Галерея
Интересные факты 1
Актеры 8
Съемочная группа 6
Отзывы к
фильму
13
Идеал и жизнь
Молодой фронтовик-интеллигент Саша полюбил медсестру - любовницу своего командира Любу. Кончилась любовь ничем - командир за свою любовницу держался крепко, а после войны их разбросало по жизни в разные стороны. Теперь Саша - женатый киномеханик, а Люба - продавщица пирожков, в одиночку воспитывающая дочь от погибшего любовника. И однажды они встречаются снова...
Фильм иногда вспоминают как военный, но война здесь нужна только для того, чтобы с чего-то начать историю. Дальше о ней почти не вспоминают. 'Военно-полевой роман' - драма о несчастной любви и - в большей мере - об идеале. Главный герой увидел довольно простую, но красивую девушку и дорисовал образ до уровня чуть ли не богини. А встретив ее снова, попытался перенести этот образ на реальную женщину, огрубевшую и сломавшуюся. И ведь почти получается - Люба снова превращается в яркую красавицу. А законная жена героя Вера из утонченной женщины превращается в какую-то серую мышь. Сам герой при этом ни ту, ни другую почти не замечает - он видит только свою, идеальную Любу, которой когда-то робко признался в любви в окопе. Но вечно так продолжаться не может. Потому что люди, видящие вместо жизни идеал, страшны, и те, кто их окружает, получают в основном страдания. Главный герой в этой истории одновременно становится главным злодеем, причем не в последнюю очередь для самого себя. Изящный и до боли реалистичный поворот.
На эту же идею работает линия администратора кинотеатра в великолепном исполнении Зиновия Гердта. И она действительно нужна - задолго до кульминации центрального конфликта на примере героев Гердта и Козельковой нам объясняют, что обычно происходит в таких ситуациях.
Такая история не могла обойтись без прекрасных актеров, и они здесь есть. Николай Бурляев отлично изобразил растерянного идеалиста, чья мечта грубо врезалась в жизнь. Наталья Андрейченко сыграла практически три разных роли - гламурную фронтовую медсестру, простую, как три копейки, продавщицу и роковую женщину советского разлива, но при этом не позволила зрителю забыть, что все это одна героиня. Инна Чурикова блестяще передала образ доброй, тонкой женщины, которая ломается на глазах, ощущая свою ненужность. Разве что у Шиловского герой какой-то невнятный - вроде бы грубый пролетарий, с которым все понятно, но уже при втором появлении он как-то сдувается и пытается вести себя почти интеллигентно. Актер точно понимал, кого играл, но получилось не очень. Но его мало, а остальные персонажи великолепны.
'Военно-полевой роман' - история достаточно тяжелая и трагичная. И человечная. Шедевр жанра, рассказывающий о человеческих проблемах искренне, просто и безжалостно.
10 из 10
Это фильм вовсе не о войне. Нет, война и послевоенный быт здесь присутствуют: снимал ведь режиссёр, прошедший войну, как ему забыть её? Поэтому есть здесь и война в виде отдалённых разрывов, и ностальгия по послевоенной юности, врывающейся в повествование тогдашними песнями и фильмами, которые крутит главный герой. Есть и немного чернухи в виде нарочито-угрюмой бытовой неустроенности, сменившей победное ликование: на дворе ведь уже восьмидесятые, куда ж без неё?
Но всё же фильм не о войне и не о чернухе. Это фильм о любви. О первой, романтической, наивной, глупой, по-тургеневски обречённой быть несчастливой и безответной. И о любви взрослой и настоящей. Это кино ценно тем, что пошлейший штамп «муж-жена-любовница» превращает в историю о человеческой доброте. Саша любит Любу, уже тогда, на войне пожелав счастья ей и её детям, пусть и с другим. И здесь, в новом, послевоенном мире снова любит её, возвращая ей красоту и самоуважение. А Вера любит Сашу и потому даёт ему свободу. Вовсе здесь нет речи о мудрости настоящей женщины, настоящей жены. Нет здесь никакого расчёта, интриги, игры, направленной на то, чтобы муж к ней вернулся. Речь лишь о том, что в любимом герои видят не собственность, а человека, которому желают счастья, о котором заботятся. И поэтому Вера думает о человеке, а не о муже, о его искалеченном желудке и о необходимой ему каше и защищает его от доброхотов, желающих открыть ей глаза. И Люба, сталкиваясь с таким человеческим отношением видит в Вере не жену своего хахаля, которую так весело и интересно было бы обманывать, а человека, которого они с Сашей обидели. Пошлые штампы рождают грязь и пошлость, человеческое отношение рождает красоту и доброту. И поэтому в конце никто не остаётся у разбитого корыта, и у всех в новом году что-то изменится к лучшему. Не только у Любы, у Саши с Верой тоже.
Это не совсем мой художественный язык, слишком натуралистичный и чернушно-мрачный, но это хорошо снятое кино. И актёры молодцы, сыграли всё с вниманием к деталям, к тончайшим нюансам мимики. не боясь быть в кадре некрасивыми и смешными.
7 из 10
Одни любят...другие позволяют себя любить...
Так получилось, что этот ошеломляющий и стоЯщий (по моему скромному мнению) особняком от прочих драм и мелодрам, фильм с немножечко странным (на первый взгляд) названием 'Военно-полевой роман' соседствует у меня на DVD c кинокартиной 'Женя, Женечка и 'Катюша', но смотреть оба эти фильма в один день я уже давно не рискую по причине несколько излишней сентиментальности.
И если 'кино с ласковыми женскими именами в названии' трагично только в конце, то 'Военно-полевой роман' по сути своей одна большая жизненная драма и хотя и не заканчивается трагически, что касается людских потерь, но вымораживает душу насквозь.
В известной песне Шнура поется 'Никого не жалко, никого. Ни тебя, ни меня, ни его'. Здесь ВСЁ диаметрально противоположно и жалко ВСЕХ - даже 'морячка-тихого-алкоголика-со-скрипкой'. Жалко, гениально сыгранную Инной Чуриковой, (всегда считаю, что это ее лучшая роль) интеллигентную до мозга костей учительницу, любящую беззаветно и беспримерно, слепо и преданно.
Жалко (но гораздо в меньшей степени) такого же тихого и несколько инфантильного интеллигента, пронесшего через всю войну свой женский романтический образ и пытавшегося приспособить его к своему идеалу, надеясь что загрубевшую (не столько на войне, как в горниле послевоенного быта и неустроенности) 'торговку' камерная музыка и макияж превратят в воспитанницу 'института благородных девиц' и не замечающего, что самая благородная находится давно рядом с ним.
Жалко саму героиню обаятельной Натальи Андрейченко, которую на некоторых кинофорумах несознательные личности окрестили даже 'стервой' и которая по сути своей просто женщина, которая (сильная и независимая по своей натуре) всего лишь желает чувствовать себя как за каменной стеной с таким же настоящим мужчиной, любящим, но твердым и волевым (а как же иначе если хлебнула в жизни сполна и пора уже прибиться к берегу).
Стерва не пошла бы рассказывать, что выходит замуж своей 'мнимой сопернице' и не стала бы лить слезы, жалея своего 'влюбленного рыцаря' и понимая, что 'его жизнь уже никогда не будет прежней'. А впрочем, Бог ей судья...
А я не Господь Бог, а простой человек и поэтому (повторяюсь) мне жаль здесь АБСОЛЮТНО всех. Даже героя Зиновия Гердта и его несчастную жену. Как говорится 'Не судите и не судимы будете'.
10 из 10
Любовь из прошлого
Так бывает: идешь по своим делам, и вдруг знакомый взгляд, любимый когда-то голос… и мир переворачивается навсегда… Нечто подобное произошло с главным героем знаменитого фильма Петра Тодоровского «Военно-полевой роман». После случайной встречи с роковой женщиной Любой (Наталья Андрейченко) жизнь Александра Нетужилина (Николай Бурляев) действительно изменилась. Безвольный, очарованный безумец позабыл о своей жене Вере (Инна Чурикова). В военные годы Александр испытывал тайные чувства к медсестре Любе, правда, она не знала об этом. Героиня Андрейченко тогда была полевой женой комдива. Александра затянуло в воспоминания о том, когда чужая красивая женщина озаряла светом его нелегкие солдатские дни.
Поначалу кажется странным, как вообще Люба может привлекать противоположный пол? Неухоженная, грубая, вульгарная. Но именно Александр стал новым этапом в ее жизни, позволившим снова почувствовать себя настоящей женщиной. И она расцвела только для другого мужчины (Виктор Проскурин).
Встреча с первой любовью омрачила семейную жизнь героя Бурляева. Его супруга Вера очень сильно страдает от перемен, произошедших с ее второй половинкой. Соседи и коллеги уже в курсе, что у Александра есть любовница. Чурикова была награждена «Серебряным медведем» за лучшую женскую роль. Актриса удивительным образом показала то, какой должна быть настоящая жена: понимающей, сострадающей, доброй и тихой. Внешнее спокойствие и примирение Веры лишь маска. В одной из самых драматичных сцен в фильме она выбегает за дверь из комнаты, чтобы ни Саша, ни соперница не увидели ее горьких слез. Даже представить знакомство с любовницей мужа наяву не каждая захочет, а в «Военно-полевом романе» героиня Чуриковой приглашает ее к себе в дом. Странный любовный треугольник… Поведение Веры вообще можно раскритиковать и не понять. Такая у нее любовь, ждущая, всепрощающая. Потрясающая роль.
Александр, пожалуй, самый необычный образ, одновременно мечтатель и романтик, простофиля и мямля. Он просто не может расстаться с воспоминаниями о войне, когда Люба была единственной радостью. И эта встреча оказалась ненужной для него, для героини же Андрейченко – спасительной и воскресающей. Странный парадокс. Назвать Александра плохим нельзя. Он просто потерян и оторван от реальности.
Иногда, когда хочется повернуться назад к призракам прошлого, остановитесь на мгновение, может, стоит пойти вперед, чтобы не было мучительно больно?
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Военно-полевой роман 1983 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Медсестра полюбила комбата, но он погиб, оставив ее с ребенком на руках. После войны ее случайно встречает бывший солдат, который на фронте был в нее влюблен — тайно и безответно. Теперь его жизнь кажется вполне благополучной, ее же — несчастной. Его прежнее чувство вспыхивает с новой силой. И эта любовь спасает ее, возвращает к жизни.
Военно-полевой роман / Voenno-polevoy roman 1983, СССР, драма, мелодрама