Галерея
Интересные факты 6
Актеры 14
Съемочная группа 2
Отзывы к
фильму
20
Я бы охарактеризовала фильм так — проблема отцов и детей в отношении любви. Очень простой и ясный, как две копейки, лейтмотив фильма. Не любовь двух девятиклассников Кати и Ромы, их любовь лишь отправная точка конфликта. А именно разное отношение и взгляд на любовь и жизнь трёх разных поколений того времени.
Старший — в виде бабушки Ромы, мамы учительницы Татьяны и директрисы школы. Женщины, которым в 80-ом году было порядка 60—70 лет. Люди, пережившие войну. Для них странно видеть горе в глазах детей из-за школьной влюблённости.. оно и понятно, горе для них было гораздо более серьёзных масштабов. Они пережили такой страх и ужас, что своим детям и внукам они уж точно хотят обеспечить надёжное будущее! От сюда и безмерный контроль. Ранняя влюблённость приводила к ранней беременности, загубленному будущему и искалеченным судьбам. Поэтому бабуля бросается на Рому словно на амбразуру перед Катей. Ведь для неё эта влюблённость приравнивается к зарубежному будущему ее внука. Любовь в их представлении — проблема, ненужная выдумка.
Зрелое, среднее поколение — родители, папы и мамы в фильме, люди, которым в тот момент было порядка 40 лет. Причём, родители Кати и родители Ромы координатным образом отличаются. Здесь уже поколение послевоенных детей. Родители Ромы представляют из себя самую что ни есть консервативную пару, всю жизнь вместе.. от совместной жизни и брака не в восторге, но вместе, потому что «так надо» и вообще жизнь обязывает. Любви между ними уже давно нет (или может и не было никогда), поэтому то мама Ромы так сильно приревновала отца семейства к матери Кати, школьной любви. Так сильно ее задел этот отголосок настоящих чувств! Но это цветочки по сравнению с тем, как сильно ранила ее история Кати и Ромы. Наивна и трепетная влюблённость, ещё и Катя дочь ненавистной первой любви мужа. Такого она скорее всего не испытывала никогда, вот ей и захотелось посильнее насолить парочке.
Родители Кати же представители новой волны, уже люди с более современными взглядами на жизнь. «Как у вас в квартире все модерново!» восклицает Рома, когда заходит к ним в квартиру.
Мама Кати уже успела развестись и у неё новый мужчина. Они счастливы и она спокойно объясняет дочке, что была влюблена несколько раз в жизни. Развод уже не кажется, чем-то стыдным и ужасным.
Самый интересный же персонаж из этого поколения — Татьяна, учительница Ромы и Кати. Татьяна в сложных и мучительных отношениях. И в постоянном и сложном выборе между материнским «ну ты роди хоть от первого встречного» и своим «я и сама могу со всем справится». Она словно на перепутье между тем, как надо и как хочет она сама. Однако в отличие от молодого, нового поколения она не считает, что любовь в жизни важна. Мать, ученики, ее работа привносят ей смысл с точки зрения долга. Любовь — на втором плане. Важнее поступать «как надо» и долг перед обществом.
Ну и наконец молодое поколение. Им по 16—17 лет, они полны надежд, они образованы и умны и представлены в образе Кати и Ромы. Это поколение не хочет мирится с контролем и с тем, что нужно поступать только из чувства долга в отличие от прошлого поколения. Рома и Катя — страстно влюблённые подростки. И как объясняет фильм, их родители когда-то в школе были такими же. Единственное отличие в том, что они уже не идут на поводу у запретов на любовь и чувства в таком возрасте в отличие от своих родителей. Да и родители в большие своём более благосклонны, так как воспоминают себя в их возрасте.
И интересная получается картина. Ведь с высоты лет можно посмотреть, к чему привела эта открытость новому. Да, люди научились наконец-то быть вместе из чувства любви, скорее даже влюблённости! А не потому что «так надо» и тот или иной человек «подходящая пара». Но дальше? Дальше дело зашло в тупик.
Тебе 18, ты встретил девушку своей мечты, вы влюблены и теперь никто не стоит у вас на пути. Вы женитесь и в скором времени рожаете детей. Год за годом и кажется, что идея «одного и единственного на всю жизнь» не выдерживает натиска быта и жизни.
Это поколение романтизировало брак и любовь. Идея об «одной единственной и настоящей любви» передалась нам. Поколению 90-х.
Пересмотреть в очередной раз «Вам и не снилось…» и даже прочитать одноимённую повесть-первоисточник Галины Щербаковой я решил потому, что случайно обнаружил одну ужасную новость: киностудия имени Горького планирует снять новый фильм «Вам и не снилось…» [1].
Даже не знаю, чем означенная новость меня более ужаснула? Тем, что в новом фильме не будет музыки Алексея Рыбникова, но будет «актуальный саундтрек»? Или тем, что, скорее всего, опять интереснее и полезнее для здоровья окажется просмотр обзора Бэдкомедиана, а не собственно грядущего киношедевра?
Впервые фильм Ильи Фрэза я посмотрел ещё тогда, когда мне было 13-ть, в советском кинотеатре. Повесть Галины Щербаковой я ранее не читал, потому на сей раз решил начать с неё, тем более, что в новости сказано: сюжет будущего фильма «в целом будет ближе к литературному источнику». Честно говоря, читая повесть и пересматривая затем фильм, я не заметил каких-то серьёзных отклонений фильма от повести. Да, Татьяна Николаевна (Елена Соловей) ведёт свои диалоги с живой мамой (Руфина Нифонтова), а не с умершей. Да, конечно, в нормальном советском фильме про школьников нет прямого указания на близость между героями, а что, это прямо вот такая наиважнейшая деталь? Да, в фильме есть невероятно трогательная сцена в кафе, которой нет в повести. Да, финал — как в фильме, так и в книге — оставляет некоторые варианты, хотя, конечно, на экране всё выглядит более обнадёживающе, но не настолько, чтобы прямо-таки считать отклонением.
Но, и это главное: и в фильме, и в книге все мужчины — жалки, все женщины — чудовищны, все дети — прискорбно неинтересны. Да, Никита Михайловский (Роман) в очередной раз достоверно и искренне играет хорошего сына и отличного парня, да Елена Соловей превосходно ведёт свою традиционную линию «Господа, вы звери», а Ирина Мирошниченко (Людмила Сергеевна) условно успешно изображает красивую женщину. Но дети — неинтересны, кроме Романа, я уж не знаю, как это удалось Никите Михайловскому. Но женщины — каждая в отдельности — чудовища. Даже Татьяне Пельтцер не удалось хоть немного очеловечить ужасную бабушку Романа из книги Галины Щербаковой. Но мужчины — жалки. Володю (Евгений Герасимов) в фильме можно заменить манекеном. Папа Романа (Альберт Филозов) в фильме, таки, не настолько убийственно жалок, как в книге, но именно жалок. Учитель физкультуры — это точно был не Скуби-Ду? Я даже не стал выяснять, кто его играл, учителя этого. Все мои замечания — не к актёрам, не к фильму, актёры-то свои роли сыграли прекрасно. И физрук. И даже надувные крокодилы. Просто они такие жалкие в первоисточнике. Жалок даже доктор (Леонид Филатов) — надо быть гениальным актёром, чтобы сыграть ничтожную личность с такой внешностью и в таких шикарных по тем временам джинсовых шмотках.
В итоге, я задался вопросом: а что такого нам и не снилось? Что в школе можно встретить свою единственную любовь на всю жизнь? Что бушевание гормо… в смысле чувств может оказаться погибельным, как одно небезызвестное сидение? Что люди мало изменились не только со времён Вильяма нашего Шекспира, но и с тех дней, когда дружно копали ловчие ямы для мамонтов? Что чувства детей не менее значимы, чем чувства взрослых? Что просто так, то есть безвозвратно, давать деньги современному российскому кинематографу с актуальными саундтреками ни в коем случае нельзя? Ох, вырвалось, простите…
Честно говоря, я не нашёл ответа на свой вопрос — что же нам, собственно, и не снилось? Мне дорог тот старый фильм с музыкой Алексея Рыбникова, с невероятно почитаемым мною Никитой Михайловским и невероятно любимой мною Еленой Соловей. Но, увы, весьма непраздным представляется мне ещё один вопрос: а если бы не музыка Рыбникова, о, если бы не эта удивительная музыка гениального Рыбникова, превращающая в высочайшую молитву строки Тагора, если бы не эта тема «Роман и Катя» или «Катя и Роман» — неважно. Так вот, если бы не эта самая музыка — пересматривал бы я фильм снова и снова? Наверное. Из-за сцены в кафе.
Общее впечатление: Трогательная и нежная история о любви, в которую постоянно вмешиваются взрослые и не взирая на высокие чувства 2-х подростков, всячески пытаются им помешать любить друг друга. Как часто бывает, что родители в силу своего возраста, считают что важно и значимо для своего дитя? Довольно часто! Ну какая мать не желает счастья своему ребенка? Да вот только смотрят всегда родители с высоты своего полета, увы, часто решают они как учиться, на кого учиться, какую одежду выбирать, как себя вести. По сути человек рождается без выбора, за него решают, а уж потом знания плавно переходят к ребенку и уже сформированная личность (порою искаженная, воспитание дело нелегкое). В жизни случается так, что мы влюбляемся, и сердцу не прикажешь, однако, бывает и такое, что наседают родственники, которые говорят все что угодно от банального она тебе не пара до ужасных слов.
Так случилось со школьниками Романом и Катей, они тянутся друг к другу со всей безоглядностью первой любви. Мать Кати очень счастлива во втором браке и в озарении этого счастья хорошо понимает дочь. Роман находит поддержку у отца. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви.
Как сказал князь Гремин «В любви все возрасты покорны». Не каждому в жизни дано понять что такое любовь, для кого-то это просто набор букв, есть вещи поважнее, как считают они: карьера, место в обществе и т. д. Именно такие люди и окружили влюбленных героев картины. Так вышло что отец Романа, когда-то был влюблен в Катину маму, и это, конечно, узнает его жена Вера. Вот отсюда и начинается все, не важно как выглядит Катя, что она любит, чем занимается, ее уже всем сердцем ненавидит мать Романа. Девочка и не виновата ни в чем, однако Вера уверенна что вся семья безобидной Кати порочна! Вера придумывает свой план, но можно ли разрушить настоящую любовь?
«Вам и не снилось» — очень трогательное, порою печальное кино о любви в целом. Здесь не только лучи первой любви, но есть и линия безответной (история матери Кати и отца Романа), история эгоистичной, в какой-то степени удобной любви (учительница), любви безоговорочной материнской. Весь этот набор раскрывает перед зрителем душещипательный рассказ, который затрагивает глубины души, и заставляет как улыбаться, так и плакать. Весь спектр эмоций, ведь в фильме столько прекрасного, несправедливого, удивительного и милого, что невозможно остаться равнодушным.
10 из 10
Фильм, конечно, сильный и запоминающийся — и в отношении режиссерской работы, визуального ряда, и игры актёров. Музыкальная тема и вовсе стала классикой (когда я впервые смотрела фильм, песню уже знала наизусть). Фильм про детей, которые ведут себя как взрослые, и про взрослых, которые во многом проявляют детскую инфантильность. Происходящее на экране занимает, юным влюбленным сильно сочувствуешь, однако…
… однако шедевром этот фильм, в отличие от «Школьного вальса», назвать не получается. И вот почему, видимо. Весь фильм меня не покидало ощущение, что режиссер не оставляет зрителю выбора в отношении того, чтобы решить для себя — на чьей стороне быть, кому сопереживать. И я вовсе не про разлучниц маму и бабушку Ромы. Действительно, это две (далее нецензурное слово, которое Роман так и не смог подобрать в финале фильма). Там ситуация однозначная, мать волнует только бывшая пассия супруга и собственная ревность к ней, а отнюдь не будущее сына, а бабушке, похоже, просто «в кайф» полновластно вмешиваться в чужие судьбы и ломать внуку жизнь, а заодно оказаться в центре внимания и забот. Но вот с главными героями не все так однозначно. Создатель фильма говорит нам: вот, посмотрите, это и есть Настоящая Любовь На Всю Жизнь. Нет, нет, не сомневайтесь, говорю же — это Она. В 17 лет в такое можно поверить, но взрослые зрители часто смотрят данную картину со скепсисом. Чувство Ромы зародилось на основании юношеского порыва. Мы не видим в фильме никаких предпосылок к серьезным отношениям, которые обязательно показывают в случае более зрелых людей. Понятно, что их и не может быть у двух школьников. Главные герои ещё не прошли всего того, что должны пройти в скором времени, мы не знаем, как будет развиваться ситуация. Если бы режиссер просто сказал нам «посмотрите, какое светлое, наивное чувство, лишённое всяческих рациональных расчетов, оглядок на будущее» впечатление от фильма было бы сильнее. Но именно замашки на Вечную Любовь без каких-либо доказательств и делают картину несколько нереалистичной. Фильм получился не совсем про жизнь, хотя настоящая любовь в жизни, безусловно, случается.
Расстроила и сюжетная линия с учительницей. Я так и не поняла, чего же она хотела от героя Филатова. Вероятно, тот тоже этого так и не понял. На выходе все остались разочарованы. Если задумка была рассказать про женщин, для которых любимая работа важнее мужчин, то почему у Татьяны постоянно глаза на мокром месте? Или это про отношения без любви, возникающие потому что «уже пора по возрасту и мама настаивает», и их единственный логичный исход?
Несмотря на некоторые моменты, этот фильм стоит увидеть. Ради того, чтобы родители ещё раз задумались, к чему приводит чрезмерное вмешательство в личную жизнь их детей. И ещё ради того, чтобы понимающе улыбнуться над эпизодом, когда больной и немощный мужчина мгновенно исцеляется и перепрыгивает через гору вещей, едва завидев вдали свою первую (единственную) любовь.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Вам и не снилось... 1980 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Школьники Роман и Катя тянутся друг к другу со всей безоглядностью первой любви. Мать Кати очень счастлива во втором браке и в озарении этого счастья хорошо понимает дочь. Роман находит поддержку у отца, давно и безответно любящего Катину маму. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви...
Вам и не снилось... / Вам и не снилось... 1980, СССР, драма, мелодрама