Галерея
Интересные факты 2
Актеры 10
Съемочная группа 2
Отзывы к
фильму
7
Путь воина, иначе не скажешь в разговоре об этом фильме, где авторы показывают нам становление молодого человека от недалекого крестьянского сына до могучего бойца, вступившего в схватку с очень страшным злом, самим Змеем Горынычем, который в русской сказке — олицетворение всего самого наихудшего и наистрашнейшего. В этой статье я попробую немного по иному взглянуть на старую сказку, которая сопровождала всё мое детство, как с замиранием сердца ждал я последней части фильма, где вновь и вновь Иван сходился в поединке со Змеем, отгадывал загадки страшного паука, или падал в необъятную пропасть. Два года спустя американцы в «Багдадском воре» (1940 г.) скопировали сцену с пауком полностью, да и позже отголоски именно этого фильма Роу можно было найти как в нашем кино, так и в зарубежном.
По сути «Василиса Прекрасная» стала в Советском Союзе первым жанровым хитом. Фильм не шедевр, нужно признать, к тому же не без определенных странностей, ведь в изначальной сказке, по которой был снят фильм, фигурировал главным злодеем Кащей Бессмертный. Как авторам пришла в голову мысль заменить его драконоподобным чудищем — остается только гадать. Судите сами; Змей похищает Василису, чтобы на ней жениться. В страшном сне не представишь подобный союз, громадная ящерица о трех головах и молодая женщина, но тут авторы оставляют данный вопрос без ответа. Как был создан сам этот первый советский кайдзю — написано уже очень много, скажу лишь одно; традиция делать столь прелестных монстров в советском кино не прижилась, не продолжил её даже сам Роу. В пятидесятых в былинном эпике Александра Птушко «Илья Муромец»появился Змей Горыныч, но сделан он был гораздо хуже чем у Роу, картонность была очевидна, а затем ещё в фантастике «Планета бурь» (1961 г.) на пару секунд мелькнул неплохо сделанный бронтозавр. В 1982 году в «Сказке странствий» появился дракон, сделанный неплохо для уровня советского жанрового кино, и на излете времен СССР в «Подземелье ведьм» (1990 г.) появились динозавры, но это было совсем удручающее зрелище, полный картон.
В разговоре об этом фильме нам интересно даже другое, а именно с какой серьезной последовательностью Роу прослеживает судьбу Ивана, путь его становления настоящим защитником, воином земли русской. Для детского кино, каким и считается «Василиса», это весьма здорово. Хотя реально назвать подобное кино полностью детским как-то язык не поворачивается, и не только потому, что здесь нет детей-актеров, здесь всё серьезно, опасность серьезная, и прочее. Сравните с более поздним творчеством Роу, уклонившегося в комедийность, и вы меня поймете. Поймете, почему «Василиса» и «Кащей» имеют такую огромную ценность для нас. Просто в этих фильмах всё по-настоящему, а какой зритель скажите не любит чтобы было по-настоящему? К тому же снимался фильм восемьдесят лет назад без компьтерной графики, и трюки, сделанные в нем, завораживают тем же настоящим. В книге о Роу я прочел о том, сколько раз приходилось падать Сергею Столярову в бездонную пропасть, в ледяную воду, ведь института каскадеров в то время ещё практически не существовало.
Я уже говорил что конечно фильм не без недостатков, но именно в этом фильме выискивать и подмечать их как-то не особо хочется. Ведь по сути начавшись как сугубо бытовая история, сделанная тоже на пять с плюсом (реалии деревенского быта далеких веков очень точны, любой историк скажет), фильм затем последовательно вышел в колею крепкого жанрового кино, держащего в напряжении до последнего. А ведь вспомните, каковым был кинематограф советской довоенной поры; либо до зубовного скрежета противные идеологические фильмы восхваляющие существующий строй и Сталина, либо детективы с обязательным присутствием шпиона, явившегося чтобы вредить Советскому Строю. А экранная сказка или фантастика вообще не были в почете, так что появление фильмов «Василиса Прекрасная», «Новый Гулливер», «Золотой ключик», «По щучьему велению» того же Роу были исключительным прорывом. Некоторые кинохудожники просто сбегали в исторический жанр, в сказочный, в былинный потому, что там хоть как-то можно было избежать идеологических клише, навязываемых существующей государственной системой.
И ещё одним ценны нам два фильма Роу, сделанные до того, как он изменил себе, начав демонстрировать в поздних лентах Русь шутовскую, скоморошью, лубочную. А ценны они тем, что показана в них истинная протоРусь, заселенная чудовищами Нави. В фильме Иван пересекает некую условную границу между миром живых и миром потустороннего, которую стережет страшнючая Баба-яга (Георгий Милляр, который кроме нее исполнил здесь ещё две роли — гусляра-былинника и отца Ивана). Она — негласная помощница Змея Горыныча, все время чинит Ивану препятствия, то сбрасывая его в пропасть, то завлекая в паутину стража. Неоднозначный образ. Прямо будто из истинных русских сказок, где Баба-яга предстает каннибалом и жутким страшилищем (ведь не секрет, что позднее многие страшные вещи из сказок и былин поубирали, чтобы поберечь нервы детишек). Но вот эта Баба-яга будто воистину оттуда, из пространства, откуда приходят к нам чудовища и смерть. Спасибо великому и совсем неоцененному при жизни актеру Георгию Милляру, создавшему в советском кино целую галерею нечисти.
Заканчивая разговор об этом замечательном фильме, отмечу, что Роу имел ярко выраженный талант показывать страшные вещи. Ещё раз позже он проявился во всей красе в хорор-былине «Кащей Бессмертный», которому мы посвятим отдельную статью. Да и в позднем творчестве время от времени у него что-то подобное случалось, например эпизод с ходящими деревьями в «Морозко».
Делаем вывод. «Василиса Прекрасная» и «Кощей Бессмертный» — ярко выраженный пример сказочного хоррора, который как явление так и не получил развития в Советском Союзе. Страшные вещи советским детям показывать боялись, и по этой причине более поздние кино сказки превращались в балаган, где взрослые режиссеры и актеры пытались угодить детишкам, разыгрывая сказку, лишенную драматического стержня, потому что страшное как правило он и есть. Лишь в 1982 году Александр Митта попытался сделать прорыв своей гениальной «Сказкой странствий», но это мало помогло. На излете восьмидесятых авторитет сказки уже был подорван, выросло совсем новое поколение, частично уже взращенное видеосалонами, и оно хотело и желало бояться. А в советской киносказке до конца восьмидесятых по-прежнему царил балаган. И в этом плане ранние фильмы Роу по-прежнему остаются отличным примером жанра сказочного хоррора, к сожалению единичными образцами.
Старинный фильм-сказка с национальным колоритом, волшебно красивый, добрый, искренний. Хороши музыка и песни, неторопливые речи со старинными оборотами, понятные детям эмоции. Это первый фильм, в котором Милляр сыграл Бабу Ягу и стал лучшей Ягой всех времён и народов.
Очень нравится в детском возрасте этот фильм, интересен он и во взрослом. Теперь, не переставая восхищаться настоящим искусством, подмечаешь, насколько оно органично своей эпохе. Василиса Прекрасная здесь не царевна, а работящая и умелая крестьянская дочь, практически стахановка. Дворянка — «готка» в бургундском сэконд-хэнде на убитой «тачке». Вместе с Купчихой приезжает на испытательный срок обхозяйствовать истинно русское шале, которое уж точно не будут раскулачивать, чтобы не по любви, а по трезвому разумению породниться с великим рабоче-крестьянским домом. Иван, младший крестьянский сын, превращается в сказочного богатыря и успешно борется с мировым злом, что символически отражает путь деревни от ликбеза до предоставленной возможности крестьянам получать дальнейшее образование, становиться большими людьми, принося пользу стране.
Задумал отец женить трех своих сыновей. Вышли братья в чистое поле и пустили стрелы в разные стороны. Стрела старшего сына упала на боярский двор, к боярской дочери, стрела среднего сына — упала на двор купеческой, а стрела Ивана, младшего сына упала на болото к лягушке-квакушке…
Страшно подумать- фильму-сказке «Василиса Прекрасная» уже за 70! Разумеется -чёрно белая картинка и комбинированные, постановочные спецэффекты выдают картину из советской эпохи. Да и актёры играют в устаревшей манере, свойственной старому кино. Всё это так. Но в то же время, как то не верится в то, что этот фильм был снят ещё до войны. Он не смотря на свой возраст, обладает какой то невероятной, положительной энергетикой, оставляющей после просмотра приятное послевкусие, как после бокала старого, хорошего вина. Такие картины стареют красиво. А вернее не стареют вовсе…
Известный советский сказочник Александр Роу, задумал поставить большую картину на основе старых русско-народных сказок. И заказал драматургу Владимиру Швейцеру написать такой сценарий. И тот выдал из под своего пера увлекательное, местами сдобренное юмором, а иногда и эпически серьёзное сказание. Смешав в одном сюжете и Василису Прекрасную и Бабу-Ягу, и Змея Горыныча и элементы истории Кощея Бессмертного и много чего ещё, автор сценария рассказал нечто похожее на былину. Причём все эти разнообразные сюжеты соединены умело и гармонично дополняют друг-друга, складываясь в одну интересную историю. В некотором роде это «квест». Или даже, как сказали бы иностранцы- фэнтези. Ибо тут говорящие животные, сказочные и фантастические моменты, сражение с огромным, огнедышащем драконом и превращение лягушки в девушку-красавицу. «Василиса Прекрасная» -это наше, родное, славянское фэнтези!
Александр Роу снимал свои сказки на века. Он работал как на натуре, с предварительным возведением больших декораций, так и в павильоне «Мосфильма» -одной из крупнейших на тот момент киностудий мира. Все предметы старо-русского интерьера, костюмы персонажей и прочее- создано бережно и с любовью. Даже 70 с лишним лет, картина производит впечатление своим размахом и качеством постановки. Что уж говорить о том, далёком 1939-ом, когда «Василиса Прекрасная» вышла в свет. Тогда фильм Роу и вовсе производил ошеломляющий эффект на зрителей. Как советских, так и иностранных. Картина была в прокате в Финляндии, Польше, Франции, Германии и других странах мира. И везде этот отечественный, сказочный фильм принимали с восторгом главные его зрители, те для кого он и был снят, а именно- дети…
Сыгравшие в ленте актёры, на тот момент не были известны широкому зрителю. Но они смогли расположить его к себе, благодаря своей харизме и обаянию, и создать запоминающиеся, по истине народные, сказочные образа. Это и Сергей Столяров в роли Ивана. И Георгий Милляр сразу в трёх образах (!) — отца героя, гусляра-рассказчика и коварной злодейки Бабы Яги. И, конечно же сама Василиса, которую тут блистательно воплотила на экране -дебютантка Валентина Сорогожсая. Но зрители особо выделяли «ту замечательную советскую артистку, которая сыграла Бабу Ягу». Так как в титрах по ошибки забыли указать имя того, кто сыграл этого персонажа, а смотревшие фильм и не догадывались, что и роль этой сказочной злодейки сыграл всё тот же, разносторонний актёр Георгий Милляр. Кстати, это он сам убедил режиссёра, что сможет сыграть и Бабу Ягу. И даже озвучить. А когда Роу, было воспротивился -указав на то, что у Милляра хрипловатый голос, актёр заметил, что бывают же бабульки с прокуренными голосами!
Для фильма была написана прекрасная музыка, которая смогла передать и значительно дополнить запечатлённую замечательным оператором Иваном Горчилиным, сказочную атмосферу ленты. А художниками картины, была проделана по истину громадная работа-изготовление костюмов, декораций, выбор красивых локаций на натуре и прочее. Особо впечатляет созданный ими Змей Горыныч. Говорят он был более 15-ти метров в длину и 5-ти в высоту, а так же имел такой устрашающий внешний вид, что конь Столярова боялся к нему приближаться. И на съёмку финального сражения Ивана с похитителем его суженной -ушло много времени.
Фильм после часто демонстрировался по отечественному телевидению. В конце 60-ых он был восстановлен и теперь уже в новом качестве предстал перед зрителями. Позже, в эпоху видио его выпустили сначала на VНS, а позже и на DVD. И до сих пор, время от времени, «Василису Прекрасную» показывают по ТВ. Так что, я рекомендовал бы посмотреть эту чудесную, волшебную картину всем тем, кто по каким то причинам не смог увидеть этот фильм в детстве. Уверен-равнодушным он не оставит не кого, и сможет произвести благоприятное впечатление.
10 из 10
P.S
Остаётся только ждать, когда этот старый, но всё ещё любимый, не одним поколением зрителей, фильм Роу — будет подвергнут колоризации. Ибо эта сказка, как не какой другой фильм напрашивается на «раскрашивание». Стань «Василиса Прекрасная» цветной -она сумеет покорить и сегодняшних детей, выросших на голливудских, компьютерных, но зачастую-бездушных блокбастерах…
Женился Иван на лягушке, а она Василисой Прекрасной оказалась. Да вот беда, положил глаз на нее Змей Горыныч. И идет Иван биться за любимую с чудовищем.
Старая, старая сказка, сделанная в духе драмы, в которой быт русской деревни сквозит в каждом кадре. Даже если отключить звук, ясно где происходит действие. Посмотрим на год создания фильма — 1939. Царей и королей уже двадцать лет как нет, поэтому отрицательные персонажи-люди богатые, а положительные бедняки, да и равенство у нас даже с лягушкой, она и то лучше богачей. Не будем ставить это в укор создателям фильма, он от этого не пострадал. Помимо отрицательных персонажей-людей, есть персонажи сказочные. Честно говоря, они вызывают жалость. Змей искренне полюбил Василису, а Баба-Яга любит Змея, как сына и оба они наивно пытаются завоевать девушку. Сказка, есть сказка, без спецэффектов не обойтись. Но тут режиссер на высоте, все рушится и взрывается, как взаправду.
Колоритные образы, красивая любовь — отличный фильм.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Василиса Прекрасная 1939 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Задумал отец женить трех своих сыновей. Вышли братья в чистое поле и пустили стрелы в разные стороны. Стрела старшего сына упала на боярский двор, к боярской дочери, стрела среднего сына — упала на двор купеческой, а стрела Ивана, младшего сына упала на болото к лягушке-квакушке...
Василиса Прекрасная / Vasilisa prekrasnaya 1939, СССР, приключения, семейный, фэнтези