Галерея
Интересные факты 3
Актеры 18
Съемочная группа 14
Отзывы к
фильму
5
Сын за отца
Не впервой младший снимает 'под старшего' (как минимум было что-то такое в 'Довлатове'), но впервые настолько похоже — причем не повернется язык сказать, что это копирование или подражание, поскольку тут есть и много своего. Но, с учётом посвящения семье, отцу в частности, звучащего на закрывающих титрах, посвящение стилевое выглядит более чем уместно.
Не скажу что знаю творчество Германа-отца очень хорошо — видел все его работы от силы по нескольку раз, что-то больше, Лапшина или Двадцать дней, их чаще крутили по телеку, — но знаете, у меня после 'Воздуха' осталось ощущение, что даже он остался бы доволен. Отругал бы, конечно, за многое! И за что-то даже вполне заслуженно, но в целом ему было бы приятно и это посвящение, и выбранная тема, и уж тем более то, как она была раскрыта.
Сложно сказать, где фильм лучше смотреть, в кино или дома, с одной стороны, съёмки воздушных боёв, вообще полетов, с другой — много крупных планов, когда лицо героя занимает буквально половину кадра. Наверное, лучше исходить из того, что фильм 2,5 часа.
Больше всего удивило, как показаны немцы, немецкие лётчики. Точно те же ракурсы, что и у наших, крупно лицо, глаза, следящие за целью, будь то вражеский самолёт или машина, эвакуирующая детей по Ладоге, минимум эмоций, но в целом — просто выполняющие свою работу л ю д и. .. И гибнут они так же, и кровь у них того же цвета. Почти наверняка именно за это авторам *прилетит* больше всего.
Нарочно не пишу ничего про актерские работы: во-первых, их тут даже *со словами* очень много, а выделять одних главных героев было бы несправедливо, во-вторых, даже мелькнувшие в кадре на полсекунды исполнители отработали на все сто, выполняя режиссерскую волю и создавая общую — такую живую — картину. Как у отца. Да, уверен, ему бы понравилось.
Перестроечное кино
Мда… Словно перестроечное кино посмотрел. Любили тогда, в самом конце 80-х, как и в поганых «святых 90-х» снимать такие вот военные драмы. Очень любили. Особенно за счёт госбюджета. Господин Герман тут не изменил ни своей фамилии, ни своему сословию с его негласными традициями. Смотришь этот фильм – и прямо чек-ап щёлкает:
- репрессии. Страшные органы незримо довлеют.
- ЧСВН (Член семьи врага народа)
- насилие. В том числе и проговаривается про сексуальное в т. ч.
- огромный портрет тогдашнего руководителя нашей страны
- рассказ как круты немцы. Как они всех побили и прочее. Прям «9 роту» вспомнил. Правда, наши кинотворцы, роясь на крови 1941-42 гг. обычно почему-то забывают про года 1943-45. Когда уже немцы порою на плотах бросались в море в тщетной надежде доплыть до румынских берегов.
- невинный человек отправляется или в штрафбат, или в ГУЛАГ.
- кругом грязища и кровища. На войне это есть – но тут Герман словно смакует. Вспоминается сразу же (и очень нехорошими словами) последний фильм его отца…
В общем и целом, это серый фон, грязь, кровь, порою – лица «из самого что ни на есть простонародья»(тм). Действует всё это очень угнетающе. Споры о боге и Родине тут вообще не в тему.
В общем и целом, примерно такой вот кинопродукт любили снимать у нас лет так 20 тому назад. А сейчас смотришь на это, как в увеличительное стекло на опарыша.
Но даже в этом есть и хорошее. Сцены воздушных боёв очень хороши. И их немало. И главное – прекрасные актёрские работы девчонок. Особенно Анастасии Талызиной и Аглаи Тарасовой. Как и Сергея Безрукова. И вот это трио спасло актёрскую честь фильма. Как и воздушные бои. Ну и хорошие самолёты с новыми мощными моторами нашим всёж ведь дали в конце концов.
Резюме. Кино на один раз.
'Я даже имён их уже не помню, неправильно как-то...'
Цитата выше может быть не точной, но я не думал, что когда-нибудь в своей жизни буду цитировать персонажа, которого играл Сергей Безруков. Я, если честно, шокирован. Впервые в своей жизни я увидел толковый российский фильм про войну. Сколько можно увидеть фильмов про судьбу женщины на фронте, склёпанных за наши налоги на коленке? Да миллион! В этот день у меня было весьма токсичное настроение и я очень хотел позлить патриотично настроенных граждан своей рецензией. Я шёл на фильм 'Воздух', понимая, что будет плохо. Но вышло совсем наоборот. Забегая наперёд, это теперь один из моих любимых фильмов. Как так вышло? 'Месть ситхов', 'Оппенгеймер', 'Холодное сердце 2', 'Завтрак на Плутоне' и фильм 'Воздух'... Мои вкусы во всей красе.
На замену погибшим лётчикам в авиационный полк прибывают неопытные юные девушки. Их воспринимают, как кукол и кухарок, но именно они герои этой истории, и Иванам да Петям придётся чистить картошку самостоятельно. Идёт операция по освобождению Ленинграда от блокады. Много смертей, много горя, много страха. Невинная рука делает первый выстрел. Пустые глаза садиста закрываются. Героини проходят через все ужасы войны, а то, что не проходят сами, видят со стороны.
Во-первых, если вы посмотрите этот фильм, можете больше не смотреть военные фильмы вообще, потому что в два с половиной часа успели уложить всё, что надо понимать о жизни людей в условиях войны.
Во-вторых, лишней драмы, лишних эмоций, лишней романтики не было. Всё очень хорошо вымерено. Есть несколько перегибов, но их можно списать на художественную погрешность и рассеянность повествования.
В-третьих, следить за персонажами, за историческими событиями очень интересно.
Но есть недостатки у сюжета. Первым недостатком можно посчитать множество резких переходов с одного события на другое. Но лично мне это рваное повествование даже понравилось. Может у меня какое-то режиссёрское видение, но я думал про себя: 'Ну, я бы также сделал. Зачем рассусоливать?' Вот самолёт падает, вот их уже хоронят. Нечего сопли по стеклу развозить, так даже лучше - так мощнее бьёт. Единственным недостатком лично для меня является лёгкая скомканность и отсутствие проработанной мотивации некоторых поступков основных действующих лиц. Последнее можно списать на человеческий фактор, но всё же.
Что касается атмосферы, то человек, делавший цветокоррекцию, должен быть записан в святые или хотя бы герои России, потому что выглядит фильм потрясающе. А операторская работа и работа с освещением, с ракурсами достойна самых высоких наград. Сравнивая 'Воздух' с весьма похожим фильмом Кристофера Нолана 'Дюнкерк', могу сказать, что наш фильм не сильно уступает. А по сюжетной части, лично для меня, даже выигрывает.
Персонажи в российских фильмах для меня являются отдельным видом пытки, потому что видно, что они не настоящие. Возникает остро режущее ощущение после какого-нибудь 'Холопа 2', что учились на актёров они на подготовке к утренникам в детском саду. Но теперь у меня появилось впечатление, что может у нас всё плохо не с актёрами, а с режиссёрами, которые весь пафос в такой абсурд превращают, что смотреть противно, а что касается 'Воздуха', то всё органично вписано, режиссёр - Алексей Герман мл. явно постарался, потому что все персонажи выглядят очень настоящими. Нет чувства фальши, неуместного пафоса. Главная героиня раскрылась как личность восхитительно. Мне она очень даже симпатична, как личность, несмотря на её травмы. Да и вообще, не знаю насколько правдоподобно изображены женщины того времени, но, по сравнению с современными женщинами, девушками и старушками, они глубокие личности, они начитаны, у них характер. По сравнению с ними, наши поколения - просто машины по переработке тик-токов, материал для статистического анализа и крашеные куклы для треков Скриптонита под фоткой в социальной сети. Очень мне нравятся образы из этого фильма, но не все.
Лучший военный фильм в принципе из того, что я видел.
9 из 10
Человек или ( и ) Родина
Было чего опасаться: Сергей Безруков в фильме Алексея Германа – младшего. И не в том дело, что кто-то хорош, а кто-то плох. Два разных художественных мира. Полутона, оттенки, шепот, ансамбль – с одной стороны. Яркость, размашистость, бенефисность – с другой. Не скажу, что я Безрукова в «Воздухе» не узнал. Узнал. Но все же, это – другой Безруков. Который, оказывается, умеет уйти на второй план, который может пригасить весь свой актерский пламень. Не всегда. Но часто.
В этом – ключ Германа – младшего, который он унаследовал от отца. Анастасия Талызина, Аглая Тарасова – актрисы яркие, эмоциональные, запоминающиеся. И все же, во всех этих «Холопах», хоть какие крестьянские одежды на них не надень, всегда с экрана доносился флер дорогого парфюма и красных фестивальных дорожек. Герман – младший его убрал совсем. Лица девочек военной поры. И ничем «звезды» не выделяются из массовки, которая подобрана столь же любовно. Ни разу в кадре не промелькнет лицо, за которым чувствуется московский ритм 21-го века. Все, как на подбор – из тех снимков военных лет, который есть в альбоме каждой семьи.
Елена Лядова и Кристина Лапшина: одна – признанная и обласканная славой актриса, другая – кинодебютантка. В фильме – военные летчицы. Одна – опытная «валькирия», другая – выпускница ускоренного курса пилотов. Но в этом фильме нет деления на «звезд» и фон: все в одном ансамбле, в одной эскадрилье, в одном строю.
Герман-старший, в силу года своего рождения, хотя бы краем детского сознания помнил годы, которые он воссоздавал на экране – конец 30 - х, 40 - е, 53 - й. И он погружал своего зрителя с головой в быт и дух того времени: с его газетами, тарелками, флаконами духов, обрывками голосов прохожих и звона трамваев. Герман – младший унаследовал от отца этот перфекционизм в подборе фактуры, но при этом оптика взгляда через призму времени у него иная. Никакой какофонии сторонних звуков, все мизансцены выстроены без участия « случайных» деталей: каждое лицо, каждый предмет – в копилку. Если Герман – старший, водил наших современников по коридорам и лабиринтам прошлого, младший не дает забыть: это – лишь реконструкция. Любовно и тщательно созданная, но реконструкция. Особенно заметно это в эпизодах в блокадном Ленинграде. Статичные мизансцены. Реплики героев – это именно тексты. Литературные, выверенные тексты. В этом – огромный такт режиссера. Нельзя сейчас играть в концлагерь. Играть в блокаду – кощунство. Можно только прочувствовать через детали. И актриса театра музкомедии, который работал в блокадном городе, исполняя арию Сильвы, с трудом набирает дыхание для очередной музыкальной фразы. Не сорвется, все исполнит, все дотянет. Сил на бурлеск нет. Силы только на то, чтобы набрать очередную порцию воздуха.
Воздух. Вот где режиссер напомнит, кто его отец. Вот где будет полное погружение в атмосферу боя. С круговертью низа и верха, с сотрясением кабины от попаданий пуль, снарядов и обычной турбулентности, от физической боли от порезов стеклами разбитых очков, от едкости дыма, который заполняет кабину, от неожиданности появление далеко на горизонте, в хвосте вражеского «Мессершмидта», от девчоночьих заклинаний «Самолетик, миленький, лети!» Это – фильм о девочках. О тех, кто вырос на образах Расковой и Гризодубовой. А на фронте столкнулся с тем, что пламенный мотор советских «птиц» греется и плюется маслом, что техническое преимущество у врага, что у них больше всего: самолетов, пилотов, моторов, что они побеждают. «Воздух» о войне, где были не только победы. О той войне, которая началась с отступлений, потерь, котлов, блокады и поражений. О том пути, который прошла страна от катастрофы к Победе. И о том, что эту Победу обеспечил не только технический и промышленный прогресс в области военной техники, а взросление девочек, с отличием закончивших курсы пилотов и идеально имитирующих воздушный бой на земле, но не преодолевших ужас от нажатия гашетки в момент, когда в прицеле самолет. Ведь в нем – живой человек. Враг, но человек.
От быта и реалий к надмирному. Что важнее – человек или родина ? Такая дилемма стоит перед совсем молодыми девчонками весной 42-го. Для Жени – этот вопрос особенно болезненный. Она отказалась от родительской фамилии « рагов народа», балетная, утонченная девочка попала в детский дом. Для нее Родина – мачеха, сломавшая ее детство. И ее надо защищать в ситуации, когда Родина ее саму защитить не очень может. И только, пройдя круг потерь, смертей, испытаний, Женя из наивной барышни, которая не может стрелять по живому, станет грозой немецких асов. И не только потому, что преодолела табу, наложенное природой на женщин: давать жизнь, а не отбирать. Пришло понимание: дилемма Человек или Родина – ложная сама по себе. Разделительный союз « или » поставили манипуляторы. Там должен быть соединительный «и». Ее Родина – это подруги, которые крутят девичью любовь и сражаются за нее в небе, это ее первое настоящее девичье чувство, это – младенец, которого она по просьбе матери вывозит в кабине штурмовика из партизанского отряда, это те десятки безымянных красноармейцев, которые случайно оказываются рядом с ней в окопах Сталинграда. Это те новые выпускницы летных школ, которые пришли на смену погибшим. Маша, Люда, Лариса, Лена. Они появятся ненадолго: жизнь пилота на фронте коротка. Но это они – Родина.
Жизнь не земле снята в любимой режиссером гамме: серый, оливковый, цвет пожухлой листвы, молочно–белый. Яркие краски ворвутся на секунды, когда самолет взмоет над облаками. Пронзительный, яркий, чистый цвет воздуха Родины.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Воздух 2023 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Великая Отечественная война. В СССР идут тяжелые бои, немецкая армия наступает. В смешанный авиационный полк прибывает подразделение летчиц. Все они — юные, необстрелянные и сперва не совсем понимают, что такое война. Девушкам приходится трудно в мужском мире, но они день за днем в череде воздушных схваток доказывают, что они не хуже мужчин.
Воздух / Воздух 2023, Россия, военный, драма, история