Актеры 7
Съемочная группа 6
Отзывы к
фильму
5
Этот фильм можно рассматривать с двух сторон: как надсмехательство над уже сдавшемся характере «совка» и, как надсмехательство над высоким смыслом человеческой личности. Так или иначе, кино не ставит в счет никого и ничего.
Это «ничего» иссушило главного героя, он жаждет жизненные плоды, но все находит безвкусным. Он идет в церковь, на свадьбу, лезет на крышу, убивает.. Он ищет жизнь. Герой признается в любви каждой встречной, но в реальности он не любит никого — он всех ненавидит. Ненавидит «куски мяса, блуждающие в первомайские праздники», презирает деньги, не признает любовь. Для людей он змей-искуситель — ему доверяют, его слушают и в конце концов дают то, что ему нужно. Но сатану нельзя обвинить в том, что он сатана. Виталий видит мелочность и лицемерие людей, которое он не может игнорировать, поэтому он бьет грязью по грязи, топчет то, что люди привыкли скрывать в своих шкафах. Изнасилованная невеста в фильме — не изнасилованная. Мать девочки, показанная главной жертвой фильма — не жертва. Все, кто так или иначе страдает по вине сатаны — жертвы собственных грехов. А самого Виталия уже практически нет — остатки обещают помыть полы в общежитие, занимают деньги друзьям и покупают цветы. Но главный герой фильма (сатана) уже знает, что назад дороги нет, а смысл жизни он так и не обрел, поэтому садится в трамвай и ищет новые эмоции, новых жертв.
Мне очень нравится операторская работа в фильме. Город не выглядит «совковым», краски густы, а туман идеально сопоставляется с то появляющимся, то исчезающим Виталиком. Кино можно пересматривать и находить новые детали и новые позывы автора. Несмотря на трагичность сюжета, смотрится все это легко и на одном дыхании.
Еще один нюанс, который хотелось бы оценить — это глубина мыслей некоторых героев. Порой, мне кажется, что прогресса то и нет, и умнее люди не становятся. От Аристотеля до Есенина, от Достоевского до наших дней — меняется только способ поиска смысла жизни, остальное идет по кругу.
Один из самых жутких фильмов, что я видел в жизни. «Груз 200» по сравнению с ним — невинная пост-модернистская шуточка. «Сатана» — гениальный приговор 90-м и всей либеральной российской волне. В фильме показано абсолютно беспомощное общество перед лицом новых хозяев жизни, хотя и сами эти хозяева ничего не могут поделать с этим новым временем тотального нигилизма, которое при случае растаптывает и их благополучные жизни. Старое разрушено, а нового нет. Образ власти здесь — мусора, которые при таком сюжете должны играть заметную роль, но в фильме практически не фигурируют, за исключением двух сцен: в первой полицейского просто-напросто выставляют за дверь, а во второй — один из героев без особых проблем скрывается от своих охранников — эта власть в новом времени уже совершенно не у дел, не играет никакой роли.
Главный герой (Сатана) — это прекрасная издевка над перестроичными героями. Аристов показывает в образе Виталика вчерашних бунтарей из «АССЫ» или «Курьера», абсолютно по-достоевски и при том еще и в высшей степени диалектично — бунт, пустое отрицание без движения вперед на основе старого не приводит к «снятию» проблемы. Вместо этого герой из романтического бунтаря превращается в кровожадного монстра, в сто раз более страшного того, против чего боролись глашатаи перестройки. Это гениальный момент, я считаю.
Еще один провидческий эпизод — папаша на свадьбе, продвигающий типичные черносотенские идейки о поруганной чести русского народа и торжестве мирового еврейства. Типичный правый идеолог из 90х, будущий лидер какого-нибудь РНЕ. Так вот, именно этот русский воин, естественно ничего не зная, предлагает Виталику свою помощь и защиту сразу же после самой жуткой сцены в фильме — сцены изнасилования Виталиком невесты. Националист встает на защиту Сатаны. Это 100% попадание в то, что мы видели и в 90х, и в 2000х, браво!
Кстати, насчет изнасилования. Одна из важных тем фильма неожиданно перекликается со звягинским «Левиафаном». Если у Звягинцева трагедия главного героя настигает его из-за того, что он бездействует и ждет помощи извне, то и у Аристова Виталик творит свои злодеяния именно по этой же причине — никто из его жертв не решается на противостояние ему, пасует в последний момент и молчит. Это в какой-то степени еще и образ советского общества, которое было растоптано в 80—90х именно из-за своей пассивности.
К сожалению, по истине гениальным этому фильму мешает стать, на мой взгляд, неудачная концовка и весьма простенькая картинка. Хотя эпизод с возвращением в город по ночной сельской дороге снят классно.
Можно было бы еще много сцен и символов обсудить, но это уже полноценная статья будет, а не комментарий.
Фильм обязателен к просмотру!
Удивительно, что столь сильный фильм остался по большому счёту незамеченным на родине. И если на Западе он получил хоть специальный приз жюри Берлинского фестиваля, то у нас о нём, по сути, ни слуху ни духу. Вот даже на Кинопоиске оценки ему дали меньше сотни человек. А на IMBD и того меньше. А зря. Посмотреть в картине уже покойного Виктора Аристова есть на что.
Во-первых, блестяще передана атмосфера конца 80-х, когда вовсю пахло развалом огромной страны с падением советских идеалов и начавшимся осмеянием тогдашней идеологии.
Во-вторых, угадал режиссёр с главным героем (наверняка комсомольцем) — законченным жестоким циником, у которого нет ничего святого и который уверен в своей безнаказанности, что бы он ни делал. Ради мести любовнице он готов даже на убийство ребёнка. По сути, в современной отечественной политике никак не меньше половины вот таких вот «героев нашего времени», не останавливающихся ни перед чем.
Колоритно изображён муж главной героини, а вот сама работница исполкома сыграла слабо, как говорится, «не верю». Затронут и национальный вопрос, когда все беды России перекладываются на кавказцев, азиатов, евреев, столь актуальный и сейчас. Ну а на Сатану главный герой больше всего походил в своих отношениях с женщинами, где он постоянно выступал в роли искусителя.
В целом добротно сделанный фильм, заслуживающий никак не меньше
7 из 10
Снятый в лучших традициях Достоевского, фильм «Сатана» рассказывает о человеке, который убил девочку, а затем потребовал у её матери выкуп. Более того, он завязывает с матерью роман, постоянно её преследуя.
Фильм вышел очень вовремя. 1990 год — перестройка подходила к своему логическому завершению, а союз республик — к своему логическому краху. Старые нормы морали (установленные советскими наивными агитками) рухнули вместе со страной и экономикой, значит на смену им должны прийти новые, ведь если не будет морали, то не будет и государства. В результате приватизации, которая ещё только начала проводиться, вся экономика перешла в руки бандитов, соответственно, и мораль тоже. Бандитская же мораль, как известно, проста: всё забрать себе, не оставив ничего другим.
В такой среде и происходит действие фильма. Конечно, всё это началось немного попозже, но понять, к чему это приведёт, было нетрудно. Виталик, как и Ставрогин, представитель нового поколения, новой морали, которая витала в воздухе. Для героя фильма существует лишь одна норма — собственные желания. Не ставя ни во что интересы других, Виталик праздно прожигает жизнь, издеваясь над своей жертвой. Причина, заставляющая его так поступать, — не жажда наживы, и не ненависть к жертве, и не любовь, как он сам говорит, а скука. Когда нет идеалов, нет и добродетели.
Что же касается самого фильма, то он снят, что называется, на одном дыхании. Несмотря на кажущуюся затянутость, действие разворачивается быстро. В фильме почти нет музыки, которая могла бы смягчить действо, есть лишь давящая тишина; только в конце слышится барабанный бой. И без того жестокий фильм усугубляет ещё более жестокая развязка: вволю поиздевавшись над бедной женщиной, «герой» садится в трамвай и с улыбкой машет в камеру. Когда нет идеалов, нет и наказания. А если нет наказания, необходимость следовать законам отпадает.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Сатана 1991 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Главный персонаж фильма — олицетворение вседозволенности, потери нравственных ориентиров, жестокости, поразившей современное общество. Этот молодой человек из чувства мести не задумываясь идет на похищение ребенка, шантаж и даже убийство. Бездуховный, порочный, беспутный, он не боится возмездия. И, действительно, в этом мире оно его так и не настигает…
Сатана / Satana 1991, Россия, триллер, драма