Галерея
Интересные факты 15
Отзывы к
сериалу
20
Отношение к данном фильму у старшего поколения сомнениям не подвержено. Это понятная и вполне искренняя любовь и эмоции, которые не позволяют данный фильм особенно часто пересматривать. Собственно, это была краткая рецензия от моего отца 63-го года рождения. Дальше скажу от себя, 89-го года рождения, посмотревшего «А зори здесь тихие…» впервые вчера, в 2020-м году.
Фильм состоит из двух частей с совершенно разной динамикой. Первая часть — это представление персонажей, а вторая — выполнение боевой задачи.
В первой части много цветных (сам фильм черно-белый) вставок из прошлого героинь, которые повествуют о любви. И вот если в фильме и можно к чему-то придраться — то к этим вставкам. Сюжеты крайне банальны: одна полюбила женатого и у нее не осталось никого кроме него, вторая — скромного романтика-студента и не успела сказать ему о своих чувствах, у третьей идеального во всех отношениях мужа убили, четвертой не ответили взаимностью, а пятая только мечтала о любви (ну или как-то так). Я не пытаюсь сказать, что этому фильму нужны излишне драматизированные любовные интриги — фильм не об этом — но и чисто художественно можно было, по крайней мере, донести ту же информацию до зрителя без этих сюрреалистических вставок. Тем более, в таком случае вставки из «мирного» времени — которые также цветные — были бы чуть более контрастными.
Вторая часть — в какой-то степени боевик. Зрители постарше наверное проклянут меня за такой термин, но по факту это так. Но что характерно — это весьма хороший боевик, который сочетает перестрелки с раскрытием персонажей. Именно этим обычно и отличаются хорошие боевики от плохих — мы переживаем за героев и надеемся, что они выберутся из тяжелой ситуации. А в данном случае мы имеем целую первую часть фильма на то, чтобы сблизиться с героями.
Как и в любом хорошем фильме, герои проходят по сюжету, изменяясь — в особенности старшина, который во второй части превращается для девушек практически в отца.
Ну и финальным аккордом является проходящая через весь фильм «связь поколений» (сейчас немного пафосно звучит, но наверное тогда это называлось так) — когда во вступлении группа молодых ребят едет на шашлыки с гитарой в те самые места, где впоследствии будут происходить события фильма, в середине мы возвращаемся к ним, и заканчивается фильм тоже сценой с этими ребятами. Структура — идеальная, аналогичная использована в «Спасении рядового Райана», кстати.
Забыл отметить один момент, который немного резанул — это сцена, когда старшина отмечает, что фашисты добивают своих раненных, и на основании этого рассуждает о их бесчеловечности. Я не пытаюсь тут кого-то защищать, я просто хочу отметить, что для старшины должно быть ясно, что диверсионная группа, которая двигается к цели и подвергается обстрелу противника неизвестной численности, не может себе позволить тащить с собой раненых. А оставлять их противнику — куда менее гуманно, чем застрелить.
***
Что можно сказать в итоге? Фильм — безусловный шедевр. Да, можно было бы при большом желании вырезать несколько сцен, не важных для сюжета — стихи, танцы, баню — в основном, из первой части. Но в остальном — все по делу, все имеет эмоциональную нагрузку либо двигает вперед сюжет.
Мне очень нравятся произведения Бориса Васильева. То, как он описывает мысли главных героев, их эмоции, изменения природы в связи с началом войны… талант этого человека невозможно не признать. В 1972 году выходит фильм «А зори здесь тихие» по одноименной повести Васильева. Я слышал, что автору книги не понравилась концепция кино, а вот спектакль пришелся по душе. Безусловно, он имеет право на свое мнение, но мне непонятна такая резкая критика ленты, созданной по его же «детищу». Тут хотелось бы поспорить с Борисом Львовичем.
Сюжет. Действие фильма разворачивается в 1942 году в Карелии. В тыл к коменданту разъезда Федоту Васкову присылают молодых девушек-зенитчиц. Одна из девушек случайно замечает в лесу двух немцев и докладывает об этом старшине. Васков получает от начальства приказ обезвредить врагов…
Зрителю предлагают ознакомиться с очень точной экранизацией. Конечно, небольшие отличия от книги все же есть, но они совсем несущественные. Зато несколько придуманных эпизодов отлично подошли картине. Я знаю, что некоторые люди считают показанную историю нереалистичной. Мол, каким образом простые девушки смогли выстоять против мужиков-десантников? Ну во-первых, рассказ Васильева действительно является выдуманным. Он всего лишь базируется на реальном случае, в котором мужчин заменили молодыми девушками. Во-вторых, неужели кто-то думает, что похожих событий не было на войне? Советский союз во многом и смог победить благодаря вот такой самоотверженности своих граждан. Я благодарен авторам за сильнейшую эмоциональную концовку. Я, как читатель, смог еще раз прочувствовать всю боль и тяжесть старшины.
Атмосфера. Мне безумно понравилась идея, в которой довоенное и послевоенное время показывается в цвете, а война — в черно-белых цветах. Потрясающая операторская работа умело демонстрирует ближние планы (особенно хорошо удается показать взгляд персонажей), виды от первого лица и даже видения Васкова. Игра актеров лично у меня вызывает восторг. Я бы никогда не дал бы Андрею Мартынову (Федот Васков) 26 лет на момент съемки. Он выглядел очень солидно для своих лет. Для многих девочек участие в фильме стало дебютом на большом экране. Все сыграли свои роли убедительно и профессионально, я не увидел у девушек какой-то робости или неуверенности.
Музыка. Шикарные мелодии замечательно подошли не только к грустным, но и к забавным эпизодам. Также запоминаются танцы и песня туриста.
Итог. Потрясающая экранизация, к которой у меня нет никаких претензий. Жаль, что в свое время она не получила премию «Оскар». Великое кино о Великой войне. Спасибо всем женщинам и девушкам, воевавшим за родину и за наше будущее мирное небо над головой…
10 из 10
(99%), «До свидания, девочки! Девочки, постарайтесь вернуться назад…» — отрывок из стихотворения Булата Окуджавы.
Тема женской доли во Вторую Мировую войну затрагивалась отечественными постановщиками того периода не в первый раз, стоит вспомнить хотя бы «Бабье царство» Алексея Салтыкова, вышедшее пятью годами ранее и полностью посвящённое «слабому полу». И тут стоит заметить и вспомнить чей-то риторический вопрос: «а что бы снимали русские, если бы не было войны?». Это всё к тому, что режиссёры-современники Станислава Ростоцкого (и он сам, посвятивший данную картину фронтовой подруге) не абы кто, а именно те люди, что ковали победу для русского народа и потомков. Так что все эти тематические вопросы опустить стоит сразу — Станислав Иосифович дело знал и знал, что «говорить» зрителю.
Фильм «… А зори здесь тихие», поставленный по одноименной повести Бориса Васильева, рассказывает историю о девушках-зенитчицах, в свои молодые годы попавших под кровавую раздачу войны. У каждой своя судьба, мирное прошлое, которое даёт силы в нелёгкое время, и мечты о светлом будущем и победе. Примечательно, что довольно обширный хронометраж показывает лишь «осколочек» полной картины боевых действий — таких отрядов, как отряда Федота Евграфовичева были сотни, если не тысячи, противостоящих локально фашистскому захватчику. И это делает саму картину неким собирательным образом народного духа, вкупе со слабостями, страхами (если вспомнить Галю Четвертак) и трагедией, медленно перетекающей в уже незыблемый манифест жертвенности ради Родины.
Говоря о последнем, работа спасается от переигрывания некоторых персонажей колоритными ведущими «рычажками». Этих «рычажков» четыре: Андрей Мартынов (что примечательно — дебют), Вячеслав Шумский, Кирилл Молчанов и Валентина Миронова. И если про игру Мартынова говорить будет глупо (тут просто нужно смотреть в глаза актёра), то техническая команда показала высший пилотаж, снабдив пронизывающей болью уже исписанный за два десятка лет жанр военной драмы. Прекрасная операторская работа, нетрадиционный для отечественного исполнителя монтаж и блестящая музыкальная составляющая делают фильм живым, чувственным и очень реальным. Хотя, собственно, так ведь оно и есть.
Изначально поделённая на «тихую» и «жестокую» части картина вызывает неопределенность — зачем нам показывают целый час, как пляшут девчата-хохотушки, после кадров их же голых фигур? Ростоцкий объясняется, и все становится понятно: не должны пули и снаряды разрывать эти прекрасные тела. Не должны.
9 из 10
Фильм «А зори здесь тихие» (1972) посмотрела всего 8 раз за свою жизнь. Фильм потрясающий, но очень тяжело смотреть, душа рвётся на части и слёзы льются ручьём весь фильм. И сердце наполняется болью за всех людей отдавших жизнь за Родину и за Победу. Очень пронзительный фильм.
В подчинение боевому офицеру вверяют подразделение «зелёных» бойцов. Но не просто бойцов- женщин. Я бы сказала- девочек, у которых вся жизнь впереди, если бы не война… Страшно смотреть фильмы, про то, как погибают мужчины, но когда женщины- будущие матери- гибнут от пуль фашистов, это просто невероятная боль.
Актёрский состав восхищает. Снимаются настоящие звёзды театра и кино. Весь фильм просто пронизан мыслью о том, что фашизм — это такая беда, что жизни не жалко, чтобы стереть его с лица земли. Вот эти девочки и стёрли его… ценой своих жизней.
Очень тяжёлый фильм. Сколько смотрю, столько «рву сердце», нельзя забывать, как нам достался мир, какую цену заплатили наши деды и прадеды. Я уже не говорю о детях и женщинах. Сколько себя помню, всегда плачу во время просмотра этого фильма.
Есть много фильмов о войне, снятых в советском союзе, но фильм «А зори здесь тихие», на мой взгляд один из лучших, не потому что про войну, не потому что про женщин, а потому что про ЖЕНЩИН на ВОЙНЕ. Великая отечественная война, она потому и великая, что воевали всем миром и мужчины и женщины, и отечественная потому, что за отечество бились. Немые сцены мирной жизни, любви и счастья, только ещё больше подтверждают трагичность всего происходящего в то время. Девочки, прибывшие под командование старшины Васкова, совсем ещё девочки, но многие из них уже понесли потери и побывали в боях. Эти юные девочки, едва сошедшие со школьной скамьи, у которых впереди была вся жизнь, долгая и счастливая, впереди Любовь, замужество, дети. Впереди все радости жизни… НО, в их жизнь жестоко и грубо вторглась Война, разбившая все мечты, все радости, разрушившая погубившая столько юных жизней… Сам Федот Евграфович Васков, тоже потерявший в жизни много, очень переживает за «своих девочек». Он уже закалённый в боях, побитый жизнью и видевший очень многое взрослый русский мужик, не в силах изменить положение, в котором они оказались. Это война, и есть приказ, не выпускать фашистов из леса.
Актёры подобраны просто замечательно, лучше я не видела. Они не сыграли, они прожили маленькую жизнь своих юных персонажей. Их имена навсегда останутся в памяти людей: Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Рита Осянина, Женя Камелькова. Такие юные, такие красивые и такие отважные. Вечная вам память девочки… Это один из редких фильмов, который снят очень близко к книге, что для меня немаловажно. Всегда поражаюсь, как у нас в СССР могли снимать без спецэффектов такие потрясающие картины, от которых сердце разрывается.
Настоятельно рекомендую к просмотру, если вы ни разу не смотрели эту потрясающую картину о войне, дружбе, любви и желании победить… любой ценой, даже ценой собственной жизни…
Вечная Память героям той страшной войны, павшим в боях за Родину. Ваш подвиг навсегда останется в наших сердцах!..
10 из 10
P.S. «Пять девчат!.. Пять девочек было всего, всего пятеро, и не прошли вы! Никуда не прошли! Сдохнете здесь, все сдохнете!.. Лично каждого убью!.. Лично!..» — старшина Васков.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть А зори здесь тихие 1972 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
В прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле - но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг...
А зори здесь тихие / ...А зори здесь тихие 1972, СССР, драма, военный, история