Галерея
Интересные факты 3
Актеры 6
Съемочная группа 3
Отзывы к
фильму
18
В 1960 году 30 летний Георгий Данелия, будучи еще только начинающим режиссером, в паре с Игорем Таланкиным выпускает фильм по мотивам одноименного рассказа «Сережа».
История близка каждому: в мире, где есть ты сам, мама, много друзей и целый мир неизведанного, даже в рамках небольшой деревушки около совхоза, ты сталкиваешься впервые с вопросами взрослого масштаба: новые люди, новые задачи и проблемы, в разрешении которых твое слово почему-то не имеет вес. Новый папа Коростелев- вопреки распространенной бытности оказывается честным и надежным другом, но даже будучи важным человеком, чье слово имеет огромный вес в судьбах множества людей — председателем совхоза, он не может порой решить проблемы в собственной семье.
Долгая работа велась на пробах, из тысяч мальчиков уникальным явлением стал 6-летний Боря Бархатов. Сын инженера-химика, затмевал на съемках «Отелло» Сергея Бондаручка и его «Дездемону» Ирину Скобцеву. Маленький мальчик без опыта и знаний о кино, не пытался на съемочной площадке строить из себя кого-то кроме самого себя, был прост и выразителен, потому и был веделен среди всех. Так и вышло, что случайный приход Бори Бархатова на «Мосфильм», принятое худсоветом решение об участии звездного Сергея Бондарчука, который в свою очередь сам мимоходом утвердил Ирину Скобцеву,- вся череда случайно сведенных людей создала стихию творческой мысли, благодаря которой и состоялся выход фильма, мнение о котором со временем поднялось до знакового фильма для 60-х годов в целом, и ярчайшего дебюта Данелии в частности.
В фильме представлена прекрасная работа оператора, именно благодаря ракурсам «сверху» и «снизу» мы чувствуем масштаб события для того или иного персонажа, а так же отношения между персонажами целом, как например: в разговорах Сережи с мамой, камера зачастую смотрит снизу, и смотрящий чувствует себя маленькими и беспомощными, как отчитаный Сережа за то что «назвал дурака дураком», но в диалогах с названым отцом камера снимает с роста взрослого и зритель чувствует, что теперь беседа ведется на равных.
Кинокартину снимали два режиссера сразу, и вместо конфликтов в видении той или иной сцены была установлена договоренность о поочередном командовании, и наложении табу.
Как говорил сам Георгий Данелия, этот фильм показал ему, что не всегда нужен единоличный контроль режиссера, благодаря такой вольности, свободное течение художественной мысли сделало картину более эмоциональной там, где изначально была прописана «проходная» сцена.
Фильм вышел простым, бытовым и понятным, что не умаляет его общественной значимости для целой нации: фильм учит духовному родству между чужими, в общем понимании, людьми, понимающему человеческому общению вне рамок возраста и статуса. В итоге «Дядя Петя, ты что, дурак?»,- вопрос адресованный каждому зрителю в зале, заставляет провести в собственном сердце исповедь перед своей совестью.
«Знаете что? А у меня есть сердце. Мне мама сказала, оно стучит. Послушайте…»
С этих слов начинается необыкновенно трогательный фильм «Сережа» — дебютная полнометражная картина режиссера Георгия Данелия по одноименной повести Веры Пановой. Один из моих любимых фильмов о детстве, точнее, о детях. Очень добрая и светлая картина о том, как маленький ребенок видит большой мир взрослых. «Сережа» — один из тех фильмов, от которых просто становится тепло на душе. Все работы удивительно талантливого режиссера Данелии снискали большую народную любовь («Мимино», «Не горюй», «Слезы капали» и многие другие). И «Сережа», по праву, входит в число любимых зрителями советских фильмов. Я уверена, чтобы снять на столько по-детски простой, искренний, непосредственный фильм о ребенке, взрослому человеку нужно самому быть в душе ребенком — чистым, неиспорченным и восторженно смотрящим на мир. «мы все родом из детства», — написал Антуан де Сент-Экзюпери. Все, что связано с ним занимает особое место в сердце каждого человека. Воспоминания из детства навсегда остаются в душе.
Самая главная находка этого фильма — исполнивший главную роль маленький актер Боря Бархатов, т. е. Борис Павлович. Дело в том, что мальчику не понравилось, когда его звали Борька. И он всем сделал выговор: «Я к вам обращаюсь с уважением, и вы меня тоже должны уважать». С тех пор все на съемочной площадке уважительно называли его по имени-отчеству. Удивительно, как сыграл свою роль 5-летний Боря. Его светлая головка, большие, открытые, не по-детски мудрые глаза, хрупкая фигурка в коротких штанишках — все в нем трогает и умиляет. Говорят, что невозможно переиграть детей. И это правда. Но и взрослый актерский состав фильма — блестящий. Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева в роли родителей Сережи являются еще одним украшением фильма. Дуэт двух главных героев картины Сережи и Коростелева (С. Бондарчук) невозможно не отметить. Большой, сильный, умный, справедливый и ласковый человек, настоящий мужчина, который сдерживает все свои обещания, даже данные 5-летнему ребенку. Он единственный из взрослых, кто относится серьезно к маленьким, но очень важным для Сережи проблемам. Он воспринимает его как личность, разговаривает, как с взрослым и старается объяснить ребенку как устроена жизнь. «Понимаешь, брат, есть такое слово «надо», — говорит он Сереже в серьезном мужском разговоре, объясняя, почему они не берут с собой в Холмогоры.
Пообещав, он не забывает купить Сереже долгожданный «велисапет», который в тот же день разобьют взрослые мальчишки. Захлебываясь от слез, Сережа приносит свой «велисапет», точнее, то, что от него осталось, Коростелеву. На что он, по-доброму улыбаясь, говорит: «Лихо вы его». Ну, не горюй. Починим». Именно Коростелев, приемный отец Сережи, становится его лучшим другом.
В фильме много забавных, смешных и в то же время трогательных до слез моментов. Один из таких эпизодов — проводы Женьки на учебу в город. Вереница малышей идет по середине большой дороги за грузовиком, который увозит их друга. В сценарии это был проходной момент, но в фильме он получился одним из самых запоминающихся.
Сам Данелия говорил, что успех картины во многом связан с их «непрофессионализмом, творческой наивностью, чистотой. А от неумения родилось что-то такое, за что «Сережу» так полюбили зрители».
Увидеть удивительный мир глазами маленького ребенка помог зрителю и оператор картины Анатолий Ниточкин. С первых кадров зритель видит окружающий мир, большой и невероятно интересный, с высоты роста 5-летнего мальчика.
Такие картины, как «Сережа», нужны нам, зрителям, большинство из которых уже взрослые серьезные люди, чтобы не забыть, что мы тоже были маленькими, и быть внимательней к своим детям.
«Детство — корень души человеческой», — написал Баграт Шинкуба. Это выражение очень емко и точно определяет его важность в жизни каждого человека. И только мы, взрослые, в ответе, будет оно счастливым или нет у наших детей.
Как только я прочитала повесть Веры Пановой, то сразу же решила посмотреть и фильм, снятый по этой повести. Скажу сразу, книга меня впечатлила, тронула до глубины души, и было интересно, сможет ли экранизация добиться от меня тех же эмоций.
И знаете, у фильма Данелии и Таланкина это получилось, даже с большим успехом, чем у повести. Жизнь глазами маленького мальчика, вроде, ну что там может особо заинтересовать взрослого человека? А вот и нет. Фильм этот о воспитании, о том, как мы порой беспечно обесцениваем детские эмоции и чувства, не придаем им должного значения. А это ведь хоть и маленькие, но люди, и на мир они тоже смотрят серьезно, просто со своей колокольни, со своими страхами и восторгами, которые многим взрослым понять трудно. А вот маленькому мальчику, герою фильма, повезло, в его жизни появляется такой взрослый, который мир его понимает и принимает, да и сильно подстраивать и ломать не хочет. Это Коростелев, отчим Сережи.
В фильме очень точно переданы доверие и понимание, которое возникло между маленьким Сережей и взрослым Коростелевым. Мне кажется, это отличный пример того, какими должны быть отношения родителей и детей. И, конечно, до слез доводит последняя сцена, когда взрослый не дает миру своего сына пошатнуться, несмотря ни на что.
Кстати, не все, что было в книге, вошло в фильм, нет истории взаимоотношений Сережи с бабушкой и прабабушкой, а также не было прабабушкиных похорон, но картина от этого не сильно пострадала, а может, и была бы хуже, больно уж там мрачные переживания у Сережи. А так фильм можно посмотреть и с детьми, хотя все же, он больше именно для взрослых.
Конечно, не малую долю в успех фильма внесла и актерская игра.
Да, от Ирины Скобцевой и Сергея Бондарчука другого и не ожидалось, но для меня главным героем этой картины все же стал самый младший из актеров, Боря Бархатов. Какой же талантище, так сыграть чувства и переживания в таком возрасте, многие взрослые коллеги могли бы позавидовать.
Сергей Бондарчук прекрасно подошел на роль Коростелева, хотя при чтении повести я его другим себе представляла, но и кино-Коростелев мне тоже понравился.
Хороша и Ирина Скобцева, она мне показалась несколько мягче книжной мамы, но это даже к лучшему, потому что при чтении я мысленно эту маму все время упрекала — ну как можно оставаться такой сухой и безучастной к чувствам собственного ребенка.
Очень рада, что посмотрела эту экранизацию, от меня ей 10 баллов, и это абсолютно заслуженно.
10 из 10
Удивительно добрый фильм! Трогательный до слёз. Фильм не столько для детей, сколько для взрослых. Потому что он очень мудрый!
Я рос без отца, и поэтому так завидую маленькому Серёже! У него появился прекрасный даже не столько отец, сколько старший друг и товарищ. Когда в доме появляется настоящий Мужчина с большой буквы, мальчику легче расти и развиваться, он даже становится увереннее в себе. Сломали велосипед? Не беда! Починим! И вот Серёжа снова разъезжает на своём двухколёсном! Пороть ремнём? Это глупо! Когда можно договориться по-мужски. В Холмогоры? Да конечно возьмут Серёжу туда, не смотря на протесты матери, иначе бы Коростелёв не был бы Коростелёвым! Такие детей не бросают, даже на время! Даже на короткое!
Но как удивительно играет Боря Бархатов! Да какая это игра? Это просто образец на десятилетия вперёд! Чувствовать, переживать, плакать, радоваться так, будто ты живёшь жизнь, а не снимаешься в кино. И это дебют Георгия Данелии, яркий и гениальный дебют, определивший его успех.
Да и просто, иногда так приятно оторваться от современной повседневности и погрузиться в атмосферу добрых 60-х, тем более, когда это счастливое (или даже не очень) детство отдельно взятого мальчика Серёжи.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Сережа 1960 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Мама пятилетнего Сережи вышла замуж, и теперь в семье появился «новый папа». Сережа называет его по фамилии - Коростелев. Возможно, это происходит потому, что Коростелев стал для мальчика не только настоящим отцом и лучшим другом - он единственный из старших, кто понимает, что имеет дело с самостоятельной личностью...
Сережа / Сережа 1960, СССР, драма