Интересные факты 3
Актеры 25
Съемочная группа 3
Отзывы к
фильму
7
На дворе — хрущёвская оттепель. Корреспондент газеты «Красный Москвич» приезжает в далёкий Новокузнецк, чтобы осветить строительство гигантского разводного моста на атомной тяге через матушку-Обь. Здесь он внезапно встречает своего старого друга и свою усатенькую пассию из прошлого и распутывает с их помощью ряд коррупционных схем.
Впрочем, фильм не об этом, а в целом о людях, о том, как в них удивительным образом высокая романтика уживается со стальным прагматизмом, чуткость — с ограниченностью, а благородные порывы — с ужасающей подлостью. Только успеешь восхититься мужественным героем — глядь, а он уже взятки берёт и гусей ворует, только поморщился от гнусного подонка — а он уже детей из огня спасает; ну что, в самом деле, за путаница, ничего с этими хомо сапиенсами не понятно!
Человек не плох и не хорош, он сложен, непостоянен, и каждый — со своим уникальным присвистом, это и определяет его шокирующе иррациональное поведение — как бы намекает нам сценарист и режиссёр Олег Ефремов вместе с замечательными актёрами театра «Современник», которые сыграли тут абсолютно все главные и второстепенные роли.
Кинофильм «Строится мост» привлёк моё внимание после того, как я прочитал его фабулу. «Художественный фильм о сооружении в Саратове автодорожного моста через Волгу», — говорилось в описании. «Интересный сюжет», — подумал я, и посмотрел список актёров, участвующих в фильме. Ефремов, Козаков, Гурченко, Евстигнеев, Щербаков, Табаков, Кваша, Даль… Сомнений не осталось, да и не было их, ведь я тоже был в Саратове, видел этот потрясающий мост. «Нужно обязательно посмотреть этот фильм», — решил я.
Корреспондент из Москвы (Ефремов) приезжает в Саратов для того, чтобы написать материал о строительстве моста через Волгу. Оказывается, что парторг строительства Перов (Заманский) — однополчанин гостя из столицы. Тут-то и раскрывается та самая жизнь «на чемоданах». В контексте фильма я бы назвал её «теплоходной».
Теплоход — это не только средство передвижения, но и средство объединения людей. Работа, быт, отдых, чувства, любовь… может быть даже первая любовь — своеобразным «домом», в переносном смысле, для всего перечисленного и является теплоход. Также как и «домом» для героев фильма, в буквальном смысле.
А вы когда-нибудь стояли на палубе теплохода ночью? Когда на берегах реки в домах где-то гаснут, а где-то зажигаются огоньки… Когда ветер дует в лицо, а слух ласкает шум волн, ударяющихся о борт… И ты ощущаешь всю полноту жизни, и хочешь, чтобы эта незабываемая ночь не кончалась…
Именно такие воспоминания пробудил во мне фильм «Строится мост».
Согласитесь, не каждый фильм может заинтересовать зрителя, не говоря уже о том, чтобы заставить ностальгировать. Так в чем же причина такой проникновенности данной кинокартины? Одна из них — замечательные, неповторимые актёры. А какие лица! Какие выразительные типажи! Элегантный Ефремов, экспрессивный Козаков, несколько хмурый Евстигнеев. Безусловно, нельзя без антигероя, в роли которого мастерски выступил Пётр Щербаков.
Думаю, не имеет смысла пересказывать сюжет фильма «от» и «до». Хочется добавить, что на протяжении всех ста минут хронометража главный герой всё больше и больше привыкает к простым, честным, добрым людям, которые несут в наш мир добро. И эти самые люди достойны такого же доброго и чуткого отношения к ним.
Строится мост, строятся судьбы… Жизнь идёт дальше, но всегда нужно с благодарностью вспоминать о счастливых моментах и «строить новые мосты». Такая она, «теплоходная жизнь» простого человека.
10 из 10
Фильм «Строится мост» при внешней простоте очень непрост. И тем особенно ценен и выделяется среди производственных фильмов конца «оттепели» — начала застоя, среди большого числа очень неплохих лент. Главной задачей Ефремова было снять кино, максимально публицистичное, приближенное к реальности, но при этом художественное. Эта задача была им достигнута за счет полного избавления действия от внешнего пафоса и за счет выстраивания сюжета из различных мелких событий и эпизодов, в то время как основное событие — само строительство моста как бы находится на заднем плане.
На самом деле — это очень тонкая, филигранная работа — так выстраивать сюжет. И она Ефремову удалась.
В центре повествования оказалось не строительство, и даже не производственный конфликт (новое решение уже времен «оттепели»), а люди, строители, причем, в основном, не в момент работы, а в быту, каких-то разговорах, воспоминаниях. Это безусловное новаторство для советского кино данного периода. Отличная режиссура соединяется с прекрасным актерским ансамблем. Очень трудно выделить кого-то, но все же особое удовольствие получаешь от героини Волчек. Образ очень непростой: женщина одновременно стервозная, умная и честная. Воплощено блистательно, со стопроцентной убедительностью. Замечательный дуэт с Евстигнеевым, играющим мужа этой героини.
Важная черта фильма — гуманизм. И у столичного журналиста, которого играет сам Ефремов, и у местных строителей есть единство в том, что они хотят с уважением относиться друг к другу, помогать и поддерживать. Это особенно очевидно в сцене товарищеского суда, когда с неохотой собравшиеся сюда люди вдруг понимают, что обвиняют их товарища, речь идет о судьбе человека. И люди постепенно начинают его защищать. Куда девается равнодушие, мы видим уже не просто толпу, а коллектив, который намерен решить дело по совести, и решает его именно так.
Фильм оставляет очень светлое впечатление. При полном отсутствии внешнего пафоса он наполнен пафосом внутренним. Мы видим хороших, достойных людей, которые объединены общей целью и добиваются успеха.
Всякий (или почти всякий) фильм начинается с киносценария, а сценарий — со сценариста. У талантливого автора сценария фильма «Строится мост» Наума Мельникова (Наума Дмитриевича Мельмана) потрясающая судьба. Двадцати трёх лет, литератор, он добровольно ушёл на фронт, служил в дивизионной газете, мотался по фронтам, был ранен и… написал честную повесть о пережитом: «Редакция»,- опубликованную в 1948 году и нагло расхаянную в известном постановлении Жданова… после чего автор «гнилой повести» очень долго не мог напечатать ни строчки… Если это знать, то становится ясно, почему в этом фильме чётко прочерчена линия сталинских репрессий и звучит песня «Ванинский порт»; почему в этом фильме (по-моему, впервые в советское время) главной становится тема человека труда, а не труда с типажом-человеком; почему в этом честном фильме нам являются живые люди со всем в себе хорошим и нехорошим: романтичный и… пьющий журналист… райкомовский работник негодяй… мечтающие о любви замужние женщины… директор училища жулик… товарищеский суд, мудрый и добрый… При этом надо помнить, что фильм снимался в 1964 году и… так и не вышел на широкий экран в 1966-ом, ввиду удивительного для того времени отсутствия «руководящей и направляющей линии».
Фильм снимал молодой Олег Ефремов, который мужественно вернул к творчеству репрессированного литератора, честно, талантливо, лирично рассказал о времени «оттепели» и не менее, по-моему, мужественно снял в своём фильме всю блестящую труппу театра «Современник», — снял актёров, которых тогда ещё мало кто знал и которые сделали эпоху в истории театра. Называть их не стану — всех называть очень долго, потому что очень известные актеры заняты даже в очень маленьких ролях — их надо видеть! Фильм очень динамичный: за 1 час 45 минут рассказано столько всего увлекательного, сколько современный режиссёр растягивает на 8 часовых серий. В фильме много лирических переплетений, звучит много популярных, любимых песен. И на всём продолжении фильма РЕАЛЬНО СТРОИТСЯ МОСТ — через Волгу, в районе города Энгельс.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Строится мост 1966 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
В основе сюжета — сооружение в Саратове автодорожного моста через Волгу. На эту стройку приезжает московский корреспондент…
Строится мост / Stroitsya most 1966, СССР