Трудно быть богом

Es ist nicht leicht ein Gott zu sein

1989, Франция, фантастика, драма, приключения

Ученый с Земли далекого и светлого будущего заброшен на планету, живущую по средневековым законам, под видом местного аристократа Руматы Эсторского. Его цель - быть сторонним наблюдателем и записывать получаемую информацию. Но, видя кругом чудовищную несправедливость, он решает взять в руки меч и вступить в бой...

Страна
Франция, Германия, СССР, Швейцария
HD
16+   1ч 59м КиноПоиск  6.2 IMDb  6.4
Фильм Трудно быть богом online на emblix

Галерея

Интересные факты 1

Главным требованием Стругацких для съёмок фильма было наличие советского режиссера, желательно Алексея Германа, но режиссёром был утверждён Фляйшман. Из-за его несговорчивости и тяжёлого характера, Стругацкие прекратили контролировать процесс съёмок и, в итоге, получившийся фильм крайне им не понравился.
Актеры 12
Съемочная группа 10

Отзывы к фильму 20

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

…«Уж сколько раз твердили миру»… о том, что Кино не равняется Роману, по которому оно было поставлено! Даже оскароносная эпопея Сергея Бондарчука «Война и мир» (1969, «Оскар» за лучший иностранный фильм) в «точности» не была близка к огромному творению Льва Николаевича Толстого (был бы он жив, наверняка исхлестал бы режиссёра какой-нибудь графской плёткой!). Ой, ну давайте ещё вспомним прецеденты, когда режиссёры-постановщики входили в конфликты с авторами литературных произведений и как бы соавторами сценария (и в нашем случае братья Стругацкие на режиссёра-постановщика их романа хотели хотя бы Германа-старшего, но им дали крутого немца, с которым они разругались и ушли из проекта). Лично я их знаю… штук пять, и, поверьте, ничего хорошего из этих «конфликтов» не вышло! Зато вышли, естественно, подверженные критике, но, тем не менее, полюбившиеся кинозрителям фильмы, один из которых — «Трудно быть Богом» «образца 1989 года», советско-германско-… и т. д. производства, которое во всём мире именуется — «ко-продакшн».

…Я этот фильм смотрел раз 10, и ещё буду смотреть столько, сколько отведёт мне Жизнь, Господь (Высший Разум). И каждый раз у меня из глаз потекут слёзы, как и у «наблюдательницы» за Руматой, понявшей, что такое простая, человеческая Любовь… На мой взгляд, это сильнейшая, драматически-эмоциональная сцена во всей картине.

… А действительно, трудно быть Богом, особенно когда ты человек и у тебя есть совесть (частица Бога в душе), которая не позволяет тебе быть хладнокровным наблюдателем/фиксатором злодеяний, творящихся пусть даже на чужой планете. И когда человеческие чувства, сострадание к ближнему своему («Возлюби ближнего своего как себя самого» — учит нас Он) вырываются из саркофага холодной, чисто рассудочной логики, хоть как-то вмешаться в происходящее просто необходимо, и тогда прогресс возобладает над регрессом, а развитие совершит новый виток — ввысь! Об этом и роман, и фильм. Я как-то уже приводил пример из одного серьёзного американского сериала («Противостояние», 1994, по роману Стивена Кинга), когда, казалось бы, всё кончено и ракета с ядерным зарядом уже готова взлететь на поражение противников Сатаны. Но в последний момент появляется гигантская огненная Рука Бога и сминает ракету (Он Вмешался!!!), а устрашившийся Дьявол (мистер в ковбойских ботинках), обратившись в ворона, мгновенно ретируется в известном направлении… Теме «прогрессивного вмешательства» (но несколько другого) посвящена и вышедшая годом позже советско-чехословацкая картина «Подземелье ведьм» (уже рекомендованная здесь) по сценарию нашего замечательного писателя-фантаста Кира Булычёва. Кстати, вспомним «написанный» им же другой знаменитый фильм — «Через тернии к звёздам» (1980), где земляне спасают от зла другую планету уже по просьбе её официальных властей (что, кстати, делает Россия в Сирии — актуальный пример из современной реальности!!!). А ведь ещё раньше (1973—74) была дилогия «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной», где земные «отроки» спасали тамошних людей от владычества роботов… Как видим, тема «боговмешательства» обширна и плодотворна. Но не стоит забывать, что братья Стругацкие были, похоже, её первооткрывателями, поскольку их роман «Трудно быть Богом» был опубликован ажник в 1964-м году! Но вот что особенно и удивительно! В своём интервью (2004) Борис Стругацкий заявил, что персонажи романа (земляне) «не являются прогрессорами… Всё прочее — это (не одобряемая их начальством) самодеятельность. Прогрессоры в мире Полудня появляются век спустя («Обитаемый остров», «Парень из преисподней»). «Нехай будэ так», как говорят на Украине. Но мы считаем по-своему!

… Кое-что любопытное. Оказывается, в первом варианте «Трудно быть богом» дона Рэбу именовали «дон Рэбия», с намёком на Берию. После недвусмысленных намёков авторам они намёк убрали…

… А где-то мы всё это видели! Здешние авторы рецензий справедливо задались вопросом: в романе город Арканар- прибрежный, с домами, а в нашем фильме он какой-то пещерный… Так вот, режиссёр решил сэкономить трещавший по швам бюджет и воспользовался базой Ялтинского филиала киностудии им. Горького, а именно расположенным у Бахчисарая древним пещерным городом Чуфт-кале. А вот где мы это до того видели: в фильме «Через тернии к звёздам»! А ещё известно, что в тамошних декорациях/выгородках «Трудно быть богом» снимался вышедший на экраны на год раньше (???) фильм «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Странно… Или кто-то монтировался долго… Но похоже на армию: «Пост сдал! — «Пост принял!».

…Я не собираюсь хвалить/критиковать немецкого режиссёра и актёров. На то время всё было отменно снято и смонтировано (были спецэффекты, но почти никакой «компьютерной графики»). Забавно, что «дракона» изображал разрисованный вертолет «МИ-2». Понятно, что внешний вид, конструкция корабля землян были скопированы со «Звёздных войн» Лукаса. Ну и что? — Учитесь у старших! А вот сравнивать наш фильм с одноимённым многолетним творением Германов, старшего и младшего, я оставлю вам. Но лично мне больше люб именно наш фильм. Хотя бы потому, что он понятен Любому простому, вдумчивому кинозрителю. А «заумь» свою возите в Канны, на «Берлинале»! Это называется — «фестивальное кино», по большому счёту, обычным зрителям не нужное!!!

7 из 10

Фильм Питера Фляйшмана по одноименной повести братьев Стругацких «Трудно быть богом».

Фильм о вмешательстве и невмешательстве в исторический процесс, не совсем по книге и следовательно не совсем то, что ожидалось, /слишком уж просто/. Может причина в том, что фильм снят на киностудии им. Довженко, /почти на периферии/, в брежневские застойные времена, /цензура/, или финансовые, технические, или ещё какие проблемы, но фильм явно недотянул. Но сравнивая с фильмом Фляйшмана с фильмом А. Германа, видишь, это совершенно разные миры, с совершенно разным течением и жизни и мысли. И режиссёрские недоработки в данном случае выступают, как расширитель сознания, понимания предложенной истории.

Питер Фляйшман, немецкий режиссёр, учился в Мюнхене, в Институте кино и телевидения, начинал с документального кино. В Германии считается одним из ярких представителей Нового Немецкого кино.

Аркадий и Борис Стругацкие, русские писатели, классики научно-фантастической литературы. Книги братьев были переведены на 42 языка и изданы в 33 странах мира.

Где-то на какой-то далёкой планете, живут люди, такие же почти, как мы только с другим уровнем развития. И на этой же планете другие люди, такие, как мы, /потому как земляне/, но тоже с другим уровнем развития ведут научные исследования. Они занимаются разумной коррекцией исторического развития общества. А общество-то в глубоком средневековье по уши погрязло. Самое время развития пыточного дела, яды, как большое искусство, охота на ведьм и на мало-мальски грамотных, думающих людей.

Так вот Арканар, не то город, не то что-то типа княжества, и в этом Арканар внедрён ещё один свой человек, наблюдатель Румата Эсторский.

Но так ли это легко наблюдать не вмешиваясь, ты же не просто так, ты же живёшь в этом мире и невольно стаёшь частью этого мира, и боль этого мира стаёт твоей болью. А мир, в отличии от мира Германа, солнечный, тёплый, такой же, как наш. Живи и радуйся, вот только дураки и дороги, те самые дураки, которые народ по тем самым дорогам к счастью ведут,

А ты то знаешь, где найдёшь, где потеряешь, ты же грамотный, в школе наверное на пятёрки учился, историю, как свои пять пальцев изучил, а тут повторение пройденного. Всего лишь руку подать, упавшему, как там Господь Бог руку Адаму в Сикстинской капелле протягивает. Протягивает, да недотягивает.

Трудно быть богом. Потому, как быть богом для них и быть богом вообще не одно и то же.

Румата будет консультироваться со своими, летать на вертолёте, «пусть думают, что дракон», стрелять с бластера, история будет плавно, и не совсем плавно переходить в боевик, или подобие боевика, будет и немного обнажённого женского тела, /как без того/.

Да не так всё просто в этом «боевичке», как не просто, в «королевстве датском» Как непросто было тогда там, в стране воинствующего социализма. Не оттуда ли корни всех бед нынешних, не оттуда ли и руки убийц тянуться, патриотизмом высоким прикрывающихся. Об Арканаре сей фильм, или о нас с вами. Вот так «помочь» по доброте душевной развивающейся стране, и утопить её в крови, дабы усилить своё присутствие, дабы перенаправить денежные потоки, дабы почувствовать себя богом, судьбы мира решающим, по своим прихотям да выгодам.

Можно конечно в очередной раз закрыть глаза и уши и сказать себе, что всё это ерунда. Бога нет и драконов тоже не бывает.

И война у них гражданская, и там нет нашей армии, там только добровольцы, занимающиеся разумной коррекцией исторического развития общества.

Мало кому известно что до выхода в свет фильма Германа был такой вот фильм. Так же связанный со Стругацкими и ихним произведением.

Главнейшей своей отличительной чертой он выделялся в перестроечный период уже фактически не Советской эпохи, тем что он старательно усилиями для своей популярности и жаждой получения высокого гонорара сильно походил на голливудские фильмы. Режиссер фильма Плейшман даже для главной роли старался пригласить более известного актера в Европе (хоть я даже его фамилию не помню).

Можно также и вывести некую связь с первоисточником, но здесь она сильно потеряна и сам фильм выглядит не плохо, хотя в основе своей он всего лишь фильм, просто фильм.

Выделяется из общей этой серой массы только хорошие мысли, да и Филипенко в роли злодея.

Стоит также упомянуть что творению Плейшмена хоть немного удалось более соответствовать книге.

Когда смотришь экранизацию одной из своих любимых книг, то всегда относишься немного предвзято к фильму, ожидая как минимум шедеврический шедевр и докапываясь до каждой мелочи. Ну а когда из любимой книги, пропитанной горечью, отчаянием и безысходностью делают нелепый фантастический боевик, то о таком фильме сразу портится впечатление и его просмотр становится настоящей мукой. Проще говоря, гениальную книгу почти экранизировали очень нелепо и от книги Стругацких осталась лишь основная сюжетная линия, а внесенные изменения и измененный финал смотрятся нелепо и не естественно. Также как-то неестественно смотрятся некоторые эротические сцены, которых в романе не было и в помине и, как очень точно выразился автор одной из рецензий на Кинопоиске: «Как будто из порно фильма убрали самые пикантные сцены, оставив только незамысловатый сюжетец и быструю игру актёров». Актеры, кстати, тоже мягко говоря не впечатляю, играя слишком неестественно. У меня сложилось такое чувство, что почти все в первый раз перед камерой оказались и не знают, как себя вести. Исключение составляет Александр Филипенко, который неплохо воплотил образ главного гада, пускай и этот образ не совсем похож на тот, что был в книге. Костюмы и декорации тоже не впечатляют — складывается такое ощущение, что создатели здесь собрали поддержанные, ветхие декорации, потому что они вообще не впечатляют и выглядят как-то нелепо. Про сценарий я уже сказал, что он совсем не соответствует книге и, откровенно говоря, очень слабый и скучный.

Итого, мы имеем — проходной, скучный, нелепый фильм, который можно назвать экранизацией с большой натяжкой. Из шикарной, гениальной повести Стругацких сделали проходной недобоевичок в худших традициях плохих экранизаций фантастики Голливуда.

Возможно, мне фильм так не понравился лишь потому, что перед этим я прочитал книгу, так что, если вы не читали произведение Стругацких, то не исключена возможность, что вам понравится. если же вы читали, то лучше вам обойти этот фильм стороной, потому что скорее всего этот фильм вас сильно разочарует.

4 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Трудно быть богом 1989 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Ученый с Земли далекого и светлого будущего заброшен на планету, живущую по средневековым законам, под видом местного аристократа Руматы Эсторского. Его цель - быть сторонним наблюдателем и записывать получаемую информацию. Но, видя кругом чудовищную несправедливость, он решает взять в руки меч и вступить в бой...

Трудно быть богом / Es ist nicht leicht ein Gott zu sein 1989, Франция, фантастика, драма, приключения