Тени исчезают в полдень

1971, СССР, драма

История небольшой деревни Зеленый Дол, затерявшейся в таежной глуши, стала отражением судьбы огромной страны. Перед зрителем разворачивается широкая панорама народной жизни: от разгрома белых банд Колчака до первой борозды трактора на колхозной меже, от первых выборов в Верховный Совет до проводов зеленодольцев на фронты Великой Отечественной войны, от трудового подвига женских рук в тылу до Дня Победы, до первого послевоенного хлеба.

HD
16+   1ч 6м КиноПоиск  8.1 IMDb  7.5
Сериал Тени исчезают в полдень онлайн на Эмбликс

Захар Большаков

Захар Большаков

Сезон 1 Серия 7, 22 февраля 1972
Захар Большаков

Пистимея говорит, что нужно бежать. Но Устин сходит с ума. Ему мерещится Фёдор, который смотрит ему прямо в глаза. "Федька! Отвороти глаза-то, отвороти глаза-то!". Потом идёт в погреб и стреляется. После этого Илья и Пистимея поджигают дом и убегают. Весной в дом Захара приезжает настоящая мама Миши Татьяна Васильевна и хочет забрать его в Москву, но мальчик убегает обратно с вокзала домой. Тогда ей приходится остаться в деревне, чтоб мальчик к ней привык. Но он категорически отказывается носить свою настоящую фамилию — Павлов. Умирает Анисим Шатров. Перед смертью просит похоронить его рядом с Марьей Вороновой, потому что всю жизнь любил только её. Митя Курганов никак не хочет принять решение отца уйти из семьи. И всячески "цепляет" Клавдию и Фрола. В конечном итоге, уезжает в город, и устраивается на хорошую работу. У Вари и Егора рождается сын Фёдор. Захар добивается строительства моста через Светлиху. В городе Большаков встречает Митю, и у них происходит серьёзный разговор. После чего Митя возвращается в колхоз. После окончания строительства моста — у людей праздник. Захар поздравляет всех, и вспоминает Марью. "Не знаю, как вы, а я сегодня нашу Марью вспомнил! Как бы она радовалась!". Потом корреспондент просит сделать фото передовиков. Но в колхозе нет отличившихся. Все передовики. Когда все готовятся фотографироваться, зовут в свои ряды и Татьяну Васильевну. И ставят её рядом с Захаром и Мишей. Захар и Татьяна переглядываются и улыбаются друг другу. Отсюда становится ясно, что они симпатизируют друг другу.

Трудная зима

Трудная зима

Сезон 1 Серия 6, 21 февраля 1972
Трудная зима

Пётр Иванович продолжает своё расследование. Он уже догадался, кто такой Сидор Фомичёв, но не говорит никому. Придя в гости к Анисиму, выспрашивает всё про Устина. Юргин на собрании выдвигает на пост председателя Устина Морозова, но тот отказывается. А в колхозе тем временем начинает умирать скот из-за голода. Не хватает сена. Захар, проходя мимо дома Фрола, видит, как тот грузит своё сено на сани. И думает, что тот повёз его продавать. Но это не так. Фрол безвозмездно привозит его в колхоз. И его примеру последовали другие жители. Устин же ещё летом припрятал у опушки леса три стога сена. Но Егор находит их и привозит. За это Устина снимают с бригадирства. Фрол, не в силах бороться со своими чувствами, приходит к Клавдии. Та принимает его, и они начинают жить вместе. Стеша просит помощи у Захара, чтобы он поговорил с мужем. Но понимает, что сама виновата. Варя встречается с Егором, но Устин заставляет флиртовать с Митей Кургановым, чтобы досадить Ирине. Варя пытается, но не может. И в конечном итоге — уходит жить к Егору. Пётр Иванович собирается уезжать. Устин вызывается его отвезти, и хочет погубить. В дороге Смирнову становится плохо, и он просит остановить лошадь — отдышаться. Но Морозов ещё сильнее разгоняет, и говорит чтоб тот прекращал своё расследование. "Что ты всё роешь, как свинья под деревом?". А тем временем, Фрол понимает, что Устин задумал неладное. И вместе с Захаром они едут следом. По пути в снегу находят Петра Ивановича, который просит остановить и задержать Устина. А Морозов придя домой, говорит Пистимее, что он сорвался. Это конец. "Всё Серафимушка! Сорвался я. Это конец!"

Речные звёзды

Речные звёзды

Сезон 1 Серия 5, 18 февраля 1972
Речные звёзды

Клавдии приходит похоронка на Фёдора. Но она не желает верить в его смерть, и ждёт его. Пользуясь случаем, Пистимея уговаривает её прийти в молельный дом, взмолиться. После окончания войны возвращаются с фронта сельчане Зелёного дола — Фрол Курганов, Лукин Андрей, Колесников Филимон и др. В колхозе праздник. При уборке оставшегося сена, Илья Юргин пытается настроить колхозников против председателя. Но это ему не удаётся. За что Митя Курганов жестокого пошутил над ним. В это время в колхозе вспыхивают чувства у Иришки Вороновой и Митьки Курганова, у Вари Морозовой и Егора Кузьмина. Варя всячески пытается отказаться от чувств Егора, но не может. Во время праздника 30-й годовщины Октября приезжает редактор газеты, Смирнов Пётр Иванович. И говорит, что хочет написать книгу о зеленодольцах. Также говорит Захару Большакову, что Фёдора Морозова убил некий Сидор Фомичёв. Варя тем временем читает со сцены стихотворение «Жди меня»... Клавдия разговаривает на речке с Фролом. И между ними вспыхивает симпатия. Промучившись несколько дней, Фрол приходит к Клавдии, и намекает на свою любовь. В это время входит Стеша. Мальчик Миша изъявляет желание остаться в Зелёном Доле с Захаром Захаровичем Большаковым.

Марьин утёс

Марьин утёс

Сезон 1 Серия 4, 17 февраля 1972
Марьин утёс

Устин наведывается в гости к Наталье Филипповне Меньшиковой. Во время разговора с ней он напоминал ей всячески о том, что она — кулацкая дочь, и пугал тем, что с ней могут сделать. Потом Устин, узнав о том, что к ней захаживает Егор, напоминает тому про случай с мукой, про кулацкую дочь, и якобы то, что Захар жалуется. Егор понимает его, и отходит от Натальи. Электромонтёру Андрею, проводившему в деревню радио, приглядывается Наталья, и он приезжает к ней в гости, чтобы увидеться. Во время одной из таких поездок он дарит ей платок. Наталья рада и счастлива, глаза сверкают наконец-таки счастьем... Тут, как гром среди ясного неба, приходит новость о том, что началась Великая Отечественная война. Фёдор и Глаша играют свадьбу, и именно в этот день Фёдору вручает повестку из военкомата Захар Захарович. Потом Фёдор попадает в немецкий плен и встречается там со своим отцом, который работает старостой у немцев, и уже вновь с новым именем. Отныне он — Фомичёв Сидор. Рьяно он пытается доказать правоту своих действий и поступков, и говорит сыну всю правду о себе, своём прошлом, и настоящем своём имени. Фёдор ему с презрением говорит : "Гнида ты, гнида. Живым оставишь — я тебя первым... Я тебя, гада, из-под земли достану. Не уползёшь... Я тебя, гада, из-под земли достану, я тебя всё равно, я тебя гада, я тебя гада..." Тот, не выдержав, убивает своего сына, а потом, через некоторое время, в ходе разговора с Демидом Меньшиковым, который также работает на немцев, убивает из пистолета и того.

Горькое счастье

Горькое счастье

Сезон 1 Серия 3, 16 февраля 1972
Горькое счастье

Захар во время страды подходит к Стеше, и говорит, что заедет за ней, та соглашается, но сразу после того, как Захар уезжает, Фрол под пристальным и внимательным взглядом Устина подходит к ней, и предлагает Стеше встретиться. Она, после некоторых раздумий, идет к Фролу на сеновал. Она признаётся Фролу в том, что любит именно его, а Захар — "как телёнок", потому, что он председатель, и ей повезло, раз такое дело. Захар женится на Стеше, но свадьба неожиданно срывается, когда Стеша убегает к Фролу. Теперь Фрол и Стеша вместе. Подрастает сын Морозовых Фёдор, который мечтает стать лётчиком. В деревне приземляется самолёт, и Фёдору удалось полетать на нём. Цивилизация доходит до Сибирской деревни - проводят радио. Проходят выборы Верховного совета СССР.

Пришлые люди

Пришлые люди

Сезон 1 Серия 2, 15 февраля 1972
Пришлые люди

В начале серии показано, как Фрол приходит пьяным к дому Марьи с помощью Филиппа и Демида Меньшиковых, и прикидывается, что его зарезал Анисим. Марья открывает дверь, и в дом врываются Меньшиковы, и забирают Марью и её дочь. Фрол остался лежать на земле. Потом, придя в себя, пошёл вслед за ними. На горе у пропасти Филипп поднимает камень, но не может бросить в голову, глядя в её глаза. Марья ему говорит: "Ну что ж ты дрожишь-то, а? Ну бей! Что у тебя руки то дрожат! Ну? Я тебе и мертвая поперек дороги стану!". На это он отвечает: "Отвороти глаза-то, отвороти", и просит Демида закрыть ей лицо, чтобы не видеть. Фрол переплывая через реку кричит, но его не слушают. Филипп убивает Марью, и Фрол, переплыв реку всё это видит, но сделать уже ничего не может и не успевает. После этого Филипп с Демидом решают, чтобы Демид уехал из здешних мест навсегда, а Филипп остаться должен. Во время их разговора в лодке плыл спящий Фрол, и Филипп предупреждает того: "И, гляди, Фролка. По одной плашке теперь ходим. Переломится — вместе загремим. Ясно?". Анисим находит в расщелине дочь Марьи, берет её на воспитание. Некоторое время спустя, Анисим подводит Филиппа к той же самой горе, где была убита Марья, и говорит Филиппу в лицо: " Ну! Узнаешь место гад? Говори молитву, говори молитву!" Анисим мстит за Марью, и убивает Филиппа, столкнув того с обрыва. По прошествии времени, Демид приходит к Захару Большакову - председателю колхоза и начинает пытать, чтобы тот рассказал, где его брат. Привязали Захара к лошади и начали возить по снегу, вмешался Фрол, помог тому выпутаться. После того, как выписали из санчасти Захара, Анисим ему рассказал, что это он убил Филиппа и что на месте Захара его должны были привязать к лошадям. Демид же нашёл Клычкову, Жукова и Тараса. Вместе они решают: как быть дальше, куда идти, где обосноваться, и как найти и через кого подход к председателю колхоза. Ушли они в путь, и среди других переселенцев нашли людей с документами, убили их и теперь они уже с документами под чужими именами. Константин Жуков теперь — Морозов Устин Акимыч, а Клычкова Серафима теперь — Морозова Пистимея Макаровна, а Тарас уже не Тарас, а Юргин Илья. Прибывают они в деревню, и в колхоз их принимает Захар Захарович Большаков. Устин потом становится героем, сумев спасти муку на растаявшем льду и тем самым снискав уважение Захара и остальных мужиков. Потом Устин находит Фрола, и припоминает всё тому. Фролу же теперь опять приходится под неволей быть и слушаться.

Красная Марья

Красная Марья

Сезон 1 Серия 1, 14 февраля 1972
Красная Марья

Первая серия начинается с той картины повседневной жизни, которая была в начале XX века в России. Богатые, зажиточные люди, позднее — кулаки, сидят дома у Меньшиковых, едят, выпивают и разговаривают о том, какой из них кулак лучше, кого уважают и о том, какие нынче крестьяне. Среди лиц присутствует и Анисим, который любит Марью. Он спорит на то, что если она убьет медведя и принесет гладкую его шкуру, то женится на ней и мельницу отдаст. Дает срок ей управиться в 3 дня. Марья возвращается с добычей, цела и невредима, но уходит от Анисима, уплывая на лодке со своей дочкой. Чувства его остаются при себе, но он не может её уговорить остаться. Далее нам показывают пышные гулянья в доме Клычкова. Он при всех присутствующих завещает своей дочери Серафиме все золотодобывающие рудники, и приказывает всем целовать её сапог. Константин Жуков отказывается это делать. Серафима это запомнит, и в дальнейшем припомнит ему об этом. В стране тем временем начинается революция, и гражданская война доходит и до Сибирской деревни. Марья становится руководителем партизанского отряда. В её отряде и славный удалой Фрол, который неравнодушен к Марье. Но потом, по прошествии времени, он возвращается к белым. Константин Жуков и Серафима тем временем скрываются в лесах и все-таки находят убежище в монастыре. Там они для всех решают стать мужем и женой. Филипп Меньшиков попадает к красным, и его начинают раскулачивать и допрашивать. Он думает тем временем, как избавиться от Марьи, и подстрекает на это дело Фрола, который в итоге соглашается пойти к ней домой, чтобы та впустила его.

Галерея

Интересные факты 3

В 5-ой серии фильма неоднократно появляется автомобиль ГАЗ-69, который производился с 1952 по 1972 год. При этом события происходят не позднее 1947 года, на что указывают плакаты с надписью «Да здравствует 30-я годовщина Октября!». Так же на концерт по случаю праздника приезжает автобус ГЗА-651, который появился в 1949 году.
Сериал поставлен по одноимённому роману Анатолия Иванова.
Съёмки фильма проходили в Красноуфимском районе Свердловской области России, в окрестностях посёлка Сарана.
Актеры 10
Съемочная группа 2

Отзывы к сериалу 7

Ваша оценка
Ваша рецензия о сериале
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

После прочтения романа «Тени исчезают в полдень» с интересом посмотрела сериал. Если в книге больше всего захватывает само действие, то в фильме — образы героев. Благодаря игре актёров они получились очень объёмными и неоднозначными. Анисим Шатров (Лев Поляков) всю жизнь пытался искупить свою косвенную вину в гибели Марьи. Замкнутый, нелюдимый, он словно стал незримым защитником Зелёного Дола. И сколько же благородства и непроходящей боли в его взгляде! Нину Русланову сложно назвать красивой, но от её героини Марьи Вороновой просто невозможно отвести глаз. Как она была прекрасна, бросив к ногам Анисима добытую шкуру медведя, и сколько смелости и гордости было в ней, связанной на утёсе. В роли Захара Большакова невозможно представить кого-то, кроме Петра Вельяминова. Он не играет, а просто является единым целым со своим героем. Устин Морозов (Сергей Яковлев) неожиданно получился очень обаятельным героем, которому невольно сопереживаешь. Оказалось, что на протяжении всей жизни он пытался понять, в чём её смысл, и погиб, именно отчаявшись его найти. В конце фильма авторы несколько изменили судьбы некоторых героев, подарив счастье им и порадовав зрителей. За это хочется сказать отдельное спасибо.

Я читал «Тени», катаясь в автобусе по Европе. Может быть, как раз этим обусловлено возникшее ощущение — это одна из самых русских книг на моей памяти. Шут с ней идеологией, коей в книге предостаточно (а можно ли было в те времена не касаться ее?), тут надо смотреть на то, как показана русская деревня (Зеленый Дол) и природа (утес, Светлиха, леса, топи, луга) впитывать, пропуская через себя, описание народа.

- Как ты не мог понять тогда — любовь не продается, не покупается! И силой не возьмешь ее. Она даром отдается.

Характеры и внешность героев схвачены так, словно это не придуманные образы, а реально существовавшие люди (и понятно, почему, например, утес, где проходили съемки фильма, переименовали в Марьин, а на реальном утесе-прототипе на Алтае установили памятник Вороновой — настолько мощную легенду создал автор, так тронул струны души, так угадал что-то народное, вечное). И люди эти точно такие, как у Лермонтова: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!» Богатыри, титаны, глыбы, высеченные из камня. Гнут их предатели, мучители, беды, а не ломают. И даже те, кого повергает подлый враг, своим примером, памятью о себе бьют этого самого врага еще шибче.

И неудивительно, что книга, так увлекающая, дарящая такое мало с чем сравнимое наслаждение в процессе чтения, получила почти идеальное киновоплощение в виде ставшего культовым у нескольких поколений сериала-саги, где едва ли не все актеры подобраны так удачно, словно это с них Иванов писал своих героев: и фантастическая Красная Марья (Нина Русланова) с ее бешеной энергетикой, и мягкий, но вместе с тем волевой Захар Большаков (Пётр Вельяминов), и магическая Серафима-Пистимея (Александра Завьялова) с одним из самых невероятных взглядов в истории советского кино, и суетливый пустобрех Тарас-Илья «Купи-продай» (Борис Новиков), и подлая Стеша (Элеонора Шашкова), и противоречивый Фрол Курганов (Валерий Гатаев). А вот один из центральных персонажей романа Устин Морозов (Сергей Яковлев) не вполне удался: в моем понимании он еще мрачнее, еще злее и гаже.

- Через год погибла и сама дочь, незаметно, без слез, отправившись на фронт мстить за своего мужа, за этого невидного зеленодольского парнишку. Очевидно, для нее он был самым видным на свете.

Самый интересный герой и книги, и фильма — Фрол. Марья и Захар — исключительно положительные, как Пистимея и Устин с Меньшиковыми — исключительно гадкие, подлые, гнилые. С ними все ясно. А вот Курганов — другой. Он до самого конца мечется, в его душе всю муторную и тяжкую жизнь идет сражение сил добра и зла. И, конечно, он один из титанов.

К прекрасному сериалу можно предъявить разве что несколько претензий в плане того, что обошли стороной несколько важнейших пластов книги: почти не показали одну из главных тем — отвратительную деятельность сект; сгладили грешки молодости Кости Жукова, будущего Устина, не показали, как он страшно убивал, будучи немецким старостой, Полюшку; менее жестко показали сцены с убийством Марьи и актами покорности Серафимы мужу. Но это можно объяснить цензурой, сейчас бы это были сами лакомые для зрителя, рейтинговые куски.

- Та девчонка, что на костре жгли, на горячих углях, — соплюха ведь была, горшком пахло еще от нее. У нее уже волосья затрещали, полыхнули огнем, а она голову вскинула: «Тятенька, ты учил меня стоя умирать». Стоя! Или не помнишь, забыл?! И они стояли все.

Впечатление от романа в итоге не смогли перебить ни Париж, ни Бельгия, а я еще полгода искал «Вечный зов», пока не купил два тома в Москве. Многие говорят, что «Зов» (и кино, и книга) еще круче. Мне пока не верится. Куда круче-то?

P.S. Если трилогия А. Н. Толстого «Хождение по мукам» посвящен непосредственно Революции и Гражданской войне, то сага «Тени исчезают в полдень» повествует о борьбе красных и белых, которой нет конца не только в тридцатых, но и после войны, в мирное время. И борьба эта, как иной раз кажется, возможно, не окончена и сейчас.

8 из 10

«Тени исчезают в полдень» — советская драма, состоящая из мини-сериала, который был снят в 1971 году. Данная кинолента очень сильная, жизненная и правдоподобная. Она раскрывает истинную правду, как жили советские люди и что им приходилось пережить. Фильм несомненно имеет кинематографическую ценность, и я его оцениваю положительно, более того, считаю, что «Тени исчезают в полдень» — это золотая коллекция и гордость советского кинематографа.

Мы видим жизнь героев, который жили в таежной деревушке. Бедные, советские люди ничего кроме работы и слез не видели. Их счастье было мимолетно. Они пережили сначала гражданскую войну белых и красных, а затем ужасное время Второй мировой войны. Мы видим судьбы героев, как они боролись и строили свой маленький мир, но среди них поселилось гнилое яблоко в лице бывших аристократов, которым пришлось жить бедно и забыть свои богатства…

Данный фильм очень трогательный и замечательный. Он снят масштабно и достойно, и при просмотре это ярко чувствуется. «Тени исчезают в полдень» — это сама жизнь советских людей, переживших ужасные времена войны. Режиссура была сильная у картины, и актеры все сыграли правдоподобно и чисто. С детства мне больше всех запомнилась Александра Завьялова, которая сыграла Пистимею. Она просто шикарно сыграла главную отрицательную роль, и теперь эта актриса у меня всегда ассоциировалась с этой ролью. Борис Новиков весьма глубокий актер. Он сыграл и комичного героя, и где надо драматичного. Фраза его смешного героя «Залетишь под Фанфары» мне запомнилась на всю жизнь. Галина Польских чудесная, советская актриса, и в этом фильме она была такая юная и милая, и было приятно на нее такую посмотреть. Ее роль была интересная и сильная, героини много пришлось пережить. Сергей Яковлев тоже шикарно сыграл истинного злодея, и после фильма мне хорошо запомнился. Что касается Пётра Вельяминова, то он прекрасный, советский актер, и снялся в двух моих любимых советских сериалов, еще в «Вечном зове».

Этот фильм просто потрясающий. Он глубочайший и точно раскрывающий то время и проблемы того времени. Герои истории были настоящие личности, и смотреть эту киноленту было действительно интересно. Режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков создали бессмертный, советский подарок.

10 из 10

Большой заголовок, не спорю. Придумывая его, мне хотелось показать именно цитату. А цитат много. И эта вспомнилась первой.

Уж не знаю другого фильма и другой книги, которая так вселяет человека в происходящее. Так приятно становится брать книгу и окунаться в мир Зеленого Дола, деревеньки, каких сотни. И так же приятно включать телевизор и… смотреть экранизацию.

Говорить тут мало. Я мог бы рассуждать о минусах… но не в этом фильме. Не хочется их замечать (может быть, потому что их нет?). Шикарная картина. Все умело выстроено режиссерами Краснопольским и Усковым (которые сняли еще и «Вечный зов» — не будем забывать)

Что обращает на себя внимание, так это постройка моментом и глав как бы «по времени». То есть сначала идет колчаковщина, потом годы после нее, приезд Жукова-Морозова, Серафимы-Пистимеи и Тараса-«Купи-продай», жизнь, Великая Отечественная и т. д. В книге все это — то, что сейчас называют флэшбеками.

Ну, что еще сказать? Все великолепно…

10 из 10

Отлично! И плюс такая же оценка «Вечному зову».

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Тени исчезают в полдень 1971 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

История небольшой деревни Зеленый Дол, затерявшейся в таежной глуши, стала отражением судьбы огромной страны. Перед зрителем разворачивается широкая панорама народной жизни: от разгрома белых банд Колчака до первой борозды трактора на колхозной меже, от первых выборов в Верховный Совет до проводов зеленодольцев на фронты Великой Отечественной войны, от трудового подвига женских рук в тылу до Дня Победы, до первого послевоенного хлеба.

Тени исчезают в полдень / Тени исчезают в полдень 1971, СССР, драма