Отзывы к
сериалу
1
В своём доме и стены помогают
Неоднократно читал о том, что в своём творчестве Константин Александрович Федин подражает Максиму Горькому. Даже если так, то не усматриваю в этом ничего зазорного, тем более - оскорбительного для писателя, потому что он с глубочайшим уважением относился к Максиму Горькому, о чём говорит написанная в начале 1940-х мемуарная книга «Горький среди нас». Но так считают немногие. Большинство читателей и писателей тепло относится к самому крупному произведению Константина Федина, ведь трилогию он писал на протяжении почти 20 лет («Первые радости» (1945), «Необыкновенное лето» (1947), «Костёр» (1961)). Такие эпохальные произведения всегда интересно и читать и смотреть.
Первая экранизация первой части трилогии состоялась ещё в 1956 году. 'Тихие радости' Владимира Басова - тоже замечательный и яркий фильм, однако хронометраж в 100 минут не позволил режиссёру в достаточной степени раскрыть всю глубину романа. Поэтому он выглядит несколько 'скоротечным'. Григорий Георгиевич Никулин уже имел 'сериальный опыт' - 'Память' (1975) и опыт экранизации - А. П. Чехов: 'Моя жизнь' (1972). На момент съёмок мини-сериала писателя Константина Федина уже не было в живых, поэтому сценарий написала Мария Изольдовна Зверева. Это был её второй полнометражный фильм после окончания в 1973 году сценарного факультета ВГИКа.
Не устаю повторять, что экранизация всегда заставляет зрителя вступать во внутренний спор с читателем. С этим ничего нельзя поделать, нужно просто попытаться 'разграничить' два этих разных произведения. В силу своей внутренней специфики кинофильм, - каким бы ярким и содержательным он ни был, - не в состоянии на 100% передать 'букву книги'. Я усматриваю в этом только положительную сторону, ведь у зрителя всегда есть возможность после киносеанса прочитать первоисточник и расставить все точки над 'i'.
Лично я особых 'внутренних противоречий' не испытал. Роман читал достаточно давно и первоисточник не довлел надо мной 'дамокловым мечом', позволяя глубже окунуться в киномир, сотворённый режиссёром и сценаристом. Безусловным 'лидером зрительских симпатий' для меня стал Евгений Лебедев. Поистине гениальный актёр, он виртуозно владел образом Меркурия Авдеевича Мешкова. Что ни эпизод, что ни сцена, - каждый раз Евгений Алексеевич выглядел по-новому. Поистине - блистательная роль! Понравилась Ирина Печерникова. Подозреваю, что для некоторых актриса в роли Лизы показалась малоубедительной: слишком уж она 'эмоционально зажатая'. На мой взгляд Лиза и должна быть такой - яркой внешне, но 'блёклой' эмоционально.
Почему-то не произвёл должного впечатления ни Юрий Демич, в роли Кирилла Извекова, ни Николай Волков, сыгравший Петра Петровича Рагозина. Юрию Демичу без малого 30 лет(!), и он никак не смотрится в роли 'юного гимназиста'. На мой взгляд, режиссёру стоило бы подыскать актёра с более 'юношеской фактурой', ведь Ирина Печерникова в свои 32 года весьма удачно подходит под 'курсистку'. Для кого-то это может показаться несущественной мелочью, но лично для меня достоверность персонажа всегда стоит на первом месте. Николай Волков в образе Рагозина показался мне слишком уж спокойно-уравновешенным: ни тебе огня, ни задора, ни революционного порыва.
При всём при этом, трёхсерийный фильм в целом произвёл самое благоприятное впечатление. Потому что все вышеперечисленные 'замечания', - это всего лишь стремление к совершенству, а совершенство недостижимо по определению. К нему можно стремиться, его можно желать, к нему можно даже приблизиться, но вот достичь - едва ли...
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Первые радости 1978 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Первые радости / Pervye radosti 1978, СССР, драма, история, мелодрама