Галерея
Интересные факты 27
Отзывы к
сериалу
12
Атмосферный, гипнотический фильм, как и книги Михаила Булгакова. Сон наяву… На редкость удачная экранизация произведения Булгакова, хорошо схвачен лаконичный, набросковый стиль писателя. Фильм как странный сон. И литературный источник — пьеса состоит из 8 снов.
Вначале динамичная четкая картинка. И все же нереальность всего происходящего. Люди как в каком-то гипнозе, как в каком-то тумане…
Куда бежать, что делать? Под колокольный звон творится конец света, распадается старый мир. Все на фоне монастыря, на фоне старинного русского города. Черно-белая графика зимы подчеркивает мрак происходящего.
Хорошо еще одетые люди с неконфисковаными еще чемоданами стараются убежать от ужасов революции и гражданской войны. Красные, через секунду белые, потом опять красные… И во всей этой суматохе сложно иногда разобраться где кто… И интеллигенция, которая и не туда, и не сюда. Такая сумятица, люди и сами не понимали за кого они, лишь бы выжить…
На черно-белом зимнем шахматном поле фигуры белых и красных, которые перемешиваются, наступают, отступают, заходят в тыл соперника, и постоянно один за другим умирают. Скоро шахматное поле очистится…
Честь и отвага белых офицеров кому нужна? Кого предлагаете защищать? Новая Россия против белых и что же остается? Пустота. Гул шагов в покинутых наспех залах… Мгла и шуршание в опустевших дворцах, которые недолго будут заброшенными, и в светлом будущем будут заняты под дома культуры.
Эпические, эпохальные картинки исхода белых. Бредут люди, как в бреду, сами не знают куда. Бои в грязи, в воде, в снегу… Конец белых понятен. Истребят их один за одним…
Хорошие картины боев, и все это как-будто во сне. Обреченность всех, и белых, и красных, но у красных есть вера в правое дело…
В прозе Булгакова часто сквозит обреченность…
Слепые вожди слепых. Если слепой поведет слепого оба упадут в яму. О ком сказано? О нас, о нас… (слова белого генерала). Как пророчество из Библии.
Страшное время, когда каждому нужно было делать выбор.
Шикарные панорамные виды. Психоделические кадры нереальности происходящего. Музыка в болоте, по колено в грязи… Какой-то сатиричный похоронный марш…
И опять тот же печальный цирк, и потерянные интеллигенты-беженцы… А жизнь продолжается, люди решают свои насущные проблемы. Жить все равно хочется, хотя и непонятно зачем. И все неправильные элементы нового режима рвутся в эмиграцию. И удачливым уплыть из новой незнакомой России скоро засветит чужое солнце чужой земли.
И вот Константиноволь… Под заунывные молитвы муллы плывут эмигранты, никому не нужные, в новую, чуждую для них жизнь…
Полная беспросветность. Депрессивные кадры как эмиграция ломала гордых высокомерных людей. Все продались, и женщины и мужчины… За кусок хлеба, за возможность выжить. Курьезные кадры новой жизни. Русская придворная игра — тараканьи бега…
Добрый день, господа нищие… Позвольте представиться…
И все же в этих белых душегубах остлось некоторое благородство. Попытки найти в себе еще остатки человечности. Спасение Серафимы как искупление своих грехов.
Концовка призрачная, сказочная. Как очередной сон. И унеслись они в неведомую даль…
Яркие представители сторон выписаны схематично.
Интеллигенция. Пьеро и Пьеретта. Трагические персонажи — Серафима и Сергей Палыч. Такие везде будут страдать. Слишком много мыслей.
Белые. Арлекин и Арлекина. Комические персонажи — генерал Чарнота, и его полковая жена Люська. Такие нигде не пропадут. Жизнь игра.
Хлудов как трагический представитель белых. У него еще остался никому не нужный рудимент под названием совесть, что просыпается по ночам и мучает его кошмарными снами, заглядывая в его душу глазами безвинно убитого красного солдата.
Владислав Дворжецкий прекрасен и ужасен в своей роли. Вот оно лицо белых. Жестокая, но сложная душа. Кошмары и депрессии. Дворжецкий сыграл потрясающе.
Суть произведения в эпиграфе, выбранном Булгаковым:
Бессмертье — тихий, светлый брег;
Наш путь — к нему стремленье.
Покойся, кто свой кончил бег!…
Жуковский
Считается, что Булгакова очень сложно хорошо экранизировать. Всем нам известно единственное исключение — «Собачье сердце». Сегодня я узнала ещё об одном. Это фильм «Бег» 1970-го года. Он снят по мотивам одноимённой пьесы Булгакова и его романа «Белая гвардия». Рассказывает о событиях 1920-го года, о последних днях гражданской войны в России и о последующей эмиграции недовольных советской властью в Константинополь и Париж.
Как мне показалось, основной посыл фильма в том, что смутные времена раскрывают самое глубинное в людях: либо мерзкое и чёрное, либо достойное и благородное. Несмотря на сложную тему, здесь совершенно нет чернухи (которая мне так претит) и нарочито выставленных на передний план страданий героев. Вся боль происходящего выражается посредством тонких драматургических приемов: соединения несоединимого, постоянного балансирования на грани между смешным и трагическим. Оторваться невозможно, и, что самое главное для меня, после просмотра остаётся светлое чувство, а не желание пойти и удавиться.
Пожалуй, самым главным минусом почти любого советского кино является то, что современному зрителю нужно знать очень много нюансов, чтоб иметь адекватное представление, почему данный фильм получился именно таким, а не каким-то другим. То есть, если включить американского «Крестного отца» 1972 года любому школьнику, то и по прошествии 45 лет современный ребенок там поймет почти все и сможет увлечься. Советский же фильм мало кому из современного поколения покажется таким же увлекательным: рафинированные диалоги, пресные и крайне умеренные батальные сцены, напыщенные и странные персонажи, ситуативная надуманность и тому подобное.
Кино «Бег» состоит из двух серий, но если вы начнете смотреть сразу со второй, то ничего особо не упустите. Первая часть состоит почти целиком из пустых и пространных сцен, бессмысленных разговоров и обстоятельств, никак не влияющих на развитие сюжета в целом. От общего хронометража можно было оставить лишь вторую серию фильма и пару вырезок из первого в качестве флешбеков.
Плюс ко всему, если вы плохо знаете историю гражданской войны, то большую часть начальной половины кино, вряд ли распознаете, где вам показывают белых, а где красных. Данное обстоятельство плюс ко всему усугубляет местами сумбурный монтаж. Кто-то может сказать, мол, стыдно попрекать исторический фильм в собственном незнании истории. А что, массовый зритель ее знает? Я еще упущу тот факт, что на свете вообще нет людей, которые знают абсолютно ВСЕ. Вот, например, в фильме «Троя» каким-то образом дают понять сразу, где троянцы, а где спартанцы, — и историческая осведомленность зрителя тут не при чем.
Что касательно второй серии «Бега» могу лишь сказать, что она в целом очень напоминает «Золотого теленка», только получилась наигранной, напыщенной и более нудновастой. Ну, это опять же нужно понимание советской конъюнктуры времени съемок, чтобы сильно не огорчиться от увиденного.
Актерская игра, конечно, на высоте. Лично я для себя открыл здесь замечательного артиста Владислава Дворжецкого, — мне он очень понравился. Попробую посмотреть с ним другие фильмы.
Адекватно оценить кино «Бег» в наше время непросто. В нем представлена своего рода история в квадрате. Первый исторический момент тут — гражданская война, второй — обстоятельство того, что фильм советского производства. Лично мне кино не понравилось, и как явление популярной культуры и искусства я нахожу его весьма ограниченным.
5 из 10
Нижайший поклон людям, создавшим этот кинематографический Памятник — фильм с простым, но точным названием (все гениальное просто) «Бег». Фрагмент из него врезался в память. Белогвардеец Хлудов, в длинной до пят шинели, с отпоротыми генеральскими погонами, стоит на крутом откосе турецкого берега и смотрит в даль. Где-то там родина… Над морем, в дымке горизонта, плывет мелодия — ее нет в фильме, но она есть в моей памяти. Летят перелетные птицы в осенней дали голубой, летят они в жаркие страны, а я остаюся с тобой. А я остаюся с тобою, родная моя сторона — не нужен мне берег турецкий, чужая земля не нужна… Феноменально. В этот момент я (зритель) ощутил себя среди людей, загубленных собственным обожаемым народом (и воспетым — в литературе и искусстве), ставшим в одночасье быдлом, кровным врагом, и на минуту пережил безысходную тоску проклятого родиной и судьбой змигранта… Такой фрагмент иного фильма стоит.
Скрупулезно, с аптекарской мензуркой, выверена роль каждого из великих актеров, занятых в «Беге» — ни один не повторяет другого, каждый креативен, каждый штучный товар, И все снято по мотивам литературного первоисточника («Белая гвардия», «Черное море», «Бег»). Не надо упрекать авторов за эти мотивы — буковка к буковке, соответствовать прозе Михаила Афанасьевича Булгакова лучше в другом месте. В кино — важен дух, атмосфера. В театре часто играют по клавиру, и за всем этим надзирает суфлер. В кино применима партитура с более широкой трактовкой. В «Беге» она на уровне лучших мировых киностандартов — жаль, что фильм не получил «Оскара». Я бы не поскупился. Лента никак не хуже Москвы, которая слезам не верит — много лучше. (Но, кажется, «Бег» никто и не двигал вперед, на американский подиум, времена были не те — да и чиновники от кино сидели тихо, как мышки.) Впрочем, на Канский фестиваль его все-таки послали в 1971-м — это казалось более безопасным: «Бег» вышел в финал, но призов не получил, Европа была занята своими проблемам и ей было не до русских ностальгий. Все это теперь не имеет значения.
Важно другое: что (и кого) оставил «Бег» в нашей памяти. Людмилу Савельеву (для которой роль Корзухиной стоит в одном ряду с ее незабвенной Наташей Ростовой), Алексея Баталова (здесь он вообще сыграл свою лучшую роль в кино), Михаила Ульянова (который к маршалу Жукову и Председателю, к их одноплановым характерам, добавил генерала Черноту и виртуозную игру такого высокого полета, что дух захватывает), Евгения Евстигнеева (он вообще создал, кажется впервые в русском кино, образ «хамелеона мира», который везде на месте: и в кресле товарища министра Временного правительства, и в парижской эмиграции, везде он богат, сыт и нос в табаке — эту роль сегодня с переменным успехом играют «новые русские», они владеют футбольными командами, пароходами, недвижимостью в Европе и в Штатах, и нос у них точно в табаке), Владислава Дворжецкого и Владимира Басова, Николая Олялина и Татьяну Ткач, актеров калибром поменьше — фильм, на мой взгляд, стал для большинства из них пьедесталом, эксклюзивной наградой, сопоставимой с олимпийской медалью, которая, как известно, одна, неповторима и на всю жизнь.
х х х
До «Бега» в мировом кино я не видел ничего лучшего о русской эмиграции. После «Бега», пожалуй. тоже. Его сняли Александр Алов и Владимир Наумов — один из самых громких режиссерских дуэтов в отечественном кинематографе. До того они сняли ленту «Как закалялась сталь» с Василием Лановым в главной роли. После — крупный и помпезный международный проект «Тегеран-43», который, несмотря на лихо закрученный сюжет и блистательный актерский состав (включая Алена Делона), оказался слабее. Знаю, многим эта картина нравится, некоторые даже ввели ее в «золотой фонд русского кино» — но у меня свое мнение… А вот «Бег» великий фильм. Браво режиссерам, они схватили бога за бороду.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Бег 1970 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Двадцатый год. Гражданская война близится к завершению. После вторжения Красной Армии в Крым начинается исход всех, кто искал спасения от «окаянных дней» революции. В этом страшном течении оказываются рядом самые разные люди — беззащитная Серафима Корзухина и полковая дама Люська, приват-доцент Голубков и генерал Хлудов.
Бег / Бег 1970, СССР, военный, драма, история