Интересные факты 3
Отзывы к
сериалу
12
Фильм «Дни Турбиных», снятый Владимиром Басовым в 1976 году, давно стал классикой советского кинематографа. В первый раз я посмотрел его в детстве и вдруг понял, что враги-белогвардейцы тоже в какой-то степени люди, а не звери, бесконечно режущие звезды на телах красноармейцев. И они тоже могут быть умными, а совсем не идиотами, как в каких-нибудь «Неуловимых». Нет, был, конечно, до этого знаменитый «Адъютант его превосходительства», но там все же положительный герой — красный офицер, переодетый в белого, а тут все по-домашнему, все изнутри. Вот такие детские воспоминания, но такова реакция на этот фильм, ставший экранизацией пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных», но отнюдь не романа «Белая гвардия».
Вряд ли стоит подробно говорить о сюжете фильма. Если в нескольких словах — это фильм о смутных днях в Киеве времен гражданской войны, когда меняется власть за властью, одни знамена и лозунги — на другие, и посреди этого хаоса есть «мир за кремовыми шторами» — квартира Турбиных и его обитатели — хозяева и гости, как слепок того, белогвардейского общества, что, словно обломок Российской империи попадает то под один, то под другой сапог очередного правителя.
Так уж получилось, что в череде фильмов-пьес-романов, я увидел сначала фильм «Дни Турбиных», потом, много позднее, прочел роман «Белая гвардия», а еще позднее, сравнительно не так давно, посмотрел фильм «Белая гвардия» (2012г). Что касается последнего — это уже, как говорится, «совсем другая история», а вот фильм «Дни Турбиных» стал для меня первым знакомством с этой темой. Не читая романа или пьесы, я не знал возраста героев, не сопоставлял соответствие действующих лиц и их действий и так далее. Я просто смотрел этот фильм и наслаждался. К чему я сделал это отступление? К тому, что Булгаков прямо указал возраст своих персонажей, но Басов снял в фильме актеров (в том числе и себя) более возрастных, чем это оговаривалось автором, но, несмотря на то, фильм ничего не потерял, а в чем-то даже и выиграл.
Вообще, что касается актерского ансамбля, он, конечно же, звездный. Это и сам Владимир Басов (Мышлаевский), а также Андрей Мягков (Алексей Турбин), Андрей Ростоцкий (Николка), Василий Лановой (Шервинский), Валентина Титова (Елена), Петр Щербаков (Студзинский), Олег Басилашвили (Тальберг), Сергей Иванов (Лариосик). В фильме заняты и другие известные актеры, но только на эпизодических ролях. Как мне кажется, все со своей задачей справились на «отлично».
Единственный минус этого трехсерийного фильма в том, что вся последняя серия для меня — какой-то очень длинный эпилог или развязка, так как основные события фильма уже показаны в первых двух. Несмотря на это, я с удовольствием пересматриваю этот замечательный фильм, чего желаю и вам!
9 из 10
Извечный спор о том, какое из искусств для нас является важнейшим — кино или литература — как правило, завершается в пользу последнего. Мол, всякая книжечка изначально интеллектуальнее вашего Антониони — то ли в силу долговечности существования печатного слова, то ли просто по привычке. Потому любым экранизациям по определению уготована тяжелая судьба у той части публики, что мнит себя мыслящей (или просто мыслит мнительно?). Но есть исключения. В их числе — один из самых недооцененных и потому особенно любимых советских фильмов по любимой пьесе главного советского тирана.
«Дни Турбиных» уникальны тем, что это даже не киновариация на тему книги, а вариация вариации: фильм по пьесе, написанной по роману — казалось бы, трижды перекрученное мясо, какой тут интерес. Однако режиссер Басов вместе со звездной актерской компанией сделал из вроде бы хорошо знакомого и потому вторичного продукта абсолютно оригинальное и трогающее душу произведение. Несмотря на все стереотипы, описанные в первом абзаце текста, фильм по булгаковской классике я ставлю выше, чем первоисточник. Да, вот так, смело. Доказательства? Извольте.
Роман «Белая гвардия» написан довольно вычурно и нервно, до неряшливости. Атмосфера сумеречного города-морока, где за каждый углом — засада и выстрел, передана весьма завораживающе, но не более, на сем перечень художественных достоинств можно и завершить. Пьеса «Дни Турбиных» известно, почему нравилась Сталину (см. первый абзац текста вновь) — раз уж такие достойные и благородные люди благоговейно склонили головы перед новой властью и признали ее безоговорочный приоритет, то уж, знать, она сильна… Басов же снял фильм вообще о другом.
Главное послевкусие картины — ее подчеркнуто внесоветская стильность в форме, и в содержании. Про форму — ниже, а по содержанию — отдельно. Ведь все три серии «Дней Турбиных» доносят нам, собственно, одну простую вещь — от ужаса внешнего мира можно укрыться только за родными кремовыми шторами, не можешь спасти Отечество — спаси близких, и пусть все вокруг хором завывают «Интернационал» — в своей маленькой Вселенной у тебя всегда есть возможность петь про белую акацию. То есть — настойчивый приоритет личного над общественным, частного над народным. Возмутительнейший выпад для 1976 года. Но такой верный.
…И такой точный. Басову удалось собрать шикарную актерскую команду — может, не суперзвездную, но очень уместную — каждый на своем месте, все в лад и в такт. Конечно, простительно для режиссера-актера, что он сам в роли Мышлаевского временами слегка перетягивает одеяло на себя, а простительно для любящего мужа порой чрезмерно долго любуется в кадре Валентиной Титовой — но, помилуйте, господа, это все столь мило, что даже не раздражает. А остальное — в десятку. Кто бы разглядел в тишайшем Мягкове (который, напомню, примерно в те же дни параллельно был Женей Лукашиным) железного полковника Турбина («Я вас не поведу!»)? Кто бы заставил обаятельного Басилашвили действительно быть похожим на крысу в роли Тальберга? Ну, и как хорош все скрепляющий и умиляющий Лариосик — Сергей Иванов, сыгравший за пару лет две почти одинаковые кинороли (еще Кузнечик, который шел в бой вместе со «стариками»), обессмертившие его нелепость…
Кроме стенаний «как люди жили, как тонко чувствовали» — а эти стенания неизбежны и вполне уместны при просмотре «Дней Турбиных» — в голову может закрасться шальная мысль: при чем тут кино, это все Булгаков. Посмотрите ужасающий мини-сериал Сергея Снежкина пятилетней давности ровно на том же материале (и актеры-то все первостатейные по нынешним временам) — но все мимо, невпопад, фальшиво… Так что басовский фильм — далеко не просто булгаковская калька. Это тоска и ностальгия по неслучившемуся, это запах белой акации гроздьев душистых сквозь экран, это боль и сладость следования своему долгу… Это настоящее кино. Это та жизнь, которая должна быть, но нету.
8 из 10
Это, конечно, тонко подмечено. Другое дело, что звучит это вроде как с претензией. Дескать, мы к нему (народу, то бишь) со всей душой, а он… Тоже со всей. Пролетарской ненавистью. Ни с того, ни с сего.
То есть не потому, что мы от этого самого «народа» бесконечно далеки в своем неуемном желании вкусно есть, сладко спать и вести нескончаемые «культурные» разговоры ни о чём, а потому лишь, что высокие наши идеалы и, якобы, бесспорные ценности «мужичками» оказались не поняты. И, как следствие, попраны. «Бессмысленно и беспощадно».
Это один момент. Один повод. Для (зрительской) иронии, как минимум. Есть и другой. Гневные рассуждения об офицерах и генералах, питающих большую слабость ко всякого рода кафе и им подобным учреждениям общепита. Мол, не будет им отныне успеха, ибо не осталось ни следа от былого уважения и почитания. Моральное разложение в Русской армии — вот корень всех бед!
С одной стороны, уже ближе к истине. С другой… Почему «им»? Чем принципиально отличается праздное времяпрепровождение в «культурном заведении» от дружеских посиделок «на кухне»? Над этим вопросом героям фильма задумываться в голову не приходит. Не иначе, видят разницу. В отличие от меня, например.
Полная политическая несостоятельность так называемой «белой гвардии» — вот что я имел неудовольствие в очередной раз наблюдать. Слова, слова… Стоит ли удивляться безальтернативности ближайшей перспективы? «Они нас всё равно расстреляют! — И отлично сделают!..»
И ведь не скажешь даже: да бог с ней, с политикой, людей жалко! Не жалко. Моральные устои господ Турбиных и Ко также представляются мне весьма спорными. Минуту назад звенели бокалы и «друзья семьи» наперебой поздравляли неверную жену и ее ушлого «фаворита», как вдруг… «Господа! Владимир Робертович!..» И… Прям как у Гоголя: немая сцена. Как же так? Вы же все такие правильные, такие смелые, такие уверенные в собственном превосходстве! Откуда вдруг смущение? И почему вместо выяснения отношений, прямого и честного, сразу: «Виктор!»? Совесть не чиста?!
Определенно, был повод у соседки снизу воскликнуть: «Я удивляюсь, как им легко всё сходит с рук!» Успокойтесь, мадам. Красные уже в городе…
6 из 10
Я смотрела этот фильм после посещения в Киеве квартиры Булгакова, расположенной по адресу Андреевский спуск 13. Эта квартира, где Булгаков пишет свою «Белую гвардию» и делает прототипами героев своих родителей и эту самую квартиру. Антураж музея воспроизводит обстановку квартиры Турбиных — шкура под ногами в комнате Елены, печка с надписями. В общем, я посчитала нужным ознакомиться и с произведением.
Конечно я читала и «Мастера и Маргариту» и «Собачье сердце» и смотрела разные экранизации, но эти произведения относятся к московскому периоду творчества автора, но как Булгакову нужно было измениться в Москве, чтобы начать писать в теперь так называемом жанре фентези. Белая гвардия — это история страны и история семьи. Что значит это произведение для меня? Оно уже не актуально. Я никогда не пойму этих людей, героев… Это было сложное время-перемена власти. Но чисто по-человечески мне нравятся все герои, кроме самой Елены. Мне безумно жаль это слабое создание. Она настолько не жива, неинтересна, что даже диву даешься — как столько мужчин могли польститься на неё?
Возможно времена сильно изменились, но её поступок можно считать предательством. Её муж — важный человек, генерал и она знала за кого выходила замуж. Он уехал — не сбежал, чтобы прощупать почву и вернуться за ней — он так и поступил. Конечно был негатив по отношению к братьям-но это уже его отдельное дело. А что сделала Елена? Она бесчувственная амеба тут же приняла ухаживания певца…
Другое дело братья Елены — это те герои, которые есть в каждой войне или революции. По-истине интересный персонаж Ларион — он такой трогательный и искренний.
В общем, 3 серии конечно многовато, не знаю на сколько фильм передает оригинальный текст. Отдельного внимания требует саундтрек «Белой акации гроздья душистые», в моем детстве его пела Анна Герман.
Оценивать я не буду, потому что это классика, которая не нуждается в моей оценке.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Дни Турбиных 1976 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Конец 1918-го, в разгаре гражданская война. На Украине еще хозяйничают немцы и гетман, а вокруг Киева рыщут петлюровцы. Но уже приближаются к украинской столице войска красных. Для семьи Турбиных, как и для всего русского офицерства, дворян, это было время мучительных раздумий и решений, время трагических потерь...
Дни Турбиных / Дни Турбиных 1976, СССР, драма