Братья Карамазовы

Bratya Karamazovy

1968, СССР, драма

В фильме поднимаются вопросы о корнях зла и источниках добра, о том, как сосуществуют эти начала в душе человека, в мире, в котором он живет.

Режиссёр
Иван Пырьев
Актеры
Михаил Ульянов, Лионелла Пырьева, Кирилл Лавров, Андрей Мягков, Марк Прудкин, Светлана Коркошко, Валентин Никулин, Павел Павленко, Андрей Абрикосов, Геннадий Юхтин
HD
  3ч 52м КиноПоиск  8.1 IMDb  7.7
Сериал Братья Карамазовы онлайн на Эмбликс

Галерея

Интересные факты 5

Фильм снят по одноименному роману Фёдора Достоевского.
3-я серию, выпущенную на экран 18 августа 1969 года отдельно от 1-й и 2-й серий, посмотрели 22,7 млн. зрителей при тираже 1774 копии.
Иван Пырьев не успел закончить фильм. 7 февраля 1968 года Пырьев скончался от инфаркта и режиссёрами третьей серии фильма стали Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.
Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1970 году.

Отзывы к сериалу 15

Ваша оценка
Ваша рецензия о сериале
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

В одном из уездных городов России развивается знатная семейная драма семьи Карамазовых. Глава семейства Федор Павлович вошел в клинч со старшим сыном Дмитрием, пытаясь перекупить у того гулящую девицу Грушеньку. За Дмитрия расписывается молодая графиня Екатерина Ивановна, у которой со старшим Карамазовым имеется давняя деликатная история. А вот средний Карамазов Иван — циник, материалист и хладнокровный кент — как раз небезразличен к графине. Между всей этой компанией бегает младшенький Алеша Карамазов — церковный послушник, инфантильная душенька и просто хороший человек. А среди лакеев в доме старика Карамазова выделяется пройдоха и шельма по фамилии Смердяков — очень интересный персонаж, который и потянет в круговорот ада всю эту буйную семейку.

Во многом задумка Пырьева шла, как продолжение «линии партии», направленной на масштабные экранизации русских классиков, в частности, «Войны и мир» Толстого/Бондарчука. С той только разницей, что экранизация Достоевского в принципе была более щадящей для бюджета — его романы, помимо духовно-нравственного содержания, все же построены по принципу криминального детектива и не изобилуют большими массовками и, тем более, батальными сценами. И что интересно, также как и «Войну и мир», «Братьев Карамазовых» раньше поставили в Голливуде. В частности, весьма недурственную постановку, как для окружающих его реалиях и «человеческого материала» в 1958 году снял Ричард Брукс с условно нашим Юлом Бриннером. Впрочем, традиционно капнуть внутрь многоуровневой философско-религиозного задумки Федора Михайловича американцы не сумели.

А вот Иван Пырьев максимально достоверно сумел сделать то, что другим режиссерам может только мечтаться — передал саму СУТЬ произведения. Да, что-то пришлось выбросить, а ряд сюжетных линий сократить. Даже в три серии, из которых и состоит кино, перенести безболезненно сюжет «Братьев Карамазовых» невозможно. Но главные сюжетные повороты остались практически неизменными, а поступки героев максимально приближены к тому разумению, которое передал им Достоевский. В итоге мы имеем не просто детективную историю о том, кто «кокнул» старика Карамазова, а глубинную философско-морализаторскую постановку о поиске Бога внутри человека. А чтобы этот поиск не был утомительным для зрителя, Пырьев насытил кино высокоэстетскими мазками — Русь у него получилась поэтической, многострадальной, церковно-деревянной, пьяной, искренней и невероятно живописной. «Убежал бы в Америку, но я Россию люблю», — говорит Дмитрий Карамазов. Даже если эта любовь сопряжена с ограничениями, вьюгой и каторгой. И, напротив, главный антигерой Смердяков у Пырьева/Достоевского гад не потому, что слизкий, мерзкий, неприятный. Не потому что может убить, предать, обмануть. И даже не потому, что в Бога не верует, а значит можно любой самый гадкий поступок совершить. Нет. Смердяков именно что смердяков, потому что «ненавижу вас всех, и Россию ненавижу». А вот Пырьев сумел показать именно такую Россию, которую любят вопреки, а ненавидят только мерзавцы.

Ну и, конечно же, без удивительно сыгравшего актерского ансамбля у Пырьева ничего бы не получилось. Мир Достоевского — это мир взбалмошных, постоянно рассуждающих и ведущих внутреннюю войну, героев. Чтобы передать такого героя — нужно намного больше, чем переодеться в соответствующие одежды XIX века, перейти на слог минувших лет и зачитывать выразительно диалоги. Героям Достоевского нужно еще уметь объяснить, почему, например, Смердяков отдает «свою мечту жизни» в виде трех тысяч рублей, а Иван Карамазов через эмпирически обоснованное неверие приходит, как минимум, к сомнению, что Бога ТОЧНО нет. И насколько же была богата наша советская актерская школа, что на такие вот постановки легко могла набирать столь мощных актеров самых разных возрастов. Да, в конкуренции с американцами в жанровом кино мы бесконечно отставали. Но все что касалось драм и комедий, в лучших наших образчиках мы шли уверенно в ногу с Голливудом.

Братьев Карамазовых в этом фильме играют полноценные звезды советского экрана — Михаил Ульянов, Кирилл Лавров и Андрей Мягков. 42-летний Ульянов, сыгравший Дмитрия, еще не был широко известен в Союзе исполнением коронной своей роли маршала Жукова. Никогда Ульянов не отличался и какой-то секс-внешностью, которая как раз необходима была в качестве внешнего фактора для исполнения такой роли. Но актер сумел передать весь сумбурный и экспрессивный мир своего героя, чем во многом и оживил картину. Очень понравился и 44-летний Лавров, сыгравший материалиста-циника Ивана. Это ключевой герой и романа, и фильма, хотя он и отодвинут в повествовательной части чуть в сторону. Наконец, младшего братишку отыграл 31-летний Андрей Мягков, который в 70-е станет звездой благодаря именно рязановским комедиям («Служебный роман», «Гараж» и, естественно, «С легким паром»). Кстати, не скажу, что в роли инфантильного богоборца Алеши, Мягков был совсем уж убедителен. По крайней мере, его более старшие коллеги Ульянов и Лавров отодвинули без особых усилий Мягкова на второй план.

Весьма колоритен, хотя и чересчур театрален был Марк Прудкин, сыгравший Федора Павловича Карамазова. Хотя в «театральности» Прудкина, из-за которого Пырьев и взялся за весь проект, удивляться не стоит. Для 71-летнего актера роль старого Карамазова стала вообще дебютной в карьере, ранее он играл исключительно на сцене МХАТ, в том числе и в постановке «Братья Карамазовы». Так что через игру актера мы можем оценить в целом уровень ведущих театральных подмостков Москвы первой половины ХХ века, и уровень этот очень и очень высок.

Центрально-разрушительную роль Грушеньки сыграла молодая жена режиссера Лионелла Пырьева. Но это именно тот случай, когда семейные связи не ставят под сомнение способности актрисы. Пырьева была выразительной и в целом, такая баба вполне себе могла вскружить голову и сломать жизнь. Но куда больше понравилась исполнительница роли графини Екатерины Ивановны 26-летняя Светлана Коркошко. Все — от ее красивой внешности до манеры говорить с небольшой шепелявостью — привлекает в ней внимание. Вообще, любая мизансцена оставалась за Коркошко и очень странно, что эта актриса так и не смогла полноценно реализоваться в советском кинематографе.

Главного антигероя всей постановки Павла Смердякова потрясающе сыграл 37-летний Валентин Никулин. Удивительная игра, приковывающая внимание каждым его рассуждением, его повадками, одним только его голосом. Думаю, сам Достоевский был бы полностью удовлетворен ТАКИМ Смердяковым.

Да, а вот сам постановщик картины Иван Пырьев не дожил не только до премьеры своего детища, но даже не сумел завершить работу над всем фильмом. Последнюю третью серию картины доснимала уже парочка дружбанов и исполнителей главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. И это оказалось лучшим решением. Актеры уловили дух и направление мысли Пырьева, а потому и сумели достойно завершить главное полотно его жизни.

7,5 из 10

Прочитав роман великого писателя Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» появилось «навязшее» идея посмотреть один из экранизации к данному творению. Больше всех приглянулся фильм Ивана Пырьева, так как высокого оценивается среди российских критиков. Забегая вперед и посмотрев одноименную экранизацию — остался разочарованным.

В фильме отсутствуют философские рассуждении, описание происходящего, психология героев и их судьбы, и характеры из романа. Многие важные детали героев, на которых Достоевский заострял внимание, рассказывающих суть их поступков и деянии. Взяли лишь разговорную часть(диалоги), внешние сходства и «поведении» героев романа. Актеры выглядели безжизненными на экране, потому что автор не удосужился раскрывать внутренний мир героев, их ни мысли, желании, любовь и отвращение к себе и ближним. И как зрителю было не так интересно наблюдать событиями на экране, так как не одному из актеров не было симпатии или антипатии, а лишь полное отрешение всего происходящего.

5 из 10.

В школьные годы мне не посчастливилось ознакомиться с данным произведением (мы изучали из Достоевского только «Преступление и наказание»), хотя был о нём наслышан. А пару месяцев назад ходил в библиотеку и вдруг почему-то вспомнил про Карамазовых. В итоге я решил «помучить» нетленный талмуд в чёрной обложке. Сказать, что роман произвел впечатление — это ничего не сказать (не такое сильное, как «Преступление и наказание», но всё же).

Дочитав «кирпич» российской классики, решил ознакомиться с экранизацией. Отдал предпочтение, конечно же, советской плёнке (хотя, есть желание и с современной экранизацией ознакомиться). Ну что вообще может сказать любой россиянин плохого про Советские фильмы. Вот именно…

3-серийный фильм 1969 года богат тем, за что мы любим Советские киноленты: а именно музыка, актёры и невероятная дань уважения оригиналу.

1) Музыка. Первое, что вспоминается, конечно же, заглавная тема. Да, в принципе, и на протяжении всего хронометража играют довольно сильные драматические композиции.

2) Актёры. Нет смысла представлять этих мастеров своего дела. Михаил Ульянов (Митя) и Кирилл Лавров (Иван) особенно запомнились. Ну ещё хочется отметить Лионеллу Пырьеву (Грушенька) — сыграла на отлично.

Многие сетовали на то, что роль Алёши Карамазова не подходит Андрею Мягкову (хотя, он ей очень гордится и считает одной из лучших в своей карьере). Я в какой-то степени согласен с этим, ведь после его комедийных ролей в «Иронии судьбы» и «Служебном романе», серьёзная роль Алёши для нашего поколения выглядит как-то неубедительно (подобная ситуация была при просмотре «Вечного сияния чистого разума» с Джимом Керри). Но зрителей того времени всё, наверно, устраивало.

Итог: кинолента получилась довольно неплохой. Очень грустная история, которая в очередной раз показывает, что в нашем мире истинную правду донести до людей не всегда получается.

Без прочтения книги, конечно, фильм будет труднее понять и проникнуться драмой, которая происходила на страницах романа. В список своих любимых Советских фильмов я его не добавлю, но ознакомиться с ним рекомендую. А ещё лучше прочесть «Карамазовых», ведь Достоевский плохого не напишет.

P.s.: признаюсь, мне очень жалко было трёх братьев. Тяжело судить их — людей, не знавших ни любви материнской, ни тем более отеческой, и воспитанные кто кем. А ведь сколько таких же «братьев» на нашей планете?

9 из 10

Фильм-яркое зрелище! Чувствуешь себя не только зрителем, но всю опасность, нарастающий драматизм развития событий. Подобное бывает когда безудержный бег лихача, его крик:«Поберегись!», сметает на обочину проезжающих. Создателям фильма удалось раскрыть то, что двигало страстями людей, то, что ими движет во все времена: любовь и совесть.

Острота, до болезненности этих движущих сил не подвластна рассудку; мало того, она вовлекает в круговорот и тех, в ком страсти загнаны внутрь. Расчетливая душонка Смердякова вдруг устремляется за призраком обогащения (мир его ограничен могуществом богатства). Жертвенность Кати Верховцевой, наталкиваясь на позорное пренебрежение, того, кто не хочет и не может уже считаться ни с кем, выливается в ярость мести, такую же безоглядную.

Ироничный, до презрения к страстям человеческим Иван понимает их как помеху планам разумного устроения общества. Он и на общественное устроение рассчитывает как на порядок насилия над волей людей, опасных, если они будут предоставлены самим себе. Но презирая бессилие людей перед страстями, он для себя исключения не делает. Он, воспитанный в понятиях порядочности и законопослушности видит преуспеяние низости. Вседозволенность пропитывает окружающее, и острый ум Ивана принимает это как данность, хоть его совесть отвергает вседозволенность как неизбежность его жизни. Этот внутренний тормоз чувства порядочности опровергает его рассудочные построения. Мы устроены так, что убеждения не могут преодолеть человеческое-чувственное, тот фундамент, которым обладает ребенок. Все блага мира сверяются с этим чистым «началом отсчета». Неразрешимая загадка вездесущности добра не может быть раскрыта упрощением человека до «человека рассудочного», но к ее разрешению ближе те, кто условием раскрытия сути человека принимает его детство.

Тут и детская вера в цельность и взаимообусловленность мира, где каждый нужен, где есть Заступник, где человек не потерян в мире. Выростая, разочаровываясь, мы уже становимся дальше от добра. Редким людям удается сохранить равновесие души, где нет разлада между добром-целью и методами ее достижения. Это не равнодушие, но именно равновесие, убежденность в том что прочно построенное на добре. Алёша в заботах именно о том, чтобы не распалась скрепляющая связь добра, связь доверия. Его моральный авторитет, не авторитет начётчика, знающего «как надо», а доверяющего (что редкость среди взрослых) и внушающего доверие.

Многое вместилось в романе Достоевского, и отсвет этой всеохватности присущ и экранизации. Отличной экранизации!

10 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Братья Карамазовы 1968 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

В фильме поднимаются вопросы о корнях зла и источниках добра, о том, как сосуществуют эти начала в душе человека, в мире, в котором он живет.

Братья Карамазовы / Bratya Karamazovy 1968, СССР, драма