Интересные факты 1
Актеры 9
Съемочная группа 6
Отзывы к
фильму
5
Это удивительный и совершенно необычный фильм для советского кино. Необычное проявляется прежде всего в форме.
Первая часть эмоциональная, экспрессивная. Нарочито преувеличенная, местами гротескная актерская игра, но при этом очень тонкая, передающая еле уловимые интонации. Необычный монтаж, формальные повторы. Все эти внешние проявления обусловлены тем, что литературной основой является театральная пьеса. Таким способом режиссер трансформирует недостаточную кинематографичность пьесы. Он, как бы, создает мета-реальность. Именно поэтому первая часть воспринимается как нечто нереальное, почти как сновидение.
Но главное — это то, что такая форма, этот метареализм, возможно, единственный способ передать смыслы и чувства, которые заложены в сюжете. Среди обыденных вещей и событий, отмечание юбилея свадьбы, встречи выпускников — проявляется смутное ожидание беды. За внешней беззаботностью и показным весельем главной героини скрывается безотчетный страх, предчувствие разрыва, распада. Великолепная, тончайшая игра Ольги Яковлевой.
Вторая часть другая по настроению, по эмоциональности, более спокойная. Нет той экспрессии и напряженности, которые были в первой части. Это обусловлено логикой сюжета. А персонаж Николая Волкова как бы вбирает в себя все переживания героини и уравновешивает ее драму. Тут Эфросу уже ничего не надо придумывать с формой, достаточно просто снимать фактуру Волкова и его бесподобную игру.
Весь сюжет пронизан циклическими отсылками, повторениями на разных уровнях. Причем это происходит как на сюжетном уровне, так и на визуальном. А смысл этих циклов и повторений складывается как пазл, только под конец картины.
И еще, невозможно не отметить, замечательную, проникновенную музыку Альфреда Шнитке.
О режиссёре Анатолии Эфросе, я слышал очень много вполне заслуженных и добрых слов. Но всегда считал его сугубо театральным режиссёром. И лишь после просмотра фильма «Шумный день» с Олегом Табаковым в главной роли, убедился, что это действительно мэтр и мастер своего дела, которого любят и боготворят не только зрители, но и сами артисты. Кстати, кино «Шумный день» — это дебют Эфроса в большом кино. Но вот вторая, виденная мной картина «В четверг и больше никогда» с Олегом Далем, как-то не задела, не зацепила, а наоборот вызвала шквал негативных эмоций. И вот в качестве третейского судьи, дабы сложить более полное представление о творчестве этого человека, решено было посмотреть фильм «Таня».
Начало картины повергло ели не в шок, то в состояние близкое к таковому. Почему такое произошло ? А вот почему. На переднем плане женщина бальзаковского возраста, она прыгает, скачет, кривляется, стоит во дворе своего дома в одеянии снегурки и смотрит на свои окна. Делает жесты той, которая в окне. И не разобрать толком, то ли у неё не все дома, то ли ещё что. В общем ведёт себя мягко говоря не совсем адекватно. А ведь у неё есть муж (Валентин Гафт), глядя на которого никак не скажешь, что это тюха-матюха. Крепкий, сильный, уверенный в себе мужчина. Она делает ему чертежи, а он успешно претворяет в жизнь инженерные планы.
И вот после длительного, затяжного так сказать вступления, у вас хватит смелости досмотреть это кино, то уверяю вас, вы будете вознаграждены. Ближе к середине фильма, когда этот самый стабильный и любимый муж, недвусмысленно смотрит на коллегу по работе и более того, пытается назначить оной свидание, а Таня не специально всё это видит, тут и начинается самое интересное. Как раз после этого момента и раскрывается в полной мере образ нашей главной героини. Ты с ужасом понимаешь, что все те кривляния, прыжки и скачки, были проявлением любви, потому когда человек любит, любит по настоящему он теряет голову и со стороны выглядит несколько глуповато.
Таня не устраивает сцен мужу. Скажите кто из современных женщин способен на такое благородство души ? Единицы. Между тем, выясняется что Таня беременна, у неё ребёнок и ребёнок умирает. Всё это происходит настолько быстро, как снег на голову. Она спокойно уходит от мужа и жизнь её круто меняется. И уже вторая часть картины рисует нам совершенно другую Таню, в которую просто невозможно не влюбиться. Не будем забывать, что действия фильма погружает нас в послевоенные годы, поэтому волей-неволей испытываешь дух того времени, который мастерки передан Эфросом!
Признаюсь честно, я не видел более фильмов с участием Ольги Яковлевой, исполнительницы роли Тани. Но за эту роль, этой женщине надо просто поставить памятник и дать Оскара! После просмотра мне захотелось об этом человеке узнать побольше, я заглянул в википедию и обнаружил, что Ольга Яковлева, вдова известного футболиста, моего любимого «Спартака» Игоря Нетто. Вот такая цепочка событий. Что ещё добавить ? Лишь то, что постараюсь более подробно и детально изучить творчество этой великой русской актрисы. А фильм рушит все мыслимые кинематографические каноны, в хорошем смысле слова. Всю ценность картины ощущаешь, только когда досмотришь до конца. Безусловный шедевр!
10 из 10
О таких мощных вещах, как «Таня», после финала фильма и говорить то не хочется. Как красивое переплетение облаков — только можно смотреть. Но желание хоть как-то поблагодарить создателей не отпускает — спасибо вам, что разложили такое действо перед нами, мудрые художники.
Ощущение в процессе просмотра, что организм создания ленты абсолютно един — нет разделения по артистам, режиссёрам, сценаристам.. Просто есть наличие идеи, Высшего таланта и людей, которые присутствуют своим трудом в данной работе.
Что касается сюжета и думок по персонажам — конечно же смотрите и сами размышляйте, — это удовольствие вам фильм точно подарит. Приятного вам.
10 из 10
Вставал ли когда-нибудь перед вами выбор — предать человека? Если вставал, предавали ли вы?..
«Таня» 1974 года — фильм, который даже поначалу угнетает. Слишком авторская подача, героиня слишком не из этого мира. Но потом привыкаешь и вглядываешься в эту Таню. И казавшаяся по началу далёкая от тебя история становится близкой и понятной. И человек предаёт человека. И Эфрос позволяет посекретничать со зрителем — что такое любовь, почему люди одиноки, как надо прожить эту жизнь.
Главная героиня — взрослый ребёнок, готовый прожить жизнь ради любимого человека. Но так получается, что взрослому негоже быть ребёнком. Те, кто предаёт, не позволят оставаться кому-то чистым ребёнком. Но чистого человека даже предательство не испортит. Попробовать бы пройти жизнь без оглядок и угрызений, радостно собираясь в театр на «Евгения Онегина».
Мне не довелось видеть великолепных Ольгу Яковлеву и Наталья Архангельскую на сцене (они ведь до сих пор играют). Зато они навсегда останутся в этом фильме.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Таня 1974 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Он и Она. Послевоенные годы. Им трудно, Он учится, она тоже. Он мечтает стать классным инженером. Она ради него уходит из мединститута, чтобы облегчить ему учёбу и осуществить его мечту.
Таня / Tanya 1974, СССР, драма