Галерея
Интересные факты 5
Актеры 36
Съемочная группа 4
Отзывы к
фильму
10
Идея воплотить на экране произведение А. С. Пушкина «Арап Петра Великого» была весьма смелой и необычной. Ещё более смелым и необычным получилось киновоплощение пушкинского творения. Настолько необычным, что автор получил немало гневных писем. А автором одного из них, был Михаил Шолохов. Классик советской литературы возмущённо клеймил фильм за то, что в нём «открыто унижается достоинство русской нации, оплёвываются прогрессивные начинания Петра I, осмеиваются русская история и наш народ… ведёт атаку на русскую культуру мировой сионизм, как зарубежный, так и внутренний».
Чудо-фильм. Практически на сцене, с бутафорскими кораблями, но начинаешь смотреть и невозможно оторваться. Высоцкий, Золотухин, Кокшенов… Талантливейшие наши актёры. Каждый в роли настолько ярок и бесподобен, что не надоедает пересматривать фильм снова и снова. Великолепный, с неповторимым юмором, бесподобными диалогами, шедевр, созданный практически одной павильонной съёмкой, но какой оригинальный и незабываемый. Восторг для глаз и ушей. Гениально! Костюмы, декорации, фантазия, монтажные вставки, сценарий, игра актёров, музыка. Просто, высший пилотаж! Честно говоря, считаю этот фильм, самым интересным и удачным в фильмографии режиссёра Александра Митты. Так давайте же посмотрим, что же за «Сказ» сочинил Митта.
Если охарактеризовать жанр фильма, то я бы, наверное, назвала его лубок. Этот жанр возник именно при Петре Великом. Лубок никогда не изображает серьёзные и печальные вещи, это весёлые, нередко поучительные картинки, простые и понятные всем. Озорной рассказ Митты о Петре и его крестнике также не претендует на серьёзное осмысление истории, и даже временами на реалистичность. Это фантазия на тему «Как всё могло бы быть», простое и весёлое повествование о романтической любви арапа и русской барышни, с лёгким назидательным смыслом.
Автор абсолютно свободен в выборе изобразительных средств. Предыстория арапа (его французские приключения) поданы в водевильной стилистике немого кино, сюжет сопровождают мультипликационные вставки, оживают старинные картины. Ирония и фейерверк, романтика и юмор, и лёгкая грусть, и реалистичные исторические детали. В роли арапа сразу узнаваемый Высоцкий, чуть покрашенный «морилкой», а в роли Петра I — колоритный и неистовый Алексей Петренко. Все актёры работают в одном ключе, в одном стиле, подхватывая и развивая тот оригинальный киноязык, который предлагает им режиссёр.
Алексей Петренко создаёт «своего» Петра — обаятельного, умного, проницательного, ироничного, горячего, эмоционального. Я обожаю Петра I именно в исполнении Петренко. Я таким его и представляю. Мощный персонаж, заразительный. Точное попадание в образ, (как к примеру, — Миронов в Остапа Бендера). Он вместе с рабочими строит корабли, переживает за эти корабли как за родных детей. Потому так горячится он, когда ловит лентяев, казнокрадов, халтурщиков. Несмотря на всю легковесность повествования, Пётр показан властителем, переживающим за будущее России. Он предчувствует свой скорый конец, и ему хочется передать страну настоящим патриотам России, честным, искренним и умным. Таким, как Ибрагим Ганнибал.
Высоцкий, всегда ярко эмоциональный, здесь свой темперамент «приглушает». Арап Ибрагим Петрович Ганнибал рассудительный и спокойный, но это «пламя подо льдом». Ибрагим умеет отстаивать свои убеждения, и врагам своим ответить так, что больше у них не будет охоты задираться. Всё, что он делает, — он делает с открытой душой, искренне, раскрывая навстречу человеку, которого полюбил, своё доброе сердце. Он преданно служит Петру, бескорыстно помогает Фильке (Валерий Золотухин), строго, но с любовью учит детишек. В красивую, как фарфоровая куколка, Наташу (Ирина Мазуркевич) он влюбляется сразу, безоглядно и беззаветно.
Вообще, надо сказать, этот фильм стоит смотреть хотя бы ради того, чтобы увидеть, как Высоцкий играет любовь. Нечасто ему приходилось играть любовные истории, и это, я думаю, большое упущение режиссёров, потому что делает Высоцкий это превосходно. И даже грим здесь не помеха. Замечательно сыграна сцена объяснения Ибрагима и Наташи ночью. Для Наташи до этой встречи арап был лишь экзотическим зверем. В эту ночь она впервые узнала его душу, благородную и искреннюю. Царь Пётр хочет немедленно и насильно устроить свадьбу своего любимца. Но Ибрагиму нужна любовь, а не насилие. Он готов вытерпеть опалу царя, но не будет разрушать чужую жизнь, не купит себе счастья ценой чужого горя. Долго, долго не сможет он поверить, что Наташа тоже полюбила его. И только когда поверит, его свадьба состоится.
На фоне благородного арапа мерзкими и низкими выглядят Мишка Говоров (Семён Морозов) и его дружки. Люди со светлыми лицами, но с чёрными душами. Они захотят унизить арапа, явятся к нему в масках и начнут разрушать его дом. «Вы думаете, что вы надели маски? — спокойно, с презрением скажет им Ганнибал. — Нет, ко мне вы явились в своём подлинном естестве». Великолепная актёрская работа, одна из лучших у Высоцкого.
Хотелось бы отметить и роли второго плана. Иван Рыжов — трусоватый и хитроватый боярин Ртищев (отец), которому тяжко «европеизироваться», и гложет его тоска по старым временам. Михаил Кокшенов — туповатый и наглый ленивец Сергунька Ртищев (сын). Михаил Глузский — шут Балакирев, смелый острослов, наверное, самая необычная и эксцентричная роль у Глузского. Валерий Золотухин — хитрый и ленивый Филька, который без зазрения совести садится на шею добродушному Ибрагиму, не работает, а лишь развлекает его своими книжными познаниями. Это настоящий Емеля из русской сказки, а ещё бунтовщик, «бессмысленный и беспощадный». Может, этот образ сочли «оскорблением» и пародией? Ну тогда надо и сказки запретить, ведь сколько раз там высмеивались отрицательные черты народного характера?
На мой взгляд, не стоит искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно, если там её нет. Искать подтекст в лубке, досконально изучая национальность авторов и отыскивая среди них «руку сионизма», — бесполезное занятие. Лучше просто наслаждаться весёлым рассказом, отличными актёрскими работами, яркой живописной картинкой и рождественским радостным настроением этой киносказки.
10 из 10
История интеллигентного человека в неинтеллигентное время.
Именно так, охарактеризовал своего героя Владимир Высоцкий. Зададимся вопросом: кем был Ибрагим Петрович Ганнибал? Прадедом Пушкина? Не только. Это был один из тех, кого позже с руки Николая Михайловича Карамзина и 150 лет спустя, профессора Николая Ивановича Павленко, назовут «птенцами гнезда Петрова». В основу сюжета легло произведение Александра Сергеевича Пушкина «Арап Петра Великого». Написано оно хоть и потомком легендарного арапа, но с опорой на архивы, хотя вымысла в нём хватает, но это художественное произведение.
История смотрится неторопливо, но динамично, несмотря на камерность и лубочность, это не вызывает раздражение, как в другом фильме с участием Высоцкого — «Интервенция». Это не комедия, хотя в некоторых моментах порой так и хочется улыбнуться. Это не драма, в классическом понимании, хотя в ленте хватает и драматизма. Основной упор сделан не на подвиги главного героя, а на его место в той эпохе и в том мире. Эпохе Петра Первого. Эпохе, когда делались умопомрачительные карьеры и огромные состояния. Эпохе, когда одновременно строили и разрушали. Эпохе новой России. Россия которая есть сейчас, была создана Петром Алексеевичем Романовым. Самое интересное, Митте не интересны деяния Петра и Ганнибала, ему интересны переживания героев. Ганнибал интересен как человек чести и достоинства и его история — это история противостояния, царю, вельможам. Это история борьбы за самого себя. Герои готовы сделать для своей страны всё, готовы даже умереть ради неё. Но было бы всё-таки однобоко, показать героев как героев, простите за тавтологию. Режиссура и сценарий очень хорошие. Главная идея фильма заключается в том, что порядочный человек в не совсем порядочном, пошлом, мещанском обществе (нужное подчеркнуть), может не только существовать, но и быть успешным, если конечно же он останется человеком.
Несмотря на африканские корни, Ибрагим Петрович был не единственным представителем некоренной народности находившимся в окружении Петра. Вспомните имена Шафирова, Лефорта, Брюса и других «птенцов гнезда Петрова». Они несмотря на происхождение, были действительно русскими по духу. И именно потому смогли сделать Россию империей.
Что касается актёров, то давайте по порядку.
Ибрагим Ганнибал (Владимир Высоцкий) — потрясающее перевоплощение! Действительно в этой роли, Владимир Семёнович органичен настолько, что кажется просто человеком пережившим тяжёлую, но интересную жизнь, с чем нельзя не согласиться. Обратим внимание на то, что если мы взглянем на реальную жизнь Высоцкого, то скажем, что в жизни он был таким же, непохожим на других. Он был одним единственным. Прошу заметить, что Высоцкий был также в опале, как и его герой. Он тоже как и Ганнибал воевал (правда с обычным непониманием и конформизмом и бюрократией), любил (не всегда удачно), старался быть собой во время всеобщего лизоблюдства и ханжества. Представьте себе, что у вас есть какие-то принципы, интересы, взгляды на мир, при этом отличающиеся от взглядов других. И других это раздражает. В результате, к вам отношение такое вот. Но вы живёте и остаётесь самим собой.
Всё-таки у Владимира Семёновича было не так много главных ролей в кино. Фон Корен в «Плохом, хорошем человеке», Ганнибал и Жеглов. Можно вспомнить Брусенцова в «Служили два товарища», но как писал биограф Высоцкого — Владимир Новиков, его роль сильно порезали при монтаже. Вообще, эта тема заслуживает отдельной книги.
Филька в исполнении Валерия Золотухина, хоть немного и клишированная роль, но таких как он, в России было много. В новой России пережитков феодализма хватало. Такая жизнь была у 80 процентов населения и не всякий к ней привыкал. Кто-то терпел, а кто-то сбегал. По сути Филька не самый плохой человек, но он вынужден бежать куда глаза глядят. Помните, Хлопушу у Есенина (его кстати играл на Таганке Высоцкий)? Это первая ассоциация возникшая у меня при появлении Фильки.
Царь Пётр. Одна из лучших ролей Алексея Петренко (царство ему небесное). Именно таким представляется первый российский император. Образ возможно и немного стереотипный, но именно таким был Пётр Алексеевич Романов. Стоявший за державу, день и ночь пахавший как раб на галерах, наравне со всеми, пример идеального руководителя. Конечно Пётр имел и свои недостатки, например был подвержен гневу, властности, много выпивал, был любителем женского пола и периодически впадал в приступы одержимости. Желающих я отсылаю к биографии Н. И. Павленко, где подробней описан как характер царя и обстоятельства его сформировавшие. В фильме царь Пётр показан без приукрас, но с симпатией. Именно таким был первый российский император. Но этот человек работал для России, зачастую делал многое своими руками. Именно в этом и есть величие Петра. А Петренко его показал очень убедительно. Эта роль достойна сравнения с ролью Николая Симонова сыгравшем Петра Великого в фильме 1937 года.
Самое интересное, что в главных ролях, худсовет «Мосфильма» не видел ни Высоцкого ни Петренко. Насчёт Высоцкого, всё понятно, Владимир Семёнович не вписывался в советскую систему. Он был прирождённым бунтарём. Романтиком. Он не играл, он жил. Не был манекеном. Потому и страдал. Петренко же сыграл в скандальном по тем временам фильме Элема Климова «Агония», где сыграл Распутина. Разумеется, та лента была полочной, а те кто к ней причастен, взяты на карандаш в главлите. Поэтому и не хотели брать, но Митта продавил эти кандидатуры на главные роли.
Отмечу и Олега Павловича Табакова в роли Ягужинского, а также семейство Ртищевых, ну и Говорова.
Лента поставлена на противоположностях. Новое в лице Петра и старина в виде семейства Ртищевых. Честь и меркантильность. Через борьбу старого и нового, мы замечаем, что Ибрагим Петрович тоже борется с предрассудками боярской старины. Как князь Владимир бывший язычником привёл Русь к православию, так и царь Пётр сделал Россию европейской страной, при этом ломая предрассудки времён его отца Алексея Михайловича.
Операторская работа достаточно статична, но здесь не требуется каких-то гениальных планов. Преобладают крупные и средние, общих планов не так много.
Запоминается и музыка Шнитке и песня в самом начале.
Подытожим. Кино получилось хоть и ироничным, но в тоже время и серьёзным. Подняты такие вопросы как честь, достоинство и стойкость. Как я заметил выше лубочность картины не является каким-то серьёзным недостатком, хотя и придаёт фильм некий акцент кукольного театра. Даже на второстепенных ролях актёры демонстрируют недюжинное мастерство. Я бы не стал называть этот фильм строго историческим. Я бы назвал его сказкой о добром и вечном на исторические темы.
10 из 10
Во время русско-турецкой войны Петру Первому был подарен чернокожий мальчик, которого он лично окрестил Ибрагим Петровичем Ганнибалом (тут нужно внести поправку: Ганнибалом он стал только после смерти Петра Великого, до этого — Ибрагим Петрович Петров). По сюжету фильма крестника отправили во Францию, где он отличился в войне против испанцев, но не смог устоять перед графиней де Кавеньяк. За свои любовные похождения экзотического русского африканца выслали на Родину. По пути он встречает беглого холопа Фильку, вечно вставляющего в речь французские слова. В России арапа ждал радушный прием — Петр встретил крестника и начал быстро вводить его в курс дела, брать на светские мероприятия. На одном из балов Ибрагим Петрович встречает молодую Наташеньку Ртищеву. Там же «стрелой Амура» был прострелен и только что прибывший из Голландии Миша Говоров. Государь предлагает арапу свадьбу с Натальей, но Ганнибал отказывается. «Это же не любовь, а насилие» — настаивает Ибрагим Петрович. Говоров же решает вызвать соперника за сердце Натальи на дуэль, но получает отказ стреляться. В итоге Ганнибал организовывает свадьбу для Михаила и Натальи. Свадьба так и не состоялась. Наташа поняла, что любит арапа, и убегает к нему.
Ганнибал — одна из самых интересных личностей эпохи правления Петра. Как говорит герой Высоцкого: «Лицом — арап, душой — русский, офицер, а книгу люблю больше шпаги, любовник, которого не любили, отец которому не суждено видеть своего дитя». Ибрагим Петрович — исключительный образец порядочности и честности среди выслуживающейся массы придворных. Владимир Высоцкий — сильный по темпераменту актер. На мой взгляд, ему хорошо далась эта роль хотя бы потому, что его герой — отражение его самого. Он пел, что думал и смело высказывал свои мысли, выражал себя в своем творчестве. Такой же и арап — честный и смелый, с сильной энергетикой.
А вот Петр Великий в исполнении Алексея Петренко мне понравился намного меньше. Бывает, смотришь на актера и полностью видишь в нем его героя, а тут я скорее вижу актера, чем Петра. Хотя по темпераменту великий правитель был отыгран больше, чем на 100%. Вспыльчивость, волевой характер, отцовская любовь к своему детищу — флоту, резкость, в то же время желание все познать и проконтролировать самому. Особенно ярок император в сцене первого появления Мишки Говорова. Лихой Петр предлагает подняться дворянским детям — гардемаринам по бимсу. «А на что моряку лестница?» — говорит царь.
Фильм наполнен ироничными и комичными сценами. Форсированные сцены дуэли, огромная кувалда, ударившая графа, истории и французские словечки Фильки, вечно пытающийся выслужиться Ртищев и показательный «храбрец» Говоров заставляют нас от души посмеяться и восхититься тонким чувством юмора Александра Митта.
Отличительной чертой фильма являются мультипликационные вставки Владимира Морозова. Именно благодаря им историческая картина стала сказом для всей семьи, которую хочется пересматривать в любом возрасте.
Нельзя не отметить музыкальное сопровождение к картине — шедевры Альфреда Шнитке. Они задают сказочный волшебный, временами ироничный тон картины. Главная находка этого фильма — песня «Сын чернокожего царя» очень органично вплетена в мультипликационную часть появления Ганнибала в заснеженной России. Кровавый фон, сумбурно бегущие африканцы, резня, безумные лица умирающих, ряды покоренных — две минуты оказались ярче и сильнее, чем если бы все это сняли в 20 минут.
Говорю «Браво!» Валерию Золотухину за его комичного Фильку, Олегу Табакову за лебезящего, но в то же время верного Ягужинского, Ирине Мазуркевич за нежную, ранимую Наташу Ртищеву.
Помимо всего вышеперечисленного, фильм замечателен своей актуальностью для нашего времени. Даже сейчас нам не хватает честных, достойных и храбрых людей, как Ибрагим Петрович Ганнибал.
9 из 10
Однажды Петру Великому был подарен маленький арап — «сын чернокожего царя», однако стать рабом ему было не суждено, царь сделал его своим крестником и нарек — Ибрагим Петрович Ганнибал.
Мальчика отправили во Францию для получения хорошего образования и манер. Достижения его не ограничились званием ученого, он так же преуспел на военном поприще, однако получил ранение в бою с испанцами в следствии чего, был удостоен ордена за героизм. Ибрагим стал известным молодым офицером, имел успех у дам. Но вот несчастье, его любовница, замужняя женщина — графиня де Кавеньяк родила чернокожего младенца, что повлекло за собой дуэль, смерть ее мужа и высылку арапа в Россию.
Петр очень тепло принял своего крестника, ввел его в курс своих дел, брал с собой на светские мероприятия. На одном из балов, Ибрагим повстречал Наталью Ртищеву, которая запала ему в душу. Заметив увлеченность арапа молодой Натальей, Государь решил поженить их, тем самым желая утвердить положение наперсника в обществе и «укрепить, накрепко связать с иконно русским родом». Но будучи человеком благородным, арап отказался, зная о неприязни молодой барышни. «Это же не любовь, а насилие», — говорит Ибрагим, переча воле Государя. Своим неповиновением он лишается милости своего покравителя.
Сочтя Ибрагима Петровича своим соперником, Мишка Говоров, претендент на руку и сердце Наташи, вызывает его на дуэль, на что получает отказ. Сомнений нет, арап мог бы легко одержать победу, однако он не хочет причинить этим боль Наташе, которая якобы любит Михаила, своего друга детства, больше жизни. Он решает тайно организовать их свадьбу, чтобы влюбленные смогли быть вместе, хоть и против воли ее родителей. Но свадьба не состоялась, так как Наташа поняла, что любит Ибрагима, немного странного, но благородного и доброго душой.
Кто же такой этот Ибрагим Петрович Ганнибал? Ответ он дал сам в диалоге со своим холопом Филькой:
«Лицом — арап, а душой — русский,
офицер, а книгу люблю больше шпаги,
любовник, которого не любили,
отец, которому не суждено видеть своего дитя.»
С первых минут фильма, мы проникается симпатией к главному герою, ощущаем его одиночество, как свое. Он чувствует себя в России, как дома, однако общество не принимает его из-за африканской наружности. Только Петр I относится к арапу, как к сыну, опекает его, заботится о его будущем, дает ему работу, подбирает удачную партию.
Отличительной чертой картины является ее ироничность, достаточно комичное преподнесение некоторых сцен, как, например, дуэль с Графом де Кавеньяк. Такие герои как Филька, Мишка Говоров и семейство Ртищевых, а в особенности их отец, не раз заставляют засмеяться зрителя. Ибрагим же, в исполнении Владимира Высоцкого, наоборот, заставляет задуматься, пересмотреть свои взгляды на мир и на самого себя.
Несмотря на то, что события, описанные в фильме, разворачиваются в 18 веке, они несомненно являются актуальными и поучительными для современников. Ведь порой нам не хватает того благородства, доброты и чести, которые воплощает в себе арап, «сын чернокожего царя».
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Сказ про то, как царь Петр арапа женил 1976 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Однажды царю Петру был подарен маленький чернокожий принц — добрый и смышленый мальчуган. Быстро усвоив от Петра все науки, он был отправлен во Францию для получения более глубоких знаний и изысканных манер. Вернувшись из Парижа, на одном из балов арап влюбился в дочь богатого дворянина Наташу.
Сказ про то, как царь Петр арапа женил / Сказ про то, как царь Петр арапа женил 1976, СССР, мелодрама, мюзикл