Галерея
Интересные факты 5
Актеры 65
Съемочная группа 6
Отзывы к
сериалу
8
Сегодня, в День Победы, пересмотрел «Битву за Москву» и в очередной раз поразился глубине, внутренней силы, а также историчности этого фильма. По Юрию Озерову можно читать учебник истории, где и когда происходили наиболее тяжкие сражения первых недель, месяцев войны, какие части и соединения принимали участия в них. Но не только этим запоминается фильм, главным выглядит трагедию людей первых месяцев войны. Полным драматизма выглядят моменты тяжелых переживаний генералов об отступлении, о невозможности использования авиации, о партийных директивах, которые приводят к тяжелым потерям в технике и живой силе (заметим, что про строительство аэродромов и скученности самолетов, про запрет отступления за Днепр и вводе в бой корпусов по частям и прочих партийных указаниях было показано в Советское время). Показаны тяжелое переживание простых людей при отступлении войск, и в то же время порыв народа в борьбе с врагами, отдельные эпизоды очень ярко рисуют картину — тут и Зоя Космодемьянская, и герои панфиловцы, и подольские курсанты, то есть все те, кто на поле боя отдали свою жизнь, но не пропустили врага к столице Родины.
Когда смотришь творение Юрия Озерова, то перед глазами предстает эпическое полотно, где каждый эпизод четко вписан, каждый человек занимает свое место, и несет смысловую нагрузку в общей задумке. И эта концепция прослеживается с самого начала фильма — перед зрителями проносятся исторические личности Сталин, Молотов, Жуков которые облечены властью и отдают приказания (причем в фильме жесткость, переходящая порой в жестокость, последнего очень ярко показана), и на их фоне мы видим трагические фигуры генералов Павлова, Кирпоноса, Петровского, Полосухина, роль которых в разное время трактовалась по разному и не всегда положительно.
Многогранность фильма завораживает и сегодня, не только психологизм, но и действо украшают его. Несмотря на отсутствие компьютерных технологий батальные сцены сняты масштабно. Танковые группы немцев создают эффект мощи германской армии, которая обращала на себя внимание в начале войны, и этим только подчеркивается героизм советских солдат, ополченцев и работающих на укреплении районов мирных жителей остановивших врага у стен Москвы.
«Битва за Москву» фильм насколько тяжелый по психологическому накалу, настолько и легкий в восприятии происходящего на экране, не оставляющий никого равнодушным.
9 из 10
Итак, «Битва за Москву»…
Сие кинотворение Юрия Озерова не может не зацепить. Оборона Брестской крепости, отчаянная атака подольских курсантов на деревню Шубинка, парад 7 ноября 1941 года, и, наконец, самая пиковая сцена — когда оркестр Александрова поет «Священную войну» на линии фронта, атакуемого немецкими танками. Всё снято так мощно, так качественно и так сильно, что, порой, хочется назвать сей фильм «документальным». Конечно, со снаряжением промахнулись, у КВ угадывается шасси Т-10, а немецкие Pz-4 в виде основного танка Т-74 (если не ошибаюсь, ибо шасси такое есть у танков Т-64 и Т-62) выглядят нелепо, но, в целом, всё на уровне.
Невольно сравнивая этот фильм с современными «фильмами о войне, как она была», ощущаю чувство подавленности — «совсем разучились снимать, а что снимают — почти всегда выходит бред». Например, такие фильмы, как «Штрафбат», «Последний бронепоезд», «Сволочи» и прочая галиматья и рядом не стояли с «Битвой за Москву» по всем параметрам. Чуть ближе подошел бондарчуковский «Сталинград»,.. но, пардон, первый раз вижу фильм, где немецкие снаряды перестали соблюдать законы физики и творят совершенно невообразимые вещи.
Так что, товарищи, если вам дорога память о войне, которая ДЕЙСТВИТЕЛЬНО была в реале, а не в фантазиях режиссеров и сценаристов, смотрите советское кино о Великой Отечественной войне, и, конечно, «Битву за Москву».
9 из 10
Фильм «Битва за Москву» вышел в год 40-летия Победы. Советский Союз еще не знал, что это последний юбилей Победы, который он празднует как единая страна. То обилие кинопродукции о войне, которое лилось на зрителя с экранов- и кино, и телевидения в тот год, а равно и в предшествовавшие пару лет (поскольку празднование такой даты в советские времена начиналось загодя), казалось, сливается в какое-то единое грохочущее канонадой, звуком пикирующих бомбардировщиков, лязгом танковых гусениц полотно без конца и без края. И все-таки даже на этом фоне «Битва за Москву» выделялась.
Юрий Озеров стал главным официальным режиссером войны уже с рубежа 70-х годов, после выхода совей лучшей на мой взгляд картины -«Огненная дуга», первой части киноэпопеи «Освобождение».
Но если в разгар брежневского застоя («Освобождение» начали снимать в конце 60-х уже после свержения Хрущева, подавления Пражской весны и начла гонения на диссидентов) Озерову запретили касаться первого, самого щекотливого для режима периода войны, и эпос о войне начали снимать с середины, с момента, когда «наша взяла», то спустя полтора десятилетия, в первый год правления Горбачева, власти пришли к выводу, что можно рискнуть и обратиться к первым месяцам войны.
Однако съемки фильма проходили в годы, когда застой все еще цвел махровым цветом (черненковский год, предшествовавший горбачевской эпохе, многие историки считают более закоснелым в консерватизме, чем даже поздний Брежнев). Видимо, от этого в целом содержание фильма таково, что им бы, наверное, остался доволен и сам Леонид Ильич.
Маниакальное упрямство Сталина в запрете приведения в готовность войск западных округов практически обойдено вниманием. Трагедия миллионов попавших в плен советских бойцов и командиров, пожалуй, лучше чем в «Битве за Москву», была отражена в той же «Огненной дуге» (вспомним сцену с сыном Сталина Яковом в концлагере). Спустя полтора десятка лет такая характерная деталь военной реальности лета- осени 1941 года, как многотысячные колонны бредущих по пыльным дорогам советских военнопленных, вообще в фильме отсутствует. Более того, практически все бои, показанные в фильме, выигрываются советскими войсками, так что зрителю непонятно, как в итоге таких постоянных советских успехов и перманентного бегства немцев последним удается все ближе и ближе подходить к Москве. Единственным исключением является, пожалуй, сцена самоубийственной атаки курсантов подмосковном лесу. Паника в Москве 16 октября, которая вполне отчетливо освещена в таких ранних советских фильмах, как, например, вышедший в 1967 г. «Путь в «Сатурн» В. Азарова, в «Битве за Москву» дается одним, полукарикатурным- полупропагандистским эпизодом с перепугавшимся чиновником, пытающимся бежать из Москвы, которого презрительными репликами провожают доблестный рабочий отряд и сознательные прохожие столицы.
При этом трудно судить уверенно, чего в таком подходе больше- вынужденного следования автора картины пропагандистским штампам или отражения его собственного жизненного кредо и взглядов на историю. Судя по вышедшему уже в разгар перестройки «Сталинграду», где явно неприязненно выведен Хрущев и мало что изменилось в показе Сталина, скорее имело место быть последнее.
К достоинствам фильма, как и в предыдущих озеровских лентах, относятся хорошая проработка батальных сцен, их масштабность. Хорошо ложится в канву фильма начинающая фильм кинохроника с кратким экскурсом в развитие войны в Европе до нападения на СССР. Как всегда, в картине действует целая галерея исторических деятелей с опять же традиционной для Озерова талантливой подборкой актеров на роли исторических персонажей. В том числе и в первую очередь это касается и их потерянного сходства с реальными историческими личностями. Наиболее удачными в этом плане является подбор актеров на роли Рокоссовского (А. Голобородько), Павлова (А. Филиппенко), Панфилова (К. Степанов), Молотова (Н. Засухин), Ф. фон Бока (Э. Хайзе), Гудериана (Э. Фельдре), фон Клюге (И. Томашевски).
В то же время подобное обилие исторических персонажей буквально не оставляет места в фильме «простым» героям. В «Битве за Москву» их вдобавок к генералам и политикам сильно потеснили герои советской военной мифологии (Василий Клочков и панфиловцы, Зоя Космодемьянская, майор Гаврилов из Брестской крепости), которым режиссеру и сценаристу надо было уделить побольше внимания. Если в «Освобождении» были, хотя и плохо прорисованные, скомканные, но все же более или менее цельные истории таких героев, как танкист Дорожкин, капитан Цветаев, лейтенант Васильев, то вымышленные герои в «Битве за Москву» превращаются по сути в статистов.
В результате Озеров снял масштабный исторический дайджест с хорошо поставленными батальными сценами, обильно сдобренный официальной советской мифологией и являющийся скорее последним монументальным памятником кинематографу застоя, чем первым перестроечным военным фильмом.
Тем не менее, надо отдать должное масштабу картины и обращению автора к самой идее такого кинополотна.
7 из 10
Смотрел этот фильм ещё в детстве, понравился. Позже пересматривал его уже под 30-летие, немного разбираясь в истории и технике. Вообще для 1985 года фильм очень смелый. Ведь не случайно про первый период войны и многие события 1942 года не было не только фильмов, о них даже не упоминалось в учебниках. Например, про Харьковскую катастрофу и тд.
А тут в фильме показывают бестолковость командования, как из-за неинформированности происходят прорывы Вермахта. Как курсантов отправляют на фронт без шинелей. Как они атакуют с винтовками мотопехоту на БТР. И собирающийся заплакать их командир «Вот и всё. Противник задержан ещё на один день».
Одной из самых сильных сцен фильма считаю Бородинское сражение 1941. Запись в музейной книге командира «Прибыли Бородинское поле защищать». И чётко показана преемственность РККА — армии России. Когда раздают знамёна из музея. «Вот вам хоругвь ратников Московского ополчения» — ополченцам с завода. «Вот вам знамя гусарского полка» — танкистам. И горький ответ без рисовок — «Лошади у нас не очень, но мы поскачем». И каким нечеловеческим напряжением всех сил останавливают Вермахт, армию, которая подмяла под себя всю Европу. «Приказано дать для вас один залп» — реактивные установки под Тулой.
Да, теперь ТАК НЕ СНИМАЮТ. В хорошем и плохом смысле этого слова. Не видно на экране таких героев и режиссёрской работы. Зато почти не встречается откровенной «липы» со снаряжением. Немец с баком противогаза и «Фольмером» исчез, появилось проработанное снаряжение солдат Вермахта и РККА. Подсумки на поясе, фляги, сухарные сумки и лопатки. У немцев как и положено в основном карабины Маузер, а не поголовно с автоматическим. Не видно в кадре современного оружия (бегущего «немца» с ПКМ на который пристёгнута коробка для лент). Стараются минимизировать появление современной «брони», закамуфлированной под немецкие танки и даже Т-34—85 стараются хоть на плёнке заретушировать, если год 1941. Но вот такого настроения фильма, за который прощаешь эти недоработки, нет.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Битва за Москву 1985 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Суровым было начало Великой Отечественной войны. Красная Армия с жестокими боями отходила вглубь страны. Однако в самые трудные времена советский народ не покидала вера в победу. Уже в сорок первом году план молниеносной войны, разработанный германским командованием, был перечеркнут героическим отпором советских людей.
Битва за Москву / Битва за Москву 1985, СССР, драма, военный, история