Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII. Фильм 7. Виват, Анна Иоанновна!

Vivat, Anna!

2008, Россия, драма, история

Европа и Россия потрясены неожиданной смертью юного императора Петра II. Он скончался 14-ти лет отроду, не оставив после себя ни наследника, ни завещания. Кому же достанется корона Российской империи? Начинается ожесточённая борьба за власть. Выбрав Анну Иоанновну, тайный совет надеялся использовать её как марионетку и ширму для осуществления собственных корыстных планов. Но вельможи ошиблись - народу не по нраву восемь тиранов. Пусть будет тиран, но только ОДИН!

Продюсеры
Светлана Дружинина, Юрий Бабоченок
Актеры
Инна Чурикова, Алексей Петренко, Владимир Коренев, Александр Лазарев мл., Алсу, Данила Дунаев, Дмитрий Ульянов, Владимир Ильин, Дмитрий Харатьян, Алексей Жарков
HD
16+   2ч 37м КиноПоиск  6.4
Сериал Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII. Фильм 7. Виват, Анна Иоанновна! онлайн на Эмбликс

Галерея

Отзывы к сериалу 8

Ваша оценка
Ваша рецензия о сериале
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Увы, но в любом сериале, даже в «Игре престолов», наступает момент, когда «что-то пошло не так». Уже во втором сезоне, или в пятом, но в какой-то момент просто чувствуешь, что «уже не то», после чего сериал плавно скатывается в пародию на самоё себя. И зачастую, причиной этого становится стремление создателей угодить зрителю — в ущерб собственному видению. Причём нередко под мнением зрителя подразумевается банальная повестка на злобу дня.

Ещё до начала съёмок седьмой части цикла «Тайны дворцовых переворотов» Светлана Дружинина объявила, что хочет сделать свой фильм более интересным молодёжи. К сожалению, будучи дамой уже очень зрелой, она поняла этот интерес довольно своеобразно.

Как результат, в преимущественно разговорную драму про дворцовые интриги добавили боевиковости, но именно в понимании режиссера. То есть, а-ля гардемаринные драки-погони, жутко затянутые и не всегда к месту. Естественно, в ущерб собственно «играм престолов», на которых держался сюжет предыдущих серий. И тут недостатки первых 6 эпизодов просто-таки поперли наружу.

Первое. Явная ограниченность бюджета. Раньше это можно было объяснить тем, что снималось в 90-е, когда кинематограф на ладан дышал. Но тут-то уже работали в сытые нулевые, да еще и при известных нефтегазовых бюджетах (спасибо Алсу). Костюмы большей частью из совсем другой эпохи. Грим местами чистая халтура. Эффекты совсем дешёвые. Раньше это не так бросалось в глаза, но вот с ростом претензий… Как говаривал один комедийный персонаж эпохи создания первых серий «Тайн…» «В графин надо наливать или кипячёную воду, или наливать не воду». Такие фильмы надо снимать или дорого, или не снимать вообще.

Второе. У Дружининой явные проблемы с возрастом героев. По ощущениям, главным для нее была медийность актеров, а на остальное — плевать. Сорока-с-лишним-летний Харатьян в роли 20+ Долгорукого — это как? Его экранную жену, 15-летнюю в жизни, играет актриса в два раза старше. 26-летнюю (!) на момент событий Бенигну Бирон изобразили какой-то старухой! Анне Иоанновне тогда же едва стукнуло 37, а Инне Чуриковой на момент съёмок было уже больше 60. Бирон был старше императрицы, а Александр Лазарев-младший на более чем двадцать лет моложе своей партнерши, в результате чего они играют не любовников, а мать и сына, вступивших в противоестественную связь.

Инна Михайловна — украшение этого фильма. Талантище, способное даже из дырявого насквозь сценария вытащить максимум. Даже плоско прописанному персонажу добавить «мяса». Анна, судя по всему, была человеком не вполне нормальным — и актриса ну очень тонко это показала: диким взглядом, странными поступками, ненормальным смехом. НО! Даже в момент бесконечного восхищения игрой актрисы ты понимаешь, что перед тобой — именно Инна Чурикова, играющая Анну Иоанновну, потому что портретного сходства нет совсем. В предыдущих частях эту роль исполняла Нина Русланова, фактурно куда более на нее подходящая. По возрасту она даже моложе Чуриковой — так почему ее убрали? В противовес, кстати — Лазарев-Бирон: вот вроде тоже не особо похож на прототипа, но теперь герцога вижу только так и никак иначе. Их с Инной Михайловной совместные сцены — мои любимые в фильме. Как она лупасила его книгой по заднице! А когда они ломали комедию перед Сумароковым — я просто в голос хохотала.

Третье. Остальным исполнителям похвастаться совсем нечем. Но виноваты в этом, большей частью, не они сами, а откровенно слабый сценарий. Местами непонятно, шутят авторы или серьёзно. Действие временами скатывается в какую-то водевильщину. Видимо, Дружинина искренне полагала, что сработавшее в «Гардемаринах» сработает и тут. Вот только забыла, что на дворе — 21-й век, а не 80-е годы двадцатого. Ну и традиционная попа с диалогами. Эти вечные для отечественных сценаристов разговоры слепого с глухим!

(Позанимавшиеся сексом герои):

- Эрни, ты спииишь?
- Я думаю!
- Зачем тебе думать? Я же с тобой, любимый!
- Потому ты и со мной, что я иногда думаю!

(Реальный диалог из фильма)

О чём они вообще??? И такое вот пустое забивание хронометража разговорами ни о чём (вкупе с бессмысленным экшеном) — почти весь фильм.

Четвертое. По историческим документам. Ох уж эти исторические документы, где бы их увидеть? Но, видимо, нам их опять не покажут, потому как они ещё и секретные. Толком не объяснят, почему верховники оказались столь наивными и тупо поверили Анне на слово. Бирона выставили каким-то дурачком, озабоченным только своими «бубенцами» (хорошо хоть показали, за что Василь Лукича в итоге бросили в каменный мешок). Левенвольде зачем-то заменили Корфом. Конечно, впихнули вымышленную любовную линию, чем угробили эстетику предыдущих частей, где действовали, главным образом, реальные исторические личности. Ну а уж мысль «Хотели спасти любимую Россию от олигархов, а вместо них призвали нечто похуже» (сцена, когда Бирон, весь в черном, будто тот самый пресловутый черный лебедь, идёт по залу сквозь ряды гвардии — один из немногих по-настоящему красивых и стоящих моментов фильма) подана ну тааак топорно… И не был Бирон таким злодеем, как нам внушают!

Не знаю, что и в какой момент случилось, но уровень упал просто катастрофически. Дружинина погналась за новым зрителем, а в по итогу и его не приобрела, и старого разочаровала.

За Чурикову, Лазарева-мл. и несколько эпизодов

3 из 10

Спустя шесть лет после выхода фильма я таки добрался до него. Хотя друзья советовали не смотреть, дабы не травмировать нервы, я все же на это решился. Оказалось, что друзья были правы. Хотя в душе я таки надеялся, что фильм таки будет единым по духу с первыми шестью частями. Ошибался.

Здесь уже писали о ненужных погонях, ненужной Алсу, ее ненужных песнях и многом ненужном. Обо всем том, что можно вполне выкинуть, и вместо трехчасовой тягомотины с драками и перестрелками можно было получить нормальный исторический фильм с нормальной продолжительностью. Хотя, на счет нормальной историчности, я погорячился. С историчностью тут тоже проблемы. Да вообще много с чем проблемы.

Во-первых, исторические персонажи. Точнее их возраст. Анне Иоанновне на момент действий в фильме было 37 лет. Инне Чуриковой 65. И по Инне Чуриковой видно, что ей 65. Она гениальная актриса, но разве нельзя было найти актрису подходящую по возрасту. И что самое интересное, Бирон был на три года старше Анны Иоанновны. А в фильме его любовница называет ее старухой. Тогда и Бирона она должна считать стариком. Таже беда с генералом Юсуповым. Ему в 1730 году было 54 года. Т. е. на 17 лет больше, чем самой императрице. А на экране перед нами бегает, прыгает и рубит в труху разбойников эдакий 30-летний молодчик. И актеру Дмитрию Ульянову на тот момент, и в правду, было 36 лет. Такое чувство, что Светлана Сергеевна перепутала возраст персонажей. То, что 22-летнего Ивана Долгорукова, играет 48-летний Харатьян — это простительно. Харатьян, в конце концов, вечно молодой.

Теперь об обстановке. Почему казаки наряжены в одежду из тканей, на которой едва ли не написано «синтетика», почему курляндцы ходят в шлемах, в которых даже на первый взгляд нет металла, почему царапины на лицах будто сделаны из кетчупа? Неужели вместо ненужных слоу-моушен, компьютерной графики с куполами и прочей шелухи нельзя было сделать нормальные костюмы и грим. Кстати, у некоторых казаков и гвардейцев там усы отклеивались.

Ну и само повествование. Сумбурность и нелогичность поступков, и все та же ненужность, просто бьет фонтаном. Почему отец отправляет дочь мыть мужика, которого она впервые видит? Зачем карликам нужно выпускать его из тюрьмы? Откуда берется драка в трактире? Почему дрова в баню бабам таскает все тот же мужик? И, вообще, почему они моются в непротопленной бане? Кто-то скажет — мелочи. Так ведь многие из этих нелепостей вплетены в сюжет под видом ключевых. Хотя выбрось их, и ничего не изменится. Теже драки и погони я под конец просто проматывал. И мне без них все было прекрасно понятно. Гвардейцы в этом, именно в этом, фильме представлены как некий непонятный сброд, подчиняющийся некоему капитану. Такое чувство, что они слоняются везде, где захотят и время от времени заглядывают к императрице.

Ну, и нельзя обойти стороной штампы «Что ж ты молчал? Мне нужно найти ее», «В тайной канцелярии ты у меня заговоришь». Такое чувство, что Светлана Сергеевна перед этим голливудскими фильмами вдохновлялась.

Но во всем этом ужасе у фильма Дружининой есть оправдание. В один год с «Виват, Анна» вышли «Александр» и «Русичи», на фоне которых фильм Дружининой просто блистал историзмом.

Спустя два года после безмолвного выпуска этого фильма в прокат, мне наконец-то удалось посмотреть седьмой эпизод Светланы Дружининой из серии «Тайны дворцовых переворотов» под названием «Виват, Анна!». Для начала следует сказать, что я являюсь безоглядным фанатом киноэпопеи, затеянной «мамой» гардемаринов в середине смутных 90-х, в полное безденежье и упадок отечественного кинобизнеса. С упорством и любовью Дружинина в соавторстве со сценаристом Павлом Финном создавала 6-серийную историю о жизни и смерти маленького Петра II, замученного до смерти дворцовыми интригами, участников которых изобразили Сергей Шакуров, Александр Беленький, Алексей Жарков, Владимир Ильин и другие блестящие актеры. Промашки с кастингом у Дружининой случаются редко, промашки со сценарием еще реже. Таким образом, при почти полном отсутствии средств режиссеру удавалось приглашать лучших актеров на их роли почти за бесплатно, использовать в качестве декораций музейные экспозиции, доступ к которым многим кинематографистам закрыт даже за деньги, а из-за отсутствия денег на композитора приходилось вставлять в фильм мелодии Чайковского и Малера (Роман Дормидошин объявился только к пятому фильму). В итоге талант и харизма побеждают трудности и на выходе имеем крепкое, цельное и интересное историческое кино, у которого есть понятные трудности с прокатом, но нет таковых с телезрителем (мне же волею судеб удалось посмотреть часть киноэпопеи в кино). Естественно, на смерти Петра II Дружинина и не собиралась останавливаться, поскольку эпоха дворцовых переворотов не закончилась, впереди еще много интересного. И в 2008 году представила вниманию новый фильм, под названием «Виват, Анна!», повествующий о приходе к власти Анны Иоанновны и начала эпохи под названием «бироновщина».

Приступая к просмотру, я несколько недоумевал по поводу названия фильма, изначально заявленного в стилистике эпопеи как «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-й. Фильм 7-й. Виват, Анна Иоанновна!» и вдруг переименованного в «Виват, Анна!». Объяснив себе это тем, что фильм, скорее всего, пытались выпустить в прокат как самостоятельное произведение, а это вряд ли было бы возможно при первом варианте, я начал просмотр с легким сердцем, ведь это была та же Дружинина, тот же Финн, тот же Мукасей.

Увы, те да не те. Оказывается, для переименования была и иная причина: Дружинина почти полностью сменила стилистику фильма, подход к драматургии и постановке. И возможно, для этого были причины, но качество исполнения, честно говоря, мне непонятно. С легкостью творца Дружинина, на мой совершенно субъективный взгляд, существенно минимизировала все плюсы киноэпопеи.

Во-первых, предыдущие шесть фильмов были построены по совершенно простой формуле: главными героями являются исторические персонажи и только они, с ними происходят все перипетии, переживания, болезни и смерти. Перед глазами оживают Петр Великий в неожиданном исполнении Николая Караченцева, Меншиков, как одна из лучших ролей Сергея Шакурова, Наталья Егорова в роли Екатерины I, а кроме того семейство Долгоруких, барон Остерман, Петр II и другие интересные личности. Что мы видим в новом фильме? Замечательнейшим персонажам: Анне Иоанновне, в исполнении блестящей Чуриковой, и Бирону — Александру Лазареву мл. отведено катастрофически мало времени. Все остальное время занимают товарищи Юсупов, Сумароков и Мадлен, а также ее папа (уж, простите, не знаком с их историческими прототипами). Зачем? Это уже во-вторых.

Во-вторых, первые шесть фильмов были чем угодно, но не авантюрным кино. Им это и не нужно было: весь накал достигался при помощи сложных взаимоотношений персонажей, психологией их решений, а также личных и исторических последствий их решений. Видимо, желая наконец-то привлечь к фильму внимание прокатчиков, Дружинина удалила на второй план историю с психологией, введя в сценарий много-много (реально много) погонь, драк и любовных сцен. Для этой цели и понадобились, видимо, вышеупомянутые Юсупов, Сумароков и Мадлен. Из всего экранного времени, уделенного этим персонажам, вызывает интерес только история фанатичного до истерики противостояния первых двух, олицетворяющего, по видимому, то, как вечно борются в нас верность Родине и здравый смысл. Все остальное, включая все весьма однообразные погони, любовь Сумарокова и Мадлен, до ужаса надуманы и как будто вставлены в фильм в последний момент, поскольку к сюжету они никакого отношения не имеют. Как собственно и сам персонаж Мадлен в исполнении Алсу, непонятно зачем присутствующий в кадре.

В-третьих, как уже упоминалось выше, в первых шести фильмах музыка — это дуэт Чайковского с Малером, а позднее весьма неплохие композиции Романа Дормидошина (хотя и записанные в студии, судя по звуку, но это модно, см. Корнелюк). И этого достаточно, там и так информации на зрителя вываливаются тонны. Здесь же совершенно ни к селу, ни к городу присутствуют песни, причем безликие, вставленные в фильм неаккуратно, без начала и конца. Написаны они, судя по титрам, специально для фильма, видимо, чтобы дополнить дух авантюрного кино. Производят же они обратный эффект, поскольку звучат ни к месту, как и вышеупомянутые сценарные вставки.

В-четвертых, фильм добивает весьма странный монтаж: какие-то немотивированные вставки одних и тех же кадров в разных частях фильма, общее ощущение недоделанности и спешки.

В итоге, мы имеем небольшую часть хронометража, которая все же отведена под то, чем раньше были «Тайны дворцовых переворотов». Это те самые дворцовые интриги и хитросплетения, интересно прописанные и прекрасно поставленные. Это те самые исторические персонажи, сыгранные настолько хорошо, насколько позволило экранное время, а Чурикова даже в таком хронометраже умудрилась создать по-настоящему запоминающуюся личность, хорош и Лазарев-мл. Исторические эпизоды в общем и целом прекрасны, по-дружинински веселы, ироничны, немножко гротескны и нервозны, а почерк мастера в своем деле чувствуется за версту. И конечно, замечательный Шалевич, читающий закадровый текст, который уделывает своей харизмой добрую половину персонажей. И это все.

Прошу меня понять, я не против авантюрного кино, я всеми руками за. Я фанат «Гардемаринов» и «Мушкетеров» до конца моих фанатских дней. Но наследием легендарного фильма, от которого этому произведению досталась только часть названия, и не пахнет, поскольку авантюрная составляющая не является здесь частью сценарного узора, как это было когда-то в тех самых «Гардемаринах». И зачем было делать это так топорно человеку, который съел на этом не одну собаку, и зачем было делать это с фильмом, который изначально как авантюрное кино и не предполагался, мне ну совершенно непонятно.

Да простит меня за этот отзыв Светлана Сергеевна, к которой я относился и отношусь с уважением. Я по-прежнему благодарен ей за «Гардемарин» и «Тайны дворцовых переворотов». Но «Виват, Анна!» я к своему глубочайшему сожалению пересматривать больше не буду. Ну, только в том случае, если выйдет режиссерская версия, в которой не будет заигрываний с прокатчиками, а вернется та самая блестящая киноэпопея, которая так дорога зрителю.

Разочарован. Ожидал большего… Можно было бы на этом закончить, т. к. в этих словах заключается ключевой вывод. Всё в точку. Я с нетерпением ожидал просмотра 7-го фильма и какое было моё разочарование на первых минутах. Что это?! Очередной низкопробный сериал? Что это за игра актёров?! Что за главные герои?! Это фильм Дружининой?! Что случилось? Я останавливал просмотр фильма несколько раз (!), но всё же осилил себя досмотреть до конца…

Ощущение как смотришь что-то схожее с закатом Мушкетеров, Утомленных или Неуловимых… Когда в попытке выдержать марку за большие деньги получаешь полный провал. Если предыдущие фильмы ставили во главу фильма игру основных исторических лиц (Петр, Екатерина, Меньшиков, Петр 2), то этот фильм с половиной сюжетов о любви солдата и деревенской девушки — никуда не годится.

Спецэффекты, замедленная съема, электромузыка,.. . как уже было сказано в предыдущих рецензиях — не к лицу такому фильму. Не этого мы от него ожидали. Да куда там той же скачке с теми гонками из «Гардемарин»?! Да куда там сюжетной линии музыки Фильма 7-го или песни Алсу к тем, уже ставшим классикой, композициям из Гардемарин. К сожалению, не в восторге от Чуриковой — Русланова по ходу предыдущих фильмов хорошо зарекомендовала себя и другой я не ожидал.

И что это за императрица, которая пряталась за стул, которая при людно в конце кричала Бирону: «иди ко мне, радость моя…», обнивалась?! Негоже так было портить игру. В который раз убеждаюсь в богатстве русской культуры, русской души и актёрской игре на пределе. Именно актёрская игра «вытянула» на верх почета и уважения предыдущие фильмы. Шакуров, Никитина, Веркеенко — отлично вжились в свои роли. Их актерской игры очень не хватало.

Да, остались в 7-м фильме Ильин, Жарков и Харатьян, но в большей части они уже играли второстепенную роль. Без критики к Ильину (браво!) все остальные актёры, которые были в предыдущих фильмах, были удивительно не похожи на себя.

В целом, Фильм 7 в их актерской биографии, — не самый удачливый, как по мне.

Титры с участием Алсу подпортило сразу же настроение; к её эстрадному творчеству отношусь положительно, но извольте… кино — это совсем другое и не каждому дано. Песня, титры, передний экран игры иронически заставлял подсмеиваться, мысленно добавляя в текст фильма: «За эти несколько секунд показа титров с именем Алсу было заплачено 10% бюджета фильма», «За включение песни в фильм было профинансировано 50% бюджета фильма»… Вы знаете, — лучше б бюджет фильма был как меньше (по ходу, 7-й фильм самый бюджетный) да актёры получше, чем так…

Все предыдущие игры поставлены на пронзительно чувствительной игре актёров, исторической экспозиции и хорошей костюмерной постановке.

После просмотра «Виват, Анна!» и особенно прочитав аннотацию по будущему 8-му фильму, задумываешься, неужели мы уже больше не увидим того великолепия игры матёрых актёром в комбинации с яркой игрой новых, зажигающихся звёзд. Неужели деньги правят миром и гонка за голливудским mass market`ом, спецэффектами и протежированием псевдо-актёров одержит верх над высоким российским киноискусство?! Тайны дворцовых переворотов не о пастушках и солдатах, не о плаксивой любви и о кунг-фу с вилами и саблями… Это фильмы об исторических событиях, трагедии и победе исторических лиц, которые вершили судьбами тысячи людей, народов России и вершили не только её судьбу, но и расклад сил во всей Европе.

Этого не хватало в 7-м фильме, и как понимаю, не стоит уже ожидать от 8-го.

Не могу не восхищаться все-таки талантом Светланы Сергеевны, необходимо отдать ей должное за все Гардемарины, Тайны дворцовых переворотов, за то как она в разные наши эпохи смогла преподнести этот период во всей, как исторической, так и художественной, красе. Дай Бог ей здоровья и возможности показать не одну серию Тайны дворцовых переворотов в той линии, которая была проложена первыми 6-ю фильмами. Не могу дождаться восхождения императрицы Елизаветы (предполагаю, что Дружинина на этом хочет закончить серию фильмов «Тайны…», т. к. далее идёт эпоха Гардемарин), хотя есть о чем рассказать и об эпохе после Елизаветы (становление Екатерины Великой), и об эпохе Петра Великого (там тоже достаточно было много схожего в переворотах).

Я поражался как в период кризиса 90-х годах, Дружинина могла находить средства для финансирования своих проектов «Гардемарины» и «Тайны» и надо отдать должное тем, кто согласился профинансировать её фильмы. Мы никогда не забудем уже эти фильмы и те лица исторических персон, которые были изложены в её фильме в обличии известных и новых актёров российского кино.

Такие фильмы хочется смотреть снова и снова. «Виват, Анна», к сожалению, не входит в их число.

Многие лета Светлане Игоревне и да прибудет с ней сила и вдохновение не растерять тот пыл и жилку, которая была при предыдущих фильмах!

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII. Фильм 7. Виват, Анна Иоанновна! 2008 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Европа и Россия потрясены неожиданной смертью юного императора Петра II. Он скончался 14-ти лет отроду, не оставив после себя ни наследника, ни завещания. Кому же достанется корона Российской империи? Начинается ожесточённая борьба за власть. Выбрав Анну Иоанновну, тайный совет надеялся использовать её как марионетку и ширму для осуществления собственных корыстных планов. Но вельможи ошиблись - народу не по нраву восемь тиранов. Пусть будет тиран, но только ОДИН!

Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII. Фильм 7. Виват, Анна Иоанновна! / Vivat, Anna! 2008, Россия, драма, история