные сцены из украинской жизни казаков. Но в целом юмор в фильме (на мой взгляд) слабенький, приколы плоские и на сегодняшний день не смешные (если ты перед просмотром фильма не выпил 1—2 бутылки горилки). Каких либо поучительных мыслей в фильме я не заметил, а на комедию, фентази, историю, или эпос фильм не тянет.
В фильме нет политики, и сняли фильм с показа в советское время, думаю именно, потому в нём нет ничего особо хорошего ни поучительного.
К сожалению я не знаком с оригинальным текстом книги Гоголя (первоисточником фильма) и мне сложно сказать то ли первоисточник фильма написан слабо (одно из ранних произведений Н. В. Гоголя), но думаю скорее всего сценарий слабоват (потому что хоть и в режиссёрской работе я не заметил ничего выдающегося нельзя сказать что фильм абсолютное барахло) просто он на мой взгляд слабый, средний и на любителя.
Фильм значительно уступает (во всех отношениях) другим экранизациям Гоголя, Ночь перед Рождеством, Вий, Тарас Бульба и т. д. А как комедия этот фильм даже близко нельзя поставить с комедиями, например, Гайдая, Рязанова и многих других режиссеров того времени.
Этот фильм снят на киностудии Довженко, но при всей моей любви к советскому кинематографу, я не могу вспомнить ни одного фильма 60—80 годов, который бы мне действительно понравился и запомнился (с хорошей стороны) снятого на этой киностудии в отличии, например, от Мосфильма, Ленфильма или Одесской киностудии.
Думаю, этот фильм будет интересен, в основном, либо фанатичным патриотам Украины, либо под пиво или горилку (которую там пьют неумеренно на протяжении всего фильма).
5 из 10
Все без исключения повести великого писателя Николая Гоголя впитали в себя самые лучшие черты художественных произведений: динамичный сюжет, запоминающиеся персонажи, оригинальный стиль повествования, а также (в некоторых повестях) искрометный юмор. Жаль, что удачных экранизаций этих произведений не так уже и много. Но те, которые все-таки являются таковыми, как правило, — шедевры кино. Одной из таких удачных экранизаций, без сомнения, является фильм «Пропавшая грамота» режиссера Бориса Ивченко.
Фильм является экранизацией одноименной повести Николая Гоголя, входящей в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Надо сказать, судьба фильма была очень непростой. Фильм был снят на киностудии имени Довженко еще в 1972 году, однако, к сожалению, был запрещен к показу как в кинотеатрах, так и на телевиденье. Только после распада СССР фильм вышел с архивов на телеэкраны и стал шедевром советского (точнее — украинского) кинематографа. Фильм был снят на украинском языке, затем дублирован на русский.
«Пропавшая грамота» — комедия по жанру. Фильм (как и повесть) рассказывает зрителю о приключениях казака Василя, которому самим гетманом было поручено отвезти важный документ — Грамоту российской Императрице в Петербург. Без проблем не обходится: на грамоту охотятся вражеские «группировки» — сельский глава со своими многочисленными братьями, который хочет отомстить Василю за убийство своего брата, и сам Дьявол со своими прихвостнями. Конечно, бравый казак Василь с помощью своих друзей проходит все препятствия.
Фильм, конечно, не следует оригинальному рассказу, так сказать, слово в слово. Однако, все основные эпизоды были бережно перенесены на экран. Таким образом, фильм полностью сохранил дух оригинальной повести. Мне показалось, что фильм выглядит даже лучше чем сама повесть (не в обиду писателю). Кстати, над сценарием работал известный украинский писатель (а в прошлом и депутат Верховной Рады Украины) Иван Драч. Похоже, он понял всю суть повести.
Актерская работа «Пропавшей грамоты» выше всяких похвал.
Казака Василя сыграл известнейший украинский актер и режиссер Иван Миколайчук, который как никто вжился в эту роль. Лучшего Василия трудно себе представить. Не отстает и Василий Хорошко, сыгравший побратима Андрия. Отлично в фильме смотрятся и Лидия Вакула, сыгравшая сразу нескольких персонажей — жену Василя, Ведьму и Императрицу, и Владимир Глухый, сыгравший Хорошего Черта, и Земфира Цахилова, сыгравшая очаровательную молодую девушку Одарку, и Михаил Голубович, сыгравший Дьявола, сельского главу и всех его братьев-разбойников, и Дмитрий Капка в роли Дяка-расказчика. И многие другие.
От фильма веет украинским духом: здесь есть и прекрасные пейзажи украинских сел, степей, и украинские песни, и любящие похмелится непобедимые казаки… Это все можно созерцать благодаря великолепной операторской работе Виталия Зимовца.
Одним из самых главных плюсов фильма «Пропавшая грамота», безусловно, является юмор. Смешных фраз в фильме столько, что улыбка не исчезает с лица зрителя вплоть до самого конца, а сами фразы хочется регулярно цитировать.
- Та ти б хоч зі мною, Василечку, попрощався!
- Та що ти, жінко! Мене ж там цариця чекає!
- Спитай його, чого це він тут дибає, як муха по сметані.
- Тоді спитай його, чи не хоче він від мене в рило.
- Слухай, в тебе часом брата не було?
- Та був. Такий же дурень, як і я.
- Чи не Іваном звали?
- Та Іваном.
Экшн-сцен, к сожалению, почти нет. Единственная запоминающаяся — это, конечно же, уничтожение Василем и Андрием банды казаков-разбойников. Но фильм все равно смотрится на одном дыхании и оставляет после себя исключительно позитивные эмоции.
Думаю, Николай Васильевич, посмотрев эту экранизацию, остался бы доволен. Кто еще не смотрел фильм, обязательно посмотрите и, желательно, на языке оригинала. После просмотра купите два DVD с фильмом — один себе, другой — подарите другу.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Пропавшая грамота 1972 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Героическая народная комедия, где с лукавой усмешкой задорным юмором показан полный приключения путь казака Василия и запорожца Андрея с гетманской грамотой в Петербург к царице и их благополучное возвращение в родную Диканьку.
Пропавшая грамота / Propala hramota 1972, СССР, фэнтези, комедия