Солнцепёк

Солнцепек

2021, Россия, драма

Май 2014 года, Луганск. Цветущий край. Та весна выдалась особенно жаркой. Время жить — любовь, счастье и планы на лето. И мечты, которым не суждено сбыться. Лето всё меняет — нечаянное ощущение безысходности и тревоги, неизбежно накрывающее с головой. Хрупкий мир на грани войны. Время, которое полностью перевернет жизнь многих людей. Кого из них сломает новая реальность, а кто до конца останется человеком?

Режиссёр
Максим Бриус, Михаил Вассербаум
Продюсеры
Сергей Щеглов, Александр Колдаков
Актеры
Александр Бухаров, Марина Денисова, Глеб Борисов, Максим Дахненко, Алексей Кравченко, Владимир Ильин, Светлана Терентьева, Андрей Терентьев, Глеб Темнов, Сергей Гарусов
HD
18+   2ч 13м КиноПоиск  7.1 IMDb  4.6
Фильм Солнцепёк online на emblix

Отзывы к фильму 7

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Браться за экранизацию событий современной истории — дело трудное. Это только кажется, что с развитием современных технологий недостатка в информации о каком-либо явлении не будет, однако добрая половина из имеющихся данных напрочь противоречит настоящему ходу вещей. Именно поэтому для режиссера, который взялся за такой трудоемкий проект, крайне важно отделить зерна от плевел и показать зрителю реальную историю, не потеряв при этом в художественности и драматургии. Смог ли справиться с этой задачей Михаил Вассербаум в своем новом фильме «Солнцепёк»?

Сложно описать конкретно все, что происходит в фильме, потому что тогда спойлеров не избежать. Поэтому копну в суть.

Итак, нам представили историю о реальных событиях гражданского конфликта на юго-востоке Украины. Я, как и многие, знаю о нем из новостных сводок, однако, как мы понимаем из фильма, не о всех ужасах той весны 2014 года нам рассказывали журналисты. И пережить те события смогли не многие.

В «Солнцепёке» показана самая страшная фаза украинского конфликта — когда точка невозврата осталась позади, и мир в одночасье разрушился с первой каплей мирной крови, которую впитала в себя земля. И Вассербаум не новичок в создании антуража вооруженных конфликтов. В свое время он принимал участие в съемках культового сериала «Спецназ», поэтому имеет представление, как при минимальных спецэффектах создать напряжение в кадре.

Надо признать, бляшку «18+» фильм полностью оправдывает. Сразу было понятно, что это не очередная ванильная военная драма, а чуть ли не экранизация того, что мы могли увидеть в новостях или интернете. Только воспринимается как-то по-особенному. Вероятно, из-за того, что в качестве консультантов были непосредственные очевидцы тех событий. Людские рассказы вызывают куда больше эмоций, чем новостные сводки. И тут создатели не обманули, заявив, что фильм будет на реальных событиях.

Правда, в плане картинки не обошлось и без минусов. Например, удивило отсутствие фантазии у постановщиков, которые не могли найти несколько точек для съемок обстрела ВСУ мирных городов. Экспозиция явно подкачала. Такое ощущение, что военные ведут огонь из одного куста. Тоже самое можно сказать и про съемку погони, да и вообще про кадры, где что-то едет по дороге. По одно и той же дороге. Туда — обратно. Возможно, в этом есть некий символизм, но его уловить не суждено никому. Это расстроило.

Как и у многих картин, призванных перенести зрителя в обстановку страшных реалий прошлого, в основу «Солнцепёка» легла история одной простой семьи. Этот приём практически никогда не дает осечек, потому что человеку проще сначала почувствовать трагедию маленького мира, а потом перенести её на более глобальные вещи. Однако Михаил Вассербаум и сценарист Владимир Измайлов решили пойти дальше и создали целую серию персонажей, за судьбой которых крайне интересно наблюдать.

Собственно, сценарий — одно из главных достоинств фильма. Все герои разные, все — со своими убеждениями и мыслями. Но их объединило одно — неминуемость встречи с тем самым «ветром перемен». Судьба у них, как и все в этой жизни, не идет по шаблону.

Хороший сценарий дополнила и актерская игра. С кастом создатели «Солнцепёка» не прогадали, ведь на экране свои таланты показывает целая плеяда заслуженных артистов России. Те же Алексей Кравченко, Максим Дахненко и Владимир Ильин вдохнули в своих персонажей жизнь, дали им эмоции и, несмотря на небольшое экранное время, заставили меня, черствого калача, растрогаться. Но и тут не обошлось без ложки дегтя. Ставлю двойку за попытку изобразить американский акцент. Ну прямо совсем мимо.

Однако центральное место в картине все же занимает судьба простой семьи Новожиловых. Отец семейства Влад, которого играет Александр Бухаров, еще в конце 80-х годов узнал, что такое смерть и растерзанные тела. Только вот чего он не ожидал, так это того, что ужасы Афганистана, где он служил, повторятся и у него дома. Именно на плечи Новожилова Михаил Вассербаум возложил тяжкую ношу — принимать решения, от которого зависят судьбы других. У меня сложилось впечатление, что остальные персонажи фильма как бы плывут по реке безысходности, а вот Влад может что-то изменить, по крайней мере, в жизни своей семьи. Только вот может ли?

«Солнцепёк» — это тот фильм, на который надо настроиться. С хорошим настроением его точно лучше не смотреть, а вот с желанием узнать об этих событиях немного больше и прочувствовать их — зайдет на «ура».

8 из 10

Такие фильмы напоминают нам о важности семьи, взаимопомощи, человечности и… мирного неба над головой. В повседневности мы забываем об этих простых, но важных вещах — не звоним родителям и принимаем свою спокойную и комфортную жизнь как должное. Так жили и герои фильма «Солнцепек» — жители Луганска. Но в один момент их жизни изменились. Кинолента основана на реальных событиях.

Она рассказывает о событиях в Луганске в 2014 год. На Украине произошел переворот, а юго-восток не согласился с изменениями. Тогда людей попытались любыми способами заставить принять новую реальность.

Картина 18+, и эта возрастная маркировка тут действительно имеет значение. Неприятных сцен много. Банды мародеров, бывшие уголовники, отбитые националисты, каратели — все это стало реальностью Луганска в 2014 году. «Свобода», которой они добивались, это свобода действий — когда можно делать что угодно, и тебе за это ничего не будет.

Понятно, что подобное действительно происходило. Но, как по мне, многое не стоило показывать настолько подробно. Зрители — не дураки, и так бы все поняли, а такие сцены с самого начала могут просто отпугнуть.

В фильме много героев, и даже сложно сказать, кто из них главный. Вроде, Влад и его семья, но на деле они лишь одни из многих. Не может не вызывать громадного уважения и большой симпатии герой Павел Иванович — военный, который пытается делать что может в аду, в который превратили его город. Роль исполняет Алексей Кравченко («9 рота», «Спецназ», «Адмирал», «Каникулы строгого режима»).

Трогает и учитель музыки в исполнении Владимира Ильина («Время первых», «Поддубный», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Тарас Бульба», «Идиот», «Турецкий гамбит»). В отличие от Павла Ивановича это простой человек, гражданский.

Он учил детей видеть прекрасное в музыке, но обстоятельства вынудили его взять в руки оружие. Единственное из прошлой жизни, что он оставил при себе — это книга. Кстати, интрига с книгой — тоже очень интересный ход. О том, что это за произведение, и почему именно оно, мы узнаем только в самом конце.

Проникаешься и к Владу (Александр Бухаров). На первый взгляд, самый обычный и ничем не примечательный мужик, но на деле он оказывается очень глубоким персонажем — прошел Афганскую войну и решил больше никогда не держать оружие в руках, но действительность внесла свои коррективы.

Не хватило только раскрытия личности доктора и дяди Жени, а в остальном — сюжетная линия и герои мощные. Но связывает их одно — желание защитить свою землю и людей от бесчеловечности, которая стремительно надвигается на этот еще недавно процветавший регион.

За сценарий, кстати, спасибо сценаристу Владимиру Измайлову («Крылья империи», «Турист», «Ленинград 46», «Напарники», «Шугалей», «Шугалей-2»).

Поставил фильм Максим Бриус — сильный режиссер. Он часто берется за сложные картины. «Зоя» и «Шугалей-2» тому примеры. Снял ленту Гарик Жамгарян («Крылья империи», «Турист», «Высокие ставки», «Адмиралы района». И операторская работа хороша.

Я сейчас не про жестокие сцены, а про теплые пшеничные поля, по которым идут защитники, ромашковое поле с беглым пленным, название города рядом с влюбленной парой за минуту «ДО». Все очень символично — про то, как красоту и уют в один момент могут сделать красным и пепельным.

Отдельно хочу отметить творческие связки. Это воистину мощная кинематографическая сила. Недаром у многих режиссеров есть любимые дуэты, а порой и трио. Например, Кравченко и Ильин снимались в пяти фильмах, а Глеб Темнов, сыгравший в «Солнцепеке» Седьмого, и Сергей Воробьев — Енисей — рука об руку уже три фильма. В «Крыльях империи» Измайлова снимался Бухаров, а снимал фильм Жамгарян.

Я такие коллаборации люблю. Как по мне, они значат, что люди сработались, и картина, вероятнее всего, получится качественной. «Солнцепек» снят очень неплохо, а главное — он на очень важную тему. Это же наши современники, наше время и действительность, которая в один момент может стать кошмаром.

8 из 10

Тяжелый фильм с множеством кровавых сцен и вакханалией насилия воспринимается зрителем благодаря мастерской эстетике контраста. Мирная жизнь в Донбассе рухнула в одночасье, жителей мятежных городов атаковали из систем залпового огня и бомбили с воздуха, расстреливали в гуманитарных коридорах. Для многих тысяч людей весна-лето 2014-го стали тем рубиконом, который разделил их жизнь на до и после.

Именно эту грань, психологически острую, как бритва, мы подспудно ощущаем в перипетиях «Солнцепека». Жизнь поставила людей перед сложнейшим выбором — бежать или принять на себя судьбу всего региона и все-таки рисковать ради защиты общей безопасности? С такой дилеммой столкнулся главный герой фильма Влад Новожилов в исполнении Александра Бухарова.

Как бы ему ни хотелось вновь переживать горький афганский опыт, однако в обжигающие объятия войны его вытолкнула сама жизнь в Луганске. Точно так же поступили даже те, кто не имел военных навыков. Для учителя музыки в исполнении эпического Владимира Ильина вступление в ополчение обошлось очень дорогой ценой — гибелью целого класса. А вот какая трагедия скрывается за увязавшимся за ним мальчиком с изувеченным ртом, который мог издавать только нечленораздельные звуки, когда пришел записываться в ополчение, остается только догадываться…

Для многих война в Донбассе стала личной трагедией, такая же личностная трагедийность чувствуется на протяжении всего фильма. Перерождение вчерашних обывателей в настоящих воинов происходит прямо у нас на глазах, потому что цена объявшей главного героя пацифисткой апатии и невмешательства оказалась роковой. Прежде всего, для него самого.

Следует отдать должное режиссерам картины Максиму Бриусу и Михаилу Вассербауму, ведь они оказались в ситуации, когда о многих вещах до сих пор не принято говорить буквально. Однако они блестяще справились с задачей, мастерски сыграв на намеках и полутонах. Благодаря этой легкой иносказательности зритель понимает, что не только и даже не столько майданная «свидомость» движила теми, кто отправлялся усмирять Донбасс. Зачастую ими руководили банальные неудачи или уголовное прошлое с присущей ему маниакальной страстью к насилию.

Ну и конечно, впечатление создают контрасты очевидные, создавшие основу всего видеоряда. Цветущий край, залитый солнцем и разверзаемый заревом войны. Темная ночь, озаряемая вспышками орудийных залпов. Тишина полуденных улиц, нарушающаяся взрывом снарядов и разлетающимися частями разорванных тел. Зрителя постоянно погружают в этот шоковый иллюзион, чтобы максимально достоверно донести то, что пережили в те страшные дни семилетней давности сами луганчане.

Тем не менее, при всей своей жестокой правдоподобности и фактурной буквальности фильм остается фильмом с присущей ему долей художественного вымысла и режиссерской трактовкой. Знатокам военного дела, наверно, будет, к чему прицепиться. Резонирует также и проскакивающий в кадре чисто крымский антураж с характерной архитектурой и рельефом местности. Однако в целом фильм, безусловно, удался. Смелая задумка получилась шедевральной, а такое, как известно, бывает не часто.

Считаю, что такие фильмы, как горькое лекарство, нужны сегодня, чтобы популяризировать правду о братоубийственной войне в Донбассе, чтобы нивелировать примитивное восприятие тех событий и чтобы наконец увековечить память о десятках тысяч безвинно погибших людей. Ну и конечно, чтобы дать силы жить дальше тем, кто потерял в Донбассе своих родных и близких. Ибо сила подлинного искусства способна и оживлять, и вразумлять.

10 из 10

Я был наслышан о предстоящей премьере фильма «Солнцепек», поэтому сразу же его посмотрел. В общем-то изначально было понятно, о чем фильм: плакаты, трейлер, да и тематика «Луганск-2014» говорили о том, что речь про Украину после Майдана и про начало вооруженного конфликта на Донбассе.

Да, все мы, и я тоже, несколько лет назад смотрели телевизор и читали СМИ, но по-настоящему понять и прочувствовать происходящее можно только если в него окунуться. Фильм «Солнцепек» позволил это сделать, показав через историю конкретных людей события того времени.

Происходящее на экране удерживает внимание от начала и до конца фильма. Нет затянутости и наигранности в сюжете, искусственности и «картонности» в образах героев.

Я, как зритель, сразу же «включился» в происходящее на экране и начал сопереживать героям. Сюжет фильма сразу же тронул за душу. И дело не только в том, что показаны события, которые были на Украине несколько лет назад. И даже не в натурализме некоторых эпизодов, демонстрирующих драматизм и ужас военного конфликта.

Картину делает хорошей работа режиссера, операторов, а также игра актеров, показавших разные грани характеров своих героев.

Очень непростую роль бывшего афганца Влада сыграл актер Александр Бухаров. C виду обычный мужик средних лет, стремящийся спасти свою семью от происходящего беспредела. Не ввязывающийся ни в конфликт в стране, ни в конфликты между людьми. Глубина характера героя раскрывается постепенно.

Только к концу фильма становится ясно, что с виду простой мужик очень непростой — он многое пережил, прошел Афганистан, где был одним из лучших: настоящим героем. Он не хочет вспоминать прошлое и возвращаться к нему, стремится оградить свою семью от происходящего кошмара.

Его позиция понятна. Как понятно и то, что на Украине много мужиков, подобных ему — не желающих участвовать в бойне между гражданами одной страны. Владу приходится сделать тяжелый для него моральный выбор. Впрочем, как и другим в то время.

Многие вынуждены вставать на защиту своей земли, как это делает Грицай, которого сыграл Алексей Кравченко (ему всегда удаются роли силовиков или бывших военных, поскольку сам служил в ВМФ). Грицай тоже бывший афганец, он сразу же делает единственно возможный для себя моральный выбор — защищать свою землю.

Такой же шаг делают и многие другие жители Луганска. Даже старый учитель музыки Гуревич (его сыграл Владимир Ильин) берет в руки оружие и идет на передовую, несмотря на почтенный возраст, проблемы со зрением, да и то, что он человек искусства, для которого сражения и суровый армейский быт чужды в принципе.

Гончаренко, которого сыграл Максим Дахненко, в течение фильма приходится сделать нравственный выбор несколько раз: когда едет в тренировочный лагерь, попадает в больницу и оказывается в разрушенном снарядами доме. Отрицательный герой, который поначалу кажется злодеем, постепенно раскрывается совсем с другой стороны — и мы видим уже обычного мужика, афганца, для которого война так и не прекратилась даже после возвращения к мирной жизни. Он не сразу смог дать адекватную оценку происходящему, хотя был не со всем согласен, но моральный выбор, сделанный им в конце фильма, пусть и тяжелый, но единственно для него возможный, и это понятно зрителю.

Я часто смотрю исторические фильмы и мне не привыкать к зрелищу жестоких батальных сцен или сценам пыток, сожжения на костре и др. Но одно дело — рубиться на мечах, совсем другое — натурализм некоторых сцен в «Солнцепеке», который воспринимается очень остро, даже болезненно. На экране — наши современники, такие же мирные люди, как все мы. В фильме показано, как они умирают от бомбежек и обстрелов. И от того, что фильм рассказывает о событиях, которые действительно были несколько лет назад, такие сцены нельзя смотреть без содрогания. Люди в Луганске действительно пережили ужас, не оставивший им выбора — они были вынуждены оборонять свою землю и спасать свои семьи и себя самих.

Фильм — о военных действиях. Но, в первую очередь, он о мире. О том, как важен мир, насколько он необходим людям. Он о мирных и обычных с виду мужиках, которым приходится вспоминать боевой опыт и снова идти в бой, чтобы на их землю пришел мир. Он о восторженных и бестолковых скакунах, не нюхавших пороха, но замороченных Майданом и оказавшихся на передовой в состоянии какого-то массового гипноза, от которого некоторым все же удается очнуться.

Режиссер фильма советует смотреть «Солнцепек» всем без исключения. Не соглашусь с Михаилом Вассербаумом. Детям его смотреть все же не стоит — там слишком много жестоких и по-настоящему страшных сцен. Именно поэтому оценю фильм чуть ниже, чем он заслуживает.

9 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Солнцепёк 2021 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Май 2014 года, Луганск. Цветущий край. Та весна выдалась особенно жаркой. Время жить — любовь, счастье и планы на лето. И мечты, которым не суждено сбыться. Лето всё меняет — нечаянное ощущение безысходности и тревоги, неизбежно накрывающее с головой. Хрупкий мир на грани войны. Время, которое полностью перевернет жизнь многих людей. Кого из них сломает новая реальность, а кто до конца останется человеком?

Солнцепёк / Солнцепек 2021, Россия, драма